Государственный музей-заповедник "Царское Село" (ГМЗ "Царское Село") — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала XX века. Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей барокко (в постройках Ф. -Б. Растрелли) и классицизма (в постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других). Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.
Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец — великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых — всемирно известная возрожденная Янтарная комната. Попав в его залы, Вы почувствуете дух Елизаветинской и Екатерининской эпох, отчасти — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.
Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в этом дворце, можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.
На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, многочисленных мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в подражание готической, турецкой, китайской архитектуре, придающих уголкам парков романтический характер
Baltphoto/Владислав Галушко
Peterburg2 составил список самых красочных мест для прогулок в этом месяце и рассказал о том, как попасть туда, не потратив...
Атмосферный вокзал до сих пор остаётся очень востребованным среди кинематографистов. Здесь снимали такие фильмы как "Вокзал для двоих", "Приключения...
Государственный музей-заповедник Царское Село: отзывы посетителей
Сотрудники все старались помочь мне,инвалиду 2 группы,посмотреть эту красоту. Экскурсовод Нонна ,не запомнила отчество,рассказывала интересно,увлеченно и не забывала про меня ни на минуту. ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ СОТРУДНИКАМ ДВОРЦА,очень хорошие люди. Дай бог всем здоровья !!!!!Шикарно.,мощь и величие Российского престолаУдобно,электричка комфорт с Витебского вокзалаОбязателен к посещению.Полный восторг
25 сентября 2018 г. 17:0310
Сотрудники музея - открытые, доброжелательные и образованные люди.
В прошлые года праздник был намного лучше и интереснее, разнообразнее. Для нас важнее мастер-классы. Раньше их было много, на любой вкус, дети были в восторге. В этом году все убрали. Льгот нет. Заплатили 600 руб за семью, походили 10 минут и вышли. За эти 10 минут услышали много негатива и недовольства от прохожих там, люди не понимали за что отдали деньги, как и мы. Такого же мнения и наши друзья, также вышли через 10 минут (хотя мы были не вместе). Детям было скучно. Ездили каждый год, больше не поедем.
– Товарищи, это неправильное лето! – переживает царскосельская наша белка.
И мы с ней полностью согласны.
Всем хороших выходных! 🐿
📷 За фотографию благодарим нашего коллегу Руслана Шамукова.
#царскоесело #екатерининскийпарк
сегодня в 13:03
✨ «Царскосельское посольство»
Сейчас в музее проходит волонтёрская смена «Царскосельское посольство» для участников «Школы Фонда-2025». Это один из крупнейших в России экодобровольческих проектов, реализованный Фондом Потанина в партнёрстве с Фондом «Заповедное посольство». 12 победителей грантового конкурса – студенты магистратуры и преподаватели российских вузов – не только помогают сотрудникам музея в парковых работах, но и участвуют в разработке экологических маршрутов по Баболовскому парку.
Программа действует уже четыре года на заповедных территориях и объектах культурного наследия страны.
– Участники волонтёрской смены откликнулись на предложение помочь музею в развитии территории Баболовского парка. В первый день им провела экскурсию начальник отдела по содержанию Александровского и Баболовского парков Галина Кононова. Волонтёры узнали больше об истории парка, его объектах, вдохновились его красотой. Это также помогло увидеть территорию взглядом туриста, а значит – поможет в проектировании пешеходного экологического маршрута, – объясняет ведущий специалист отдела развития и реализации проектов нашего музея Анна Бачой.
После консультаций с сотрудниками музея волонтёры «Царскосельского посольства» самостоятельно изучили дорожки Баболовского парка, сняли презентационные видеоролики и приступили к созданию настольной игры «Животный мир Царского Села».
Кроме того, участники волонтерской смены решили изучить общественное мнение и разработали социологический опрос о новых направлениях деятельности музея. Вопросы касаются совершенствования инфраструктуры, расширения набора экскурсионных услуг, создания экотроп – специальных прогулочных маршрутов для экологического просвещения.
Наши неравнодушные посетители и подписчики могут пройти опрос здесь: vk.cc/cNxnfd
📷 Фото предоставлено Благотворительным фондом Владимира Потанина
#царскоесело #баболовскийпарк
вчера в 17:44
✨ Выставка
Сегодня открылась выставка «Казаки на службе царю и Отечеству. XVI век – 1917 год». Экспозиция в Камероновой галерее объединяет более 800 предметов из собраний 13 музеев и архивов, а также шести частных коллекций. Их география охватывает практически всю Россию: Москва, Петербург, Гатчина, Новочеркасск, Екатеринбург, Оренбург, Хабаровск. Здесь в течение сотен лет располагались казачьи войска и входящие в них подразделения. Значительная часть экспонатов никогда раньше не выставлялась и не публиковалась. Выставка проходит при поддержке инвестиционной компании «ВЕЛЕС Капитал» и ее генерального директора, мецената Алексея Гнедовского.
Посетители узнают о зарождении казачества, быте мирного времени, обмундировании, снаряжении, вооружении и регалиях казачьих войск, казачьей гвардии, августейших атаманах и военачальниках, казаках при Императорском дворе, участии казачества в войнах XVIII - начала XX века.
– Мы готовили эту выставку больше двух лет. Символично, что она открывается в год 250-летия формирования Донской и Чугуевской придворных конвойных казачьих команд, они затем располагались в Царском Селе, служили Екатерине II и стали основой для создания Лейб-гвардии Казачьего полка, который охранял императорскую семью до 1917 года, – говорит начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское Село» Дмитрий Клочков.
– История казачества — отдельный, уникальный мир, неразрывно связанный с судьбой России. Служба казаков охватывает несколько столетий, и во все времена они стояли на самых опасных рубежах страны. Мы надеемся, что выставка станет не только культурным, но и образовательным событием, способным пробудить интерес к истории и подвигам защитников Отечества, — отмечает генеральный директор ИК «ВЕЛЕС Капитал», меценат Алексей Гнедовский.
В числе экспонатов – казачье вооружение (сабли, шашки, кинжалы, пики и даже пушки), обмундирование, снаряжение, регалии (нагрудные знаки, знамена, насеки и булавы, георгиевские трубы, наградное оружие, братины, призовые кубки), предметы быта и костюмы казачьих жен, скульптура, живопись, рисунки, гравюры, литографии, печатная графика, личные вещи и редкие фотографии. События Первой мировой войны на Кавказском фронте демонстрирует специально созданный для выставки большой макет-диорама «Пластуны в Трапезундской операции весной 1916 года».
Выставка рассказывает об участии казаков в присоединении Сибири. Этот сюжет широко известен благодаря картине Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» – эскизы к известному полотну из собрания Русского музея вошли в экспозицию.
В числе редких экспонатов – ружье, принадлежавшее наказному атаману Азовского казачьего войска Осипу Гладкому из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи; жалованные ковши XVIII века для казачьих атаманов и знатных казаков, жалованные сабли от императоров и императриц из собрания Государственного исторического музея; детские казачьи игрушки из собрания Российского этнографического музея; мундирные комплекты последнего атамана всех казачьих войск цесаревича Алексея Николаевича из коллекции нашего музея (они впервые выставлены в полном объеме); братина из собрания Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. Одна из бесценных реликвий – знамя юбилейное с александровской лентой 7-го Оренбургского казачьего полка из собрания Государственного Эрмитажа.
🔸 Выставка работает до 8 октября 2025 года включительно.
🔸 Режим работы: с 11 до 19 часов, выходной день – четверг.
🔸 Стоимость билета – 250 рублей, предусмотрены льготы.
📷 Фото: ГМЗ «Царское Село», Екатерина Новак
#царскоесело #камероновагалерея #казачество
вчера в 11:03
✨ Большой зал
45 лет назад завершилась реставрация Большого зала. Это одно из значимых событий в летописи восстановления царскосельского дворцово-паркового ансамбля. 10 июля 1980 года государственная комиссия приняла работу по реставрации и воссозданию художественной отделки самого большого интерьера Екатерининского дворца.
Площадь Большого зала – около 1000 квадратных метров. Летом он наполнен солнечным светом, а по вечерам – освещён светом 696 электрических свечей. Архитектор Франческо Растрелли проявил себя как искусный инженер и спроектировал грандиозный интерьер без единой опоры для перекрытий, что усилило ощущение простора и света.
После Великой Отечественной войны зал был почти полностью разрушен. Над обгоревшими стропилами нависало небо, погибли средняя и северная части плафона и половина резного золочёного декора.
Шедевр возрождали два десятилетия. Работы начались в 1960 году. Проект реставрации разработал архитектор Александр Кедринский, научную документацию подготовили научные сотрудники музея Елена Гладкова, Вера Лемус, Людмила Лапина, сотрудники ГИОП Вера Кузовникова и Римма Люлина. Постоянное руководство и контроль осуществляли архитекторы ГИОПа Наталья Кремшевская и Иван Саутов.
Деревянную золоченую резьбу восстанавливали по сохранившимся фрагментам скульптор Лилия Швецкая и бригада резчиков под руководством Алексея Кочуева. Паркет воссоздавала бригада Евгения Кудряшова по авторским чертежам Франческо Растрелли и сохранившемуся фрагменту из мореного и светлого дуба.
Над воссозданием плафонной живописи под руководством Якова Казакова работали художники-реставраторы Борис Лебедев, Виталий Журавлёв и Иван Алексеев. С 1968 года, в течение трёх лет, они трудились над созданием эскизов для монументальной композиции. По сложности и масштабу воссоздание плафона Большого зала не имело аналогов в мировой реставрационной практике.
В 1953–1954 годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены считавшиеся утраченными боковые части плафона Большого зала – «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы» кисти Джузеппе Валериани. Мастера обратили внимание на грубо обрезанные края и предположили, что обе эти живописные композиции были когда-то частью огромного плафона, из которого их вырезали и разместили на новом месте. Действительно, после расчистки на обоих полотнах под вензелями Павла I проявился написанный ранее вензель Елизаветы Петровны – Е I. Научные изыскания подтвердили, что «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира» – боковые части живописного плафона «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», выполненного по эскизам Валериани и украшавшего до 1783 года потолок Большого зала.
Благодаря этой находке было принято решение реставрировать плафон в первоначальном виде, вернув в Екатерининский дворец две сохранившиеся живописные композиции. При возрождении центральной части помогли сохранившиеся наброски, рисунки и описание плафона с расшифровкой всех аллегорий.
Подготовительная работа потребовала детального изучения иконографических материалов, освоения художественных приёмов Валериани, особенностей колорита его полотен, характера живописной манеры. Как вспоминал художник-реставратор Борис Лебедев, особая сложность заключалась в том, что необходимо было добиться единой тональности воссозданной центральной части плафона «Триумф России» с подлинными боковыми композициями «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира». Наверное, в это время и пришло понимание того, насколько старые мастера учитывали все тонкости живописи на потолках дворцовых залов, которая удивительным образом реагировала на все природные явления и даже на смену времён года: трава зеленила её, белый снег выявлял многоцветье плафона, а краски осени вносили особую мягкость в цветовую гамму. Колористическое решение всей композиции было найдено, и границы между оригиналами и восстановленным центром плафона исчезли.
Если предшественники разбивали плафон на части, и каждый его фрагмент писали на подрамнике, то современным мастерам пришлось преодолеть и трудности технического характера: подниматься на леса, писать на холсте прямо в зале. Больше двадцати минут никто не выдерживал: затекали руки, ноги, шея, начинала болеть спина. Но после короткой передышки работа продолжалась.
Живописцы завершили этот огромный труд в 1976 году. Художественный совет, собиравшийся 56 раз в течение времени восстановления плафонной живописи Большого зала, плафон принял.
В 2021 году мы опубликовали подробный рассказ из пяти частей об аллегорических изображениях плафона Большого зала, рекомендуем: , , , , .
📷 Изображения:
1 и 3. Большой зал. Современное фото. Фото: ГМЗ «Царское Село, автор – Руслан Шамуков
2. Аллегория России. Фрагмент плафона Большого зала. Фото: ГМЗ «Царское Село, Святослав Новиков
4. Разбор завалов в Большом зале Екатерининского дворца. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
5. Работа над плафоном. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
6. Установка резьбы в Большом зале. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село»
#царскоесело #екатерининскийдворец
09.07.2025 в 11:03
Что нам остается делать дождливым летом-2025? Например, верить, что дождь смывает все лишнее, остается чистая красота.
И вообще, не первый раз мерзнем под ливнями июня и июля. В подтверждение дополнили нынешнюю дождливую подборку снимками прошлых лет.
Фото: ГМЗ «Царское Село», 1-2, 4, 6-9 - Екатерина Новак, 3,5 - Руслан Шамуков
#царскоесело #екатерининскийпарк
Комментарии посетителей (6)