22 апреля 2015 16:18      2837   Светлана Корнева; фото - pastvu.com

Книжная полка: заведующая библиотекой Гоголя Наталия Иванова

Новая героиня рубрики "Книжная полка" - Наталия Иванова, заведующая Центральной районной библиотекой им. Н.В.Гоголя ЦБС Красногвардейского района Петербурга, поделилась с Peterburg2.ru своими книжными предпочтениями.
Читать в полной версии

Очень долго выбирала, о чём написать. Остановилась на этих книгах, потому что, как мне кажется,только мемуары, либо достоверно воспроизведенная бытовая история может рассказать нам истинную историю страны.

Маргарита Хемлин. Сборник "Про Иону". Роман "Клоцвог"

Маргарита Хемлин – уже известный писатель, финалист премий "Русский букер" и "Большая книга". Автор умеет создать историю, воспринимаемую как полностью настоящую: не вымысел, не художественное произведение, а рассказ о собственной жизни реального человека.

"..Надо, чтобы сохранилась не только общая историческая память, но как-то надо сохранить внутренний строй этих людей. А это значит попытаться сохранить их манеру изъясняться, их язык, этот наш ужасный советский канцелярит. Я, кстати, не знаю, как это можно перевести. Сейчас в Германии перевели "Клоцвог". Я не понимаю, как это можно перевести? Потому что для нас за словом "прописка" что стоит? Горы ужаса за этим стоят. Если сказать "очередь на квартиру". А они не знают! Они не знают ничего! Или "достать сапоги", "рубль до зарплаты" – вот как это объяснить?"

Роман "Клоцвог" воспринимается как рассказ о собственной жизни реального человека – Майи Абрамовны Клоцвог. Действие происходит на Украине, после войны. На фоне жесткой картины советского быта пятидесятых годов XX века Майя Клоцвог живет, разрушает человеческие судьбы и не волнуется по этому поводу. Считая себя правой, она действует по какой-то своей логике. Каждый поступок, если его вырвать из контекста жизни, – он совершенно чудовищный. Думаю, таких людей предостаточно и в наши дни.

Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое.

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: мы гораздо лучше осведомлены об эмигрантах, чем о тех, кто не смог или не захотел уехать. Их следы теряются уже в первые послереволюционные годы. Чудесные воспоминания видного московского предпринимателя и общественного деятеля Николая Александровича Варенцова (1862–1947) богаты рассказами о поездках по Средней Азии в поисках хлопка, приемах в министерстве и попытках добиться пошлины на американский хлопок, бытовых зарисовках купеческой жизни Москвы, изложением драматических и анекдотических событий из жизни известных московских предпринимателей (Алексеевых, Бахрушиных, Коноваловых, Морозовых, Рябушинских, Хлудовых и др.) В начале XX в. он был широко известен в деловых кругах Москвы и России как владелец нажитого собственным трудом 11-миллионного состояния, директор двух солидных фирм, торгующих хлопком, шерстью и каракулем по всей стране. После 1917 г. его имя было забыто. Революция, разрушив сложившийся порядок вещей, особенно жестоко обошлась с дворянством и купечеством.

В Советской России, живя в полной безвестности и нищете, он в 1930-е гг. нашел в себе душевные силы и даже мужество (если учесть разительное несоответствие сути его прежней жизни новым, революционным идеалам) записать свои воспоминания. До 1980 г. восемь общих тетрадей хранились в семье, а затем большая их часть была передана в Отдел письменных источников Государственного Исторического музея.

Думаю, любителей истории, заинтересуют воспоминания Варенцова, входящие в число весьма немногочисленных купеческих мемуаров.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте