16 ноября 2024 13:13      728   Надежда Оскарева

«Эту эпоху будут называть “бум в российском юморе”»: Роман Косицын в интервью Peterburg2

Комик Роман Косицын рассказал Peterburg2 о состоянии российского юмора и отношении к Петербургу

Редакция Peterburg2 узнала у резидента Stand Up на ТНТ Романа Косицына, почему юмор сейчас на подъеме, чем петербургский зритель лучше московского и как побороть страх сцены.
Читать в полной версии

Роман – многолетний участник шоу «Прожарка», победитель шоу Roast Battle, а также сооснователь и участник YouTube-канала «Площадка». Сам себя он характеризует как "отличника, который уверен, что большинство проблем идет из детства" и "представителя одного из последних поколений людей, родившихся в доинтернетную эпоху, воспитанных традиционными ценностями". Мы узнали у него, где он любит бывать в Петербурге, и попросили поделиться любимыми комедиями.

Личный архив Романа Косицына

Здравствуйте, Роман! Как вы считаетесь, в каком состоянии сейчас российский юмор?

– Состояние российского юмора я оцениваю как сверхпозитивное, считаю, что он сейчас на невероятном подъеме. Мне кажется, эту эпоху будут называть "бум в российском юморе", а может быть и в мировом. Я живу в России и, соответственно, не знаю точно, но, предполагаю, что так сейчас везде, потому что юмор сильно актуален. У этого несколько причин. Во-первых, людям всегда нужны зрелища как таковые, а юмор сейчас один из самых востребованных форматов зрелищ. Во-вторых, здесь совпали два фактора. Один из них – это невероятное развитие юмористического жанра, появление стендапа и появление интернета.  Другой фактор – напряженная новостная повестка в последние годы. Людям надо компенсировать тот негатив, который есть в новостях, каким-то позитивом.

Соответственно, юмор оказывается тем решением для людей. Поэтому тут сложилось слишком многое для того, чтобы юмор развивался. Да и надо отдать должное цеху, который производит юмористический контент, что в тот момент, когда контент понадобился, они и все мы были готовы выдать это на качественном уровне.

Как вы считаете, а как сейчас поживает стендап-среда – не исчерпал ли себя жанр? Некоторые считают, что "про все уже пошучено", так ли это?

– Мне кажется, что стендап жанр не то, что себя не исчерпал, он находится даже еще не на пиковой точке. Уже смело можно сказать, что стендап в России закрепился как полноценный жанр развлечения. Как театр или кино. Сейчас люди среди планов на вечер выбирают между кино, театром, выставками, музыкальными концертами и, в том числе, стендапом. Не знаю, как в Питере, но в Москве в выходные проходит столько стендап мероприятий, что и посчитать будет сложно, – несколько десятков, если не больше.

Проведу параллель с музыкой. Когда-то же говорили, что нот всего семь, и поэтому вся музыка должна была закончиться еще в районе 1970-х. Не закончилось же. Более того, раз в несколько лет появляется какой-то новый стиль. Вот и пошутить про все невозможно, потому что происходят какие-то новые события в жизни, и на них стендап и юмор реагируют. Поэтому такого, чтобы стендап исчерпал себя как явление, вряд ли случится, это просто алогично.

Вы по образованию юрист и, насколько я знаю, успели поработать в этой сфере. Жалели ли вы когда-нибудь о смене профессии?

– Никогда не жалел о смене профессии, но иногда, когда только бросал юриспруденцию и начинал заниматься комедией, переживал, правильный ли я сделал выбор. Тогда еще не было выстроено институтов комедии, как, например, живые шоу – люди еще не ходили на них регулярно, и даже считали их самодеятельностью. Тогда только зарождались региональные стайлы Comedy, когда за юмор начинали платить, и поначалу еще не было уверенности. А когда пошли первые успехи, первые появления на ТВ, никаких сомнений уже не было. Я понимал, что нахожусь на своем месте.

Иногда переживал, что могу выбрать юриспруденцию и быть офисным воронежским юристом со скучной работой. С уважением отношусь ко всем, кто выбрал данный путь, если им в кайф, но мне такое казалось скучным. Может быть, иногда, когда смотрел крутые фильмы про юристов, задумывался, что я ведь мог им стать. И то, наверное, больше хотел бы сыграть юриста, чем действительно им быть.

Личный архив Романа Косицына

Пригодилось ли вам образование в работе комиком и продюсером? Накладывает ли это какие-то ограничения на то, о чем и как шутить, или, наоборот, помогает?

– Конечно, образование накладывает отпечаток. Например, все договоры, которые встречаются в деятельности, я изучаю сам. Рабочие договоры с какими-то заказчиками в основном составлял тоже я. Базового юридического образования (практики у меня было немного) хватает для того, чтобы в этой сфере примерно все понимать. Если вдруг мне нужна консультация юриста действующего, профессионального, то в продакшене есть такой, мы с ним хорошо друг друга понимаем.

Наверное, я чуть-чуть глубже, чем остальные комики, понимаю законодательство с точки зрения того, что можно, а что нельзя, но нет такого, что я нашел какую-то супер лазейку, которая позволяет мне шутить о том, о чем другие не могут. Кстати, сейчас подумал, что было бы прикольно провести тест, насколько актуальны мои знания в юриспруденции. Хуже, чем Эльман Пашаев вряд ли буду (смеется).

Поделитесь с нашими читателями, как можно побороть страх выступлений на публике.

– У меня есть только один способ побороть страх. Правило: если ты боишься что-то делать, иди и делай. Если есть какие-то вещи, которых сильно боюсь, то я жду момента, когда страх длится так долго, что начинает меня бесить. И тогда начинаю просто вопреки всему идти страху навстречу. Я так собственно начал участвовать в Прожарках.

Поэтому если вы боитесь выступать публично, просто возьмите и несколько раз выступите, чтобы понять, что это не настолько страшно. Хоть и говорят, что это топ-1 страх в мире, он даже сильнее, чем страх смерти. Но надо с ним бороться! Чтобы потом не было ощущения, что даже не попробовал.

Как вы считаете, можно ли говорить о том, что юмор в разных странах различается? Как бы вы охарактеризовали русский юмор, есть ли у него особенности?

– Конечно, у каждого региона, у каждой страны, бывает, даже у отдельной нации есть свои особенности юмора. Где-то некоторые шутки вообще легко допустимы, а где-то те же самые шутки считаются нарушениями не только морали, но и закона. Так же с законодательством: есть какие-то вещи, которые в одном месте легализованы, а в другом уголовно наказуемы.

У русского юмора, конечно, есть свои особенности. Их много. Давайте возьмем пример тем, на которые может быть не однозначная реакция. Например, в США вполне допустимы шутки про религию, к ним там относятся достаточно терпимо. У нас религия - более сакральная тема, само желание шутить на нее может задеть людей. Примеры есть и в обратную сторону. Например в США, насколько я понимаю из новостной повестки, надо достаточно аккуратно относиться к шуткам на расовую тему – например, про афроамериканцев жестко могут шутить преимущественно сами афроамериканцы. У нас же к шуткам в этой сфере отношение проще. Ввиду особенностей культуры – у нас не было, например, рабства по расовому принципу. Поэтому, конечно, свои особенности есть везде.

Личный архив Романа Косицына

От чьего юмора вы получаете наибольшее удовольствие? Кто вас вдохновляет?

– Недавно для себя обнаружил, что я перенасыщен комедией. За последние десять лет очень много ее было в моей жизни. Но есть комики, которые в моем личном топе, слежу за их контентом. Это Крис Рок, Луи Си Кей, Билл Бёрр. Из спешелы я стараюсь смотреть, как только они выходят.

В последнее время весь юмор, в основном, находится в рилсах. Какой-то обычный человек может снять 6-секундное очень смешное видео, которое тебя в моменте сильно разорвет, но ты за этим человеком даже не будешь следить. Ты не будешь подписываться, не будешь ждать от него нового контента. Рилсы и шортсы сейчас я воспринимаю как отдельного артиста, который производит необъятное количество контента.

А если говорить о фильмах, какие комедии входят в ваш личный топ?

– В плане прям фильмов-комедий давно не видел чего-то такого, что можно было бы запомнить и посоветовать другим. Иногда для себя отмечаю прикольные идеи, забавные моменты, но это скорее сиюминутно. В детстве такие фильмы были, в 90х меня сильно смешили комедии типа "Горячие головы" или "Совершенно секретно", фильмы с Лесли Нильсеном. В тот момент это были очень смешные фильмы.

Последняя комедия, которая меня прям сильно удивила, итальянский фильм "Идеальные незнакомцы" 2016 года. Это фильм-спектакль, на который я шел вообще без ожиданий, но он оказался невероятно смешным. Там были очень прикольные ходы, динамичный сюжет, взрослая тематика, если не смотрели - рекомендую. "Квартет И" потом делал российскую адаптацию этого фильма

Часто ли вы смотрите юмористический контент для собственного удовольствия или они все же воспринимаются как часть работы?

– Наверное, это симбиоз. Я смотрю, чтобы в принципе развлечься, но при этом не могу отвлечься от анализа того, как построен юмор, насколько он неожиданный и т.п. Если это стендап, доля анализа чуть выше. Если другие жанры комедии, то анализа меньше, больше просто развлечения. Но это, наверное, профдеформация. Я стараюсь искренне искать смешное там, где это закладывается. Вообще юмор же субъективен, поэтому что-то мне больше заходит, что-то меньше. Думаю, нет такого, что мне надо было смотреть юмористический контент исключительно в целях работы. Разве что, когда отсматривал свой сольный концерт на предмет косяков. Кстати, вот его рекомендую вам посмотреть! Этой осенью вышел мой стендап-концерт «Одиночество на площади», есть в ВК и на ютубе, зацените обязательно!

Наконец, как издание о Петербурге, не можем не спросить о вашем отношении к городу. Какие у вас любимые места или маршруты?

– Проблема в том, что я в Питер чаще всего приезжаю по работе, и до конца город не успеваю изучить. Именно в экскурсионных целях, без работы, в последний раз был здесь лет восемь назад или даже больше. А когда поездка сочеталась с работой, то, например, запомнился стендап фестиваль, который мы лет пять назад проводили на улице Рубинштейна. Это было крутое времяпрепровождение: бары, выступления, движуха.

Вообще для меня Питер – это, в основном, центр – Невский и какие-то его ответвления. Например, улица Восстания или часть канала Грибоедова, которая рядом со Спасом на Крови. Еще не могу не отметить Газпром Арену. Это не самый мой любимый стадион, но там произошел один из самых моих любимых моментов, когда Россия обыграла Египет на Чемпионате мира 2018 и впервые в истории вышла в плей-офф. Еще отмечу олдовый стадион Петровский, куда мы приезжали с ФК 10 играть матч Медийной футбольной лиги.

Петербург – кайфовый город, мне нравится местный зритель. Для меня он один из близких к идеалу. Есть, например, Воронеж – тот регион, из которого я родом, и там мне все зрители близки по духу. Мой зритель есть везде в принципе, но в Питере идеальное сочетание того, что люди одновременно и погружены в какие-то тонкости культурной жизни, и при этом воспринимают комедию не по-московски надменно. В Москве же все-таки зритель более наевшийся развлечениями, а в Питере в плане восприятия комедии - гармоничное сочетание.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте