6991
Поезд в огне: лучшие фильмы про русских рокеров
На днях в прокат вышел фильм о Егоре Летове и ранних годах группы "Гражданская оборона" "Здорово и вечно" - в связи с премьерой Peterburg2 вспоминает лучшие художественные и не игровые фильмы последних десятилетий, где успели засветиться звезды русского рока.
Иванов
Если бы создатели "20 000 дней на земле" британцы Форсис и Поллард работали в СССР в начале 80-х - у них получился бы "Иванов", и в главной роли предстал бы не известный на весь мир музыкант Ник Кейв, а ленинградский "инженер на сотню рублей" - никто иной, как 25-летний БГ. Картина "Иванов" - трогательная и, пожалуй, самая древняя из себе подобных (снята в 1981 году) в России. Режиссеры (А. Ильховский и А. Нехорошев) создали нечто между документалкой и игровым кино, действие которого происходит в Коломягах. В квартире у молодого музыканта поселяется какой-то морячок - прибывая в востороге от происходящего вокруг, он поражает новых друзей своей наивностью. Вот, пожалуй, и весь нарратив. Короткометражка "Иванов" - сплетение ранних песен "Аквариума" и городских пейзажей, фильм о музыке, молодости и радости начинания чего-то нового.
Рок
Фильм Алексея Учителя "Рок", который он снял спустя шесть лет после появления "Иванова", - классика отечественного документального кино, касавшегося тем русскорокового подполья. Среди главных геров снова ходит Борис Гребенщиков - уже обремененный семьей, а также молодые Виктор Цой, Олег Гаркуша и Юрий Шевчук. Все они заняты своими повседневными делами, вынуждены ходить на странную работу - кто в котельную, а кто - в киноаппаратную, почти все воспитывают собственных детей, и все еще не мыслят жизни без музыки. "Рок" интересен тем, что вышеперечисленные персонажи выступают здесь не в роли рок-кумиров и бунтарей, а обычных людей. Очень талантливых обычных людей. Чего стоят только эпизоды, где Гаркуша встречает из роддома жену, а БГ пытается уложить сына спать.
Асса
В свое время режиссер Соловьев снял не просто фильм - из "Ассы" у него получилось что-то вроде манифеста. Тысячи молодых людей ходили в кинотеатры на соловьевскую ленту по пять, шесть, а то и по семь раз. Среди представителей поколения 20-летних наблюдалось некое кипение, ажиотаж - не удивительно: с экрана прекрасный и бунтующий Цой кричал: "Мы ждем перемен", мальчик Бананан (Сергей Бугаев) возвещал: "Иду на ты", дети ссорились с отцами, и отцам не оставалось ничего, кроме как просто отойти "в кусты" - подобно старику Козлодоеву из песенки Гребенщикова. "Кино", "Аквариум"...- вся элита русского рока, который в годы перестройки уже начал выходить из подполья, появились в фильме Соловьева. Впрочем, на "Ассе" он не закончил.
Черна роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви
"Вышли хлай, вышли хлай, вышли хлай - Лой Быканах" - песня-заклинание про некого Лоя Быканах (автор - конечно же, Борис Гребенщиков) стала гимном конца перестройки. Об абсурдности бытия Соловьев заговорил в картине, вышедшей сразу после знаменитой "Ассы" и не уступившей ей по популярности, "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви". Действие разворачивается в стенах коммунальной квартиры. Герои шатаются из комнаты в комнату, разгуливают по крыше, пьют шампанское...отсутствие жесткой сюжетной линии компенсируют такие эпизоды, как играющий на флейте обнаженный Александр Баширов, беснующиеся Абдулов и Друбич и степенные музыканты "Аквариума", прятавшиеся все это время в шкафу. Настоящее шапито.
Йя-Хха
Картина с кричащим названием "Йя-Хха" - тоже нечто вроде зарисовки, балансирующей на грани документального и художественного кино. Главными героями фильма его режиссер Рашид Нугманов сделал самых неистовых членов Ленинградского рок-клуба - Константина Кинчева, Майка Науменко, Виктора Цоя и других. Персонажи Нугманова поют, встречаются с девушками, пьют вино, купаются в славе - в черно-белом и немножко депрессивном Ленинграде они - носители светлого начала, и дарят этот свет ближним.
Город
Гораздо более тяжелой покажется лента Александра Бурцева - то ли документальная, а то ли игровая - "Город". В отличие от картин, названных выше, в главные герои здесь выбиваются не музыканты, а художники. Настоящим украшением фильма становятся представители "Митьков" и их лидер - дедоморозоподобный Дима Шагин, помогающий молодому художнику, приехавшему в Ленинград 90-х за славой и вдохновением. В картине - тесные винные квартирники, восходящая звезда Шевчука и уже шумный, неприветлевый и меняющийся город, сохранивший, впрочем, свои заповедные зоны - серые, бесконечно длинные подворотни, тихие колодцы, крыши...
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|