29672
«Тихоокеанский рубеж»: подробности создания фильма
Культовый режиссер Гильермо дель Торо представляет масштабный научно-фантастический экшн «Уорнер Бразерс Пикчерз» и «Леджендари Пикчерз»: Тихоокеанский рубеж».
Когда из морских глубин поднялись легионы чудовищ, известных как Кайдзю, началась война, которой суждено было забрать миллионы жизней и свести «человеческие ресурсы» почти к нулю всего за несколько лет. Чтобы сражаться с пришельцами, было создано специальное оружие: огромные роботы, названные Егерями; они управлялись одновременно двумя пилотами, чьи сознания соединены с помощью нейронного моста, так называемого «дрифта». Но с каждым нападением Кайдзю становятся все сильнее, и даже Егеря оказываются почти бессильны перед лицом безжалостных Кайдзю.
На грани поражения у защитников человечества нет выбора, кроме как обратиться к двум весьма сомнительным героям – никому не нужному бывшему пилоту (Чарли Ханнем) и неопытному стажеру (Ринко Кикучи) – которые объединились, чтобы повести в бой некогда легендарного, но сейчас устаревшего Егеря. Вместе они оказываются единственной надеждой человечества, последним препятствием перед надвигающимся апокалипсисом.
Номинированный на Оскар® Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна») снимает «Тихоокеанский рубеж» по сценарию Трейвиса Бичама и дель Торо, по сюжету Бичама. Томас Талл, Джон Джашни, дель Торо и Мэри Пэрент стали продюсерами, Каллум Грини – исполнительным продюсером, а Джулиан Закс – сопродюсером.
В фильме снимаются Чарли Ханнем (телесериал «Сыны анархии»), Идрис Эльба («Тор»), номинированная на Оскар® Ринко Кикучи («Вавилон»), Чарли Дэй («Несносные боссы»), Роб Казински, Макс Мартини, Клифтон Коллинз-младший, Бёрн Горман и Рон Перлман (фильмы «Хеллбой»).
Съемочную группу дель Торо возглавили оскароносный оператор-постановщик Гильермо Наварро («Лабиринт Фавна»), художники-постановщики Эндрю Нескоромны и Кэрол Спир, монтажеры Питер Амундсон и Джон Гирлой и художник по костюмам Кейт Хоули. Музыку к фильму написал Рамин Джавади. Супервайзеры визуальных эффектов – Джон Нолл и Джеймс И. Прайс, анимационный супервайзер – Хэл Хикел.
«Уорнер Бразерс Пикчерз» и «Леджендари Пикчерз» представляют фильм производства «Леджендари Пикчерз/Ди-Ди-Уай» режиссера Гильермо дель Торо. Фильм будет выпущен в прокат в 2D, 3D и IMAX® форматах кинокомпанией «Уорнер Бразерс Пикчерз», подразделением компании «Уорнер Бразерс Энтертейнмент».
КАЙДЗЮ (kaijū, яп. яз.) – гигантский монстр
Егерь (yā’gar, нем. яз.) – охотник
«Ребенком, если мне было одиноко,
я смотрел на звезды и гадал, есть ли жизнь там, наверху.
Оказывается, я смотрел не в том направлении».
Океанские глубины веками завораживали людей, но мы всегда были уверены, что их чудеса – и их опасности – родом из нашего мира.
И не угадали.
Именно эта мысль легла в основу фильма «Уорнер Бразерс Пикчерз» и «Леджендари Пикчерз»: Тихоокеанский рубеж». В начале картины брешь на дне Тихого океана открывает дверь катастрофической угрозе, обрушившейся на человечество.
Режиссер Гильермо дель Торо, который также выступил автором сценария и продюсером картины, делится: «Через портал в наш мир проникли незваные гости: Кайдзю. Мы и представить не могли размер и ярость пришельцев. Чтобы сражаться с ними, мировое сообщество мобилизовало все свои ресурсы, и человеческий гений создал самое большое, маневренное и разноплановое оружие в истории. Родилась программа «Егерь» – гигантские роботы высотой с 25-этажный дом, каждым из которых управляла пара пилотов, чьи сознания соединены с помощью нейронного моста».
Неразрывно связанные пилоты – последняя надежда человечества на выживание.
Когда дель Торо начал работать над сценарием вместе со своим соавтором, сценаристом Трейвисом Бичамом, он с головой погрузился в мир, которой им предстояло построить: «Чем дольше мы занимались новой Вселенной, тем больше она меня затягивала, тем больше я погружался в сюжет, сближался с персонажами, монстрами, роботами и т.д. Не мог дождаться, чтобы она стала реальной».
И тем не менее, принципиальным для создателей фильма было показать масштаб экшна, не забыв о человечности героев. Продюсер Джон Джашни отмечает: «Главная идея – неукротимость человеческого духа, способность выстоять вопреки всему, сколь бы велика ни была опасность».
Чарли Ханнем, сыгравший одного из пилотов Райли Бэкета, говорит: «Герои фильма – на краю гибели, и единственный способ справиться с невиданной доселе угрозой – объединиться, забыть о различиях и разногласиях, не важно, на чем они основаны: национальности, идеологии или происхождении. Из раза в раз человечество доказывало, что способно преодолеть любые препятствия, и я думаю, что зрители откликнутся на это послание».
Мировой масштаб войны с Кайдзю проявился в дизайне, цветовой гамме и характеристиках Егерей с учетом их «родной» страны. Вот четверо главных Егерей: Коварный Бродяга, родом из США, китайский Багряный Тайфун, россиянин Черный Альфа и Страйкер Эврика из Австралии.
Не меньше внимания было уделено и страшным Кайдзю, настоящим машинам разрушения. Дель Торо собрал команду из лучших художников, чтобы создать, по его словам, монстров «самых ужасных и прекрасных, которых вы только можете себе представить», каждый из которых отличается как визуально, так и по своим разрушительным способностям.
Егеря и Кайдзю появились на свет с помощью поистине волшебников визуальных эффектов на обновленной студии «Индастриал Лайт & Мэджик» (ILM). Вместе с дель Торо они разыграли эпические битвы на земле, на воде и в воздухе.
АКТЕРЫ
«Сегодня, когда почти угасла надежда
и подошла к концу наша эпоха,
нам необходимо верить друг в друга»
Дель Торо подчеркивает: «Робот хорош настолько, насколько хороши пилоты, им управляющие. По большей части ключом к тому, кто управляет Егерем и как эффективно они это делают, являются человеческие взаимоотношения».
На заре программы «Егерь» стало ясно, что сложность и громадный размер робота не позволяют управлять им лишь одному человеку, поскольку нейронное соединение оказалось смертельным для его мозга. Поэтому нейромост становился эффективным, лишь когда соединял Егеря с двумя пилотами: один из них контролировал правое полушарие, второй – левое. Но чтобы установить этот нейромост, сознания рейнджеров должны быть идеально синхронизированы – с телом робота и мозгом напарника.
Ментальная связь получила название «дрифт». Продюсер Мэри Пэрент говорит: «Дрифт открывает твое сознание партнеру. Неожиданно в твоей голове появляется еще один обитатель, который помнит твои воспоминания, и переживает твои чувства».
«В дрифте раскрывается память и выплывают секреты, – делится Бичам. – Я считаю, что у большинства людей выработан естественный механизм сопротивления чужеродному присутствию в собственном сознании. Но у пилотов Егеря соединение должно устанавливаться незамедлительно, только так может работать нейромост. Поэтому выяснилось, что лучшая дрифт-совместимость у людей, давно знающих друг друга, тех, кто уже доверяет напарнику, как самому себе».
Так что большинство пилотов Егерей были членами одной семьи, как Райли Бэкет и его старший брат Янси, сыгранный Диего Клаттенхоффом.
Когда Егеря начали одерживать верх над монстрами-захватчиками, их пилоты стали знаменитостями, идолами для благодарной и обожающей их публики. Когда мы впервые видим Райли, он ведет себя как король мира. По словам Чарли Ханнема: «Он молод, полон бравады, он живет тем, что уделывает Кайдзю. Он и его брат – отличные пилоты робота по имени Коварный Бродяга, но желая спасти жизни людей, они нарушили приказ, что приводит к трагической развязке и заставляет Райли забыть о жизни рейнджера».
Идрис Эльба сыграл Стэкера Пентекоста, командующего Тихоокеанским Оборонительным Корпусом. Вернее он был таковым до ликвидации программы «Егерь» по решению лидеров мировых держав, которые решили перебросить средства на другие способы обороны от Кайдзю. Сейчас он возглавляет тех, кто захотел вступить в ряды Сопротивления. Актер описывает своего героя, как «солдата по призванию и лидера по жизни»: «Неважно, сколь велика проблема, он говорит: «Я найду способ ее решить». Когда он теряет финансирование, он решительно настроен сражаться и призывает под свои знамена последних защитников человечества. Пентекост не из тех, кто сдается на милость победителю, пускай даже по большому счету ему нечего противопоставить участившимся нападениям Кайдзю. Но будучи военным стратегом, он привык не бояться невыполнимых миссий и умеет выстоять и победить».
Если Пентекост намерен дать бой, ему понадобится каждый Егерь, каждый пилот – до единого… даже тот, кто вышел из игры пять лет назад. По словам Эльбы: «Пентекост отправляется на поиски Райли, ведь бывших солдат не бывает. Поначалу их отношения немного натянуты, потому что Райли привык играть по своим правилам. Но они уважают друг друга».
«Теперь, – продолжает Ханнем, – их главная задача – найти ему дрифт-совместимого напарника».
Отличным претендентом на место пилота Егеря могла бы стать очаровательная молодая женщина, хотя до поры у нее есть причины держаться в стороне. Ринко Кикучи сыграла Мако Мори, за внешней хрупкостью которой скрывается внутренняя сила.
Пилоты Егерей были набраны из представителей разных стран, находящихся в тихоокеанском регионе, и, как и их командир Пентекост, они не намерены отсиживаться в убежище, как бы призрачны не были шансы на победу. Внушающие уважение брат и сестра Кайдановские, представленные Робертом Мейллетом и Хизер Дюрксен, управляют русским Черным Альфой. Трехрукий китайский Багряный Тайфун был специально создан для своих пилотов – тройняшек Вей Танг, которых сыграли Чарльз, Ланс и Марк Луу. Страйкер Эврика из Австралии пилотируется Герком Хансеном и его сыном Чаком, которых воплотили Макс Мартини и Роб Казински.
Несмотря на свою немногочисленность, далеко не все ветераны обрадовались возвращению Райли и тому, что он претендует на вхождение в их узкий круг, особенно это касается австралийцев. Мартини утверждает: «Его явно не собираются встречать с распростертыми объятиями. В бою ты должен полагаться на тех, кто прикрывает твою спину, доверие здесь – не пустые слова. И помня о прошлом Райли, они настроены скептически, поскольку пока не знают, достоин ли он своего Егеря».
В Сопротивление входят не только пилоты Егерей. За линией фронта находится еще одна весьма своеобразная парочка, которая придерживается строго научного подхода в борьбе с Кайдзю. Но и она хочет остановить врага любой ценой, хотя, возможно, для начала имеет смысл прекратить борьбу друг с другом.
Чарли Дэй, сыгравший доктора Ньютона Гейцлера, отмечает: «Ньютон просто одержим этими монстрами и уверен, что он самый главный в мире эксперт по ним».
«А вот и нет, – возражает Бёрн Горман, сыгравший Германа Готтлиба. – Ньют ищет биологическое решение, а Герман считает, что ключ ко всему – математика. У них не все гладко, потому что они ищут решение одной и той же проблемы, но совершенно различными методами, и каждый думает, что именно он все время прав. А часы-то тикают».
Работая над учеными персонажами, дель Торо хотел отойти от стереотипов. Он поясняет: «Если в кино нужно объяснить что-то про среду обитания и как в ней уживаются монстры-пришельцы, без заумного парня вам просто не обойтись. И, к сожалению, этот парень иногда становится самой скучной частью фильма. Поэтому мы старались избежать этого, поделив «объясняющую» миссию между Чарли Дэем и Бёрном Горманом, которые и проведут весьма забавный и совершенно не скучный ликбез».
Пока все человечество отчаянно желает избавиться от Кайдзю раз и навсегда, один человек поставил вторжение на коммерческие рельсы. Рон Перлман сыграл Ганнибала Чау, который нажил состояние, продавая части Кайдзю на черном рынке, и совершенно не намерен помогать Сопротивлению лишить его дойной коровы.
ЕГЕРЯ ПРОТИВ КАЙДЗЮ
«Чтобы сражаться с монстрами,
мы создали собственных»
Дель Торо – тот человек, на чьей совести находятся самые большие, в буквальном смысле, звезды фильма – Кайдзю. «Я обожаю монстров, – заявляет режиссер, который лично трудился над их созданием вместе с элитной командой художников, иллюстраторов, скульпторов и дизайнеров. – Чтобы придумать Кайдзю, мы привлекли лучших разработчиков монстров со всего мира».
Они посвятили этому творческому процессу несколько недель, устроив мозговой штурм в комнате без окон, по понятным причинам получившей название «подводная лодка». Вместе они продумали все: размер, форму, цвет, то, как гиганты двигались и сражались. Режиссер определил несколько параметров: вывел монстро-формулу, если и вызывающую ассоциации с нашим животным миром, то отсылающую к ящерицам, ракообразным и насекомым. В остальном же он поощрял богатую фантазию, призывая работать сообща, когда речь заходила о круговороте идей.
Дизайнеры придумали Кайдзю имена, которые характеризовали их наиболее выдающиеся черты, например Спиногрыз, Остроголов, Толстобрюх и т.д. Одни были злобными и расчётливыми, другие – просто дуболомами. «Они – ходячее оружие, – говорит дель Торо. – Сочетают слепые инстинкты с тактической смекалкой, способны моментально принимать решения, оценивая боевую обстановку, так что ждите сюрпризов».
Многие из художников, корпевших над монстрами, внесли свою лепту и в создание последней линии обороны человечества, приложив руку к Егерям.
Как и Кайдзю, каждый Егерь уникален, как визуально, так и функционально, у каждого свое вооружение, «поэтому каждый раз, когда Егерь выходит против Кайдзю, это будет уже совершенно другой бой, непохожий на предыдущие», – говорит дель Торо.
От когда-то могучей армии Егерей осталось всего четыре робота. Режиссер хотел, чтобы они казались воинами, с насечками по количеству убитых противников. Их дизайн, цвет и знаки отличия отсылали к стране, где они были созданы, а также к стилю ведения боя.
Дель Торо говорит об американском Коварном Бродяге, как о «типичном ковбое, ввязавшемся в перестрелку. Гибрид небоскреба и Джона Уэйна. У него самодовольная манера держаться, а линии и расцветка, как у истребителя времен Второй мировой». Робот серии «Марк-3», он считается устаревшей моделью, и хотя его подлатали, у него остались шрамы… как и у его пилотов.
Русский Черный Альфа – Егерь из серии «Т», работающий на атомном реакторе. Его тяжелая поступь – дань непропорционально массивному корпусу. Он – самый старый, самый тяжеловооруженный Егерь из оставшихся в строю. Грубая сила и огромные кулаки – вот его козыри», – делится секретом продюсер Томас Талл.
Китайский Багряный Тайфун – это уже серия «Марк-4», единственный в мире Егерь с тремя руками и тремя пилотами. То, как он сражается, – это карате в исполнении исполина.
У Сопротивления есть даже один «Марк-5» – австралийский Страйкер Эврика. Новейшая модель, он быстрее и маневренней предшественников. «Но он – задира-австралиец, в нем много бравады и чуть-чуть бахвальства, такой парень запросто ввяжется в потасовку в баре», – улыбается дель Торо.
И хотя Егеря существуют только на экране, конструкторам пришлось повозиться над чертежами: «Мы решили подойти к их «начинке» с технической точки зрения, – вспоминает дель Торо. – Сначала мы поняли, как будет работать каждый клапан и каждое реле, крутящий момент и трансмиссия, двигатель и любая другая деталь гиганта. Затем мы перешли к вентиляции, термоизоляции, обшивке и т.д.»
Определившись с внешним видом Кайдзю и Егерей, создатели фильма обратились в ILM к команде по визуальным эффектам во главе с Джоном Ноллом, чтобы он с помощью уникальной компьютерной анимации столкнул их лоб в лоб в смертельной битве.
Нолл говорит: «Мы знали, что проект будет сложным и масштабным. В каждой сцене были свои загвоздки, ведь нужно было не только оживить персонажей, но и органично вписать их в окружающую обстановку: показать бескрайний бушующий океан или разрушенные здания и продавленный асфальт, или уйти с головой под воду к изрезанному дну, планктону и гидротермальным источникам. Каждый кадр – сложный коктейль ингредиентов, которые нужно было смешать, но не взбалтывать».
Супервайзер визуальных эффектов Джеймс И. Прайс соглашается: «У вас есть 80-метровые Кайдзю и Егеря. Но как зритель поймет, что они настолько большие? Нужно умудриться передать их размер, как в воздухе, так и на воде. Так что каждое поле боя требовало очень специфического фона».
Чтобы бой казался более осязаемым, дель Торо решил, что в воздухе всегда будет что-то «висеть» – дождь, снег, туман или пепел. И тогда движущиеся лучи прожекторов Егерей будут выхватывать воздушную пыль, создавая сияющий купол.
Дель Торо задействовал «фары» роботов для усиления эффекта: «Излишняя иллюминация будто уменьшает их в размерах». А сократив количество источников света, ограничив их лишь установленными на самих Егерях и слегка подсветив фон, создатели фильма добились куда более впечатляющего силуэта.
ПИЛОТ-КАПСУЛА
«Два пилота. Наши сознания и память связаны.
Человек и машина становятся единым целым».
Дель Торо старался снять на камеру как можно больше сюжетов, и хотя запечатлеть «вживую» борьбу Кайдзю и Егерей было нереально, сцены внутри пилот-капсулы – другой разговор.
Главная пилот-капсула, построенная на студии «Пайнвуд» в Торонто, демонстрировала дизайнерское и инженерное мастерство ее создателей – огромного количества людей, включая художника-постановщика Эндрю Нескоромны, оператора-постановщика Гильермо Наварро, супервайзера специальных эффектов Лэйрда МакМюррея и Шейна Моэна из «Легаси Эффектс».
Весом около 20 тонн, в спокойном состоянии капсула достигала почти 7 метров в высоту… вот только она редко находилась в этом состоянии. Капсула располагалась на специальном гидравлическом шарнирном подвесе по кличке «Могучий Мо»: он мог поднимать, резко опускать, крутить и трясти всю площадку. Большие уклоны требовали, чтобы вся конструкция моментально взлетала вверх под самый потолок.
МакМюррей рассказывает: «Сложнее всего было рассчитать нагрузку на стальные балки и опоры, которые удерживают все остальное, потому что если к весу площадки добавить людей, оборудование, не говоря уже о выливаемой на нее воде, тут уже речь пойдет о 35 тоннах. Когда ты двигаешь такую массу – и делаешь это быстро – понимание, как и на чем все будет держаться, – вещь непростая».
Вторая «капсульная» площадка располагалась на шарнирном подвесе размером поменьше и получила прозвище «Шалтай-Болтай» за систему воздушных мешков, обеспечивающих вращательное движение, но в основном за то, что могла воспроизводить сейсмическую активность. Она находилась ближе к земле, что позволило снимать, не задирая голову под потолок. Нескоромны подредактировал пилот-капсулу – так она могла «отыгрывать» разных Егерей. Поэтому ее нужно было постоянно «переодевать», чтобы она «сыграла» кабину пилотов всех четырех металлических героев.
Режиссер признается: «Куда проще было бы использовать технологию захвата движения, дав актерам полную свободу. Но мы хотели, чтобы все было «по-настоящему». Мягко говоря. К хитроумному устройству весом в несколько тон с помощью зажимов на руках, плечах и спине крепились пилоты в боевом облачении. К тому же актеры были обуты в тяжелые ботинки, которые пристегивались к платформе по принципу лыжных. Так что приключение в пилот-капсуле «им предстояло веселое – смеется дель Торо. – Прямо аттракцион в парке развлечений».
Хотя «аттракцион» – не совсем то слово, которое использовали бы актеры, чтобы описать свои ощущения. Даже со стороны пилот-капсула внушала уважение. Продюсер Джон Джашни вспоминает: «Когда я впервые увидел кабину, мне тут же захотелось туда забраться и почувствовать себя пилотом Егеря. Но когда я увидел площадку в работе: Чарли Ханнем и другие актеры на этих жутких мокрых американских горках, я был просто счастлив, что нахожусь по эту сторону камеры».
ИЗОБРАЖЕНИЕ И ЗВУК
«Сегодня, мы смело встретим монстров,
стоящих у нашего порога.
Сегодня мы отменяем апокалипсис!»
Студия «Пайнвуд» в Торонто стала опорным пунктом съемок «Тихоокеанского рубежа». Исполнительный продюсер Каллум Грини говорит: «Мы заняли в буквальном смысле каждый метр студии, все павильоны, и места все равно не хватало. Поэтому мы разделили восьмой павильон на две площадки. То еще испытание».
Дель Торо рассказывает: «Время действия фильма – недалекое будущее, мы попытались показать, как бы изменилось общество и география. После появления этих существ на наших берегах все привычные устои посыпались бы как костяшки домино. Излишне футуристичная картинка нам не подходила, мне кажется, что катастрофа привела бы как раз к обратному. Все ресурсы были бы направлены на создание оружия для победы, так что развитие невоенных отраслей резко затормозилось бы». Шеттердом, крепость Сопротивления, создавалась так, чтобы передать упадок, произошедший за годы войны. Один из самых крупных павильонов «приютил» Лоссент, командный центр, откуда Пентекост и оператор Тендо Чой следили за сражениями Кайдзю и Егерей на голографических мониторах. Большие часы на стене постоянно напоминали о времени, прошедшем с последней атаки монстров, – и промежутки между ними становились все короче.
Команде художника-постановщика пришлось дважды отстраивать улицы Гонконга – до и после нападения Кайдзю. Остров, находящийся в буквальном смысле на линии фронта, стал полем боя, и сигналы Кайдзю-тревоги призывали людей укрываться в подземных убежищах. Гигантский костяной остов грудной клетки поверженного Кайдзю возвышался прямо посреди рынка, повсюду виднелись голубые пятна от брызг ядовитой крови Кайдзю.
А после разрушительной атаки монстров «остались руины», – говорит художник-супервайзер Элинор Роуз Гэлбрайт: «Дома на улицах построены из бетона, поэтому мы притащили огромный экскаватор по кличке «Зубастик», который в буквальном смысле пожевал нашу площадку. Мы добавили более мелкий мусор, который сделали из пенопласта из соображений безопасности, но в основном все обломки и осколки, включая растерзанные и полыхающие машины, были настоящими». Озеро Онтарио по воле создателей фильма стало побережьем Аляски, где упали подбитый Бродяга и его раненый пилот Райли Бэкет.
Огромные зеленые экраны окружали большую часть площадок, фон должен был появиться позднее с помощью департамента визуальных эффектов. Джейми Прайс даже летал в Сидней и Гонконг, чтобы позднее воспроизвести силуэты зданий на студии ILM.
Размах экшна в «Тихоокеанском рубеже» вдохновил композитора Рамина Джавади, который смешал оркестровые и этнические мотивы, чтобы этот коктейль добавил остроты сюжету и персонажам. «К большим роботам и большим монстрам просится большой оркестр, – улыбается композитор. – Гильермо понравилась мысль привлечь электрогитары для рок-н-рольного акцента фильма. Классический симфонический оркестр соседствует с современной электронной музыкой – смесь традиций и инноваций». Дружба народов тоже не была забыта в музыкальном сопровождении картины: японские барабаны, китайская скрипка эрху, русский хор, звонкие гитары.
Говоря об общей цели героев фильма, дель Торо соглашается: «Фильм действительно повествует о единстве. Дело не в величии и пафосе слов, не в непобедимости и неуязвимости, ценен каждый человек, и именно в сплочённом коллективе это понимаешь лучше всего. Мы горой стоим друг за друга, прикрываем спину. В фильме мы ведем разговор о единении, солидарности, вере в человечество и человечность».
Он подводит итог: «Я мечтаю, чтобы этот фильм вдохновлял на приключения, как кино моего детства. Хочется верить, что после просмотра «Тихоокеанского рубежа» каждый захочет стать пилотом Егеря. Не важно, сколько вам лет, запрыгивайте в пилот-капсулу и дайте сдачи Кайдзю».






Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
Незабываемое лето в Петербурге: 10 вещей, которые нужно успеть до осени
Сергей Лазарев, Полина Гагарина и ANNA ASTI: кого послушать на VK Fest 2025 в Петербурге
VK Fest, Odyssey и «ЭтоЭтно»: афиша Петербурга на неделю
Алые паруса, Огненное шоу Каскадеров, Фестиваль Пионов, концерты Хмырова и Коста Лакоста: афиша Петербурга на неделю
Гид по VK Fest в Петербурге 2025: артисты, блогеры и развлечения
Куда пойти с ребёнком летом в Санкт-Петербурге
