Упёртость жильцов или недальновидность чиновников: почему Петербург отстаёт от Москвы по темпам реновации
(фото: pixabay.com)
История реновации в Петербурге и Москве
В 2009 году специально для программы обновления ветхого жилья в Петербурге (реновации) была основана компания «СПб Реновация». Планировалось, что к 2019 году в городе будут снесены 1,2 тысячи старых домов и построены новые здания. Однако, по факту, задуманные показатели не были достигнуты, и Смольный продлил реализацию программы еще на 10 лет, до 2029 года. К 2021 году было снесено 84 дома, построено новых — 32. Жильём обеспечили порядка 700 семей.
Сегодня в Петербурге в программе участвуют 9 районов: Калининский, Красногвардейский, Курортный, Невский, Фрунзенский, Кировский, Красносельский и Московский; 22 квартала и 1073 дома.
Для сравнения, в Москве программа реновации была утверждена в августе 2017 года. С того времени (на момент 4.10.2021) было расселено 120 дома, построено 84 новых, а новым жильём обеспечены более 36 тысяч человек.
В 2021 году московский девелопер ГК «Самолет» сообщила о намерении купить 100% долей в компании «СПб Реновация». Однако, как сообщили собеседники издания Peterburg2, ждать в Северной столице гигантских масштабов реновации из-за прихода москвичей по-прежнему не стоит.
В чём причины
Журналисты издания Peterburg2 обратились за комментариями к Дмитрию Михалеву, руководителю отдела по связям с органами государственной власти «СПб Реновация» (Группа «Самолет»).
Часть территорий, вписанных в Программу реновации, попали в, так называемую, зону красного блока: не могут быть расселены и снесены. В чём причины такого «блока»?
На территории части кварталов отсутствуют стартовые пятна. Это земельные участки, на которых должно быть построено жилье, в которое должны переселиться жители ветхих домов. Поскольку расселение по правилам программы ведется в границах территорий реновации, отсутствие этих участков или их недостаточный размер делают невозможным начало обновления квартала.
Почему расселение идёт медленнее, чем хотелось бы?
Невысокие темпы реализации программы реновации объясняются рядом причин.
Первое – это синдром последнего жильца. По условиям программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» отсутствуют механизмы принудительного расселения жителей, которые начинают шантажировать оператора программы непомерными требованиями. Например, житель последней нерасселенной квартиры может отказаться от нового жилья и потребовать за свою 3-х комнатную хрущевку 40 млн. рублей – как это произошло в квартале Сосновая Поляна 7-17. Подобный случай был и в квартале Колпино 10. На переговоры с такими собственниками уходит 3-5 лет. В Москве разработан принцип подчинения воли большинства: если 2/3 собственников в доме согласны на реновацию, несогласные должны в принудительном порядке переехать в новое жилье или получить рыночную компенсацию.
Вторая причина – в отсутствии стартовых пятен, о котором я сказал выше.
Третья – законодательные изменения, которые не учитывают программу реновации. Например, внесение части домов в зону регулируемой застройки сделало невозможным продолжение реновации в квартале Ржевка 35 (ЖК «Стереос»).
Четвертая причина – дефицит социальной инфраструктуры. В ряде территорий для школ и детских садов, которые должны быть построены по ходу обновления квартала, просто нет места. Отдельный разговор, что по условиям договора о развитии застроенных территорий строительство детских садов и школ лежит на городе. Но город не имеет возможности возводить соцобъекты в необходимом количестве из-за ограниченности бюджета. А без них строительство новых домов невозможно.
Есть ли статистика, сколько петербуржцев выбирают переезд в новое жильё, сколько выбирает денежную компенсацию или переезд в новую квартиру?
В разных кварталах статистика разная. Большинство предпочитает получить новую квартиру в том же квартале, как и прописано в условиях программы. Есть доля жителей, готовых переехать в другой район, и это возможно с их письменного согласия. Часть жителей выбирает денежную компенсацию. В любом случае расселение – это переговорный процесс, в котором индивидуально обсуждаются условия и параметры переезда. Когда кто-то говорит, что придет реновация, и всех выгонят в условные Шушары – это популизм, не имеющий с программой реновации ничего общего. В Петербурге права жителей максимально защищены, что иногда и приводит к так называемому синдрому последнего жильца.
Какие районы Петербурга больше всех нуждаются в реализации Программы реновации?
В основном обновление необходимо тем кварталам, которые уже внесены в программу – их на данный момент 22. Это территории с ветхим жильем 30-40-х годов, с деревянными перекрытиями без ванн, хрущевками, каркасно-насыпными домами без отопления и удобств. Никакая программа капремонта не способна решить проблему этого жилья, так как оно безвозвратно морально и физически устарело.
Итоги
Программа реновации в Петербурге, конечно, не стоит на месте, но и реализуется недостаточно быстрыми темпами. Ранее в СМИ уже неоднократно писали, что нехватка пятен под застройку – это серьёзная проблема, которая затягивает процесс расселения кварталов на долгие годы. Кроме того, собеседники издания Peterburg2 считают, что реновация в Северной столице может пойти быстрее, когда чиновники включатся в программу с финансовой точки зрения, а также добавят ясности в вопросах землепользования, и в вопросах определения порядка стоимости жилья в домах, попадающих в программу реновации. Напомним, в отличие от Москвы, где реновация финансируется из казны, в Петербурге программу реновации реализуют только за счет средств инвесторов. Вот и получается, что пока все жилищные проблемы падают на частников, без серьёзной поддержки властей и государства, программа обновления ветхого жилья в Петербурге так и будет реализовываться в год «по чайной ложке».