Наш сайт использует файлы «cookie» и системы аналитики для персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Царское Село

Интересность : Помпезно и величественно. Конечно лучше приезжать летом что бы погулять по парку. А так же в начале осени на листопад.
Расположение : 30 минут от Петербурга транспортом. Всем советую туда съездить!
Интерьер : Великолепный дворец и не менее замечательный парк. Богатые интерьеры дворца никого не оставят равнодушным. Здесь находится уникальная Янтарная комната. Обязательно к посещению.
Обслуживание : Завораживающий дворец, но лучше бывать и рассматривать экспонаты с гидом, чтобы можно было полностью окунуться в прошлое.
Интересность : В Царском Селе можно увидеть не только царские дворцы с богатым убранством, но и великолепные парки. При посещении погружаешься в историю и культуру XVIII - начала XX века.
Расположение : Транспорт ходит часто. Время в пути - около 30 минут.
Интерьер : Екатерининский и Александровский дворцы - памятники мировой архитектуры. Они разные и посетить советую оба. В Екатерининском дворце восстановлена знаменитая Янтарная комната. В парках Царского Села более 100 архитектурных сооружений, которые можно самостоятельно осматривать. Лучше всего приезжать с поздней весны до середины осени.
Обслуживание : Сотрудники музея - открытые, доброжелательные и образованные люди.
Адрес

г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

карта
Район
Пушкинский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о государственном музее-заповеднике Царское Село

Общая оценка:9.38 / 10
Интересность 10
Расположение 9
Интерьер 10
Обслуживание 10
Оставить отзыв
Места поблизости
Екатерининский дворец Екатерининский дворецМемориальный Музей-Лицей Мемориальный Музей-ЛицейКитайская (Скрипучая) беседка Китайская (Скрипучая) беседкаЦерковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение (Знаменская церковь) в г. Пушкине Церковь Царскосельской иконы Божией Матери Знамение (Знаменская церковь) в г. Пушкине
посетитель
9.75 / 10 25 сентября 2018 г. 17:03
Сотрудники музея - открытые, доброжелательные и образованные люди. Екатерининский и Александровский дворцы - памятники мировой архитектуры. Они разные и посетить советую оба. В Екатерининском дворце восстановлена знаменитая Янтарная комната. В парках Царского Села более 100 архитектурных сооружений, которые можно самостоятельно осматривать. Лучше всего приезжать с поздней весны до середины осени. Транспорт ходит часто. Время в пути - около 30 минут.  В Царском Селе можно увидеть не только царские дворцы с богатым убранством, но и великолепные парки. При посещении погружаешься в историю и культуру XVIII - начала XX века.   на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 28 февраля 2014 г. 14:21
Завораживающий дворец, но лучше бывать и рассматривать экспонаты с гидом, чтобы можно было полностью окунуться в прошлое. Великолепный дворец и не менее замечательный парк. Богатые интерьеры дворца никого не оставят равнодушным. Здесь находится уникальная Янтарная комната. Обязательно к посещению.  30 минут от Петербурга транспортом. Всем советую туда съездить! Помпезно и величественно. Конечно лучше приезжать летом что бы погулять по парку. А так же в начале осени на листопад.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о государственном музее-заповеднике Царское Село. Наши посетители оценивают Царское Село по расположению и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Be BoxСалон красоты Be BoxБабушка приехалаКафе Бабушка приехалаЗоопарк на Лампушке Зоопарк на ЛампушкеШишки на ЛампушкеБаза отдыха Шишки на Лампушке

Комментарии посетителей (6)

Иринак событию Праздник "Яблочный полдень в Царском Селе" 201813 сентября 2018 г. 8:58
В прошлые года праздник был намного лучше и интереснее, разнообразнее. Для нас важнее мастер-классы. Раньше их было много, на любой вкус, дети были в восторге. В этом году все убрали. Льгот нет. Заплатили 600 руб за семью, походили 10 минут и вышли. За эти 10 минут услышали много негатива и недовольства от прохожих там, люди не понимали за что отдали деньги, как и мы. Такого же мнения и наши друзья, также вышли через 10 минут (хотя мы были не вместе). Детям было скучно. Ездили каждый год, больше не поедем.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Валентинак событию Открытие выставки «Веера из коллекции ГМЗ "Царское Село"»22 июня 2014 г. 12:38
Замечательная экспозиция, поразил восхитительный дизайн выставки, Всем Огромное Спасибо!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Галина Сабирова17 июня 2012 г. 22:36
Экскурсия и прогулка по "Царскому селу" были незабываемы! Спасибо peterburg2 и отдельное огромное спасибо Юлии Т.!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алексей Маслов17 июня 2012 г. 11:20
Вчера с Вашей помощью посетили "Царское село" - очень понравилось, большое Вам спасибо
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марта Вовкк событию Праздничные мероприятия, посвященные Дню основания Царского Села25 июня 2011 г. 11:18
186- останавливается в Купчино<br>187-останавливается на Московской
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марта Вовкк событию Праздничные мероприятия, посвященные Дню основания Царского Села25 июня 2011 г. 11:18
можно доехать на 186 автобусе или 187 ,и можно спросить у кондуктора
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Царское Село

24.05.2020 в 20:28


СТИХОТВОРЕНИЕ ДНЯ Сегодня Иосифу Бродскому исполнилось бы 80 лет. Пора давно за все благодарить, за все, что невозможно подарить когда-нибудь, кому-нибудь из вас и улыбнуться, словно в первый раз в твоих дверях, ушедшая любовь, но невозможно улыбнуться вновь. Прощай, прощай — шепчу я на ходу, среди знакомых улиц вновь иду, подрагивают стекла надо мной, растет вдали привычный гул дневной, а в подворотнях гасятся огни. — Прощай, любовь, когда-нибудь звони. Так оглянись когда-нибудь назад: стоят дома в прищуренных глазах, и мимо них уже который год по тротуарам шествие идет. Иосиф Бродский. "Шествие", отрывок. 1961 #стихотворениедня #иосифбродский #царскоесело #tsarskoeselo Фото: © ГМЗ "Царское Село"
24.05.2020 в 11:20


📚ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ АЗБУКА Для иллюстрации буквы З мы приготовили рассказ о царскосельском Зверинце, который когда-то был на территории Александровского парка. Зверинцы имели широкое распространение в XVIII веке. Обычно они представляли собой большой участок леса, обнесенный оградой, который использовали для содержания и прикорма зверей и птиц в естественных природных условиях, а также в качестве охотничьих угодий. В них содержали для охоты кабанов, зайцев, оленей, ланей и даже хищных зверей. В пригородных императорских резиденциях Петербурга зверинцы играли большую роль как обязательный элемент этих парадных дворцово-парковых ансамблей В них проводились охоты, занимавшие важное место в придворном церемониале еще с допетровского времени. Место для царскосельского Зверинца, по сведениям Ильи Яковкина, было назначено еще в 1710 году, что совпадает с первым посещением Сарской мызы Петром I и Екатериной. Работы по обустройству местности выполнялись в 1718-1723 годах, в них принимали участие садовые мастера Ян Роозен и Иоганн Фохт. Площадью Зверинец примерно в три раза превышал парадный сад того времени. Квадратный участок елового леса со сторонами в одну версту огородили деревянным палисадом со рвом. Он размещался на центральной оси каменных хором. В центре Зверинца построили каменный погреб, где хранились припасы для охоты, засыпали его сверху землей и на образовавшейся горке поставили сквозную решетчатую беседку. Просеки от беседки вели к воротам (располагались посередине каждой стороны деревянного ограждения) и к углам. С самого начала здесь содержали лосей, оленей, маралов, кабанов, пускали и зайцев. В 1747-1750 годах в центре Зверинца архитекторы Савва Чевакинский и Франческо Растрелли возвели один из лучших парковых павильонов в стиле елизаветинского барокко - охотничий павильон Монбижу, парный к павильону “Эрмитаж”, с богато оформленными фасадами и интерьерами. Взамен деревянного палисада территорию обнесли каменной оградой высотой больше трех метров. В центре сторон ограды в стенах были устроены проезды. По углам каменной ограды инженер Петр Островский по правилам военно-инженерной науки соорудил четыре бастиона, завершенные беседками-люстгаузами. Один из этих бастионов сохранился до нашего времени, входит в комплекс Белой башни. Сама Белая башня построена на месте люстгауза. Архитектор Адам Менелас перестроил обветшавший Монбижу, взяв его центральный двухэтажный объем как основу для нового композиционного решения. Так появился павильон “Арсенал”. Картины художника Иоганна Фридриха Гроота, которые когда-то украшали Монбижу, сейчас представлены в Белой парадной столовой Екатерининского дворца. Ефим Виноградов «Охотничий павильон (Монбижу) в парке Царского Села» (1759) с оригинала Михаила Махаева. Коллекция © ГМЗ "Царское Село" #александровскийпарк #царскоесело #tsarskoeselo
23.05.2020 в 21:00


ПАРК В саду оранжерейного комплекса «Верхние теплицы» буйно цветёт алыча. Начинают распускаться цветы груши, скоро подоспеет сирень. #александровскийпарк #садыцветут #царскоесело #tsarskoeselo Фото: © ГМЗ «Царское Село»
22.05.2020 в 22:12


ПАРК Без нас в Екатерининском парке цветут нарциссы, гиацинты, виола, примула. Любуемся и почти ощущаем нежный аромат. #екатерининскийпарк #царскоесело #весна #tsarskoeselo #царскоесело #лучшедома Фото: ©️ ГМЗ «Царское Село»
22.05.2020 в 10:27


📚 ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ АЗБУКА Буква Ж - это, конечно, животные. Животных в Царском Селе было много, известно, что императоры любили собак (Екатерина II, Александр II, Николай II) и лошадей (на территории Александровского парка есть даже чуть ли не единственное в Европе кладбище лошадей). Но мы сегодня хотели бы рассказать о более экзотических представителях царскосельской фауны. В книге Игоря Зимина “Александровский парк Царского Села. XVIII - начало ХХ века. Повседневная жизнь Российского императорского дворца” автор довольно подробно пишет о животных императорской резиденции. Приведем отрывки оттуда. “Слоны появились в Петербурге в качестве дипломатических подарков еще во времена Петра I. Содержать слонов в столице было не совсем удобно, поэтому еще в 1778 году слонов перевели в Царское Село, где они вскоре погибли. Тем не менее прецедент был создан. Деревянный павильон “Слоны”, возведенный в 1828 году, был стилизован в традициях восточной архитектуры. Как писал Сергей Вильчковский: “Здание “Слоны” стоит в стороне от Еловой аллеи, почти у самой Столбовой дороги, недалеко от двух каменных караулок, от которых начинаются упомянутые выше Старо-Красносельская и Ново-Баболовские дороги”. Первый слон был подарен Николаю I в 1832 году. Следующего слона, сопровождаемого тремя “авганцами”, подарили Николаю I в 1839 году. <...> Воспитатель великого князя Константина Николаевича Фёдор Литке в ноябре 1839 года писал в своем дневнике: “<...> Он ест в день 2 пуда лепешек, которые пекут для него с маслом и сахаром, и пуд 6 сена, и выпивает 2 ушата воды” Известно, что в слонов преподносили в дар и Александру II, и Николаю II. Сохранились архивные фотографии, на которых слон гуляет по Александровскому парку. Павильон “Слоны” не сохранился. “Наряду с “обычными” слонами в Александровском парке содержались экзотические для XIX века ламы. Это была настоящая диковина, поскольку эти “верблюды Нового света” водятся исключительно в Южной Америке, и до начала XIX века их никогда не привозили не только в Россию, но и в Европу”. Латиноамериканских лам привезли в Царское Село еще в 1816 году и разместили вместе с двумя черепахами при Верхних теплицах. Появлением в России этих животных ознаменовалось успешное начало русско-американских торговых отношений, положенное работой Российско-американской компании, покровителем которой был сам император Александр I. “В январе 1820 года последовало распоряжение Александра I “на постройку каменного сарая для американских зверей, называемых ламы, с жилыми покоями и амбарами для корма”. Возводил комплекс Ламского павильона архитектор Адам Менелас. <...> все здания этого комплекса были связаны между собой и образовывали каре с замкнутым внутренним двором и с трехъярусной башней на восточном углу. <...> При Николае II часть ламского павильона - галерею над фуражным сараем, где проходил световой фонарь, - стали использовать в качестве фотолаборатории”. Несколько лет назад Ламской павильон был законсервирован, там были проведены первоочередные противоаварийные работы. “В 1845 году в Александровском парке поместили яка, о котором упоминал маленький великий князь Михаил Николаевич: “Ездил смотреть слона, у которого находится бык, приведенный, говорят, из Китая; он меньше наших, голова широкая, рога сбоку торчат, и хвост весьма пушист. <...> Помимо этого в Царском Селе жили зубры, верблюды и обезьяны”. Слонёнок, катающий ребенка во дворе Слоновника в Александровском парке, 1892. Коллекция © ГМЗ "Царское Село" #царскосельскаяазбука #царскоесело #tsarskoeselo
21.05.2020 в 18:08


⚡️ВИДЕОЭКСКУРСИЯ. КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ Друзья, 28 мая приглашаем вас на прогулку по Камероновой галерее - архитектурному воплощению греко-римской рапсодии, задуманной Екатериной II и воплощенной в жизнь Чарльзом Камероном. Начало в 18 часов. Мы познакомимся с Термами Камерона: восхитимся архитектурным шедевром, цветниками Фрейлинского и Висячего садов; прогуляемся по самой галерее и оценим - правда ли отсюда открывается самый красивый вид. Поговорим о мечтах Екатерины II и творческом гении Камерона, о коллекции бронзовых бюстов, павильонах Екатерининского парка и Большом пруде. Термы Камерона - шедевр Чарльза Камерона, выдающийся памятник европейской архитектуры и уникальный образец творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл. Комплекс, построенный в 1780-1787 годы, - важнейшая композиционная доминанта, связывающая регулярный и пейзажный районы Екатерининского парка. Термы Камерона - сложный по объёмно-пространственному решению ансамбль. Часть его составляет Камеронова галерея с изящной колоннадой и эффектными спусками в парк. Галерея предназначалась для прогулок, отсюда открываются замечательные виды на парк и далекие перспективы за его пределами. Открытая терраса с Висячим садом и Пандусом, ведущим на Рамповоую аллею, объединяет галерею с Агатовыми комнатами и личными покоями императрицы в Екатерининском дворце. В первом этаже здания находились Холодные бани, устроенные Камероном по образцу римских терм, и жилые помещения для фрейлин. Композиция цветочного Висячего сада стала первой работой Джона Буша в Царском Селе. Еще один цветочный сад, Фрейлинский, Буш устроил внизу, с восточной стороны Камероновой галереи. Бюсты, украшающие галерею, подбирались в соответствии со вкусами Екатерины II, которая стремилась окружить себя героями античного мира для возвышенного интеллектуального времяпровождения на отдыхе. Бюсты отливали из бронзы в литейной мастерской Академии художеств и постепенно, по мере изготовления, размещали на высоких гранитных постаментах между колоннами. Образцами для отливок послужили мраморные антики из разных коллекций. Колоннада постепенно превратилась в пантеон античных героев и галерею образцов классической скульптуры.
21.05.2020 в 10:52


⚡️Екатерининский парк: билеты онлайн Музей начал продажу онлайн-билетов в Екатерининский парк с открытой датой. Приобрести билет (он будет действовать до 18 октября 2020 года) можно на нашем официальном сайте www.tzar.ru. Онлайн-билетом можно будет воспользоваться с первого дня возобновления работы парка. Точная дата его открытия пока неизвестна. Все льготы, предусмотренные правилами посещения, сохраняются. Общая стоимость билета (взрослые граждане РФ и государств, входящих в состав Евразийского союза) – 150 рублей; для учащихся (с 16 лет), студентов, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсантов и военнослужащих срочной службы цена билета – 80 рублей; пенсионеры РФ и государств, входящих в состав Евразийского союза, должны заплатить за вход 40 рублей. Билет предназначен для однократного посещения парка. При покупке билета онлайн нужно указать документ, подтверждающий льготу, и обязательно взять его с собой в день посещения. Фото: © ГМЗ "Царское Село" #царскоесело #tsarskoeselo
20.05.2020 в 21:31


СТИХОТВОРЕНИЕ ДНЯ Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. Анна Ахматова 1912 #стихотворениедня #ахматова #царскоесело #настроение #tsarskoeselo Фото: © ГМЗ "Царское Село"
20.05.2020 в 16:39


ДЕТСТВО ЦАРСКОСЕЛЬСКОЕ Друзья, призываем вместе впасть в детство. Ненадолго. Давайте ко Дню защиты детей поделимся старыми детскими фотографиями. Но такими, которые связаны с нашими дворцами и парками. Для вдохновения размещаем старые снимки начальника оперативного отдела музея Алексея Зарецкого. Они с братом выросли в Пушкине, а такое детство – самое счастливое. Снимки сделаны в 1963-1965 годах. Места вполне узнаваемы: Камеронова галерея, Александровский парк, Баболовский дворец, улица Комсомольская (теперь – Садовая). Ждем ваших фотографий. Присылайте их в сообщения группы или в комментариях к этому посту. По возможности укажите, пожалуйста, в каком году сделан снимок. Самые трогательные фотографии отдельно опубликуем 1 июня. Фото: из личного архива Алексея Зарецкого #царскосельскоедетство #детствовпушкине #деньдетей #царскоесело #tsarskoeselo
19.05.2020 в 21:51


Этот бельчонок изумлен тем, что уже почти два месяца не видит вас, орехов и прочих угощений. "А не слишком ли это нагло с их стороны?" – вопрошают его глаза. Мы ему, как могли, объяснили: дескать, вирус разбушевался, сами мучаемся. Просил передать, что всё понимает, запасов достаточно, но без общения скучновато. Фото: Анна Ведерникова #белки #александровскийпарк #царскоесело #tsarskoeselo
18.05.2020 в 18:15


⚡ВИДЕОЭКСКУРСИЯ “РОМАНОВЫ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ”
17.05.2020 в 21:57


🌷ЦАРСКОЕ: ЛЮБИМОЕ  Ответственный хранитель экспозиции “Россия в Великой войне” в Ратной палате Николай Оноприенко скучает по прогулкам. – Особенно люблю Александровский парк именно в это время года: когда просыпается листва, много света, надежд. Даже друзей всегда приглашал посетить Царское Село весной, чтобы эти чудесные картины навсегда сохранились у них в памяти. Всегда, когда иду из Ратной палаты в дирекцию, наслаждаюсь, особенно – березовой аллеей рядом с Драконовым мостом. Молодые, еще полностью нераспустившиеся листья березы – обожаю. Жалею, что в этом году мы пропускаем самое красивое и нежное время – время, когда всё пробуждается, – делится наш коллега.  Фото: ©️ ГМЗ «Царское Село» #царское_любимое #царскоесело #tsarskoeselo
17.05.2020 в 16:22


МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ Императрица Елизавета Петровна мечтала о пышности барокко и блеске золота в отделке залов Большого Царскосельского дворца. Екатерина II мечтала выстроить греко-римскую рапсодию в своём царскосельском саду. Николай II мечтал о тихой семейной жизни в Александровском дворце. Первые музейщики мечтали сохранить великолепие и дух императорской резиденции. Сотрудники, которые эвакуировали предметы во время войны, мечтали о спасении шедевров и возвращении мирной жизни. Реставраторы мечтали о возрождении дворцово-паркового ансамбля. Оно продолжается до сих пор. Сейчас работы ведутся в Александровском дворце, воссоздаются личные комнаты Екатерины II в Екатерининском дворце. Мы сейчас мечтаем о многом: пройти по золотой анфиладе, послушать эхо в Большом зале Екатерининского дворца, почувствовать прохладу Камероновой галереи. Главное – вернуться к музейной жизни: принимать посетителей, открывать выставки и новые экспозиции, реставрировать дворцовые интерьеры и парковые павильоны, сажать цветы в парках. Фото: © ГМЗ "Царское Село" #МузейнаяНеделя #MuseumWeek #DreamsMW #МечтыMW #царскоесело #tsarskoeselo
17.05.2020 в 12:55


⚡ВИДЕОЭКСКУРСИЯ “РОМАНОВЫ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ” Друзья, 18 мая – в Международный день музеев – приглашаем вас познакомиться с постоянной экспозицией Екатерининского дворца “Романовы в Царском Селе”. Начало в 19 часов. Мы расскажем об истории династии Романовых, судьбах российских императоров и их семей, покажем подлинные предметы, которые принадлежали венценосным хозяевам Царского Села. В течение двух столетий здесь располагалась летняя императорская резиденция. Это любимая резиденция нескольких поколений Романовых. Экспозиция состоит из семи разделов, каждый посвящен одному из владельцев царскосельской императорской резиденции – от Елизаветы Петровны до Николая II. Мы пройдем по Малой анфиладе, историческая отделка которой не восстановлена после разрушений военных лет. Эта часть дворца идеально подходит для такой экспозиции: здесь жили Елизавета Петровна и Екатерина II, великий князь Павел Петрович (ребенком); здесь останавливался Александр I, а Николай II выбрал комнаты Малой анфилады для размещения именитых гостей. Экспозиция включает знаковые предметы: парадные портреты, мундирные платья, предметы мебели, изделия из бронзы и фарфора. Уникальные экспонаты из исторических дворцовых коллекций отражают личные вкусы, предпочтения и интересы представителей династии Романовых. Среди предметов – живописные портреты «Русский гренадер», «Гренадер Свирид Редиванов (Родионов) из Москвы», связанные с историей Янтарной комнаты и династическими контактами России и Пруссии в Николаевскую эпоху; картина Богдана Виллевальде «Присяга Его Императорского Высочества наследника цесаревича Николая Александровича в Георгиевском зале Зимнего дворца» (1861); портрет императрицы Александры Федоровны кисти Николая Бодаревского (1907). Мундирное платье, сшитое по форме Кавалергардского корпуса (1770-е), принадлежало императрице Екатерине II; шпалера «Обезьяны и попугай» (1770) при Александре I находилась в Белой Малой столовой, а последние десятилетия – в фонде музея. Парадный наряд императрицы Елизаветы Петровны, выполненный бельгийскими мастерами специально для Екатерининского дворца в 2009 году, перемещен на новую экспозицию из Портретного зала. #царскоесело #екатерининскийдворец #музейонлайн #tsarskoeselo #museumonline
16.05.2020 в 15:58


✨МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ Тема Музейной недели сегодня – #ТехнологииMW #TechnologyMW. Мы расскажем о реставраторах. Применяемые технологиям и мастерство позволяют им выполнять свою работу так, что мы потом называем это чудом. Приведем только три примера из жизни нашего музея (а их намного больше). Воссоздание флорентийских мозаик Янтарной комнаты; работа с лазуритом в технике русской мозаики в Лионском зале Екатерининского дворца; реставрация Агатовых комнатах (эта работа удостоена европейского "реставрационного Оскара" – награды Europa Nostra). Главные герои – специалисты Царскосельской янтарной мастерской. 1. При воссоздании флорентийских мозаик Янтарной комнаты реставраторы располагали лишь черно-белыми фотографиями и довоенными описаниями. Позднее стало известно, что прототипами для композиций из натуральных камней послужили картины итальянского художника Джованни Паоло Панини. Живописные модели царскосельских мозаик оказались в музее флорентийской мануфактуры, где некогда и были изготовлены. С их помощью российские мастера выяснили цветовое решение и самоцветный состав мозаик. В собрании нашего музея сохранилась флорентийская мозаика «Порт в Ливорно», изготовленная теми же мастерами, что и мозаичные панно Янтарной комнаты. На воссоздание четырех мозаик размером 56 х 43 сантиметра ушло несколько лет. В наборе мозаик использовались уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит и другие самоцветы. Основой для мозаичного набора послужил криворожский сланец. Когда в 2001 году в Германии обнаружили подлинную мозаику «Осязание и обоняние», специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались практически неразличимы. 2. При возрождении каменной отделки Лионского зала реставраторы использовали технику русской мозаики – пластины точно подгоняются друг к другу для создания впечатления единого рисунка и монолитности. Для восстановления утраченного каменного декора потребовалось 3,5 тонны лазурита. После закупки материала специалисты провели первичный отбор камня, проверили на наличие включений и трещин, соответствие цветового оттенка. Затем блоки сырья распилили на пластины толщиной 3–4 мм, наклеили на временную основу и вывели в единый горизонт на плоско-шлифовальном станке. В технике русской мозаики лазуритовые пластины соединили друг с другом так, что они образовали цельное полотно. Следующий этап – шлифовка. Мастера удалили даже самые крошечные дефекты камня. Затем поверхность отполировали до блеска. В интерьере Лионского зала цвет и фактура камня эффектно оттеняется накладными бронзовыми деталями. А сочетание ярко-синего лазурита и "золотого" шелка на стенах, как в прошлые века, создает невероятный эффект. 2. Агатовые комнаты – архитектурный шедевр XVIII века, апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. При их возрождении (оно основывалось на европейской практике консервации) мастера вернули первозданную красоту и подлинному паркету. В нем использовались редкие сорта дерева, в том числе розовое дерево, палисандр, орех, самшит, тик, падук, амарант, эбеновое дерево, граб, махагон. Для восстановления в условиях мастерской паркетные щиты демонтировали, временно законсервировали рассыпающийся паркетный набор при помощи микалентной (хлопковая бумага, обладающая особой прочностью) бумаги и жидкого столярного клея. Первоначально реставраторы устранили крупные дефекты щитов паркета, вызванные разрушением и просадкой чернового пола. Разрушенную древесину оснований удаляли и восполняли новой древесиной сосны с использованием столярного клея. Подлинную гравировку, сохранившуюся на паркете, оставили без вторжения в историческую древесину и рисунок. Фото: Царскосельская янтарная мастерская, Руслан Шамуков. #МузейнаяНеделя #TechnologyMW #MuseumWeek #царскоесело #tsarskoeselo
15.05.2020 в 18:15


⚡ВОЙНА. ПАМЯТЬ В одной из прошлых публикаций мы рассказывали о восстановлении резьбы в Большом зале Екатерининского дворца. Сегодня хотим подробнее поговорить о скульпторе Лилии Швецкой (1929-2012). Она посвятила 55 лет жизни реставрации и воссозданию произведений пластики XVIII–XIX веков. В Екатерининский дворец Лилия Михайловна пришла в 1958 году и осталась здесь навсегда. Особенностью творчества Швецкой было то, что все ее модели, выполненные для Золотой анфилады, предназначались для перевода в дерево. От скульптора-реставратора при этом требовалось тонкое понимание материала, проникновение в тайну резного искусства, умение на начальных этапах работы с моделью видеть конечный результат, когда гипсовая скульптура будет “переведена” в золоченую деревянную резьбу. Чтобы почувствовать специфику этой работы, Швецкая под руководством опытного мастера Анатолия Виноградова сама вырезала кариатиду, которая заняла достойное место в Картинном зале среди скульптур, созданных по ее моделям профессиональными резчиками. Когда началась грандиозная работа по воссозданию Большого зала, автор восстановления Екатерининского дворца, архитектор Александр Кедринский отмечал: “Во всем огромном зале не найдешь двух одинаковых завитков орнамента, двух одинаковых цветов, тем более двух абсолютно идентичных фигур”. Вслед за мастерами XVIII века ленинградским реставраторам пришлось вновь пройти путь создания Золотой анфилады. Лилия Швецкая, “заменив” Иоганна Дункера, лепила модели скульптурных композиций, которые ложились в основу работы резчиков, возглавляемых Алексеем Кочуевым, а затем переходили в руки позолотчиков под руководством Натальи Фомичёвой. Принцип своей работы Лилия Швецкая объясняла так: “Кедринский даёт нам схему, размер лепки, примерный рисунок, исходные фотоматериалы и аналоги. Я же разрабатываю скульптуру в объеме: окружаю ее орнаментом, стараясь, при всём этом, уловить характер, манеру старого мастера с присущими ему особенностями”. В резном убранстве Большого зала причудливо переплелись мифологические персонажи и аллегории, прославляющие власть Елизаветы Петровны. Самым популярным героем настенных композиций, несомненно, был амур. Как элемент декоративного убранства он часто использовался в эпоху барокко и рококо, но такого количества купидонов как в Большом зале, да еще и вырезанных из дерева, пожалуй, нет ни в одном интерьере мира – сто сорок амуров населяют его пространство, окружая плафон “Триумф России” любовным ореолом. Купидоны и нимфы, обозначенные в проектных чертежах Растрелли как “психеи”, а позднее названные реставраторами “сидящими дамами”, держали в руках символические предметы: книгу – знак просвещения, лиру – символ музыки и поэзии, свиток – олицетворение философских размышлений, зеркала – символы справедливости и истины, щиты с солнечным диском, обозначающие свет, богатство и изобилие, щиты с изображением сердца, символизирующие любовь и жизнь, ликторские пучки – атрибуты власти. Зеркальные композиции зала украшены орлами, символами монаршей власти, и императорскими коронами. Варьируя темы резных композиций, Растрелли создает поистине феерическое ощущение пластического богатства. Символика Большого зала призвана прославлять власть, силу, благородство и просвещенность российской императрицы. В то же время в эту триумфальную программу органично вплетается любовная тематика. По всему периметру расположены купидоны, держащие гирлянды из роз, символизирующие красоту и любовь, амуры с зажженными факелами. Надо отметить, что на Золотой анфиладе нет амуров с традиционным колчаном, полным стрел. Ведь хозяйкой дворца была женщина, а издревле считалось, что амур поражает мужское сердце стрелой, а женское воспламеняет факелом. За полгода до “встречи” с купидонами Большого зала у Швецкой родился сын Роман. Именно ему выпала честь послужить моделью для многочисленных фигурок амуров или, как говорили резчики – “парнишек”. Конечно, работа над детской натурой служила лишь начальным подготовительным этапом к воссозданию скульптурных композиций. Но надо заметить, что сам принцип использования в качестве натуры собственных детей был характерен и для резчиков середины XVIII века. И если продолжить эту мысль, то можно отметить, что Большой зал, наряду с триумфальной, имперской, любовной тематикой, подспудно содержит еще и настоящий “детский сад” с многочисленными детскими портретами. Лилия Михайловна работала над декоративным убранством Большого зала десять лет. На основе буклета Натальи Коршуновой “Всё, что разрушено, - воссоздаю..: о скульпторе Л.М. Швецкой” Фото: © ГМЗ "Царское Село" #война_память #царское_война #победа75 #деньпобеды #музеи_победа #9мая #царскоесело #победа #екатерининскийдворец #tsarskoeselo
15.05.2020 в 12:05


МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ Переменная облачность, возможен дождь – типичная метеосводка для Петербурга. Часто в пасмурном городе цветное фото кажется черно-белым. Но только не в Царском Селе. После дождя каждый цветок, каждый лист становится сочнее, ярче, выразительнее. А если хотите взглянуть на парк по-новому – прогуляйтесь туманным утром по Мраморному мосту. Бывает, в апреле выпадает снега больше, чем в Новый год. Или в июле раз – и грянет свинцовый град. Сразу бежим снимать. Залитые солнцем луга и мерцающие инеем аллеи хочется снимать бесконечно, чтобы поделиться с вами этой красотой. Сегодня собрали для вас самые дождливые, туманные, морозные и солнечные фотографии из царскосельских парков. #Музейнаянеделя #MuseumWeek #ClimateMW #КлиматMW #царскоесело #tsarskoeselo Фото : ГМЗ "Царское Село"
14.05.2020 в 22:05


🌿МУЗЕЙНЫЕ АССОЦИАЦИИ Продолжаем игру в #музейныеассоциации с нашими коллегами из Петергофа, Павловска и Гатчины. С удовольствием посмотрели на гатчинскую Флору и буйство тюльпанов – красота! Мы в Царском Селе обожаем цветы – любые. В Белой парадной столовой, например, есть роскошная ваза-ароматница, вся поверхность которой покрыта маленьким белыми цветочками. Она называется “бульдонеж” (в переводе с французского – снежок). Наверное многие знают кустарник с таким названием, который в период цветения практически полностью покрывается белоснежными шарами соцветий. Эту вазу использовали как ароматницу: помещали внутрь лепестки роз, ароматные травы, разнообразные специи. Красивый и функциональный предмет создали в первой четверти XIX века на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Спасибо Гатчине за эту “цветочную” ассоциацию. Передаём эстафету Павловску. Фото: ГМЗ "Царское Село" #МузейнаяНеделя #MuseumWeek #царскоесело #tsarskoeselo
14.05.2020 в 16:47


ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ АЗБУКА С буквой Ё возникли некоторые проблемы – потому что царскосельские ёлки и царскосельские ежи в равной степени прекрасны и достойны быть упомянутыми в азбуке. Поскольку мы сейчас пребываем в глубокой ностальгии по прогулкам в парке, то решили в этот раз мысленно прогуляться там, где много ёлок (и скорее всего, ежей тоже) – по романтичной Елевой аллее в Александровском парке. В 2016-м там провели “древесную реставрацию”, отчего этот участок парка значительно преобразился. 700-метровую Елевую аллею, несмотря на относительную удалённость от Екатерининского дворца и основных туристическо-прогулочных маршрутов, можно назвать одной из главных осей Александровского парка. Она ведёт прямиком к Золотым воротам Екатерининского дворца. Историк Илья Яковкин писал: «Эта дорога проложена для проезда прямо чрез бывший Зверинец повелением Елисаветы I и устроена в нынешний вид повелением Александра I, равно как и самые решетчатые ворота, для проезда особ Императорского двора». Во время «древесной реставрации» участки по обе стороны аллеи расчистили от сорных пород. В результате открылись живописные группы старовозрастных деревьев, в том числе дубов и лиственниц – им провели курс лечения. Вылечили и «пожилые» ели на аллее – корневую систему, которая у некоторых деревьев буквально висела в воздухе, укрепили в грунте. Надеемся, что как только будут сняты все ограничения, мы сможем вновь прогуляться по этому красивому месту. Возможно повезёт – и встретим ежа. #царскосельскаяазбука #александровскийпарк #ель #царскоесело #tsarskoeselo Фото: © ГМЗ "Царское Село"
14.05.2020 в 12:02


МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ Друзья, скучаете ли вы по Царскому Селу? Мы по вам — очень. Во время карантина стараемся рассказывать о музее ещё больше. Делимся фотографиями парков, интерьеров, павильонов; историями о реставрации залов, музейных предметах. Создали новые рубрики: #царское_любимое, #царскосельская_азбука, #советыдруга. Все это — музейные мгновения, из которых складывается наша музейная жизнь. А тема Музейной недели сегодня как раз — #MuseumMomentsMW #МузейныеМгновенияMW Предлагаем поделиться вашими музейными моментами и фотографиями из царскосельских дворцов и парков. Отмечайте нас в тексте поста или оставляйте фото в комментариях, чтобы мы ничего не пропустили. Самые интересные разместим на своей странице. Ждём ваших публикаций! #MuseumWeek #МузейнаяНеделя #tsarskoeselo #царскоесело
13.05.2020 в 21:37


ПАРК Давайте снова заглянем в Екатерининский парк. Маршрут сегодня предлагаем такой: пройдем вдоль дворца, потом по Эрмитажной аллее мимо Верхней ванны, повернем направо к Гроту, полюбуемся из-за ветвей на Камеронову галерею. #екатерининскийпарк #царскоесело #весна #tsarskoeselo #царскоесело #лучшедома Фото: ©️ ГМЗ «Царское Село»
13.05.2020 в 17:29


ВОЙНА. ПАМЯТЬ #победа75 Фрагмент из книги Александра Кедринского “Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец: от пригородной усадьбы до парадной резиденции. 1710-1760”. «Подготовка к возрождению декора стен Большого зала, уникального музея русской резной барочной скульптуры, началась задолго до принятия решения о восстановлении Екатерининского дворца. Еще в 1952-1953 годах научный сотрудник дирекции дворцов и парков Елена Гладкова привлекла к практической работе по изучению манеры исполнения и копированию сохранившихся скульптур из Большого зала выпускников Художественного училища им. В.И. Мухиной Алексея Кочуева, Анатолия Виноградова и других. Все они, в дальнейшем, стали выдающимися реставраторами, воспитали целую плеяду учеников и возглавили коллектив резчиков по дереву, возродивший интерьеры дворца и его Большой зал. Реставрация декора Большого зала началась в 1957 году после накопления опыта по воссозданию ряда других интерьеров Золотой анфилады. Задача каждой реставрации – максимальное сохранение подлинного. Помимо резьбы, уцелевшей на стенах, масса осколков и обломков находились в завалах, образовавшихся от обрушившегося перекрытия зала, и была разбросана по территории парка. Трудно переоценить работу, проделанную Еленой Гладковой, по разборке и систематизации остатков. Каждый отпавший цветок или листок, завиток орнаментики, пальчик амура или другая деталь скульптуры нашли своё место в композиции отделки стен зала, получили свой адрес и передавались в работу резчикам для возвращения на места и включения в восполняемые ими утраты. Благодаря этому, удалось собрать порядка 60% подлинной резной отделки стен зала. Методика восстановления резьбы Большого зала определялась специфическим характером ее разрушения от внешних воздействий и времени. В XVIII веке резная орнаментика и скульптура крепились коваными гвоздями, костылями и скобами к деревянным щитам облицовки стен, склеенных из досок. От перепадов температурно-влажностного режима доски рассыхались, деформировались и находившаяся на них резьба расщеплялась в местах крепления. В результате воздействия влаги в период, когда во время войны зал находился без кровли, тыльная часть резьбы и участки ее растрескивания были поражены гнилью. Под слоем частично сохранившейся позолоты многие очаги поражения гнилью были скрыты, а иногда даже внешне здоровая скульптура и орнаментика после снятия позолоты распадались на части. Поэтому было принято решение о полном демонтаже резьбы и переводе ее на новое монолитное основание с заменой сгнивших участков массива резьбы. Тщательная реставрация всего декора, сохранившегося на стенах, дополнение его деталями, найденными в завалах, и восстановление рисунка всей композиции по абрису – отпечатку на старых щитах. Такой была первая стадия работы. Затем переходили к восполнению утрат или воссозданию полностью разрушенных деталей, фигур и фрагментов орнаментики. Предварительное моделирование скульптур и утраченных композиций в пластилине, до воспроизведения их в дереве, осуществляла скульптор Лилия Швецкая и мастера резьбы, имевшие высокую квалификацию. Умелое использование фотографий, сделанных до разрушения, чувство стиля и умение в каждом конкретном случае сохранять свободу трактовки форм были обусловлены огромным мастерством и опытом, накопленным в предыдущие годы работы. Из-за поражения дерева гнилью пришлось отказаться от сохранения остатков старой позолоты: ее снимали полностью и всё перезолачивали заново. Дело в том, что искусство позолотчиков XVIII века не ограничивалось только наложением золота на поверхность. Они наносили толстые слои грунта-левкаса под позолоту, чем приводили трактовку форм резьбы, выполненной разными мастерами, к единству и довершали ее моделировку резьбой по левкасу – как бы прочеканивали всю поверхность. Жилки на листках и лепестках цветочных гирлянд, пряди волос на головах скульптур – всё это довершалось руками позолотчиков. Изучение по сохранившимся старым образцам способов выявить красоту форм резьбы золочением, имитирующим блестящую полировку на полимент, золочение со средним блеском и чередование их с матовыми поверхностями позволило повторить и возродить разнообразие фактур позолоты с максимальным приближением к подлинным. В процессе работы были не только освоены старые методы позолоты и искусство резьбы по левкасу, но и усовершенствована вся технология золочения». Большой зал после многолетней реставрации торжественно открыли летом 1980 года. #война_память #царское_война #музеи_победа #царскоесело #екатерининскийдворец #tsarskoeselo Фото: ©ГМЗ «Царское Село» , современный вид Большого зала - Руслан Шамуков.
13.05.2020 в 11:02


✨МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ Как никогда раньше мы жаждем единения – соскучились по людям, паркам, птицам, прогулкам, дворцам, коллегам, павильонам и цветам. Поэтому с радостью врываемся в новый день музейной недели с хештегами #TogetherMW #ВместеMW. Мы объединились с нашими коллегами из музеев-заповедников , и , чтобы провести игру в ассоциации. Смысл такой: запустим круговорот ассоциаций, которые, как вы знаете, бывают неожиданными, философскими, поэтическими, устойчивыми, свободными, бессознательными, смутными, эмоциональными и странными. ✨Все посты объединим хештегом #музейныеассоциации и визуально отметим порядковыми номерами. Поэтому вы сможете “путешествовать” по аккаунтам музеев-заповедников по волнам наших ассоциаций. Всё-таки самоизоляция оставляет глубокий отпечаток –становимся сентиментальными. Начинаем с “Танцовщицы” Антонио Кановы в Собственном садике Екатерининского парка. Это копия, выполненная в XIX веке неизвестным мастером. Почему мы выбрали эту нашу царскосельскую красавицу? Потому что душа просит движения – засиделись дома. Хочется идти, гулять, танцевать – и всё это на свежем воздухе. Чтобы птички пели, цветы распускались и ты – молод, строен и свеж. ✨Передаем эстафету нашим коллегам в . Ждём ассоциаций. Оставайтесь в игре! Фото: ГМЗ «Царское Село» #МузейнаяНеделя #MuseumWeek #царскоесело #tsarskoeselo
12.05.2020 в 20:51


МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ По случаю Музейной недели и темы дня – #КультураНаКарантине #CultureInQuarantineMW – решили повторить стихотворение, которое сотрудники музея записали в апреле. Во время нашего поэтического марафона #карантинсостихами читали стихотворения о Царском Селе. А здесь обратились к творчеству Геннадия Шпаликова. Потому что это его пронзительно робкое "Я к вам травою прорасту, попробую к вам дотянуться" сейчас будто про всех нас. Мы убедились: все наши царскосельские коллеги готовы по первому зову к жизни присоединиться. Читают: хранители; сотрудники отделов: экспозиции; по работе с детьми; по связям с общественностью; международного. А также те, кто занимается реставрацией, обеспечивает безопасность и жизнедеятельность музея. MUSEUM WEEK Because of the Museum Week and the theme #CultureInQuarantineMW we decided to repeat the poem that the museum staff filmed in April. During our poetic marathon #poemsinquarantine our colleagues read poem of Gennady Shpalikov about Tsarskoye Selo. This poem is about all of us, who is ready to join museum life at the first call. #МузейнаяНеделя #MuseumWeek #царскоесело #tsarskoeselo
12.05.2020 в 11:55


✨МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ Сегодня в Музейной неделе – #КультураНаКарантине #CultureInQuarantineMW В тяжелые моменты так хочется быть ближе друг другу. Хранителя карет нашего музея Ирину Бредихину и ее мужа Дмитрия вдохновила картина Мурильо «Мальчики, поедающие виноград и дыню». Она хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Главные герои копии – сыновья Илья (10 лет) и Никита (3 года). Для копирования супругам Бредихиным понадобились: – темный и светлый виноград; – старая одежда; – лаваш (вместо дыни – ее под рукой не оказалось); – настольная лампа (в композиция Мурильо использовал контрастное освещение, что типично для периода барокко и караваджизма). Справились за 10-15 минут. Нам нравится. А вам? Фото: 1. Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчики, поедающие виноград и дыню. 1645—1650 Холст, масло. Старая пинакотека. Мюнхен 2. Мальчики, поедающие виноград и лаваш. #MuseumWeek #МузейнаяНеделя
11.05.2020 в 21:43


Друзья, ситуация критическая. Одежда трещит по швам. Килограммы ползут вверх. Тут важен пример для подражания. А это, на наш взгляд, царскосельский воробей – поджарый и мускулистый. Делаем, как он. Живот втянул. Голова – максимально вверх, лапы – максимально вниз. Крылья расправил и – 13 взмахов в секунду. Если сразу тринадцать у вас не получится, начните с меньшего. #воробьи #птицы #царскоесело #tsarskoeselo #зож #сидимдома Фото: ГМЗ «Царское Село»
11.05.2020 в 17:25


МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ / MUSEUM WEEK Присоединяемся к международной Музейной неделе. Тема 2020-го – единение. В течение семи дней будем размещать публикации с хештегами #MuseumWeek и #МузейнаяНеделя. Первый день акции посвящен врачам и медсестрам – #ГероиMW, #HeroesMW. Сегодня вспоминаем сестер милосердия Первой мировой войны. У нас в Ратной палате действует первый и единственный в России музей, посвященный этому трагическому периоду истории. Там есть раздел «Медицина в годы Первой мировой». В штат Российского общества Красного Креста принимались девицы и вдовы всех сословий от 18 до 40 лет с отменным здоровьем. При поступлении предпочтение оказывалось «наиболее развитым в умственном и нравственном отношениях». Сестрам предписывалось ухаживать за больными «с любовью и кротостью и не брезгуя неразрывно связанной с этим делом черной работой». Институт сестер милосердия в Первую мировую войну расширился до небывалых прежде размеров. В этом качестве трудились женщины всех сословий, от императрицы до крестьянок. По официальным данным, было задействовано около 25 тысяч общинных сестер и сестер милосердия военного времени, прошедших кратковременные курсы, и более 100 тысяч сестер-волонтерок без специальной подготовки. Ни одно лечебное заведение не обходилось без участия сестер милосердия. Они были на передовой, на перевязочных пунктах, в эвакуационных и санитарных поездах. В годы Первой мировой оказание медицинской помощи раненым под огнем противника стали отмечать боевыми наградами.  #царскоесело #tsarskoeselo #музейноеспасибоврачам #MuseumsThankHealthHeroes Почтовая карточка. Сестры милосердия. 1900-е. Открытка. Сестра милосердия у кровати раненого. 1916. Открытка. Сестра милосердия на поле боя. 1910-е. Расчетная книжка cестры милосердия В.В. Шустовой.  1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
10.05.2020 в 20:19


ЦАРСКОЕ: ЛЮБИМОЕ Когда снимут все ограничения, куда вы отправитесь на прогулку? Начальник гостиничного комплекса музея Ирина Цупий мечтает пройтись по Александровскому парку. Увидеть, как в прудах и каналах появятся выводки утят. Как пышным розовым облаком зацветут декоративные яблони Недзвецкого. – Сейчас переживать разлуку с Царским Селом очень тяжело. Это место всегда разное, оно умеет удивлять. За шестнадцать лет работы мне ни разу не было скучно. В прошлом году поразил открывшийся после реставрации Лионский зал - невероятное сочетание синего лазурита и блеска золота. Восхищаюсь тем, как преобразился Александровский парк. Он стал просто необыкновенным. Теперь это мое любимое место, - говорит Ирина. Фото: ©️ ГМЗ «Царское Село» #царское_любимое #царскоесело #лионскийзал #лучшедома #tsarskoeselo
09.05.2020 в 17:56


ВОЙНА. ПАМЯТЬ #победа75 Есть в музее многолетняя традиция – в канун Дня победы приносить цветы к мемориалам в Александровском парке, установленным в память о погибших во время Великой Отечественной войны. Обычно сотрудники музея идут вместе по парковым аллеям, кладут цветы, говорят искренние слова и завершают этот ритуал минутой молчания. В этом году всеобщий режим самоизоляции изменил ход событий, но не отменил их. Сотрудники службы по содержанию парков высадили цветы у обелиска на могиле генерала Ивана Хазова и памятника бойцам 76-го и 77-го истребительных батальонов. И поставили рядом цветочные композиции из гвоздик и хризантем. Это дань памяти тем, кто завоевал Победу ценою своей жизни. С Днем победы! #война_память #деньпобеды #музеи_победа #9мая #царскоесело #tsarskoeselo
09.05.2020 в 11:23


С ДНЁМ ПОБЕДЫ! #война_память #победа75 Трудно писать сегодня – хочется избежать штампов и дежурных слов. От победного мая 1945-го нас отделяют семьдесят пять лет – целая человеческая жизнь. Обстоятельства сложились так, что осмыслить эту дату мы можем сейчас вдумчиво, вне праздничной гонки. Даты и факты выстроены и вписаны в учебники. Но важнее любых цифр – люди. Для нашего музея это сотрудники, которые сутками паковали эвакуационные ящики. И уходили из дворца последними, накануне прихода фашистов. А потом хранили предметы в тылу и возвращали их в музейные хранилища. Это реставраторы, чей самоотверженный труд приравняли к подвигу. И в этом нет ни капли преувеличения. Подавляющему большинству из них – спасавших красоту – мы уже не можем сказать «спасибо». Но можем и должны помнить об их негромком мужестве, нравственной высоте. Именно поэтому мы опубликовали к этой дате в том числе и дневниковые записи коллег. Сборник называется "Помнить. Нельзя забыть". В этом и есть суть того, чем занимается любой музей. С Днем победы! Мужества нам всем, выдержки, здоровья. А память о том времени и тех людях – хранить вечно. #война_память #царское_война #победа75 #деньпобеды #музеи_победа #9мая #царскоесело #победа #екатерининскийдворец #память Фото: © ГМЗ "Царское Село"

Главное

Прогноз погоды

Ясно

+9°..+15°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку