Государственный музей-заповедник "Царское Село" (ГМЗ "Царское Село") — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX века. Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей барокко (в постройках Ф. -Б. Растрелли) и классицизма (в постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других). Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.
Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец — великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых — всемирно известная возрожденная Янтарная комната. Попав в его залы, Вы почувствуете дух Елизаветинской и Екатерининской эпох, отчасти — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.
Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в этом дворце, можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.
На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, многочисленных мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в подражание готической, турецкой, китайской архитектуре, придающих уголкам парков романтический характер
Редакция Peterburg2 проанализировала опубликованный Комитетом по благоустройству список с более 100 парками, садами и скверами, которые подлежат просушке...
Сотрудники все старались помочь мне,инвалиду 2 группы,посмотреть эту красоту. Экскурсовод Нонна ,не запомнила отчество,рассказывала интересно,увлеченно и не забывала про меня ни на минуту. ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ СОТРУДНИКАМ ДВОРЦА,очень хорошие люди. Дай бог всем здоровья !!!!!Шикарно.,мощь и величие Российского престолаУдобно,электричка комфорт с Витебского вокзалаОбязателен к посещению.Полный восторг
25 сентября 2018 г. 17:0310
Сотрудники музея - открытые, доброжелательные и образованные люди.
В прошлые года праздник был намного лучше и интереснее, разнообразнее. Для нас важнее мастер-классы. Раньше их было много, на любой вкус, дети были в восторге. В этом году все убрали. Льгот нет. Заплатили 600 руб за семью, походили 10 минут и вышли. За эти 10 минут услышали много негатива и недовольства от прохожих там, люди не понимали за что отдали деньги, как и мы. Такого же мнения и наши друзья, также вышли через 10 минут (хотя мы были не вместе). Детям было скучно. Ездили каждый год, больше не поедем.
✨ ЯНТАРНАЯ КОМНАТА
У нас сегодня – «янтарный» день. Ровно двадцать лет назад, 31 мая 2003 года, открылась воссозданная Янтарная комната. За это время ее увидели 23,7 млн человек. Возрождение шедевра длилось более двадцати лет и потребовало шесть тонн янтаря.
Янтарная комната – не просто жемчужина музея. Это символ потерь в годы Великой Отечественной войны. Это реставрационный Олимп, триумф российских мастеров. Это результат труда многих людей – в том числе сотрудников музея, исследователей, меценатов.
В 1717 году Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире произведение из янтаря такого масштаба – первоначально находился в Третьем Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны «диковину» доставили в Царское Село и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарное чудо» не удалось эвакуировать. Снятые со стен янтарные панели вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кёнигсберг. Местонахождение подлинной Янтарной комнаты до сих пор остается одной из главных загадок XX века.
В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании утраченного шедевра. В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белые фотографии янтарной отделки комнаты, цветной автохром 1917 года, фиксационная акварель Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля с утратами набора, и более 60 мелких кусочков янтарного декора. Невероятно сложную задачу выполнили российские реставраторы – специалисты Царскосельской янтарной мастерской.
Обнаруженная в 1997 году в Германии подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» подтвердила уникальность метода воссоздания мозаик современными мастерами.
В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце восхищает современников так же, как восхищало всех, кто видел в разное время подлинный интерьер. Это самый желанный объект посетителей музея и главная цель каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца. В 2022-м, при поддержке компании «Газпром», музей создал виртуальную версию Янтарной комнаты. Теперь точную интерактивную модель шедевра могут увидеть те, у кого нет возможности приехать в музей.
Александр Кедринский (1917 – 2003), автор проекта реставрации Янтарной комнаты:
«Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера тоже создали уникальное произведение декоративного искусства».
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #екатерининскийдворец #янтарнаякомната
30.05.2023 в 16:46
⚔ ВЫСТАВКА
«Шлем всему голова. Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Государственного Эрмитажа» – так называется выставка, которая открылась сегодня в Арсенале. Пять редчайших предметов, изготовленных мастерами Италии, Германии, Турции, Индии и России, происходят из царскосельской исторической коллекции, которая до 1880-х годов хранилась в этом павильоне.
Эта выставка – продолжение совместной работы и нашего музея по демонстрации предметов оружия и экипировки, которые собирали русские императоры Николай I и Александр II и которые были представлены в стенах Царскосельского Арсенала. Новая (седьмая по счету) экспозиция посвящена одному из важнейших элементов защитного доспеха – шлему.
Еще на ранних стадиях развития человечества защите головы уделяли особое внимание, изготавливая приспособления из толстой ткани, кожи, дерева, кости. Первые металлические шлемы из меди, по словам археологов, появились в древней Месопотамии около 4500 лет назад. Затем для их изготовления стали применять железо и сталь. Конструкция шлемов на протяжении этого времени менялась в зависимости от эволюции оружия и военного дела, техники и оружейного искусства.
В Царскосельский Арсенал поступало значительное число защитных головных уборов, как найденных при археологических раскопках, так и приобретенных на распродажах и аукционах, а также подаренных владельцам царскосельской коллекции членами императорской фамилии, дипломатами, собирателями. Были среди поступлений и военные трофеи. Географический и хронологический диапазон этих приобретений крайне широк – боевые наголовья стран древнего мира, средневековые турнирные и боевые шлемы, изготовленные в Германии, Италии, Франции, России, Турции, Иране, Индии, военные головные уборы Нового времени.
Представленные на экспозиции артефакты демонстрируют разнообразие традиций создания шлемов в Европе, странах исламского мира и России, то есть в тех регионах, оружие которых так привлекало августейших коллекционеров.
На выставке вы увидите:
1. Шлем турнирный. Италия, Милан, мастерская Миссалья. Около 1500 года
Такие шлемы получили название «жабья голова» и были принадлежностью специальных турнирных доспехов типа «штехцойг», которые появились в конце XV столетия и производились в основном в Германии и Италии.
2. Шлем парадный. Германия, Аугсбург (?), мастер Матиас Фрауенпрейс (работал в 1550–1604 годах)
Этот цельнокованый шлем представляет собой не только классический пример конструктивного совершенства того времени, но и истинное произведение оружейного искусства.
3. Шлем тюрбанный
Турция (Османский период). Вторая половина XV–XVI века
Современное название этого типа шлемов происходит от их внешнего вида – значительные размеры и спиральные каннелюры имитируют тюрбаны. Кроме того, габариты шлема позволяют предполагать, что под него надевали тюрбан, который не только обеспечивал дополнительную амортизацию, но и предотвращал получение воином теплового удара.
4. Шлем. Индия. XVIII век
Относится к полусферическому типу, распространенному в ближневосточной традиции. Навершие выполнено в виде копейного наконечника с отточенными лезвиями.
5. Шлем шишак
Россия, Москва, Оружейная Палата. Середина XVII века
Шлем представляет русское воспроизведение формы одного из типов турецких наголовий, шишаков. По нижнему краю тульи на узкой серебряной полосе чернью наведены буквы – Ш. К. М. М. Т. Р. Известный историк и собиратель древностей граф Алексей Мусин-Пушкин (1744–1817), подаривший этот шлем своему другу Алексею Оленину, директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств, предложил следующее толкование букв – «Шишак князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского». Князь Темкин-Ростовский, бывший стольником царя Алексея Михайловича, в 1654 году принял участие в войне с Речью Посполитой, а затем сопровождал царя в походе на Великое княжество Литовское.
Выставка работает до 3 сентября 2023 года.
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #арсенал #эрмитаж
🌺 Утро в Царском Селе
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело
29.05.2023 в 20:03
🏛 АГАТОВЫЕ КОМНАТЫ
Агатовые комнаты снова открыты. Вы знаете, что они принимают посетителей только в теплое время года. Это личные апартаменты Екатерины II, где чудом сохранилась подлинная отделка интерьеров. Здесь императрица просматривала государственные документы, занималась литературными трудами, отвечала на письма. Сейчас здесь всё дышит историей.
Агатовые комнаты в 1780-е годы спроектировал Чарльз Камерон – знаток античности и автор труда о римских термах. Екатерина II высоко ценила творческий потенциал шотландского архитектора и называла его «великим рисовальщиком». Интерьеры второго этажа павильона «Холодная баня» – это шедевр, аналогов которому нет ни в России, ни в мире. В декоре Агатовых комнат – наборные паркеты, выразительные плафоны, но главное – яшма. Кстати, именно уральская яшма дала название интерьерам: этот самоцвет называли «мясным агатом» – за насыщенный тёмно-красный цвет с тонкими белыми прожилками.
Камерон создал для императрицы шесть интерьеров: Кабинетец, Овальный, Яшмовый и Агатовый кабинеты, Большой зал и Библиотеку. Ещё одно чудо – парящая в воздухе лестница: её ступеньки крепятся к стене только с одной стороны.
🕚 Режим работы: с 11 до 19 часов, касса и вход – до 18. Выходной – четверг.
🎫 Билеты продаются по сеансам в кассе павильона.
⚠ Обращаем внимание, что Агатовые комнаты закрыты во время дождя и при высокой влажности.
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #екатерининскийпарк #агатовыекомнаты
🌺 СИРЕНЕВЫЙ МАРШРУТ
4 июня наш музей объявляет «сиреневым» днём: посетители совершат экскурсию на электромобилях по «Сиреневому маршруту». Он объединяет два великолепных парка – Екатерининский и Александровский. Они сейчас окутаны нежными облаками цветущей сирени: самой молодой – пять лет, наиболее почтенной – больше века.
Маршрут начинается в Александровском парке, его главные «сиреневые точки» – возле павильонов «Белая башня», «Арсенал» и «Шапель». Затем экскурсия продолжится в музейном оранжерейном комплексе «Верхние теплицы», обычно закрытом для посетителей. Последний пункт «Сиреневого маршрута» – Фрейлинский садик в Екатерининском парке. После этого гости могут прогуляться по парку самостоятельно.
Все «сиреневые» экскурсии – авторские, их проводят сотрудники музея.
Деревья и кустарники, в том числе сирень, постоянно высаживали в царскосельских парках при императрице Елизавете Петровне; традицию продолжили при Екатерине II. При Александре I сирень высадили перед дворцом, а при Николае I сиреневая аллея протянулась от Розовой караулки до Крестового канала. В XIX веке в царскосельской резиденции появилось множество новых сортов разнообразных оттенков: розовых, пурпурных, розово-лиловых, белых. Очень любила сирень императрица Александра Фёдоровна – супруга Николая II , живые цветы были в Александровском дворце круглый год. Музей поддерживает эту традицию и сейчас.
Пять лет назад, в сентябре 2018-го, когда Шапель открылась после реставрации, сотрудники музея и почётные гости высадили несколько десятков саженцев на Сиреневую аллею рядом с павильоном.
📍 Сбор группы – у бюста Растрелли (напротив входа в Александровский парк у Лицейской арки). Сеансы: 11.30, 11.45, 12.00, 12.15, 12.30, 15.00, 15.15.
🎫 Стоимость билета – 2000 рублей. Продолжительность – от 90 минут. Возрастное ограничение: 12+.
🎫 Билеты – на официальном сайте: vk.cc/coq3VB
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #екатерининскийпарк #александровскийпарк #сирень
Комментарии посетителей (6)