Пасмурно  небольшой снег  −1…−1°C
Вход Добавить на сайт
19 октября 2016 г. 10:00 2742 Кино Киноновинки

Два капитана на "арктическом скитальце": почему стоит посмотреть фильм "Ледокол"

История о силе духа, мужском характере и героизме собрала сильную команду кинематографистов. Вот только, подобно судну, картина "уклонилась от курса", взятого на жанр фильма-катастрофы, в сторону масштабного, но при этом авторского кино, заточенного на образы и конфликты героев.

В основе сюжета "Ледокола" судьба судна "Михаил Сомов", которое в 1985 году оказалось зажатым между льдами и вынуждено было провести в дрейфе 133 дня, вблизи побережья Антарктиды. Всё это время на его борту команда моряков и полярников ждала помощи, а запасов провизии и топлива с каждым днем становилось все меньше.

Тизер картины, впервые появившийся в сети год назад, за два дня набрал около 1,5 млн. просмотров, что закономерно для кино заявленного формата. Но, когда сценарий построен на реальных событиях подвиге, вписанном в историю страны, в которой снимается фильм, – критики и зрители особенно строги. 

Не документальное кино

Чтобы перестать искать промахи и исторические несоответствия, самым внимательным и критично настроенным зрителям, стоит с самого начала напомнить себе, что на экраны выходит художественное кино, которое лишь частично отражает события 30-летней давности и не претендует на документальность. Тем более, что документальная лента под названием "Западня для ледокола. Антарктида" появилась еще в 2007 году.

Создатели "Ледокола" сознательно изменили имена  судна (Сомов/Громов) и героев. По вынужденным обстоятельствам съемки проходили на атомном ледоколе, вместо дизель-электрохода. А главная сюжетная линия противостояние двух капитанов (даже не сталкивающихся на судне во время реальных событий), задумка сценаристов, которая, как любая конфликтная ситуация, позволила обеспечить необходимый накал, обнажить драматизм и проявить характеры героев.

В непривычном для себя формате режиссера блокбастера выступил Николай Хомерики, которому в начале карьеры довелось ассистировать команде Филиппа Гарреля, получить приз Каннского кинофестиваля за собственную короткометражку, выбрать для режиссерской работы жанр арт-хаусного кино, а позднее выступить и в качестве актера, в литвиновской "Последней сказке Риты".

"Повесть о настоящем человеке"

Сюжет "Ледокола" начинается с истории о том, как харизматичный и решительный капитан "Михаила Громова", Петров (в исполнении Петра Федорова), несмотря на риски, пытается спасти упавшего за борт полярника. После случившегося, Петрова отстраняют от должности и отправляют на ледокол нового капитана — Савченко (Сергей Пускепалис). Моряки не готовы принимать назначенного сурового и принципиального командира, да и сам он не ждет их одобрения. Савченко действует по уставу и пресекает все идеи о самостоятельном выводе корабля из вынужденного дрейфа.

А между тем, команда собралась отменная: второй помощник капитана, колоритный Банник — в исполнении Виталия Хаева; герой Александра Яценко — искренний Цимбалистый, потерявший голос во время спасательной операции; молодой вертолетчик и цоевский фанат — абсолютно попавший в свое амплуа, актер Александр Паль. Совершенно разные, но каждый по-своему обаятельный, герои получились именно такими, от которых обычно, одновременно не ждешь и ждешь подвига.

Пока прибывший Савченко выстраивает свои порядки на судне, видя в прежнем капитане виновника ледяного плена, ситуация оказывается почти безвыходной, а сводящая с ума неизвестность, требует идти на компромисс. Всё. Спойлеров больше не будет. Скажем, лишь, что кино о настоящих мужчинах не может обойтись без женских героинь, ждущих на "Большой земле". Журналистка Люда (Ольга Смирнова), жена Петрова, собирается подать на развод, но по-прежнему любит мужа, и тем самым добавляет истории драматизма, а молодому капитану симпатии зрителей. В роли жены Савченко, Галины, Анна Михалкова. Образ жесткого, бескомпромиссного нового капитана смягчается, как раз благодаря ее истории. Галина, без каких-либо вестей о судьбе мужа, в одиночку сражается за жизнь их будущего ребенка.

В желании наделить кино атмосферой времени, Николай Хомерики, каждый вечер устраивает на судне киносеансы с единственным фильмом, "Бриллиантовая рука", реплики из которого моряки знают наперед, не переставая при этом смеяться над непутевым героем Никулина, Семен Семенычем, чьим именем в итоге и называют неотступающий "айсберг". В каюте висит календарь с изображением Аллы Пугачевой, соседка Петровой просит привезти дефицитные колготки, Савченко обвиняют в спекуляции детскими ползунками, Кукушкин поет про "алюминиевые огурцы". Но главным свидетельством эпохи становится категорический отказ обратиться за помощью к западным службам, которые могли бы сразу придти за советскими героями. Без актуальной политики "Ледокол" не обошелся. Но и на то есть причины  такова была реальная история страны.

От Мурманска до Севастополя

Масштабные съемки фильма проходили с марта по июль, в Мурманске, Санкт-Петербурге, Кировске (Мурманская область) и Севастополе, где, как признаются актеры, пришлось снимать самые тяжелые сцены при 30 градусной жаре. В качестве основного судна использовали, пришвартованный в Мурманске, атомный ледокол "Ленин", который с помощью парафиновой системы покрывался бутафорскими наледью и снегом.

Консультировал проект, находясь рядом на протяжении всего съемочного процесса, Юрий Настеко – полярник и бывший капитан "Михаила Сомова". Прототипом героя Петра Федорова стал Валентин Филиппович Родченко  капитан ледокола во время его дрейфа в 1985 год, удостоенный звания Героя Советского Союза. Актеру удалось встретиться с Родченко, перед началом сьемок. По словам создателей фильма, Валентин Филиппович остался доволен результатом, но признался, что является скорее смежным героем между двумя капитанами.

Кино о доме

Николай Хомерики cчитает, что благодаря таланту актерской команды, когда  в какой-то момент каждый сам стал понимать своего героя, режиссеру удалось уйти на второй план и сосредоточиться на сюжете картины. А еще Хомерики признается, что не понимает, почему говоря о фильме, некоторые вспоминают "Титаник" Кэмерона, Сам режиссер, в шутку сравнивает "Ледокол" с "Космичесской одиссеей" Кубрика, которая ближе "Ледоколу" по интровертности и духу.

Для Петра Федоров, "Ледокол" — является напоминание о доме, в который всегда хочется вернуться. Названный актером, фильмом-расставанием, заставляющим задуматься о самом главном, что есть в жизни любого человека – семье и близких. Федоров считает, что картина раскрывает центральную тему русской классики — тему бунта, через смирение, выявляющей характер.

А Peterburg2 задумался о российском кино. О возможном таяние льдов. О мнении зрителя, которое у каждого свое. И просто решил напомнить, что "Ледокол" выходит в прокат 20 октября.

Автор: Виктория Москалева
Николай Хомерики, Виталий Хаев , Анна Михалкова, Сергей Пускепалис, Александр Яценко, Петр Федоров
Ледокол
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Дэвид Боуи, ABBA и Биттлз: топ-5 фильмов о космосе с потрясающими саундтреками Дэвид Боуи, ABBA и Биттлз: топ-5 фильмов о космосе с потрясающими саундтреками С 10 августа в кинотеатрах можно будет посмотреть космическую одиссею Люка Бессона "Валериан и город тысячи планет". Новая лента стала масштабнее, но не лучше "Пятого элемента". Несмотря на участие в съёмках самой Рианны, персонажи фильма не так интересны, как спецэффекты и саундтреки. Вспомнили недавние...
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть два билета по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки-Санкт-Петербург от компании ECOLINES.

Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть два билета на новогоднее шоу на воде для всей семьи "Сказка о царе Салтане", которое пройдет с 27 декабря по 7 января в центре водных видов спорта "Невская волна".