Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора»

2807

Страница создана 19.06.2013 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
20 июня 2013 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 465-94-24 Екатерининский дворец
СПб, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7 на карте
Пушкинский район
Цена, Р 200200
Событие прошло?
Подпишись на Екатерининский дворец,
получай отзывы и напоминания
 

Внести изменения Внести изменения
 

Фонтан, ювелирные украшения с бриллиантами, шампанское «Вдова Клико» и даже дамские галоши, – это и многое другое увидят посетители выставки «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора» (Екатерининский дворец, Зубовский флигель). Музей-заповедник «Царское Село» выступил инициатором масштабного межмузейного проекта в год 400-летия Дома Романовых. 862 экспоната размещены в залах, декорированных дизайнерами в виде художественно-промышленных выставок XIX века. Впервые в музейном пространстве так широко и целостно представлен огромный «закулисный» мир Императорского двора.

Выставка рассказывает о том – кто обеспечивал повседневную жизнь венценосных особ; каковы были их вкусы и предпочтения; как и по каким критериям отбирали поставщиков; почему та или иная продукция становилась известной и модной. Разделы посвящены разным предметам: от дворцовой мебели и инструментов до аптечных флаконов, кондитерских упаковок и обуви. Представлены также оружие, униформа, костюм с аксессуарами, бинокли, ювелирные украшения российских и европейских производителей. Отдельная тема – напитки и табак. Среди этих производителей наиболее интересны те, которые выжили и существуют по сей день. Сегодня не каждый знает, что московское косметическое объединение «Свобода» – это бывшая компания «Ралле и Ко», кондитерская фабрика им. К. Самойловой раньше была «Жоржем Борманом», концерн “Бабаевский” – «Эйнемом». Хорошо известна продукция тех, кто названий не меняли и остались всемирно известными брендами: «Абрау-Дюрсо», «Veuve Clicquot («Вдова Клико»), «Картье», «П. Буре».

– К сожалению, большая часть императорских поставщиков прекратила существование, и сведения о них нам пришлось собирать по крупицам. Время и люди не берегли бытовые вещи, и сегодня понадобились общие усилия музеев и частных коллекций, чтобы реконструировать исчезнувшую среду. Прежде всего, нам хотелось понять, насколько сохранился тот мир – в предметах, информации, именах; насколько его сейчас знают и ценят; живы ли традиции производства, – говорит куратор выставки, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Экспозиция показывает элиту торгово-промышленной деятельности Российской империи и производимые ею товары – подчас высочайшие образцы декоративно-прикладного искусства, дает представление о становлении российской промышленности, о быте и укладе ежедневной жизни российского Императорского двора.

Статус официального поставщика Императорского двора – своеобразный «знак качества» того времени. Он свидетельствовал об уровне продукции, производимой фирмой, признании ее заслуг перед государством. Получить такое звание было непросто. На это могли претендовать компании с безупречной деловой репутацией, подтвердившие качество поставляемых товаров. Придворные поставщики должны были соответствовать целому ряду критериев, главный из которых – соотношение «цена – качество». Завышение цен по отношению к среднегородским не допускалось: специальные служащие Гофмаршальской части это строго отслеживали.

Претенденты на звание «Поставщика Высочайшего Двора» должны были производить поставки ко Двору предметов преимущественно собственного производства или производства собственных фабрик и заводов непрерывно в течение 10 лет по умеренным ценам и не иметь нареканий со стороны заказчиков. Причем звание выдавалось только на время поставок и не могло передаваться по наследству. Присваивалось оно дважды в год – на Рождество и Пасху – Министром Императорского двора; Канцелярия министерства выдавала специальное удостоверение с изображением знака.

В зависимости от состояния развития отечественной промышленности в разные периоды разную долю среди поставщиков Российского Императорского двора занимали отечественные компании. Например, на рубеже веков крупнейшим производителем обуви в столице и всей империи было Товарищество Петербургского механического производства обуви «Скороход». Для императора Николая II и цесаревича Алексея Товарищество изготавливало прекрасные офицерские сапоги.

Более 20 процентов поставщиков Российского Императорского двора в начале XX века были иностранцы. Перечень зарубежных производителей дает представление о вкусах и пристрастиях представителей императорской семьи: в 1912 году 12 процентов всех иностранных поставщиков приходилось на Дармштадт (родину императрицы Александры Федоровны), столько же – на Копенгаген (откуда в Россию приехала императрица Мария Федоровна).

Август Бризак являлся поставщиком обеих императриц – Марии Федоровны и Александры Федоровны и был любимым кутюрье последней хозяйки Царского Села. Женский костюм от Надежды Ламановой пользовался огромной популярностью и среди аристократок, и среди представительниц художественной интеллигенции. Ламанова одевала и членов императорской семьи.

На выставке представлены платья из мастерской Ольги Бульбенковой и боа из мехового магазина П. Лелянова (ГМЗ «Царское Село»), а также летнее пальто, выполненное в 1910 году из сукна и крепа в ателье Бризака, принадлежавшее императрице Марии Федоровне (собрание Государственного Эрмитажа). Из коллекций Государственного музея истории Санкт-Петербурга и музея-заповедника «Петергоф» на выставке демонстрируются женская обувь: уличная (ботинки и сапожки), бальная (две пары атласных туфель), а также обувь для детей. Интересный образец резиновой обуви – женские галоши Товарищества «Треугольник».

Огромное количество фирм обеспечивали высочайшие выходы, приемы, парадные балы и обеды по каждому торжественному случаю: производители продуктов питания и напитков, поставщики цветов и экзотических растений, посуды и столового белья, одежды и обуви, музыкальных инструментов, карет и автомобилей, а также ювелиры, парикмахеры и парфюмеры. Все они обслуживали императорскую семью и ее окружение и сыграли далеко не последнюю роль в сложении славы Российского Императорского двора как одного из самых пышных в Европе.

Иконописцы и поставщики предметов церковного обихода составляли небольшую по численности, но весьма значительную группу, особенно в годы царствования последних Романовых. С развитием техники в начале ХХ века при Дворе появились поставщики автомобилей и другого технического оснащения (лифты, электрооборудование, системы отопления и водоснабжения и т. п.), сумевшие благодаря утилитарному назначению производимой продукции приспособиться к новому государственному строю России после 1917 года, и нередко существующие под другими названиями по сей день.

Хронологические рамки проекта ограничиваются временем царствований Александра II, Александра III и Николая II – периодом отечественной истории, который знаменовался становлением российской промышленности.

Экспонаты группируются по темам: «Красота и здоровье» (медицина, парфюмерия, аптека); «Стол» (посуда фарфоровая и стеклянная, столовое белье, чай, кофе); «Техническое оснащение» (лифт, отопление, водоснабжение и т.п.); «Напитки, табак»; «Костюм» (женский, мужской, белье, аксессуары, мундирное платье); «Цветы» (цветочное оформление интерьеров, празднеств, цветы горшечные и срезанные)»; «Игрушки, игры»; «Фотографы»; «Ювелиры»; «Печатная продукция» (книги, меню, афиши, визитки и пр.); «Мебель»; «Художественная бронза и часы» (интерьерные, ручные и др.); «Ткани»; «Оружие»; «Музыка при дворе»; «Рамы для картин, гравюр, фотографий»; «Церковная утварь и иконы».

Выставка подготовлена при участии: Государственного архива РФ; ГМЗ «Петергоф»; Государственного музея истории религии; Государственного музея истории Санкт-Петербурга; Государственного Эрмитажа; Музея города Гатчины; Научно-исследовательского музея Российской академии художеств; Русского винного дома «Абрау-Дюрсо»; Винодельческого дома «Veuve Clicquot»; ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой»; ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»; ОАО «Косметическое объединение «Свобода»; ювелирного дома «Cartier», «Торгового дома по возрождению традиций часовщика Двора Его Величества Павла Карловича Буре» и частных коллекций: семьи Карисаловых, О.И. Пиккиевой, К.Д. Федоровской, Е.И. Филимонова.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке Дворцовая площадь Дворцовая площадьГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаКрупнейший частный музей современного искусства в РоссииКрупнейший частный музей современного искусства в РоссииЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыха
Отзывы о событии Выставка «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора»Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Ирина6 мая 2021 г. 22:15
Еще дополнительно, чисто технические моменты. Зная, что дворец находится на охранно-пожарной сигнализации и системе видеонаблюдения. Я внимательно смотрела на эти вещи. Не увидела ни одного датчика, видеокамеры и кабелей. Круто сделано. Спасибо администрации музея за привлечение качественных подрядчиков.
А еще очень замечательно сделана защита от вандалов (экскурсантов, которые постоянно суют свои руки куда не надо - поцарапать позолоту). Стекло, которое не бликует и его не заметишь, пока носом в него не уткнешься. Такого я еще нигде никогда не видела. Круто.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина6 мая 2021 г. 21:59
Театр начинается с вешалки, а музей с гардероба. Гардеробов очень много, очередей нет. Огромное спасибо гардеробщицам за быструю и четкую работу, а так же за поиск оброненных вещей. У меня на глазах гардеробщицы искали и нашли потерянную одним из посетителей перчатку. Ни кто из них не проявил равнодушия, а наоборот, проявил участие. Далее туалетные комнаты. Их много. никаких очередей, даже в женские туалетные комнаты. Очень чисто - потрясающе! - при таком потоке посетителей. Хотелось бы, чтобы дозаторы для мыла и слив в унитазах были бесконтактными. Понимаю, что это дорого и не вписывается в бюджет, но в этом случае было бы выше всяких похвал. Все сотрудники очень благожелательны и готовы прийти на помощь экскурсантам - сообщить куда идти, ответить на любые другие вопросы. Просто превосходно организована подготовка к экскурсии с гидом по дворцу. Все четко продумано. Гиды по дворцу просто великолепные. Очень грамотные, лояльные, отвечают на все вопросы профессионально и со знанием дела. Огромное спасибо реставраторам дворца и руководству дворца за безумный труд в реставрации и в борьбе с законодательством и прочими государственными органами, которые навязывают минимизацию затрат на реставрацию.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга22 июля 2019 г. 0:11
Искусственно созданные очереди самим музеем!!
Дворцу интересны только китайские туристы!

Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина30 марта 2019 г. 17:16
Екатериниский дворец поражает великолепием и богатством. Посетить его настоятельно рекомендую.К тому же, посещение вполне доступно по цене, если учесть, что детям до 16 лет вход бесплатный.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Юля23 июля 2018 г. 22:13
Кошмар, Если нет возможности купить место в очереди, то не стойте!! Это будет чудо, если вы попадете, стояние в очереди 7 часов, не дают гарантии попадания
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю