5068
Битва за Берлин: гид по трехмерной панораме
Чуть меньше месяца осталось до открытия в 5-м павильоне ЛенЭкспо грандиозной экспозиции - трехмерной панорамы "Битва за Берлин". Проект реализуется в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне, и создается - руками энтузиастов: членов поискового отряда, историков, художников, скульпторов...Чем будут удивлять петербуржцев и гостей города на экспозиции - в нашем обзоре.
Идея
"Битва за Берлин" стала продолжением первой российской трехмерной панорамы "Прорыв", посвященной подвигу воинов, участвовавших в битве за оборону Ленинграда. Возведением экспозиции занимались в кировском музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда". Проект оказался настолько успешным - за время работы панораму посетило свыше 20 тыс. человек, в том числе и российский президент, - что экспозицию решили сделать постоянной, для нее будет построено специальное здание на территории мемориального комплекса "Прорыв блокады Ленинграда".
Создатели
Костяк команды, которая трудится над возведением экспозиции, составляют члены поискового движения "Шлиссельбург", в частности - руководитель отряда Дмитрий Поштаренко, он же - автор панорамы.
В отряде много людей талантливых: кто-то рисует, кто-то лепит, кто-то может проектировать, и все - так или иначе, интересуются историей. Помимо членов движения, у нас работают и специалисты со стороны - это строители, профессиональные декораторы, люди, окончившие высшие художественные заведения. Нашу «мозаику» собирает довольно большая команда, - рассказал Дмитрий.
Экспозиция
Первое, что увидит зритель, попав в пространство панорамы, - интерьер комнаты, оформленной в антикварном стиле. По предметам можно сделать выводы о здешнем обитателе - он художник. Шаг, и зритель оказывается в другой комнате, одна из стен которой отсутствует - пространство заполняет военный ландшафт: траншеи, воронки... После этого посетитель переносится в сердце панорамы - сцену битвы за Рейхстаг, где видит фигуры дошедших до Берлина бойцов группы разведки под командованием Семена Сорокина. Это они, а в частности - солдат Григорий Булатов, водружали на здание Рейхстага самодельное красное знамя. На сегодняшний день в живых из них остался лишь один – Иван Никифорович Лысенко, живущий в Брянской области. Создателям проекта удалось разыскать ветерана и встретиться с ним.
Детали
Фигуры и лица солдат создавались по фотоснимкам - чтобы собрать информацию о бойцах, от сведений о наградах, заканчивая ростом участников сражения, потребовалось больше полугода. Всем этим, опять же, занимались поисковики "Шлиссельбурга". Конечно, не без помощи профессиональных историков.
Дмитрий Поштаренко:
Наша задача - изобразить фигуры так, чтобы казалось: они вот-вот оживут и будут двигаться вперед. Мы стремимся сделать динамичную композицию. Все материалы собирались по крупицам: что-то - из семейных архивов знакомых, что-то из государственных архивов, что-то удалось найти в интернете. В поиске старых фотографий интернет - а пользовались, в основном, такими ресурсами, как "Авито", "Молоток" - очень помог.
Сердце экспозиции - Рейхстаг
До здания Рейхстага, а точнее - его воссозданного макета (некоторые детали - в натуральную величину), - зритель доходит вместе с бойцами. Сейчас макет здания создается для того, чтобы в конце концов быть частично разрушенным. Именно таким, победным, с надписями солдат на колоннах и пробоинам от пуль на фасаде, Рейхстаг предстанет перед посетителями экспозиции.
Дмитрий Поштаренко:
Все утраты воссоздаются по фотографиям. Система такая: с помощью специальной техники мы проецируем снимок на стену макета и таким образом наносим утраты ровно в то место, где они быть должны. Далее берем инструменты, делаем проломы, создаем глубину и объем, а затем декорируем макет под камень. Работаем кропотливо, все для того, чтобы любой пришедший на экспозицию смог встать у Рейхстага и сделать снимок, идентичный военному. На наш взгляд, зрителям панорамы нужно показывать именно победный Рейхстаг - с пробоинами, с автографами солдат, ведь эти надписи выступают как самостоятельный текст, несут эмоциональный накал.
Доступность
По словам создателей проекта, ни в одном музее мира нет экспозиции, посвященной войне, которую бы смог "увидеть" и прочувствовать незрячий человек. "Битва за Берлин" - первая из таких. По пространству незрячий или слабовидящий может передвигаться самостоятельно - к Рейхстагу его ведут "указатели". Продвигаясь по траншее, ладонями рук он чувствует фактуру дерева, металла. Все объекты панорамы можно щупать и практически все - держать в руках. Посетители имеют возможность касаться лиц солдат - по лицам читаются эмоции, а по фактуре формы бойцов незрячий человек определяет, кто перед ним: наш солдат или немецкий. Экспозиция также доступна для инвалидов в колясках: никаких металлических ограждений в проекте не предусмотрено. Все имеющиеся преграды вмонтированы в панораму "естественно" - например, в виде поваленного дерева.
Дмитрий Поштаренко:
Мы избавились от лишних объектов, чтобы зритель меньше отвлекался, был полностью погружен в происходящее вокруг и становился полноценным участником действа. Уделили огромное внимание мелочам. Думаю, за один раз зрителю даже не удастся ухватить все - сюда можно приходить несколько раз, снова и снова открывая для себя что-то. И самое главное - мы не говорим о подвиге солдат, бравших Берлин, абстрактно - для нас важна конкретика, частные истории, реальные сюжеты, которые действительно имели место. Основная цель, которую мы с ребятами преследуем, - создать пространство, исторически достоверное, анатомически подлинное и, конечно, насыщенное эмоционально.
Выставочный комплекс Ленэкспо |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|