9991
"Русские сезоны" в Петербурге: словарь выставки Льва Бакста в Корпусе Бенуа
С 24 февраля в Корпусе Бенуа открыта выставка работ Льва Бакста. Ретроспектива представляет сразу несколько сторон творчества легендарного художника и наряду с его театральными работами включает в себя несколько портретов и пейзажей. Peterburg2 побывал на выставке и составил краткий словарь для тех, кто туда только собирается.
БАКСТЕР
Будущий художник родился никаким не Львом Бакстом, а Лейб-Хаимом Розенбергом. Его отец был иудеем, коммерсантом средней руки в Гродно; по другим сведениям, Розенберг-старший изучал Тору. Во всяком случае Левушку (домашнее прозвище Бакста) воспитали по всем религиозным канонам, запрещая даже рисовать. Кто знает, кем бы стал рыжеволосый мальчишка, если бы не дед по материнской линии, подаривший внуку псевдоним и возможность развивать в себе талант художника. Дедушка по фамилии Бакстер был чуть ли единственным поставщиком сукна для формы российской армии, а потому любимым при дворе. Задумав переезжать в Петербург, Бакстер снарядил и всю свою семью – включая дочь, зятя и внуков. Так еврейский мальчик Лейб-Хаим Розенберг сделал первый шаг на пути к великому художнику Льву Баксту – псевдоним, сокращенный от фамилии деда, он взял накануне первой персональной выставки.
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
В Петербурге у художников, желающих получить официальное образование, была одна цель – Академия художеств. Правда, большинство сбегало с не меньшим рвением, чем рвалось в ряды её учеников. Так было и с Бакстом. Поступив в Академию вольнослушателем (по-другому не позволял ценз национальной принадлежности), Лев быстро разочаровался – его пытались научить тому же, чему учили и сто, и двести лет назад. Потеряв всякий интерес и серебряную медаль, Бакс стал свободным художником. Оформлял детские книги в мастерской Канаева, упражнялся в акварели и подружился с семьей известного архитектора Николая Бенуа – знакомство, определившее всю его жизнь.
МИР ИСКУССТВА
Братья Бенуа – Александр и Альбер – ввели Бакста в кружок новаторов, назвавших свое объединение "Мир искусства". Вчерашние гимназисты обсуждали русскую культуру, её связь с внешним миром, примеряли на себя долетавшее откуда-то из Франции и Германии слово "модернизм". Среди "мирискусников" был и Сергей Дягилев, "Русские сезоны" которого открыли Европе нового – театрального – художника Льва Бакста.
ТЕАТР
Правда, оформлять спектакли Лев Бакст стал задолго до "Русских сезонов". К 1900 году у юного художника накопилось немало впечатлений и опыта, которые он почерпнул в долгих путешествиях по Европе и Африке. В 1900-м Бакст оформил "Сердце маркизы" в Эрмитажном театре. Постановку, в которой танцевали Матильда Кшесинская, Анна Павлова и Михаил Фокин, критики начисто разгромили, отметив лишь декорации и костюмы – труд художника. Затем были и Александринский театр, и Ида Рубинштейн, и переезд в Париж, где его уже ждали Дягилев и "Русские сезоны".
РУССКИЕ СЕЗОНЫ
Первым балетом "Русских сезонов" стал "Шехерезада". Над либретто работал Александр Бенуа, музыку взяли Римского-Корсакова, а декорации и костюмы поручили Льву Баксту. Задуманный в узком кругу на посиделках в Венеции, балет прогремел на весь Париж. После премьеры столица Франции буквально "опьянела от Бакста" - настолько новатор из России пришелся по вкусу искушенному парижскому миру. Затем были "Клеопатра", "Карнавал", "Нарцисс", "Дафнис и Хлоя", "Синий бог" … Бакст осел в Европе, в России бывал наездами, создавая новую эпоху в балетной сценографии – яркую, насыщенную цветами и пышными формами.
НАСЛЕДИЕ
Напряженная работа над "Русскими сезонами" печально сказалась на здоровье художника, привыкшего браться за все предложения. В 1914 году у Бакста случается нервный срыв, он уезжает в Швейцарию, где и остается на несколько лет – начавшаяся Первая мировая не позволила ему вернуться в Париж и продолжить сотрудничество с Дягилевым. До 1924 года Бакст еще поработает и с Дягилевым, и с Идой Рубинштейн, но физическое состояние художника ухудшалось с каждым годом.
Лев Бакста стал легендарным театральным художником, но он был и не менее талантливым портретистом. На выставке в Русском музее можно увидеть одну из лучших его работ и определенно лучший портрет Дягилева. Законченный в 1906 году, этот портрет ознаменовал собой завершение петербургского периода жизни великого продюсера. Для Бакста эта картина стала вершиной портретного творчества.
Лев Бакст умер в 1924 году в Париже от болезни легких. В Россию он так и не вернулся, хотя еще до революции был избран почетным членом ненавистной Академии Художеств.
Выставка "Лев Бакст. 1866 – 1924" работает в Корпусе Бенуа с 24 февраля до мая 2016 года. Часы работы и стоимость билетов уточняйте на сайте Русского музея.
Выставка "Лев Бакст. 1866-1924" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|