13 октября 2016 10:51      5714   Виктория Москалева

Цвет и свет: как строят город будущего на Lexus Hybrid Art

На протяжении двух недель в ЦВЗ "Манеж", в буквальном смысле, будут строить город будущего. "Кирпич" в его основание сможет заложить каждый пришедший на Lexus Hybrid Art. Известная своими ежегодными проектами выставка, посвященная современной культуре, дизайну и технологиям, впервые за шесть лет покинула столицу и перебралась в Петербург, чтобы представить работу известного дизайнера и художника, футуролога и публициста, Дугласа Коупленда.
Читать в полной версии

Бренд Lexus, ассоциирующийся исключительно с автомобильным бизнесом, в 2010 году создал крупный культурный проект. Обладая большими возможностями и ресурсами, компания решила интегрировать с искусством, открывая новые горизонты в сфере дизайна, и таким образом, привлекая к себе интерес с другой стороны.

В течение шести лет выставка Lexus Hybrid Art ежегодно проходила в Москве, традиционно лишь меняя локацию – от ВДНХ до центра Art-Play. Седьмой проект, посвященный гибридному искусству, переехал в Северную столицу и выбрал одного героя, в то время, как раньше в рамках выставки зрителям удавалось увидеть параллельно работы сразу нескольких гуру и новичков актуального искусства и дизайна. Идеологом этого года стал канадец Дуглас Коупленд, известный в России в первую очередь как автор, выстрелившего в начале 90-х, романа "Поколение X".

Коупленд успешно начинал с работы в области промышленного дизайна, сотрудничал с разными периодическими изданиями, где публиковались его размышления о поп-культуре поколения (переродившиеся в тот самый "книжный бестселлер"), а позднее - рассказы о работниках корпорации Microsoft, впоследствии, также объединенные в книгу. Приближенность к гениям технического прогресса, сделала из Дугласа Коупленд практика философии футуризма и исследователя будущего в пространстве настоящего. Это  и объясняет его сотрудничество с Lexus Hybrid Art, темой которой в этом году стало "Предвосхищение".

Проект Коупленда назван "Конструктор будущего". Автор предлагает взглянуть на будущее как на приключение, которое не стоит принимать пассивно и на которое можно повлиять, участвуя в его создании. Куратором проекта стал Марселло Дантас – бразильский куратор и режиссер-документалист.

Выставка, которая приобрела, благодаря канадскому художнику, форму театрально-музыкального перфоманса, поселилась на первом этаже ЦВЗ "Манеж". По периметру затемненного пространства расположились шесть сцен, каждая из которых с помощью света окрашена в определенный цвет: синий, желтый, красный, зеленый, голубой или пурпурный. Как гласит вводная часть выставки, палитра выбранных цветов соответствует утвержденной системе красок в печати, скрывающейся за аббревиатурой СMYK и цветовой системе мониторов – RGB правда зачем это уточнение непонятно, ведь, как позже становится известно, у Коупленда есть своя система, наделяющая каждый цвет определением, ассоциациями и характером. Например, "желтый" в "Конструкторе будущего"  это инновационные технологии, герои которых ученые, "красный" цвет рабочих, захваченных духом труда и новаторства (по словам художника, такими были его родители), а в "зеленом пространстве" "на пике возможностей" передвигаются космонавты.

Интересно, что еще в своей книге "Поколение A" (в 2009 году), Дуглас Коупленд писал: "Как бы там ни было, я открыл для себя, что когда думаешь о цветах, это снимает тревожность и помогает успокоиться. Рекомендую этот прием всем, кому необходимо срочно избавиться от беспокойных мыслей".

Обозначив каждую из комнат своим цветом, наполнив их соответствующим реквизитом, поселив туда по паре героев в характерных костюмах, автор запускает свое шоу. Пространство наполняется музыкой, каждая сцена, словно платформа на американском параде в честь Дня независимости, начинает оживать, а ее герои исполнять свои роли. Рабочие в касках в "красной зоне" представляют произвольный танец в стиле "мы строим дом", космонавты в скафандрах изображают "невесомость", а по соседству, в "пурпурной зоне", отвечающей за "Омоложение", под зеркальными диско-шарами зажигательно танцуют стиляги.

Зритель в это время может свободно курсировать от одной сцены к другой, наблюдая за действием каждой, ровно столько, сколько захочется. Объединяет всех героев тот факт, что во время танца им приходится извлекать из пространства картонные бруски, каждый из которых надо покрасить в цвет, соответствующий отсеку. В конце каждой музыкальной композиции уже выкрашенные фигуры актеры протягивают наблюдающим или проходящим мимо зрителям. Именно с этого момента и начинается взаимодействие проекта и зрителя, которое было задумано Коупландом.

В центре выставочного пространства, свободного от действа - "ландшафт", где зрители строят свой коллективный "город будущего" из разноцветных картонных брусков, которые удалось получить от героев. Квадратные, прямоугольные конструкции разных размеров и цветов можно склеивать между собой и добавлять к уже выстроенным другими посетителями выставки "зданиям". Пока "город будущего" очень напоминает о конструктивизме и баухаузе, а какой вид он приобретет в итоге, можно будет оценить только через две недели. А пока процесс безостановочно снимают на камеру.

Кстати, дети получают от проекта особенное удовольствие, самостоятельно собирая разноцветные бруски в здания, как из контруктора Lego, и во многом опережая в оригинальности и фантазиях взрослых.

Частью проекта стал и автомобиль Lexus, припаркованный в пространстве Коупланда. В салоне авто - звуковая инсталляция, созданная совместно с Антоном Севидовым, фронтменом группы Tesla boy.

Территория первого этажа является основной, но не единственной для Lexus Hybrid Art. На втором этаже ЦВЗ "Манеж" представлены проекты молодых художников и дизайнеров, созданные для ежегодного конкурса в рамках выставки. Имя победителя, как и возможность увидеть завершенный вид "города будущего", ожидает гостей "Манежа" 25 октября.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте