6423
Петербург Тимура Новикова
Адреса, где отметился пионер ленинградского авангарда
Недавно вышла книга Екатерины Андреевой «Тимур Новиков: академик левой классики. Она рассказывает о художнике и лидере ленинградского-петербургского авангарда 1980-х - 1990-х годов, оказавшем огромное влияние на современное искусство не только в России, но и в мире. Peterburg2 составил гид по местам Тимура Новика в городе на Неве, где он родился, вырос и творил.
Baltphoto/Ирина Мотина
Тимур Новиков довольно рано начал ощущать себя художником, как позднее он сам делился с друзьями и журналистами. Конечно, он начал интересоваться искусством, и поэтому главные музеи Северной столицы тоже связаны с его именем. Так, в возрасте 15 лет, в 1973 году, он вступил в Клуб юных искусствоведов при Русском музее. Тогда же Новиков стал студентом Техникума химической промышленности, который так и не закончил, бросив учёбу в 1975 году, чтобы не постригать свои длинные волосы ради военной кафедры.
В 1976 году Тимур Новиков вместе со школьным товарищем и единомышленником Олегом Котельниковым основал ансамбль «Монстерз», а также поступил в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже. В 1977 г. примкнул к художественной группе «Летопись», члены которого выставляли свои работы на частных квартирах, пляжах, улицах и в парках города, из-за чего часто имели проблемы с милицией. Тогда же молодой художник начал создавать знаковые картины, в которых легко угадываются очертания Петербурга – набережная реки Фонтанки («Фонтанка», 1980) и дома-колодцы ( «Пейзаж», 1978) в центре города.
В 1978 году Новиков создал свой первый первый кураторский проект. Для этого он снял в аренду помещения в церкви Шестоковской Божьей Матери, которая тогда не функционировала по прямому назначению. Именно там он открыл творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, а 2 июня 1978 года провёл квартирную выставку.
Следующим знаковым событием стало создание в 1980 году вместе с Олегом Котельниковым квартирной художественной галереи, названную ими «АССА». Она располагалась в коммунальной квартире на улице Воинова, д. 24 – ныне улица называется Шпалерной. Эта галерея просуществовала до 1987 года.
Ещё одним важным адресом можно назвать ДК им. Кирова. Там прошла первая разрешённая советской властью выставка художников – участников объединения «Товарищество экспериментального изобразительного искусства», в которое Новиков вступил в 1981 году. Именно там он вместе с Иваном Сотников представили работу «Ноль-объект», назвав дыру в экспозиционном стенде самостоятельным произведением искусства.
Baltphoto/ Анатолий Климов
Вообще в 80-х годах Тимур Новиков познакомился и начал работать с Сергеем Курёхиным и ансамблем «Поп-механика». Они вместе представили на одном из совместных концертов новый музыкальный инструмент - «первый русский синтезатор «утюгон»». Есть разные сведения о том, на каком именно выступлении это произошло. Или на «медицинском концерте» в музее-квартире Ф. М. Достоевского, или же на концерте в доме на Фурштатской улице, 4.
Тимур Новиков оказался связан и с «Ленинградским рок-клубом», который находился по адресу: улица Рубинштейна, 13. Он очень дружил с участниками группы «Кино» и рисовал декорации для их выступлений, а также делал выставку плакатов группы в рок-клубе. Новиков помогал создавать сценические костюмы и для других участников «Ленинградского рок-клуба». В то время он был членом объединения «Новые художники». Этому поспособствовала его работа электриком в Русском музее в начале 80-х. Именно там он познакомился с художницей Марией Спендиаровой.
В 1986 году Тимур Новиков создал «Новую академию всяческих («всёческих») искусств», которая потом была преобразована в «Новую академию изящных искусств». В 1997–2001 она занимала помещение на последнем этаже Михайловского замка. Также в 1994 был создан музей Новой академии изящных искусств, где можно было увидеть работы преподавателей и студентов. До конца 2011 года он находился в арт-центре «Пушкинская-10».
В 2011 Академия стала Автономной некоммерческой организацией «Художественно-культурное общество Санкт-Петербургская Новая Академия», и сейчас её выставки проводятся в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина на Лиговском проспекте, 73.
На этом образовательная деятельность художника не закончилась. в 1988 году он открыл Свободный университет в Центральном лектории общества «Знание» на Литейном проспекте,42 и стал там главой кафедры живописи.
Baltphoto/ Рафаэль Карапетян
В 1990 году также состоялась выставка и конференция «Молодость и красота в искусстве», которую Тимур Новиков устроил вместе с критиком Дуней Смирновой в бывшем дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Летом того же года работы художника можно было увидеть на скандальной ночной выставке крупноформатных картин на вертикально поднятом южном пролете Дворцового моста. Подобную экспозицию повторили в 1991 году.
Ещё одно любопытное место, связанное с именем Тимура Новикова, - сквот по адресу Фонтанка, 145. Там в начале 1990-х появился первый импровизированный клуб «Танцпол», где начали проводить рейвы под электронную музыку. Тимур Новиков сравнивал рейвы с первобытными шаманскими обрядами, обозначая участие в вечеринках как мистическое, трансформирующее переживание. История российского рейв-движения — «рейволюция» - непосредственно связана с именем художника. В 1990 году он провёл первый в Петербурге рейв в Доме культуры работников связи на Мойке. Выступал там диджей Янис Крауклис, приехавший из Риги на машине, полностью забитой необходимой аппаратурой и пластинками.
В 90-х годах Тимур Новиков очень много ездил заграницу и выставлялся в различных музеях во многих городах мира. Но и в родном Петербурге можно было увидеть его работы. Так, в 1992 году его персональная выставка прошла в Российском этнографическом музее, а в 1995 Новиков участвовал в выставке иллюстраций «Passiones Luci» («Приключения Луция») к роману Апулея «Золотой осёл» в Мраморном дворце и НАИИ. В 1997 году художник провёл в Павловске фестиваль «Торжество неоакадемизма».
Последнее место в нашем списке находится на Тверской дорожке Смоленского кладбища. Именно здесь, на Васильевском острове, художник был похоронен в 2002 году после смерти от пневмонии.
Недавно мы также рассказывали о выставках, на которые следует успеть до весны.

.jpg)
_1.jpg)
.jpg)
.png)

Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
Ева Польна, Лиза Арзамасова и День России: афиша Петербурга на неделю
Вечеринка Cava Disco, фестиваль «Паруса Кронштадта» и концерт A’Studio: афиша Петербурга на неделю
Сергей Лазарев, Полина Гагарина и ANNA ASTI: кого послушать на VK Fest 2025 в Петербурге
Главные события июня в Петербурге: фестиваль «Фортолет», «Алые паруса» и концерт «А’Студио»
Незабываемое лето в Петербурге: 10 вещей, которые нужно успеть до осени
Куда пойти с ребёнком летом в Санкт-Петербурге
