Выставка стала частью фестиваля "ПушкинFest", который проходит на всех площадках музея и дает возможность по-новому взглянуть на творческое наследие великого поэта.
Всероссийский музей А. С. Пушкина обладает уникальной коллекцией иллюстраций к сказкам Пушкина и эскизов к театральным постановкам по его произведениям. Истории создания и издания пушкинской поэмы посвящен первый раздел выставки, где можно увидеть портреты современников поэта — В. А. Жуковского, А. Н. Тургенева, Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского, А. А. Шаховского. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, изображен рядом со своим любимым псом Русланом. Разнообразные книжные издания и журналы представляют круг чтения Пушкина: от классиков иностранной литературы — Вольтера, Ариосто, Макферсона, Лафонтена до произведений соотечественников — Карамзина, Жуковского, Батюшкова и других.
Следуя за поэтическим вдохновением Пушкина, знакомство с сюжетом поэмы начинают с иллюстрации И. Н. Крамского к прологу, где рядом с «котом ученым» художник изобразил самого поэта. Здесь лес с лешим и русалкой, избушка на курьих ножках, выходящие из морских вод витязи, колдун, несущий по воздуху богатыря, царевна в темнице, Баба Яга в ступе, Кащей со своими сокровищами... Каждый фрагмент этого «раздробленного» фантастического мира может быть развернут в самостоятельную сказочную историю.
Центральное место по праву занимают иллюстрации к поэме замечательных русских художников XIX–XX веков. Среди них шедевры И. Я. Билибина, К. А. Коровина, Б. М. Кустодиева, С. В. Малютина и К. А. Сомова.
Среди петербургской «рассеянной жизни» и всех ее «очарований» театр был наиболее сильным впечатлением для молодого поэта. Совершенное искусство Екатерины Семеновой, блистательная воздушность танца Авдотьи Истоминой, успехи юной Александры Колосовой, красота Елены Сосницкой пробуждали в нем вдохновенные строки. На полях черновиков «Руслана и Людмилы» — многочисленные рисунки: ножка в балетной туфельке, фигурка танцующей балерины, головки «богинь» театральных подмостков.
На выставке показано наиболее блистательное театральное и кинематографическое воплощение поэмы в XIX–XX веках. Живописные эскизы театральных декораций, созданные художником Императорских театров А. А. Роллером, погружают зрителя в волшебный мир пушкинских фантазий. Интересна ироничная графика театрального художника и архитектора В. А. Гартмана. Мастерски исполнены акварели Е. П. Пономарева. Подробнейшие эскизы театральных костюмов А. М. Горностаева заставляют вспомнить о былинных истоках поэмы.
Музыка Глинки к опере «Руслан и Людмила» — прославленная «Увертюра» и «Марш Черномора» внесут незабываемый аккорд в гамму впечатлений. Они прозвучат в видеоколлаже, составленном из фрагментов художественных фильмов разных лет. Это двухсерийный фильм Александра Птушко «Руслан и Людмила» (Мосфильм, 1972), а также менее известные, но не менее зрелищные фильмы режиссеров Владислава Старевича (1915) и В. Невежина и И. Никитченко (1938). Последний снят на черно-белой пленке и стилизован под немое кино: герои на экране лишь изображают все то, о чем говорит закадровый голос.
В экспозиции — фотопортреты знаменитых певцов в образах героев оперы М. И. Глинки: Н. И. Забела-Врубель (1904–1911 гг.) и А. В. Нежданова (1911) в роли Людмилы; С. Г. Власов и И. А. Мельников (1871) в роли Руслана (1906); А. П. Крутикова (1886) и Т. И. Синявская в роли Ратмира (1979); Ф. И. Стравинский и Ф. И. Шаляпин в роли Фарлафа (1917 (?)).
Кажется, давно бы пора поэме Пушкина перейти в разряд «детского чтения», но она не перестает удивлять читателей всех возрастов своими новыми и весьма неожиданными гранями. Именно в этом разнообразии и неувядающей новизне впечатлений, по мнению авторов выставки, и состоит ценность «Руслана и Людмилы» — ироничной литературной сказки для взрослых.