Пасмурно  небольшой снег  −3…−6°C
Вход Добавить на сайт
Число просмотров данной страницы 57 603

Екатерининский дворец - выставки, режим работы и сайт

+7 (812) 415-76-67
Россия Санкт-Петербург г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7
Адрес СПб, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7 (ГМЗ Царское село)
Район Пушкинский район (Санкт-Петербург)
Телефон +7 (812) 415-XX-XX показать
Сайт http://www.tzar.ru
Работает уточнять по телефону
Теги интерьерный музейдворец
Купить билет
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 24.03.2017
 

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями.

Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Екатериниский дворец входит в музейный комплекс Государственный музей-заповедник "Царское село"

Читать полностью
Мероприятия в Екатерининском дворце


Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Екатерининский дворец: отзывы и комментарии посетителей
Интересность 10
Расположение 9
Интерьер 10
Обслуживание 10
Оценить место   2 голоса
Средняя оценка: 9.75
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Павел10 августа 2015 г. 11:53
Безобразие!
Приехали из далека а у них все билеты проданы. Продают их как в кино.
На сайте это нормально не обозначено! Ужас!
Что бы тому кто придумал эту систему всю жизнь везде не хватало билетов.
Ответить
0 / 0
Марго4 октября 2013 г. 17:44
Я попала в Екатерининский дворец, когда он открылся после реставрации. Была впечатлена размахом, с которым жили наши императоры и императрицы. Очень интересно и познавательно. Попадая во дворец, сразу окунаешься в "царственную" атмосферу, проникаешься эпохой и видишь восхитительную коллекцию искусства. Не посетить Екатерининский дворец - значит не знать историю, как говорится, в лицо!
Ответить
0 / 0
levada20 августа 2013 г. 15:42
Мне повезло, я попала на экскурсию в Екатериниский Дворец совершенно бесплатно! Устроили корпоративный выезд сотрудников . Кстати оказывается бесплатно посетить дворец могут также молодожены и их свидетели. Впечатления было много , особенно запомнилась янтарная комната, хоть её и нельзя было фотографировать... Но всё равно, всем гостям города рекомендую посетить вышеупомянутый музей, хоть ненадолго почувствовать себя "царицей"!
Ответить
0 / 0
Вадим Вербицкий17 декабря 2012 г. 4:33
А для меня главное, что в этом дворце жила Императрица Екатерина Великая! Величайшая русская государыня!
Ответить
0 / 0
Катерина Бажутина4 декабря 2012 г. 13:17
красиво
Ответить
0 / 0
Светлана Столбова1 августа 2012 г. 22:47
Екатерининский дворец - это историческое великолепие. А янтарную комнату не зря называют восьмым чудом света. СПЛОШНАЯ КРАСОТИЩА!!!!!!!!!!!!!
Ответить
0 / 0
Таня Ворожбит15 мая 2012 г. 12:35
в нутри он тоже красивый я была том летом в саду там всё зелёное
Ответить
0 / 0
Инна Дьяченко20 октября 2011 г. 20:58
Это шедевр 18 века!!!
Ответить
0 / 0
Костя По5 октября 2011 г. 17:14
очень классно
Ответить
0 / 0
Вика Трофимова8 января 2011 г. 13:17
нравица
Ответить
0 / 0
Дина Богданова8 декабря 2010 г. 21:57
Это такое счастье, когда детство проходит в непосредственной близости от такого великолепия! Мы здесь играли, гуляли... Водите ваших детей чаще в Екатерининский и особенно в Павловский парк, это так облагораживает душу! Спасибо моей бабушке Мальцевой Клавдии Павловне...
Ответить
0 / 0
Антон Червоткин30 октября 2010 г. 20:08
был... жаль без перфоратора... много золота и янтаря. впечатляет!!!
Ответить
0 / 0
Показать еще

Прошедшие события

Показать все

Официальная группа Вконтакте
Царское Село

вчера в 16:25


Всем хороших выходных!
#выходные #зимавцаркомселе
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

вчера в 11:25


ГОД СТОЛЕТИЯ
ХИК в Царском Селе
#годстолетия, #музею100, #ЦарскоеСело100
Здесь (https://vk.com/wall-27707676_4041) мы рассказывали, что происходило в пригородных дворцах-музеях сразу после революции 1917 года.
Говоря о работе Художественно-исторической комиссии в Царском Селе, нельзя не упомянуть о ее председателе Георгии Крескентьевиче Лукомском (1884-1952). Лукомский – график, акварелист, художественный критик и историк архитектуры, занимался изучением памятников исторического прошлого. Как писал Александр Бенуа: «Поистине, Г.К. Лукомский – настоящий феномен. Его не ведающая устали деятельность по отыскиванию и запечатлению все новых и новых памятников архитектуры, с которой он издаёт книгу за книгой, каждый раз обильно снабжая ее документальными иллюстрациями…заслуживает, чтобы ему прощались некоторые недочёты в этой деятельности и чтобы, в общем, художественный мир оставался бы ему благодарным».
После Февральской революции Лукомский стал активным сотрудником Особого совещания по делам искусств при комиссаре Временного правительства Фёдоре Головине, и возглавил работы по описи и реставрации памятников Царского Села.
Работа художественно-исторической комиссии началась с общего знакомства с имуществом Екатерининского дворца, парковых павильонов и проверки наличия художественных предметов. Каждое произведение искусства проверяли по старым описям 1860-х годов и по новым, незаконченным, – 1910 года.
Комиссия активно занялась перестановкой мебели и предметов убранства, чтобы освободить художественные интерьеры от поздних вещей, не соответствующих стилю архитектурной отделки. Работа велась на основании исследования старых дворцовых описей и иконографических материалов (акварелей и фотоснимков). «Пришлось много раз переставлять одни и те же вещи, пока они нашли себе место окончательно. Много вещей найдено было в квартирах служащих, в сараях и складах. Словом, произведена была генеральная чистка всего имущества», – писал Лукомский в первом путеводителе по Екатерининскому дворцу.
Комиссия отмечала, что из дворцового убранства сложно выделить отдельные коллекции и составить самостоятельные собрания живописи, фарфора или мебели. Порой эти попытки приводили к комическому результату, например, были сделаны перестановки китайского и японского фарфора. Все китайские произведения искусства, в том числе и фарфор, перенесли в Китайский зал, а японский фарфор поставили отдельно. В дальнейшем пришлось отказаться от разделения художественного убранства интерьеров на отдельные коллекции.
Осенью 1917-го ХИК приступила к эвакуации дворцовых коллекций в Москву. По распоряжению Временного правительства, в связи с ожидаемым наступлением германских войск на Петроград, было решено отправить в Москву наиболее значительные художественные предметы из Зимнего и пригородных дворцов. Из Царского Села вещи отправили двумя партиями в сентябре и октябре (из Екатерининского дворца – 200, из Александровского – 50 ящиков). В течение пяти лет они хранились в Московском Кремле и Оружейной палате вместе с коллекциями Эрмитажа. Но третья партия экспонатов, упакованная и намеченная к эвакуации 26 и 27 октября, осталась на месте в связи с изменившейся политической обстановкой в стране.
В следующий раз расскажем о том, как сотрудники ХИК составляли описи предметов искусства.
Фото 1. Художественно-историческая комиссия за работой в Предцерковном зале Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца. 1917 г. Из коллекции ГМЗ "Царское Село"
Фото 2. Георгий Крескентьевич Лукомский. 1910-е гг. Из коллекции ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

18.01.2018 в 15:39


«Век музеев» начнется с лектория
#векмузеев #лекторий
2018-й – год 100-летия музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга: музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село». Четыре музея объединились, чтобы масштабно отметить эпохальную дату. Совместный проект «Век музеев» стартует 28 января открытием лектория на Новой сцене Александринского театра.
Тема первой лекции – «Женщины у власти в XVIII веке как феномен», об этом расскажет известный историк и писатель Евгений Анисимов – профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник петербургского отделения Института российской истории РАН.
На лекции речь пойдет о женщинах, чье правление вошло в историю России под названием «век женщин», — Екатерине I (1725-1727), Анне Иоанновне (1730-1740), Анне Леопольдовне (1740-1741), Елизавете Петровне (1741-1761) и Екатерине II (1762-1796). Все они вступили в борьбу за власть, дорого заплатив за свое место на российском престоле. Их судьбы стали и судьбой России — страны, у которой, как писал Николай Бердяев, женская душа.
Цикл лекций продлится с января по июнь. В феврале профессор СПбГУ Татьяна Черниговская и гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая расскажут о том, как воспитать наследника – императорских традициях и современных тенденциях (10 февраля), заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский – о дворцах и искусстве (23 февраля). Среди лекторов также: научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Михаил Сафонов, музыковед Наталья Энтелис, государственный герольдмейстер, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов, преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова, научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская, народный артист России Николай Буров. Эти лекции – о разных аспектах жизни императорских резиденций, о музейном веке, в котором отразилась история страны.
Вход на все лекции – бесплатный, по регистрации на сайте: newstage.timepad.ru. Начало в 19.30. Регистрация ограничена вместимостью зала. Петербуржцы проявили огромный интерес к лекциям, поэтому рассматривается возможность организации трансляции в кафе Новой сцены. Прямая трансляция – на сайте театра: www.alexandrinsky.ru.
Проект «Век музеев» включает также выставку в ЦВЗ «Манеж», научные конференции, фестивали и культурные акции.
Царское Село

18.01.2018 в 13:51


ПРОРЫВ БЛОКАДЫ
Сегодня – 75 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. 18 января 1943 года у жителей осаждённого города появилась надежда выжить.
Город Пушкин освободили от фашистских захватчиков в январе 1944-го. Ольга Берггольц писала: «Никому из пушкинцев не пришлось дождаться дня освобождения в своем городе. Немцы не оставили в Пушкине его жителей. Кого замучили и убили, кто умер от голода, кого угнали в Германию».
Вот документальные свидетельства других очевидцев.
Писатель Николай Анциферов: «Снаружи дворец представляет громаду с пробоинами в стенах. У многих атлантов разбиты головы. Лепные украшения Растрелли изувечены. Сквозь пустые окна заметны обуглившиеся стропила. Внутри – обнажённые кирпичные, местами закоптелые стены. Местонахождение Зеркального зала или Серебряного кабинета можно определить только по счёту пустых окон <…> В углу Тронного зала, где не рухнул потолок, свисают обрывки расписного плафона. Там, где уцелел паркет, под ногами осколки хрустальных люстр, фарфоровых ваз, зеркал и той узорной резьбы, которая когда-то анфиладе дворца придавала вид золотого потока. Только Зеленая столовая, казавшаяся такой лёгкой и хрупкой, да еще лазурная дворцовая церковь и небольшой уголок Китайского зала свидетельствуют о былом блеске дворца и вопиют о диком варварстве неистовых врагов» (из книги «Пригороды Ленинграда», Москва, 1946).

Писатель Павел Лукницкий: «”Эрмитаж” просвечивает насквозь…Оливковые фигуры, украшавшие прекрасное здание, разбиты, оконные рамы выдраны, здание будто побывало в когтях исполинского чудовища: стены его исцарапаны, изорваны, изглоданы снарядами. Вхожу внутрь, останавливаюсь: крыша пробита, подъёмные механизмы испорчены, оголены; валяются куски позолоты, обломки дворцовой мебели. Запустение, грязь…» (из книги «Ленинград действует», Москва, 1976).

Командир роты 267-го отдельного пулеметного артиллерийского батальона Николай Прохоров: «Сердце холодело при виде разрушений, причинённых фашистскими варварами. Дома были превращены в руины, развалины, вокруг полыхали пожары, торчали пни там, где некогда шумели кронами вековые деревья пушкинских парков. Город был мёртв. Еще издали мы увидели страшный, изувеченный остов Екатерининского дворца. Вместо позолоченного купола церкви была видна лишь одна обрешетка на стропилах. Центральная часть дворца без крыши, окна и двери разбиты, прекрасные лепные фигуры, украшавшие фасад здания, изуродованы. Через пролом в стене проникаем в дворцовую церковь. Зал заполнен разбитыми мотоциклами, канистрами, пол залит мазутом. Паркет из дорогих пород дерева выдран, порублен, стёкла и рамы разбиты, в зале гуляет ветер. Позолоченные орнаментальные детали и скульптурные фигуры изувечены, полностью разрушен иконостас» (из книги «В суровый час», Ленинград, 1981).
Фото из коллекции ГМЗ "Царское Село".
Царское Село

17.01.2018 в 18:35


МУЗЕЙНОЕ СЕЛФИ
Этими фотографиями мы завершаем международную акцию #MuseumSelfie. На фото: музейные смотрители Лариса Кошкарева на фоне экспонатов выставки «Модерн. 100 лет спустя» и Лариса Березенко на дежурстве в Большом зале Екатерининского дворца.
Приглашаем и вас поддержать акцию. Размещайте в своих профилях фотографии в интерьере Екатерининского дворца, в наших постоянных экспозициях, на выставках, на фоне здания дворца и, конечно, в царскосельских парках. Хэштеги такие: #МузейноеСелфи , #MuseumSelfie , #СелфиЦарскоеСело , #КультурноеСелфи, #CultureSelfie
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

17.01.2018 в 17:11


МУЗЕЙНОЕ СЕЛФИ
Международную акцию #MuseumSelfie мы продолжаем фотографией сотрудников интерактивного детского центра «Белая башня». На фото: Любовь Маркова, Александра Попова, Татьяна Корнева.
Приглашаем и вас поддержать акцию. Размещайте в своих профилях фотографии в интерьере Екатерининского дворца, в наших постоянных экспозициях, на выставках, на фоне здания дворца и, конечно, в царскосельских парках. Хэштеги такие: #МузейноеСелфи , #MuseumSelfie , #СелфиЦарскоеСело , #КультурноеСелфи, #CultureSelfie
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

17.01.2018 в 15:35


МУЗЕЙНОЕ СЕЛФИ
Мы продолжаем публиковать фотографии сотрудников музея в международной акции #MuseumSelfie. Приглашаем и вас поддержать акцию. Размещайте в своих профилях фотографии в интерьере Екатерининского дворца, в наших постоянных экспозициях, на выставках, на фоне здания дворца и, конечно, в царскосельских парках. Хэштеги такие: #МузейноеСелфи , #MuseumSelfie , #СелфиЦарскоеСело , #КультурноеСелфи, #CultureSelfie
На фото – Мария Филипцева и Николай Оноприенко, хранители экспозиции музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате. На заднем плане - автомобиль Форд T Tourer, участник Первой мировой войны.
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

17.01.2018 в 13:39


МУЗЕЙНОЕ СЕЛФИ
Мы продолжаем публиковать фотографии сотрудников музея в международной акции #MuseumSelfie. Приглашаем и вас поддержать акцию. Размещайте в своих профилях фотографии в интерьере Екатерининского дворца, в наших постоянных экспозициях, на выставках, на фоне здания дворца и, конечно, в царскосельских парках. Хэштеги такие: #МузейноеСелфи , #MuseumSelfie , #СелфиЦарскоеСело , #КультурноеСелфи, #CultureSelfie
На фото – Глеб Арлюк и Екатерина Швиглева, научные сотрудники военно-исторического отдела музея на выставке «Романовы в Царском Селе».
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

17.01.2018 в 11:26


МУЗЕЙНОЕ СЕЛФИ
Сегодня «Царское Село» присоединяется к международной акции #MuseumSelfie. В этот день пользователи социальных сетей по всему миру публикуют фотографии себя из музеев. В течение дня мы будем публиковать #МузейноеСелфи сотрудников нашего музея и приглашаем вас поддержать акцию. Размещайте в своих профилях фотографии в интерьере Екатерининского дворца, в наших постоянных экспозициях, на выставках, на фоне здания дворца и, конечно, в царскосельских парках. Хэштеги такие: #МузейноеСелфи , #MuseumSelfie , #СелфиЦарскоеСело , #КультурноеСелфи, #CultureSelfie
На фото - Жанна Широкова: специалист по экспозиционно-выставочной деятельности и хранитель фонда "Сбруя. Кареты". На заднем плане - коронационная карета Александра II. В 1856 году для торжественной процессии въезда императора было изготовлено 10 парадных карет. Они предназначались для первых и вторых чинов двора и членов Государственного совета. Облик коронационных карет был определен императором, выбравшим один из нескольких предложенных эскизов.
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

16.01.2018 в 11:42


КОГДА В МУЗЕЕ ВЫХОДНОЙ
#выходнойвмузее #ЕкатерининскийДворец
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

15.01.2018 в 16:16


Птичья арифметика: 60 кормушек, 400 кг семечек
#зимавцарскомселе
Наступившие морозы не испугали птиц, которые обитают в царскосельских парках. Сотрудники паркового отдела музея еще в ноябре установили 60 кормушек для зимней подкормки пернатых в Екатерининском, Александровском и Баболовском парках. У «птичьих столовых» в холодные январские дни стало оживленнее.
– В 1900-е годы в царскосельских парках наблюдалась массовая гибель старых деревьев. В 1912-м по приказу императора Николая II для расследования ее причин была создана комиссия, в ее состав вошли специалисты Императорского ботанического сада. Одна из главных рекомендаций ученой комиссии заключалась в следующем: птиц надо кормить, чтобы они, выбрав парк своим постоянным домом, охраняли насаждения, уничтожая вредных насекомых. Традицию подкормки птиц и установки зимой кормушек мы поддерживаем и сейчас. Ежегодно для этих целей музей закупает более 400 килограммов семечек подсолнечника. Сотрудники паркового отдела следят за тем, чтобы в кормушках была еда для птиц, – говорит хранитель парков ГМЗ «Царское Село» Ольга Филиппова.
Кормушки традиционно устанавливаются в местах наибольшего скопления птиц – там, где пернатые чувствуют себя в безопасности. Одна из них, изготовленная в 2012 году, до мельчайших подробностей воспроизводит кормушки конца XVIII – начала XIX века, подобные «кафе для птиц» можно было увидеть в садах Великобритании, Франции, России. Историческая кормушка гармонично вписалась в строгие «интерьеры» регулярной части Екатерининского парка – напротив главного входа. Она двухэтажная, с 12 входами, декоративным крылечком.
«Птичьи столовые» вкопаны в землю, а не установлены на деревьях – это предохраняет ветви от сломов. 60 кормушек в трех парках вполне достаточно для питания пернатых. Сотрудники музея просят посетителей не прикреплять самодельные конструкции к ветвям и стволам деревьев; можно подвешивать к веткам ломтики сала для синиц. В установленные кормушки можно класть нежареные семена подсолнечника, арбуза или дыни, пшено, синицы очень любят несоленое сало. Это будет хорошим дополнением к подкормке, которую проводит музей.
Александровский, Екатерининский и Баболовский парки – дом для многих видов пернатых. А зиму в парках проводят около 25 видов птиц, в том числе синицы, поползни, пищухи, свиристели и чечетки, хохлатые синицы-гренадерки. Кстати, прошлой зимой в Баболовском парке и у Мраморного моста в Екатерининском парке охотно «столовались» снегири. Птицы не только склевывают то, что для них приготовлено в кормушке, но и тщательно осматривают ветки и стволы деревьев, находящиеся поблизости, уничтожая зимующие виды вредителей.
– Зимняя подкормка – не единственный способ заботы о птицах, который мы применяем. В числе других – сохранение естественных зон гнездования, развеска домиков-гнездовий, посадка ягодных кустарников и деревьев – например, боярышника, рябины, шиповника, – объясняет Ольга Филиппова.
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте шоу "Однажды в России" в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на шоу 17 февраля в ДК Ленсовета.

Добавьте Big Love Show 2018 в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 9 февраля 2018 года.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку