24 июня 2014 10:55      2456   Анна Шева

Гид по британской программе Open Look

Бомбой Open Look в этом году станут представления от британских танцовщиков, которые организаторы объединяют в единый блок под названием Dance is Great/Britain. Среди англичан, уже спешащих в Петербург – звезда британского современного танца Рассел Малифант, мастер 3D-постановок Билли Коуи и бесшабашная Лиз Аггисс со своим стенд-ап-перфомансом. Что за люди представляют загадочную Великобританию – в нашем обзоре.
Читать в полной версии

Билли Коуи

Откроем секрет: хореограф и композитор Билли Коуи – бывший супруг одной из участниц Open Look этого года Лиз Аггисс. В этом году на фестивале две глыбы британского современного балета встретятся впервые. Расставшиеся, к сожалению, уже довольно давно эти артисты со своими программами идут в противовес друг другу. С одной стороны – безумная, не церемонящаяся со зрителем, Аггисс, с другой – утонченный мастер стереоскопической инсталляции Коуи со своим 3D-балетом. После постановки живых представлений и создания серии фильмов о танце (с участием все той же Аггисс), Коуи развивает новаторское направление, заключающееся в создании иллюзии взаимодействия с живыми танцовщиками при помощи световых эффектов и видеопроекций на стену. Работы Коуи, которые зритель будет смотреть в 3D очках, – показывают мир танца крупным планом. Его перфоманс – глубокое погружение с риском захлебнуться. Для тех, кто еще не испугался, сообщаем: на Open Look в Петербурге будет представлен проект «Стереоскопический танец». В постановке участвуют и русские танцовщики из Дома Танца «Каннон Данс», которые встречаются с британскими коллегами впервые. Интрига - никто из организаторов фестиваля, да и его участников, в том числе самого Билли Коуи, до последнего не будут знать, что получится в итоге.

Рассел Малифант

В 2003 году Рассел Малифант, тогда известный лишь в узких кругах танцевальной богемы, приехал на Open Look в северную столицу впервые. После петербургского перфоманса, который увидели россияне и зарубежные гости, карьера артиста начала стремительно подниматься в гору. Теперь его выступления собирают аншлаги: Малифант – это топовое имя британского балета, долгожданный гость в России и украшение любого танцевального фестиваля, будь то посвящение классическому или современному танцу. Чтобы стать звездой, Малифант прошел долгий путь. После окончания Лондонской Королевской балетной школы танцевал в Сэндлерс Уэллс, затем – путешествовал с труппами театра DV8, театра Майкла Кларка, Розмари Батчер и Лори Бут. С 1991-го по 1994-й годы изучал анатомию, физиологию и биомеханику и даже получил диплом практикующего врача по Методу структурной интеграции Рольфа. Знания о строении человека Малифант применил в хореографической и преподавательской деятельности. В его выступлениях – элементы классического балета, контактной импровизации, йоги, капоэйры и гимнастики цигун. В сотрудничестве с художником по свету Майклом Халлсом артист и хореограф создает спектакли, где игра со светом – наравне с движением – используется как особый эстетический прием. В этом духе поставлены «Взлет и падение», состоящий из трех балетов, программа PUSH, проекты «Не отбрасывать тень» и «Eonnagata», спектакль «ПослеСвета». На Open Look в Петербурге Малифант представляет цикл спектаклей, которые артисты его танцевальной компании будут исполнять соло, дуэтом и трио. Гости фестиваля увидят балеты «ПроЗрение», «Два», «Все еще актуально» и «Следы».

Лиз Аггисс

60-летняя балерина из Великобритании Лиз Аггисс в своих перфомансах всячески педалирует тему возраста. “I’m sixty – fuck it!”, - заявляет она со сцены. А еще – подставляет микрофон - мол, не хочешь ничего сказать? - гамлетовскому черепу, трясет бедрами, ходит с покрытой черной тканью головой – в общем, всячески эпатирует публику. Впрочем, эпатаж – ее второе я. На протяжении всей своей творческой карьеры она пытается сделать незаметной границу между высоким искусством и массовой культурой, избегать в творчестве формальностей и конформизма, придавать танцу политическую окраску, в конце концов, просто смешить народ. За последние 35 лет Аггисс успела поработать с панками из «The Stranglers», труппой кабаре «The Wild Wigglers», а кроме того - создать собственное шоу «Grotesque Dancer», поставить танцевально-оперный дуэт «Falling Apart» и сняться в фильме «Motion Control». В настоящий момент танцовщица является профессором Визуального Перформанса в Университете Брайтона. В Петербург бесшабашная Аггисс привозит соло ЛА-МАНШ – юмористический стенд-ап об истории своей карьеры, «выкованной в бурных водах искусства перформанса и танцевального кино». Как и всегда, на сцене Аггисс будет паясничать, нецензурно выражаться, транслировать собственные песни и, конечно же, танцевать.

Вадим Каспаров, основатель и организатор фестиваля Open Look, директор Дома танца «Каннон Данс»:

- В этом году программа не такая массовая, однако исполнительский уровень участников очень высок. Не краснея можно сказать, что по наполнению программа соответствует хорошему европейскому уровню. Очень хочется, чтобы площадка Александринского театра стала домом фестиваля – надеемся, мы найдем консенсус, хотя уже сейчас сотрудники театра очень уважительно относятся к этому мероприятию, оказывают нам техническую и идеологическую поддержку. Я также надеюсь, что в этот раз нам удастся привлечь побольше зрителей: контингент, который есть сейчас – это умная, думающая, хорошо знающая английский язык аудитория, люди, в каком-то смысле искушенные в современном танце, но нам хочется, чтобы пришли и другие зрители. Я имею в виду тех, кто, например, любит и знает классический балет, но «Жизели» ему уже мало и он отправляется на поиски. Так вот искать нужно на Open Look – здесь зрители не стремятся разгадать значения того или иного движения – взмаха руки или поворота головы, - здесь они пытаются мыслить свободно, открыто.

Интересные факты о фестивале Open Look

- За всю историю фестиваля в нем поучаствовало около 200 коллективов, 500 педагогов и более 10 тысяч профессиональных артистов из разных стран мира.

- Самые грандиозные декорации за последние несколько лет были представлены компанией Polish Dance Theater, выступавшей в Петербурге в прошлом году.

- Самая технически сложная постановка за прошедшие годы – у KIBBUTZ Dance Company из Израиля. По словам организаторов, их райдер по свету был ничуть не меньше, чем у Мадонны.

- Сложней всего в этом году было организовать приезд группы Себастиана Родригеза из Франции из-за привередливых менеджеров.

- Самым молодым участником фестиваля этого года стал Израильский танцовщик и хореограф Идан Шараби.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте