Ясно  +19…+26°C
Вход Добавить на сайт
Число просмотров данной страницы 52 305

Александровский дворец - выставки, режим работы и сайт

+7 (812) 415-76-67
Россия Санкт-Петербург г. Пушкин, ул. Дворцовая, д. 2
Адрес СПб, г. Пушкин, ул. Дворцовая, д. 2 (ГМЗ Царское село)
Район Пушкинский район (Санкт-Петербург)
Телефон +7 (812) 415-XX-XX показать
Сайт http://www.tzar.ru
Работает пн-вт и чт-вск: с 10:00 до 17:00; санитарный день — последняя среда каждого месяца.
Теги дворец
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 22.05.2017
 

В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Новый Царскосельский (впоследствии — Александровский) дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец.

Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги; работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, также соответствовали классическим канонам. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И. Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.

Залы Парадной анфилады, облицованные искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады находился зал, разделенный на три части широкими арками. Средняя его часть получила название Полукруглого зала, к которому с восточной стороны примыкал Портретный, а с западной — Бильярдный зал (или Мраморная гостиная). С левой стороны Парадную анфиладу замыкал Зал с горкой, из которого можно было пройти в помещения Библотеки и далее — в Угловую гостиную; в правом углу при последних владельцах находилась дворцовая Церковь (при Николае I — Опочивальня). В правом флигеле дворца располагались Концертный зал, непосредственно примыкавший к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат.

Если Александр I предпочитал во время пребывания в Царском Селе останавливаться в Большом Царскосельском дворце, то его преемник Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание.

Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания), однако, став императором, из летних дворцов Александр III отдавал предпочтение Гатчинскому.

С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.

Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II — Детский дом имени Юных Коммунаров.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах — тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947–1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а так же Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908–1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей. В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Еще через год в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.

Читать полностью
Мероприятия в Александровском дворце

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Александровский дворец: отзывы и комментарии посетителей
Интересность 8
Расположение 8
Интерьер 9
Обслуживание 8
Оценить место   1 голос
Средняя оценка: 8.25
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Елена Шишкина19 октября 2011 г. 14:06
самый красивый музей СПБ только ничего не увозите на временные выставки за рубеж!!! вы знаете каких там уже нет экспонатов!!!
Ответить
0 / 0
Антон Червоткин30 октября 2010 г. 20:06
не такой конечно как у Екатерины, но ни чё так жильё.
Ответить
0 / 0

Официальная группа Вконтакте
Царское Село

сегодня в 11:14


ДЕНЬ ФОТОГРАФИИ
#деньфотографии #коллекциямузея
Ежегодно 19 августа во многих странах отмечается Всемирный день фотографии. Мы поздравляем всех фотографов и хотим поделиться одними из самых ранних фотографий в коллекции музея. Они были сделаны в 1870-х - 1884 годах Иваном Бианки.
Джованни (Иван) Бианки родился в 1811 году в городе Варезе в Австро-Венгрии (сейчас - территория Италии). Вместе с дядей, художником-декоратором Анджело-Джузеппе Артари, он переехал в Россию. В конце 1830-х годов молодой Бианки учился в Московском училище живописи и ваяния.
Его фотографическая карьера началась в конце 1840 - начале 1850-х годов. Это время в Европе отмечено стремительным развитием фотографии. В 1839 году Луи Дагерр открыл способ получения изображений с помощью камеры-обскуры - дагерротип. Через некоторое время на смену этому методу пришла калотипия - ранний фотографический процесс, основанный на использовании бумаги, пропитанной йодистым серебром. А в 1850 году английский скульптор Фредерик Скотт Арчер изобрел метод, в основе которого лежала замена бумажного негатива стеклянной пластинкой с коллоидной эмульсией.
С 1852 Иван Бианки жил и работал в Петербурге. В эти годы он начал делать снимки города. Целые серии фоторабот мастера посвящены пригородам Петербурга - Царскому Селу, Петергофу, усадьбам "Михайловке" и "Сергиевке».
Кроме того, можно сказать, что Бианки стоял у истоков современной репортажной фотографии. Он был одним из первых, кто сделал фотографии событий государственной важности, происходивших во второй половине ХIХ века.

Источник: Иван Бианки - первый светописец Петербурга: каталог выставки, 2005. – СПб, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Фотографии из коллекции ГМЗ "Царское Село"
Фото 1. Большой Китайский мост в Царском Селе. 1870-е - до 1884.
Фото 2. Статуя «Молочница» в Царском Селе. 1870-е.
Фото 3. Камеронова галерея в Царском Селе. 1870-е – до 1884.
Фото 4. Большой дворец в Царском Селе. 1870-е – до 1884.
Царское Село

вчера в 18:14


На этой неделе ребята - участники детской программы "Дачные сезоны" посетили Императорскую ферму. Они вместе с конем Парадом желают всем хороших выходных!
#летовцарскомселе
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

вчера в 10:35


ЗАЛ НА ОСТРОВУ. КОНЦЕРТ
#ЗалНаОстрову #Екатерининский_парк
В воскресенье 20 августа в павильоне «Зал на острову» состоится вечер гитарной музыки.
Исполнитель: Михаил Радюкевич, лауреат международных конкурсов.
Билеты на концерт продаются в кассах Екатерининского парка и Екатерининского дворца. В стоимость билета включены вход в Екатерининский парк и доставка на пароме.
Паромные переправы расположены у фонтана «Девушка с кувшином» и павильона «Адмиралтейство». Последние паромы на остров отправляются за 15 минут до начала концерта.

Дополнительная информация по телефону: (812) 466-66-66
Возрастные ограничения: 6+
Царское Село

17.08.2017 в 21:35


ВИД СВЕРХУ
#Екатерининский_парк
Фото: ГМЗ "Царское Село", автор - Руслан Шамуков.
Царское Село

17.08.2017 в 16:12


ВОПРОС ХРАНИТЕЛЮ
#вопрос_хранителю #ЦарскоеСело
Алексей Сергеевич Рогатнев – хранитель фонда «Мужской костюм» отвечает на вопросы, которые задали ему вы – подписчики наших сообществ во Вконтакте и Facebook. Ответы на вопросы в Instagram можно прочитать здесь: https://www.instagram.com/tsarskoe_selo/
💬Вопросы подписчиков ВКонтакте:
> Роман Лютов: Здравствуйте, от 18 века у вас что-то есть (время Елизаветы, Екатерины, Павла I)? А то, как понимаю, почти вся коллекция относится к второй половине 19, началу 20 века?
> > Алексей Рогатнев: Здравствуйте! Действительно, XVIII век представлен в нашей коллекции очень мало, не более двух десятков предметов, которые, в основном, относятся к периоду царствования Екатерины II.
💬Вопросы подписчиков Facebook:
> Ирина Лунина Карамушко: Алексей, приветствую вас, я художник кино по костюму и доцент мастерской костюма во ВГИКе, 2 сентября мы с 7 студентами, приедем в "Царское Cело" на экскурсию (благотворительную по письму от ректората ВГИК). Подскажите, пожалуйста, где можно посмотреть исторические костюмы, включая военные в Вашем музее, а то, может, и наберусь смелости попросить о встрече с вами и проведении грамотного экскурса для нас художников кино!!!
> > Алексей Рогатнев: Добрый день! В основной экспозиции костюмов нет. Их можно посмотреть на наших выставках: «Династия Романовых» в Екатерининском дворце, «Царское Село. 1917. Накануне» в Камероновой галерее и, конечно, в музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате. К сожалению, экскурсию я провести не смогу, буду в это время на Бородинском поле.
> Анатолий Губарев: Два вопроса. Один из которых прямо связан с фото.
1. Султаны на киверах.
В наших фильмах и иллюстрациях к книгам часто показывают, что даже в бой солдаты и кавалеристы идут и скачут с султанами на киверах. При этом даже по фильмам видно, что султан - крайне неудобная деталь головного убора - и ломается, и сбивается. В то же время есть упоминания, что это чисто парадная деталь формы. Так как было на самом деле?
2. Гусарские ментики.
Классическая иллюстрация - гусар летит на коне, а за левым плечом развевается ментик. В правой руке, естественно, вострая сабелька.
А ведь неудобно в реальном-то бою, когда у тебя что-то лишнее болтается за спиной. Тот же ментик, тот же плащ. Похоже, что это вроде рогов на шлемах викингов. Те никогда ничего лишнего на голове не носили, зато уже в наши времена их сделали рогоносцами))
> > Алексей Рогатнев: Прежде всего, надо определиться – о какой эпохе идет речь. Если вопрос прямо связан с фотографией, то, позволю себе сделать предположение, мы говорим об эпохе наполеоновских войн. Ну и географические рамки тоже поставим – мы имеем в виду русскую императорскую армию. Итак:
1. Султаны на киверах это не просто украшение, а знак отличия. Султаны были положены только элитным частям пехоты: гвардии и армейским гренадерам. Соотношение было примерно один к четырем. Т.е. три четверти русской пехоты никогда султанов не носили вполне официально. Султан – действительно деталь парадной формы. Но перед крупными сражениями как раз парадную форму и предписывалось готовить. Кроме того – султаны носила легкая кавалерия: уланы, гусары и полк гвардейских казаков. Все. Подавляющее большинство армии (как в пехоте, так и в кавалерии) султаны не носили. Что касается удобства – я авторитетно заявляю, что передвигаться удобнее на автомобиле, чем верхом на лошади. Но в XIX веке все передвигались на лошадях. Критерии удобства весьма относительны.
2. Гусарский ментик элемент национального венгерского костюма. Удобно или нет – не важно.
> Артём Махлин: Здравствуйте! Интересует, как и из чего изготовлялись петлицы на воротниках генералов инженерного корпуса, а также офицерский шарф РИА на 1812 год. Может быть, в коллекции сохранились какие-либо образцы?
> > Алексей Рогатнев: Вероятно, Вы имеете в виду петлицы у русских генералов и русский инженерный корпус 1812 года.
Поле офицерского шарфа изготавливалось из серебряных или посеребренных шелковых нитей. Кисти пояса также из серебряных или посеребренных нитей. В нашем музее таких ранних шарфов нет, увы. Уверен, что в Государственном историческом музее и Государственном Эрмитаже должны быть.

Фото из личного архива Алексея Рогатнева.
Царское Село

16.08.2017 в 17:04


ПРЕДМЕТ
#выставка #1917накануне
Это парадное придворное платье сейчас можно увидеть на выставке «Царское Село. 1917. Накануне…» в Камероновой галерее.
В апреле 2014 года представитель известного дворянского рода Винсент Джордж Поклевский-Козелл передал платье в дар музею-заповеднику «Царское Село».
Платье пунцового бархата с круглым широким вырезом и откидными рукавами принадлежало бабушке господина Поклевского-Козелла – Зое, урожденной де Стёкль. В возрасте 18–19 лет она стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. После революции 1917 года платье стало экспонатом музея поместья Лутон Ху (Англия) и выставлялось в так называемых «русских комнатах». Когда музей закрылся, предметы были распроданы или возвращены владельцам.
Бархатные лиф и трен (шлейф), а также атласная юбка кремового цвета украшены вышивкой из металлических нитей, бити, пайеток и канители растительного орнамента. На поясе корсажной ленты – логотип модного дома знаменитого кутюрье Чарльза Фредерика Ворта: «Ch. Worth», одевавшего трех российских императриц – Марию Александровну, Марию Федоровну и Александру Федоровну.
Характер женского придворного костюма был определен в 1834 году специальным указом императора Николая I. Цвет бархата, узор золотого или серебряного шитья, украшавшего платье, а также длина шлейфа определялись рангом владелицы. Чем выше был чин придворной дамы, тем более длинный шлейф имело платье. Для придания этому наряду национальных черт были использованы детали, присущие русскому костюму. Такой тип парадного женского платья сохранился до 1917 года, незначительно изменяясь в деталях.

Выставка открыта ежедневно, кроме четверга, с 11.00 до 18.30. Вход – по главной лестнице Камероновой галереи (со стороны статуй Геракла и Флоры).
Платье парадное придворное: лиф, юбка, шлейф
Франция, Россия (?). 1913.
Бархат, шелк, нить металлическая, пайетки, вышивка, шитье
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

15.08.2017 в 18:30


КОГДА В МУЗЕЕ ВЫХОДНОЙ
#когда_в_музее_выходной #ЕкатерининскийДворец
Симметрия Большого зала Екатерининского дворца.
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

14.08.2017 в 17:15


ДУБ НАСЛЕДНИКА
#АлександровскийПарк #ВерхниеТеплицы
В собрании музея-заповедника хранится акварель «Вид части Собственного садика при Александровском дворце», выполненная Владимиром Деревенко, личным врачом цесаревича Алексея. На ней изображен большой дуб. К сожалению, этого дерева сейчас нет.
Точное место, где раньше находилось дерево, установили, сравнив исторические и современные планы прилегающей к Александровскому дворцу территории. Сотрудники музея приняли решение посадить на этом месте новый черешчатый дуб.
– Для этого мы собрали 50 желудей от исторических дубов Александровского парка, возраст которых превышает 200 лет, и передали их на «воспитание» в агрокомплекс музея. Получается, что этим мы обеспечили генетическую преемственность растений придворцовой территории, – рассказывает хранитель парков ГМЗ «Царское Село» Ольга Филиппова.
Акция «Дуб наследника» прошла 11 октября 2011 года. Все это время за произрастанием дубков постоянно следили специалисты.
Сегодня мы навестили молодую поросль в агрокомплексе на территории «Верхних теплиц».
- Здесь мы школируем дубы – приучаем их корневую систему к пересадкам. В этом году начнем формировать крону молодых дубков. В прямом смысле специалисты агрокомплекса занимаются воспитанием растений. Один из этих дубов станет преемником погибшего дерева, а его братья скоро будут расти в Александровском парке, - делится Виктор Иванович Степанычев, садовод музейного агрокомплекса.
Высадить молодой дубок предполагается после завершения масштабной реставрации Александровского дворца.
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

14.08.2017 в 14:21


Солнечный день в Царском Селе
#летовцарскомселе #ЕкатерининскийПарк
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

13.08.2017 в 12:15


РОЗЫ
#летовцарскомселе
Великолепные розы вовсю цветут у павильона «Турецкая баня».
Фото: ГМЗ "Царское Село"
Царское Село

12.08.2017 в 11:15


СТИХОТВОРЕНИЕ ДНЯ

Тихо в озере струится
Отблеск кровель золотых,
Много в озеро глядится
Достославностей былых.
Жизнь играет, солнце греет,
Но под нею и под ним
Здесь былое чудно веет
Обаянием своим.

Солнце светит золотое,
Блещут озера струи...
Здесь великое былое
Словно дышит в забытьи;
Дремлет сладко-беззаботно,
Не смущая дивных снов
И тревогой мимилетной
Лебединых голосов…

Федор Тютчев
Царское Село, июль 1866

31 июля 1866 года Тютчев писал жене: «в течение нескольких дней стоит довольно хорошая погода, и когда солнце пригревает и небо ясно, царскосельские сады в самом деле очень красивы. Чувствуешь себя погруженным в более изысканную стихию: это прелестно и величественно в одно и то же время» (оригинал по-французски).
Фото: ГМЗ «Царское Село»
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть круиз "День в Стокгольме" на четверых с отправлением из Таллинна, Хельсинки или Риги, либо круиз в Таллинн из Хельсинки. Компания Lux Express Group подарит победителю билеты на четверых из Петербурга в Таллинн/Ригу/Хельсинки и обратно.

Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть один из венгерских сувениров.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку