05 апреля 2021 15:04      19749   Светлана Филатова

Снимать вживую круче, но пришлось бы ломать брусчатку Дворцовой: интервью с режиссёром Олегом Трофимом о съемках «Майора Грома» в Петербурге

В российский прокат 1 апреля вышел отечественный фильм «Майор Гром: Чумной Доктор», снятый по одноимённому комиксу. Peterburg2 узнал у режиссёра фильма Олега Трофима об особенностях съёмок приключенческого фильма, а также причём тут Стивен Спилберг, Фёдор Бондарчук, и что не так с российскими сериалами.
Читать в полной версии

Фотографии Disney Studios

«Майор Гром: Чумной Доктор» по стилю и жанру сильно отличается от фильма «Лёд». Было сложно перестроиться?

«Майор Гром: Чумной Доктор» совсем не похож на фильм «Лёд». Но я в принципе люблю экспериментировать. Это никогда не бывает просто, но всегда интересно. Для меня было дико круто попробовать этот новый жанр. Надеюсь, зрители это оценят. Но в целом, конечно, я бы с удовольствием ещё раз попробовал бы эту же жанровую композицию.   

В одном из интервью вы говорили, что по сложности и масштабу съёмок «Майор Гром: Чумной Доктор» сопоставим со «Вторжением» Фёдора Бондарчука. В чём это проявлялось? Связано это именно с процессом съёмок или постобработкой?

Я бы сказал так, что сложность съёмки можно сравнить со «Вторжением» — это лично для меня, как режиссёра. Всё-таки, там я занимался исключительно экшн-сценами. Здесь же у меня в руках была ответственность за всю картину целиком, и поэтому с точки зрения режиссёра — гораздо сложнее. Дело не в том, что съёмки сложнее и так далее. Всё-таки Фёдор Сергеевич (Бондарчук – прим.ред.) – это тот человек, который любит и умеет создавать совершенно невероятные и невозможные задачи.

Тем не менее, работа была очень объёмная и сложная, и мы много сил потратили на то, чтобы снимать сцены вживую: в том числе массовые сцены погромов в городе, погоня за грабителями банка.

Фотографии (с) Bubble Studios

Почему вы решили снимать сцены вживую в центре Петербурга, а не воспользоваться графикой? Ведь одно перекрытие Дворцовой площади и Большой Морской почти на сутки требует серьёзных согласований со Смольным.

Съёмки проходили зачастую вживую просто потому, что вживую круче, а на «СиДжи» дорого (от англ. «CG» - компьютерная графика – прим. ред.). Тем не менее, даже на Дворцовой есть некоторое количество кадров, сделанных полностью на компьютере. Мы, конечно же, не могли раскопать брусчатку, поэтому использовали компьютерную графику. Мы также не взрывали Академию Штиглица.

Но все компьютерные съёмки мы старались сделать таким образом, чтобы зритель не увидел и не почувствовал подвоха, не отвлекался на эффекты компьютерной графики, а воспринимал всё это так, как будто это целиком было сделано вживую.

Фотографии (с) Bubble Studios

Откуда вы берёте референсы для съёмок? Вы ведь наверняка на что-то ориентируетесь, используете уже разработанный опыт для создания чего-то своего. Например, для экшн-сцен?

Я в меньшей степени ориентировался на кино, то есть каких-то прямых отсылок к фильмам я не брал. Скорее, это общетональные истории: мне очень нравятся работы и Стивена Спилберга, и Роберта Земекиса, и Кристофера Нолана, и Дэвида Финчера. И в этом плане само ощущение от приключения мы позаимствовали у этих авторов. Но если говорить об изображении, то здесь мы больше ориентировались на классическую фотографию, живопись. Тем самым пытаясь расширить само ощущение этой киновселенной, которая всё-таки по большому счёту является частью живописи. Но здесь Василий Верещагин, Эндрю Уайет, Александр Родченко – вот эти люди, эти мастера в живописи и фотографии – были для меня ориентирами.

Если говорить непосредственно про постановку экшн-сцен, то здесь главным референсом был наш постановщик экшн-трюков Александр Стеценко («Время первых» (2016), «День выборов 2» (2016), «Духless 2» (2015), «Хардкор» (2015), «Вий» (2014), «Выкрутасы» (2010) – прим.ред.) – в своем деле он один из лучших в стране. Вот эти конструкции экшн-сцен – это всё его рук дело. Я, в свою очередь, пытался вместе с ним разработать таким образом, чтобы каждая сцена кроме вау-эффекта ещё и продолжала рассказывать нам историю наших героев, не была перерывом в повествовании для какого-то яркого действа, а продолжала смысловой ряд картины.

Фотографии (с) Bubble Studios

Ещё один вопрос по поводу саундтрека в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор». Почему была выбрана песня «Перемен» Цоя? Сейчас она, особенно в среде молодёжи, ассоциируется именно с политическим подтекстом.

Эта песня была выбрана ещё до моего появления в проекте. Артём Габрелянов (автор сценария – прим.ред.) с Романом Селиверстовым (композитор – прим.ред.) придумали тизер фильма ещё на этапе сценария. И когда я пришёл эта идея уже была, и она мне очень понравилась. Во-первых, я без ума от Виктора Цоя и группы «Кино», а, во-вторых, конечно, сама по себе концепция этой песни — она сегодня актуальна как никогда. Тем не менее, политический подтекст здесь не преследовался, хотя и уйти от него невозможно. Сегодня наше общество поляризовано таким образом, что любое телодвижение в публичном поле так или иначе будет иметь какой-то подтекст, потому что оно находится в контексте сегодняшней России. Нет и не было желания поиграть на этом, было лишь желание рассказать актуальную и понятную историю.

И, кстати, в нашем фильме, мы постарались создать такой аккуратный и независимый образ зла. Каждый из жертв чумного доктора – это лишь люди, которые влиятельны за счёт своего богатства, но не какой-то там политической силы. Мы постарались абстрагироваться от разговора, какая власть хорошая или плохая. Не говорить об этом, а говорить лишь о том, что такое правосудие, что такое закон.

Фотографии (с) Bubble Studios

Расскажите о ваших учителях? Кто из режиссёров, продюсеров, может быть, даже актёров повлиял на вас?

Я очень уважаю и горжусь всей командой, которая работала на проекте. Но скрепя сердце скажу, что Максим Жуков – оператор-постановщик нашего фильма – для меня стал большим открытием, и благодаря его видению и пониманию того, что такое цельное современное изображение в кино, благодаря его способностям, таланту, мы смогли создать вот этот образ нашего фильма. Это во многом его заслуга.

А если не касаемо этого фильма, а вообще в целом? Во многих интервью вы говорили, что Фёдор Бондарчук для вас ориентир всего-всего.

Я не думаю, что он ориентир «всего-всего». Но он, правда, очень сильно помог, повлиял на меня, мою карьеру, когда утвердил мою позицию как режиссёра на фильм «Лёд» и когда дал возможность заняться работой на проекте «Вторжение». Я глубоко и искренне ему благодарен за такие возможности, потому что у нас в стране множество талантливых молодых специалистов, которым нужен шанс, чтобы себя проявить, нужна определённая доля свободы и поддержки.

Что вам нравится в полном метре и что заставляет по-прежнему возвращаться к роли клипмейкера?

Я люблю кино за возможность преодолевать непреодолимое, за возможность строить большие конструкции и создавать полотна. Для режиссёра – это право создавать и работать в крупной форме.

Фотографии Disney Studios

А вот короткую форму, её ещё называют лёгкой формой, я люблю за возможность дерзких экспериментов. Кино не прощает ошибок: дерзкий эксперимент может привести к тому, что какая-то сцена или какой-то эпизод не сработает, тогда это отразится на всей картине. Поэтому любую большую импровизацию лучше проверять заранее. В этом плане я очень люблю малую форму, потому что здесь не то, чтобы меньше ответственности, но легче понять, как работает та или иная структура, тот или иной нарратив, та или иная визуальная форма. Я пользуюсь возможностью на короткой форме набивать руку, экспериментировать и находить новые возможности, художественные решения.

Работаете ли вы сейчас над созданием клипа? Если да, то какого?

Прямо сейчас я взял паузу. После «Майора Грома» мне нужно прийти немножечко в себя, наполнить этот сосуд, который я весь истратил на работе над фильмом, потому что мы закончили буквально несколько дней назад, почти впритык к премьере доделывали какие-то вещи. Все свои творческие свои силы я отдал проекту «Майор Гром: Чумной Доктор». После небольшой передышки я вернусь, но пока никаких абсолютно планов я не строил, просто потому что не хотелось отвлекаться.

Есть ли у вас планы обратиться к сериалам? Или, например, к авторскому кино? В чём бы вы хотели себя ещё попробовать?

Мне интересно работать с авторским кино. Мне импонирует, и я уже второй раз поработал на продюсерском кино, потому что здесь есть возможность работать с командой авторов, с командой создателей. Например, студия Pixar она работает только так: там несколько режиссёров одновременно обсуждают сценарий, процесс.

Если говорить об авторском кино, то мне это интересно как площадка. Мне хотелось бы зайти в собственный проект, где можно будет довериться только собственным ощущениям и чувствам, совершая ошибки, которые потом останутся не просто ошибками, а уникальными свойствами моего личного языка. Но это требует подготовки.

режиссёр кино и клипмейкер

Что касается сериалов, смотреть их я люблю, но снимать в России не хочу, потому что пока, на мой взгляд, производственная индустрия недостаточно сильна в том плане, что ресурсов сопоставимо меньше, чем на производстве кино. В сериалах меньше времени на подготовку, меньше времени на съёмку и постпродакшн. Примерно в те же самые сроки нужно сделать не 2 часа экранного изображения, а 8 или 12 часов. Пока я не обладаю достаточным мастерством, чтобы так быстро создать удовлетворительный для меня художественный проект.

Вы прожили в Петербурге больше пяти лет, пока учились режиссуре СПБГУКиТ, помогало ли знание города в процессе съёмок фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»?

Конечно, помогало. За годы, прожитые в Петербурге, у меня появилось ощущение этого города. И если проще смотреть: просто я знаю там места интересные, красивые. Не только я был из Петербурга: наш продюсер Михаил Китаев, наш художник-постановщик Дмитрий Онищенко. Сообща, коллективом, мы смогли сконструировать ощущение этого города, которое и перенесли на экран.

Фотографии (с) Bubble Studios

Какие у вас есть любимые места в Петербурге?

Петербург хорош весь. Я обожаю Соляной переулок, улочки у Академии Штиглица. Очень нравятся переулки рядышком с Эрмитажем.

Мне ближе, конечно, крыши – места, куда законным образом попасть нельзя. Там действительно хорошо: полное ощущение Петербурга с видами на панораму города. Но официальных заходов на крыши я не знаю, это всегда надо через друзей, у кого есть ключик.

будние дни, выходные 500; дошкольникам бесплатно

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте