03 сентября 2014 21:00      2560   Анна Шева

"Самый опасный человек": ох уж эти шпионы!

В первые недели сентября на экраны выходит шпионский триллер голландского режиссера Антона Корбайна "Самый опасный человек" - картина, снятая по мотивам одноименного бестселлера Джона ле Карре, тот редкий случай, когда кинолента затмила все достоинства литературного произведения.
Читать в полной версии

И пусть выход "Самого опасного человека" не станет таким уж большим событием в мире кино, надо отдать должное его создателям – фильм получился весьма добротным. Таким же добротным, как образ главного героя - немецкого мистера Холмса, чью роль исполнил великолепный Филип Сеймур Хоффман, как сеть его преданной "агентуры", орудующая в Гамбурге, как, наконец, антитеррористическая операция, которую они все вместе пытаются провернуть. Мотивация: "чтобы мир стал чуточку безопасней".

События в фильме вращаются вокруг авторитетного шпионского подразделения, находящегося - естественно - в контрах с официальной разведкой и пытающегося обезвредить пособника террористов Аль-Каиды в Гамбурге. Свои дела шпионы проворачивают с помощью молодого чеченца, сына крупного русского бандюгана и наследника его миллионов Исы Карпова (Григорий Добрыгин) и такой же молодой немки, адвокатши Анабель (Рэйчел МакАдамс).

Герои картины, как и все происходящее вокруг, истинно конандойлевские: под подозрением все, но в итоге "убийцей окажется садовник". Впрочем, носители зла в картине выглядят довольно человечно, а иногда даже трогательно, в то время как шпионы, те, что на стороне света, постоянно ссорятся, спотыкаются и идут на сделки с совестью. Короче, кто подразумевается "под самым опасным человеком" так и остается загадкой. 

Для шпионских драм подобный перевертыш не нов - почитатели Дойля и Агаты Кристи могли бы и заскучать во время просмотра, если бы не мистер Холмс - тот самый Гюнтер, хоть и пьющий, но абсолютно непоколебимый разведчик (этим и подкупает!), человек, буквально возносящийся над суетой сует. 

Полный, циничный, совсем не обаятельный и вечно хмурый, он работает чисто и честно, зрит в корень, в то же время представлен как совершенно беспафосный герой. За этот труд актеру Хоффману можно смело поаплодировать. Кстати, коллеги, работавшие с ним над созданием фильма отмечали: в ходе съемок Хоффман очень много привносил в образ героя Гюнтера Бакмана, по сути - он сам стал Бакманом.

И откажемся уже от пресловутых ассоциаций с мистером Шерлоком Холмсом, ведь разведчик Гюнтер - вполне самостоятельная личность, по-русски бесхитростная, по-немецки бескомпромиссная. 

Гюнтер Бакман как-то признается, что его шпионы - обитатели улиц, хотя собственно улиц - таких гангстерских подворотен, китайских кварталов и прочего - в картине практически нет: действие разворачивается в офисах, необжитых квартирах и барах. У Гюнтера тоже есть свои заветные места - потрепаная забегаловка (сам же себя с ней сравнивает), где он тет-а-тет беседует с представителями преступного мира и обсуждает планы спасения человечества от террористов. Главный герой работает либо там, либо в своем тесном авто и очень редко выходит на воздух. Воздух - это пасмурная набережная Гамбурга или осенний парк - единственный кислород, который режиссер картины дарит своим зрителям. 

Романтическая история в фильме тоже опущена. У Гюнтера нет любовницы, герои не крутят пылких романов (маленькое исключение - искра, пробежавшая между чеченцем и адвокатшей), что картине только в плюс: она и без поцелуев получилась весьма насыщенной. А главное - честной: режиссер отказывается от сцен погонь и убийства, неистовых романов и расчлененки, а взамен предлагает настоящее человеческое переживание.

А если романтики все же захочется, потерпите до конца - там Гюнтер сядет за...пианино. Ох уж эти шпионы!

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте