Режиссер Семён Серзин о работе с Хаматовой и Серебренниковым, своем кинодебюте и театре, которого нет
(Фото со съёмок "Человек из Подольска", автор - Дарья Шумакова)
Семён Серзин – 32-летний выпускник РГИСИ, мастерской В. М. Фильштинского. К 2020 году Семён поставил во множестве городов России и за границей более 30-ти спектаклей, в том числе в Театре им. А. С. Пушкина в Москве, «Приюте комедианта» в Санкт-Петербурге, «Ельцин-центре» в Екатеринбурге, Российском государственном театре драмы им. Фёдора Волкова в Ярославле и т.д. После работы главным режиссером Этюд-театра, Семён создал независимое театральное объединение «Невидимый театр». Помимо режиссерской деятельности, Серзин снимается в кино и преподает театральное искусство. А в скором времени на экраны выйдет его первый режиссерский кинодебют – «Человек из Подольска».
Напомним, в 2018 году скандально известный режиссер Кирилл Серебренников выпустил свою работу о Ленинградском рок-клубе и Викторе Цое – «Лето», а в 2020 году зрителей ждет новая премьера от худрука Гоголь-Центра – фильм «Петровы в гриппе», главные роли в котором исполнили Чулпан Хаматова и Семён Серзин.
Итак, мы знали тебя, как режиссера постановок в театре, актёра на площадке у Кирилла Серебренникова, а теперь ты снимаешь собственное кино?
Да, мы 29 февраля закончили съемки «Человека из Подольска». Монтаж также был на площадке, сейчас я поеду в Берлин на постановку, и параллельно мы там будем продолжать монтировать.
Изначально «Человек из Подольска» – это дебютная пьеса Дмитрия Данилова. Она рассказывает о человеке, который оказался в необычном отделении полиции, где сотрудники правоохранительных органов ведут с ним философские беседы о любви к жизни и родине: главному герою Коле очень нравится Амстердам, а вот его родной городок Подольск кажется ему никчемным и серым.
В 2018 году пьеса Данилова получила премию «Золотая маска». Пьеса стала очень популярной – её ставили не менее чем на 17 площадках России, за границей. Семён Серзин стал одним из тех, кто взял этот материал. Данилов в одном из интервью назвал интерпретацию Серзина одной из самых неожиданных. Спектакль увидела продюсер Наталья Мокрицкая и предложила Семёну снять кино по мотивам пьесы. Министерство культуры выделило на это деньги. Автором сценария стала Юлия Лукшина.
Как ты думаешь, в результате у тебя получилось «фестивальное» кино?
Мне бы очень хотелось, чтобы это было кино для людей. У нас в стране обычно всё делится на «артхаус» и вроде как «кино для всех». Но мне кажется, что есть в России авторское и зрительское кино одновременно. Вот это, я надеюсь, будет моя история. Материал для фильма очень крутой и своевременный.
Ты уже ставил по этой пьесе спектакль – кино будет похоже на то, что ты делал в театре?
Нет, это будет вообще не похоже на то, что было поставлено на сцене. Я очень волновался за этот текст, потому что он очень театральный, а в итоге оказалось, что в кино он еще лучше звучит, потому что в кино нет условностей. И эта, такая, псевдодокументальность дает больше кошмара и юмора. Кино приближает тебя к действительности, и это круче.
Мат будет?
Нет! Там нет ни одного матерного слова. В этом и смысл – в такой картине не может быть ни мата, ни насилия. Суть дела в том, что ты все время этого ждешь, но оно не происходит. История про полицейских – и ты ожидаешь, что они будут бить, пытать, издеваться, а они этого не делают. От этого еще страшнее, на самом деле.
Что можешь сказать о том, кто сыграл у тебя в фильме?
Я взял очень разных людей. Мне кажется, крутой получился кастинг.
(Фото со съёмок "Человек из Подольска", автор - Дарья Шумакова)
Как выбирал?
Со всеми этими людьми я когда-то работал и уже примерно представлял себе, кто будет играть. Я вообще плохо понимаю кастинги, когда к тебе кто-то приходит и за полчаса пытается показать, какой он артист. Мне кажется, что правильное распределение, что в кино, что в спектакле – это 90% успеха. Работа режиссера, наверное, и заключается в том, насколько грамотно ты распределишь позиции. Я вёз из Петербурга артистов для своего кино и не только. Я не знаю, как я убедил продюсеров, ведь это мой дебют, но даже на небольшие эпизоды мы очень долго утверждали людей. В главной роли вообще играет не артист, а музыкант – лидер группы OQJAV Вадик Королев.
А опыт актерский у него есть?
Знаешь, внезапно выяснилось, что есть – я-то думал, что я его открываю, а он такой: «Я уже на Берлинский кинофестиваль ездил». Я так и хотел, чтобы был «замес» – все артисты, а он «не актёр». Потому что там очень сложные задачи даже для актёра по восприятию происходящего. Также в картине заняты два петербургских артиста из «Невидимого театра «: Илья Борисов (более 40 ролей в кино – прим.ред.) и Миша Касапов (также более 40 ролей в кино – прим. ред.). В съемках принимали участие и московские артисты, которые играли в моих спектаклях: Владимир Майзингер (это будет его кинодебют, хотя он давно уже признанный театральный артист) и Виктория Исакова (заслуженная артистка России, лауреат премий «Чайка», «Триумф» и «Золотой орёл» – прим. ред.).
И что, ты действительно получил деньги на свой проект от государства?
Да, мы выиграли питчинг дебютов Минкульта. Правда денег еле хватило, мы многое сокращали и очень быстро всё сняли – за 17 смен всего.
(Фото со съёмок "Человек из Подольска", автор - Дарья Шумакова)
Чем ты вдохновлялся при создании собственной первой кинокартины?
«Петровыми» («Петровы в гриппе», реж. К. Серебренников, 2020 – прим.ред.) я очень вдохновился. Тем более что подготовка к Подольску шла в параллель с моими съемками у Кирилла Семёновича. Это моя единственная школа – я же вообще не кинорежиссер. Я не знаю, как снимать кино. Вот только подглядывал всегда - как что происходит. А вообще мы много чем вдохновлялись с оператором Даней Фомичевым - пересматривали фильмы в попытке разглядеть собственную эстетику. Хочется, конечно, с этим фильмом попасть на «Кинотавр»...
А как же Каннский кинофестиваль? Боишься подавать туда свой фильм?
Нет. Не боюсь, просто мы не успеем. Но я надеюсь - мы поедем туда по другому поводу, с «Петровыми в гриппе».
«Петровы в гриппе» – фильм Кирилла Серебренникова по роману Алексея Сальникова. Кино расскажет историю предновогодних будней обычной семьи из Екатеринбурга: автослесаря Петрова (его сыграл Семён Серзин), его жены (Чулпан Хаматова) и сына. Семейство Петровых по сюжету заболевает гриппом. Это совместный проект России, Франции и Швейцарии. В фильме снялся также известный певец Иван Дорн.
Когда же мы сможем увидеть премьеру?
Я не знаю, знаю только, что её хотели сделать к Каннам в мае. А дальше уже прокат, видимо. Не понятно, какой он будет в России, но слышал, что еще до начала съемок картину купили в 15-ти странах. Ещё до начала съемок! Но не в России. Хотя там ничего такого нет, вообще нет политики – я посмотрел монтаж, правда успел увидеть только половину, но поверь, это очень круто!
Какие впечатления от съёмок?
Съемки закончились 30 декабря. Впечатления очень крутые! Чулпан – отличный партнер по площадке. Как, впрочем, и вся компания артистов.
Было очень много всего. Получая каждый день текст, я вообще не понимал, что будет. Каждый раз мы приходили на площадку, и начинало все как-то закручиваться – не было ни одной нормальной смены, чтобы мы пришли и такие – о, понятно, что мы снимаем и как. Каждый раз это был аттракцион такой.
На «Лете» также было?
Нет, и это созвучно с самим материалом. Ведь «Петровы в гриппе» – это очень «глючный» материал. А «Лето» – другой, очень романтичный, романтизирующий это время, музыку, молодость в большом смысле этого слова.
«Лето» – фильм Кирилла Серебренникова 2018 года. В основе сюжета — история знакомства и отношений молодого Виктора Цоя (Тео Ю), 26-летнего Майка Науменко (Роман Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум), а также становление Ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя. Семён Серзин сыграл в «Лете» директора Лен рок-клуба Николая Михайлова.
(Источник фото: ru.hellomagazine.com, автор: Alexsei Fokin)
Как ты думаешь, точно ли ты сыграл Михайлова?
Я лично у Михайлова не спрашивал, но он приходил на площадку для съемок документальной части «После лета». Вообще, я для этого персонажа ничего специально не создавал, побрился, надел костюм и на площадку вышел. Так совпало, наверное, что я играл человека, который пытался помирить андеграунд с властью – это созвучно с тем, что я пытаюсь сделать в реальной жизни. В том числе со своим «Невидимым театром». Весь мой жизненный опыт был в этой роли – попытаться объяснить людям в пиджаках про искусство. Хотя меня почти никто не узнает в этой роли!
В прокате с7 июня 2018 г.Режиссёр
А я тебя не знаю, потому мне было легко отыскать твоего персонажа. Он сильно отличался от той «тусовки», которая представала перед зрителем. Даже когда ты стоял и курил во дворе.
А в итоге вырезали же эту сцену – оставили только на 35 миллиметрах. Мне очень жаль этот эпизод - он как раз говорил всё про моего героя. Сцена была такая: Михайлов, который только что отстаивал музыкантов, выходил, брал стакан портвейна, выпивал его залпом и говорил «Ну вы и звери». И эта сцена объясняла всё. В том числе и то, что он очень переживает за всё происходящее.
Вот у тебя уже несколько проектов с Кириллом Серебренниковым. Как ты думаешь, что он в тебе нашёл?
Может, потому что я не совсем артист? У меня на самом деле нет таких амбиций – стать самым великим актером. Мне никогда не хотелось играть и выпячивать. Просто сошлось – то, что я сыграл в «Петровых», максимум того, что мне хотелось бы «прожить» в роли, в кино.
Мне Таня Долматовская, художник по костюмам, которая работала и на «Лете», и на «Петровых», и вот сейчас у меня в «Подольске», как-то тут сказала: «Понимаешь, нас так мало, что мы должны встать все вместе в маленький кружочек, взяться за руки, и так и держаться». Так и есть – ты находишь своего человека – почему бы не делать с ним вместе разные проекты? Созвучных людей очень мало. То, что делает Серебренников - созвучно со мной. Наверное, и в обратную сторону это работает точно также.
(Фото из личного архива Семёна Серзина, автор - Дарья Шумакова)
А с кем бы ты хотел ещё поработать, с каким режиссёром?
Я бы очень хотел поработать с Евгением Марчелли в театре. Мечтаю сыграть у него в спектакле.
Евгений Марчелли - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Театра им. Фёдора Волкова в Ярославле в 2011-2019 гг. Всего на сценических площадках России поставил около 70 спектаклей. Трижды лауреат премии «Золотая маска».
Ваше плодотворное сотрудничество с Кириллом Серебренников переросло в более постоянное. Недавно Гоголь-Центр объявил, что ты станешь одним из тех, кто поставит у них на площадке свой спектакль – «Красный крест». Что можешь рассказать об этом?
Мы очень давно с Кириллом Семёновичем пытаемся договориться, чтобы я что-то поставил, пока мы договаривались – я снялся у него в двух фильмах (смеется). «Петровых в гриппе» изначально он предлагал мне ставить в театре. Дал книжку, я прочитал и ответил – что не представляю, как эту классную литературу превратить в театр. Теперь вот я, наконец, буду ставить в Гоголь-Центре спектакль по недавно вышедшей книжке Саши Филипенко «Красный крест».
«Красный крест» – роман белорусского писателя Саши Филипенко, созданный им в 2017 году. По сюжету главная героиня, работающая машинисткой в советском наркомате иностранных дел во времена Великой Отечественной войны, получает письмо из Красного Креста – организация предлагает помощь в обмене военнопленными, но Молотов приказывает не отвечать. А, между тем, в списке пленных оказывается муж главной героини.
В одном из интервью ты рассказывал, что вдохновляешься кинематографом для создания различных постановок. Например, для «Смерти Тарелкина» твоим вдохновением стало немое кино. А для «Красного Креста»?
Я пока только прочитал хорошую книжку и решил, что надо её сделать. Эта книга была написана вот-вот, её еще никто не брал в работу. Забавно, что мне предложили в двух театрах её поставить – одновременно. Я тогда ещё подумал – точно надо делать!
С автором встречался?
Нет. Но, надеюсь, встретимся, это же всегда круто - когда можешь встретиться с живым автором!
Кто сыграет в твоем спектакле?
Главную мужскую роль в «Красном кресте» сыграет мой брат Женя Серзин. Кстати, сейчас он снимается в фильме Тимура Бекмамбетова. Также в спектакле будут задействованы артисты Гоголь-центра. Может получится подтянуть кого-то еще из «Невидимого театра» - если будет такая необходимость.
Да, «Невидимый театр»! Как давно вы уже существуете?
В мае будет три года. И на этот раз мы отметим день рождение в Москве первыми большими гастролями. Такой будет мини-фестиваль «Невидимого театра» благодаря усилиям Гоголь-центра и Союзу театральных деятелей. Спектакли будут идти на площадке ГЦ и Боярских палат СТД.
(Фото из личного архива Семёна Серзина, Невидимый театр)
И как тебе в голову пришла идея его создания?
Мне всегда хотелось иметь свой театр. Когда в «Этюд-театре» для меня всё закончилось, какие-то спектакли остались. И играть необходимость осталась. Потом появились новые спектакли. В «Невидимом театре» в основном ставлю я, и еще одну поставку сделала Саша Джунтини. Кстати, она готовит новую премьеру в конце мая (материал пока даже мне не раскрывает).
«Невидимый театр» так потому и называется, потому что у нас нет постоянной площадки, да вообще ничего нет. Периодически очень хочется крышу над головой. Но вообще это принципиальная вещь, мол, нет площадки – нет проблем. Правда, очень сложно составлять репертуар - не имея места при такой загруженности артистов, которые служат во многих театрах Петербурга и Москвы.
(Фото из личного архива Семёна Серзина, Невидимый театр)
Большая труппа, постоянная?
Ну, в принципе, да, постоянная. И мне кажется, что очень большая у нас труппа для такого театра – где-то 35 человек нас. Но это все очень крутые артисты, правда. Я с другими не работаю, просто не умею (смеется). Мне тут недавно Володя Майзингер так сказал: «Я в принципе люблю работать с лучшими». Он говорил про режиссёров, с которыми он сотрудничал: с Серебренниковым, с Марчелли, ну, и про меня, получается, это сказал.
«Невидимый театр» - независимое театральное объединение петербургских и московских актеров, созданное в 2017 году. На подмостках театра ставятся тексты современных драматургов, создаются спектакли-квартирники. Сейчас в репертуаре «Невидимого театра» девять спектаклей. В труппе объединения состоят известные петербургские актеры из таких театров как «Приют Комедианта», «Мастерская», «Театр Дождей» и многие другие. Так, к примеру, в Невидимом театре играет Алексей Ведерников, известный телезрителям по фильму «Батальон» и сериалу «Шулер», и Анна Донченко, сыгравшая главную роль в криминальной драме «Брат за брата, 2».