Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора»

2716

Страница создана 19.06.2013 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
20 июня 2013 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 465-94-24 Екатерининский дворец
СПб, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7 на карте
Пушкинский район
Цена, Р 200200
Событие прошло?
Подпишись на Екатерининский дворец,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Екатерининском дворце

5 мая 2024 19:00Пасхальный праздничный концерт
Пасхальный праздничный концерт...

3000-7000 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Фонтан, ювелирные украшения с бриллиантами, шампанское «Вдова Клико» и даже дамские галоши, – это и многое другое увидят посетители выставки «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора» (Екатерининский дворец, Зубовский флигель). Музей-заповедник «Царское Село» выступил инициатором масштабного межмузейного проекта в год 400-летия Дома Романовых. 862 экспоната размещены в залах, декорированных дизайнерами в виде художественно-промышленных выставок XIX века. Впервые в музейном пространстве так широко и целостно представлен огромный «закулисный» мир Императорского двора.

Выставка рассказывает о том – кто обеспечивал повседневную жизнь венценосных особ; каковы были их вкусы и предпочтения; как и по каким критериям отбирали поставщиков; почему та или иная продукция становилась известной и модной. Разделы посвящены разным предметам: от дворцовой мебели и инструментов до аптечных флаконов, кондитерских упаковок и обуви. Представлены также оружие, униформа, костюм с аксессуарами, бинокли, ювелирные украшения российских и европейских производителей. Отдельная тема – напитки и табак. Среди этих производителей наиболее интересны те, которые выжили и существуют по сей день. Сегодня не каждый знает, что московское косметическое объединение «Свобода» – это бывшая компания «Ралле и Ко», кондитерская фабрика им. К. Самойловой раньше была «Жоржем Борманом», концерн “Бабаевский” – «Эйнемом». Хорошо известна продукция тех, кто названий не меняли и остались всемирно известными брендами: «Абрау-Дюрсо», «Veuve Clicquot («Вдова Клико»), «Картье», «П. Буре».

– К сожалению, большая часть императорских поставщиков прекратила существование, и сведения о них нам пришлось собирать по крупицам. Время и люди не берегли бытовые вещи, и сегодня понадобились общие усилия музеев и частных коллекций, чтобы реконструировать исчезнувшую среду. Прежде всего, нам хотелось понять, насколько сохранился тот мир – в предметах, информации, именах; насколько его сейчас знают и ценят; живы ли традиции производства, – говорит куратор выставки, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Экспозиция показывает элиту торгово-промышленной деятельности Российской империи и производимые ею товары – подчас высочайшие образцы декоративно-прикладного искусства, дает представление о становлении российской промышленности, о быте и укладе ежедневной жизни российского Императорского двора.

Статус официального поставщика Императорского двора – своеобразный «знак качества» того времени. Он свидетельствовал об уровне продукции, производимой фирмой, признании ее заслуг перед государством. Получить такое звание было непросто. На это могли претендовать компании с безупречной деловой репутацией, подтвердившие качество поставляемых товаров. Придворные поставщики должны были соответствовать целому ряду критериев, главный из которых – соотношение «цена – качество». Завышение цен по отношению к среднегородским не допускалось: специальные служащие Гофмаршальской части это строго отслеживали.

Претенденты на звание «Поставщика Высочайшего Двора» должны были производить поставки ко Двору предметов преимущественно собственного производства или производства собственных фабрик и заводов непрерывно в течение 10 лет по умеренным ценам и не иметь нареканий со стороны заказчиков. Причем звание выдавалось только на время поставок и не могло передаваться по наследству. Присваивалось оно дважды в год – на Рождество и Пасху – Министром Императорского двора; Канцелярия министерства выдавала специальное удостоверение с изображением знака.

В зависимости от состояния развития отечественной промышленности в разные периоды разную долю среди поставщиков Российского Императорского двора занимали отечественные компании. Например, на рубеже веков крупнейшим производителем обуви в столице и всей империи было Товарищество Петербургского механического производства обуви «Скороход». Для императора Николая II и цесаревича Алексея Товарищество изготавливало прекрасные офицерские сапоги.

Более 20 процентов поставщиков Российского Императорского двора в начале XX века были иностранцы. Перечень зарубежных производителей дает представление о вкусах и пристрастиях представителей императорской семьи: в 1912 году 12 процентов всех иностранных поставщиков приходилось на Дармштадт (родину императрицы Александры Федоровны), столько же – на Копенгаген (откуда в Россию приехала императрица Мария Федоровна).

Август Бризак являлся поставщиком обеих императриц – Марии Федоровны и Александры Федоровны и был любимым кутюрье последней хозяйки Царского Села. Женский костюм от Надежды Ламановой пользовался огромной популярностью и среди аристократок, и среди представительниц художественной интеллигенции. Ламанова одевала и членов императорской семьи.

На выставке представлены платья из мастерской Ольги Бульбенковой и боа из мехового магазина П. Лелянова (ГМЗ «Царское Село»), а также летнее пальто, выполненное в 1910 году из сукна и крепа в ателье Бризака, принадлежавшее императрице Марии Федоровне (собрание Государственного Эрмитажа). Из коллекций Государственного музея истории Санкт-Петербурга и музея-заповедника «Петергоф» на выставке демонстрируются женская обувь: уличная (ботинки и сапожки), бальная (две пары атласных туфель), а также обувь для детей. Интересный образец резиновой обуви – женские галоши Товарищества «Треугольник».

Огромное количество фирм обеспечивали высочайшие выходы, приемы, парадные балы и обеды по каждому торжественному случаю: производители продуктов питания и напитков, поставщики цветов и экзотических растений, посуды и столового белья, одежды и обуви, музыкальных инструментов, карет и автомобилей, а также ювелиры, парикмахеры и парфюмеры. Все они обслуживали императорскую семью и ее окружение и сыграли далеко не последнюю роль в сложении славы Российского Императорского двора как одного из самых пышных в Европе.

Иконописцы и поставщики предметов церковного обихода составляли небольшую по численности, но весьма значительную группу, особенно в годы царствования последних Романовых. С развитием техники в начале ХХ века при Дворе появились поставщики автомобилей и другого технического оснащения (лифты, электрооборудование, системы отопления и водоснабжения и т. п.), сумевшие благодаря утилитарному назначению производимой продукции приспособиться к новому государственному строю России после 1917 года, и нередко существующие под другими названиями по сей день.

Хронологические рамки проекта ограничиваются временем царствований Александра II, Александра III и Николая II – периодом отечественной истории, который знаменовался становлением российской промышленности.

Экспонаты группируются по темам: «Красота и здоровье» (медицина, парфюмерия, аптека); «Стол» (посуда фарфоровая и стеклянная, столовое белье, чай, кофе); «Техническое оснащение» (лифт, отопление, водоснабжение и т.п.); «Напитки, табак»; «Костюм» (женский, мужской, белье, аксессуары, мундирное платье); «Цветы» (цветочное оформление интерьеров, празднеств, цветы горшечные и срезанные)»; «Игрушки, игры»; «Фотографы»; «Ювелиры»; «Печатная продукция» (книги, меню, афиши, визитки и пр.); «Мебель»; «Художественная бронза и часы» (интерьерные, ручные и др.); «Ткани»; «Оружие»; «Музыка при дворе»; «Рамы для картин, гравюр, фотографий»; «Церковная утварь и иконы».

Выставка подготовлена при участии: Государственного архива РФ; ГМЗ «Петергоф»; Государственного музея истории религии; Государственного музея истории Санкт-Петербурга; Государственного Эрмитажа; Музея города Гатчины; Научно-исследовательского музея Российской академии художеств; Русского винного дома «Абрау-Дюрсо»; Винодельческого дома «Veuve Clicquot»; ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой»; ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»; ОАО «Косметическое объединение «Свобода»; ювелирного дома «Cartier», «Торгового дома по возрождению традиций часовщика Двора Его Величества Павла Карловича Буре» и частных коллекций: семьи Карисаловых, О.И. Пиккиевой, К.Д. Федоровской, Е.И. Филимонова.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеIT ресторан ИгристыеIT ресторан ИгристыеНескучные музеи для взрослых и детейНескучные музеи для взрослых и детейПочувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+
Отзывы о событии Выставка «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора»Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Ирина6 мая 2021 г. 22:15
Еще дополнительно, чисто технические моменты. Зная, что дворец находится на охранно-пожарной сигнализации и системе видеонаблюдения. Я внимательно смотрела на эти вещи. Не увидела ни одного датчика, видеокамеры и кабелей. Круто сделано. Спасибо администрации музея за привлечение качественных подрядчиков.
А еще очень замечательно сделана защита от вандалов (экскурсантов, которые постоянно суют свои руки куда не надо - поцарапать позолоту). Стекло, которое не бликует и его не заметишь, пока носом в него не уткнешься. Такого я еще нигде никогда не видела. Круто.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина6 мая 2021 г. 21:59
Театр начинается с вешалки, а музей с гардероба. Гардеробов очень много, очередей нет. Огромное спасибо гардеробщицам за быструю и четкую работу, а так же за поиск оброненных вещей. У меня на глазах гардеробщицы искали и нашли потерянную одним из посетителей перчатку. Ни кто из них не проявил равнодушия, а наоборот, проявил участие. Далее туалетные комнаты. Их много. никаких очередей, даже в женские туалетные комнаты. Очень чисто - потрясающе! - при таком потоке посетителей. Хотелось бы, чтобы дозаторы для мыла и слив в унитазах были бесконтактными. Понимаю, что это дорого и не вписывается в бюджет, но в этом случае было бы выше всяких похвал. Все сотрудники очень благожелательны и готовы прийти на помощь экскурсантам - сообщить куда идти, ответить на любые другие вопросы. Просто превосходно организована подготовка к экскурсии с гидом по дворцу. Все четко продумано. Гиды по дворцу просто великолепные. Очень грамотные, лояльные, отвечают на все вопросы профессионально и со знанием дела. Огромное спасибо реставраторам дворца и руководству дворца за безумный труд в реставрации и в борьбе с законодательством и прочими государственными органами, которые навязывают минимизацию затрат на реставрацию.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга22 июля 2019 г. 0:11
Искусственно созданные очереди самим музеем!!
Дворцу интересны только китайские туристы!

Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина30 марта 2019 г. 17:16
Екатериниский дворец поражает великолепием и богатством. Посетить его настоятельно рекомендую.К тому же, посещение вполне доступно по цене, если учесть, что детям до 16 лет вход бесплатный.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Юля23 июля 2018 г. 22:13
Кошмар, Если нет возможности купить место в очереди, то не стойте!! Это будет чудо, если вы попадете, стояние в очереди 7 часов, не дают гарантии попадания
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю