18 апреля 2022 11:25      3908   Терентий Казаков

Полный наверх: как решить проблему старых и опасных лифтов в России

Травмы при поездках в лифте ежегодно в России получают десятки граждан. Только в 2021 году от этого пострадали 57 человек — и те, кто ехал в кабине, и ремонтники.
Читать в полной версии

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов нашел решение, которое позволит создать единый подход к замене лифтового оборудования в России.

Старые и опасные лифты

Проблема с устаревшим оборудованием наблюдается в 11 регионах страны. В трех доля таких лифтов уже превышает половину. При этом темпы замены лифтов совсем не радуют. Так, в Самарской области признали, что более восьми тысяч подъемников нуждаются в замене, а контракты удалось заключить только для 247 лифтов.

Сложная ситуация также в Удмуртии, Ульяновской, Ярославской, Архангельской, Астраханской областях, в Мордовии и других регионах. Всего в России используется около 600 тысяч лифтов, а неисправны более 100 тысяч, приводит данные Национальный лифтовый союз.

Выход лифта из строя и ремонт негативно воспринимаются жильцами, ведь им приходится тратить больше сил и времени на подъем на лестницу. А для пенсионеров и маломобильных граждан это и вовсе становится непреодолимым препятствием.

«Более того, аварийные лифты являются причиной травм и даже гибели россиян, и, к сожалению, такие случаи не единичны», — заметил Давыдов.

Согласно стратегии государства, полная замена лифтов, которые старше 25 лет, должна произойти к 2025 году. Но такими темпами к этому сроку можно заменить лишь половину. Кроме того, эксперты отмечают, что финансирования на эти нужды недостаточно — 1,5 миллиарда рублей в год.

Пример Сингапура

В Сингапуре уделяют много внимания тому, как осуществляются поездки в лифтах. Вопрос безопасности тут стоит остро — плотность населения тут так высока, что пользоваться подъемниками приходится практически каждому жителю.

В стране разработаны и действуют жесткие правила эксплуатации и обслуживания лифтов, а штрафы на нарушения высоки. Автор «20 идей» обращает внимание — оценка состояния лифта ведется по девяти критериям, а проверки проводят как минимум раз в месяц.

Каждый лифт имеет лицензию, которая выдается на год и после сдачи специального экзамена. Документ об этом вывешивается прямо в кабине на всеобщее обозрение, чтобы каждый мог убедиться, что его поездка безопасна. За нарушения графика проверок или отсутствие лицензии грозит крупный штраф.

Не забывают власти Сингапура и о работе с населением. Людей информируют о правилах пользования. Ловить вандалов помогают камеры наблюдения, которые установлены в каждом лифте. И что важно, все эти меры безопасности можно успешно внедрить и в России.

Путь к безопасным лифтам в России

Проблемы с лифтами в России связаны не только с устаревшим оборудованием, но и с кадрами. Часто для ремонта выбирают компанию, которая готова работать за небольшую оплату — но квалификация ее мастеров не всегда на уровне. Для решения проблемы контроля Национальный лифтовый союз даже предлагает создать надзорный орган.

«В России с 2017 года действуют правила организации безопасного использования и содержания лифтов. Однако, метод контроля за их соблюдением и мера наказания за нарушения не всегда являются эффективными», — считает Дмитрий Давыдов.

Улучшить ситуацию в стране позволит ряд мер, которые предлагает автор «20 идей». Для начала нужно ввести обязательные проверки лифтов на предмет исправности — с периодичностью в 1, 3, 7 дней. Связь с диспетчером, наличие сигнализации, защитных механизмов против закрытия дверей лифта, если есть препятствие — все это нужно для проверок.

Кроме того, по мнению Давыдова, нужно фиксировать все случаи остановки кабины на уровне +/- 10 миллиметров. Необходимо проверять плотность закрытия дверей на каждом этаже, в самом лифте показывать, если есть перевес, а также следить за тем, чтобы внутри не было мусора и жидкости.

Окажет позитивное влияние на ситуацию и повышение штрафов за нарушения. Собранные деньги следует при этом направлять на модернизацию лифтового парка страны.
Обязательным постепенно следует сделать видеонаблюдение в кабинах. В первый год после принятия закона во всех новых лифтах, а через три года — во всех. Это, по мнению Давыдова, поможет также бороться с вандалами, которые портят подъемные устройства.

Внесение изменений в законодательство по части штрафов, создание единого регулятора и стабильное финансирование способны изменить ситуацию с лифтами в стране к лучшему. Шансы на поддержку идей Давыдова в Госдуме весьма неплохи — уже сейчас некоторые депутаты отмечают проблему лифтов в России как одну из важных.

Работа над решением вопроса уже ведется, ей занимается рабочая группа из 290 человек. Что важно, это не только парламентарии, но и представители самой отрасли, люди, знающие проблему в лицо. И главное, что их объединяет, это цель — сделать лифты в России безопасными и удобными. Подход автора «20 идей» может стать основной для поправок в законодательство.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте