Трудно представить две культуры более далекие, чем западноевропейская и японская. Тем сильнее их взаимный интерес и притяжение. Здесь уместно будет вспомнить традиционный восточный символ взаимопритяжения противоположностей Инь-Янь.
Интерес к Востоку в истории европейского искусства возникал с завидной периодичностью. Один из ярчайших всплесков этого интереса мы наблюдаем на рубеже XIX-ХХ в эпоху fin du siècle у французских импрессионистов. Например, Дебюсси восхищался цветными ксилографическими пейзажами японского гравера и рисовальщика конца XVIII — первой половины XIX века Хокусаи, его знаменитая гравюра «Волна» украшала комнату композитора. По желанию Дебюсси копия этой гравюры была помещена на обложке партитуры его симфонических эскизов «Море».
Художественное осмысление европейского культурного опыта в японском искусстве происходит гораздо позже - во второй половине ХХ столетия. Японская культура, самобытная и замкнутая, находит свои "рифмы" с Европой. Умение японцев восхищаться мастерством делает их одними из самых ревностных приверженцев движения аутентизма, воссоздающего "подлинное" звучание старинной европейской музыки.
Воссоздание понравившихся образов как проявление любви очень свойственно дальневосточной ментальности. Композитор Тору Такемицу, известный как автор музыки к фильмам Акиро Куросавы, написал множество пьес-посвящений своим любимым европейским музыкантам и композиторам. А задумчивая созерцательность Дебюсси, почерпнутая им, в том числе и из восточной культуры, находит особы отклик на страницах партитур французского композитора.
Круг замыкается. Инь и Янь продолжают свой бесконечный танец вдвоем.
В рамках концерта будет представлена инсталляция из предметов интерьера и аксессуаров, созданных выдающимися японскими, европейскими и американскими дизайнерами.
Исполнители
Вячеслав Гайворонский - труба;
Владислав Песин - скрипка, альт;
Владимир Волков – контрабас;
Николай Мажара – фортепиано;
Мария Федотова - флейта;
Екатерина Семион – арфа.
Программа
Т. Такемицу: And Then I Knew ’Twas Wind для арфы, флейты и альта (1991);
Дж. Кейдж: Dream для фортепиано (1948);
К. Дебюсси: Соната для арфы, флейты и альта, I часть (1915),
"Золотые рыбки" из второй тетради "Образов" (1907);
И.С. Бах: Соната для скрипки и клавира c-moll BWV 1017 Adagio & Allegro;
В. Мартынов: "Коан" для флейты, трубы, альта и контрабаса;
В. Гайворонский: "Синсэн" для ансамбля,
"Нэцкэ" для контрабаса и трубы,
"Сакура" для ансамбля