Первые фотографии в авторской коллекции Владимира Семеновича Антощенкова датируются 1974 годом. Созданные с тех пор сотни произведений фотохудожника, запечатлевшего родной Петербург, позволяют показать любую тему – дворы и крыши Петербурга, флору и фауну Петербурга, зимний и кирпичный Петербург. Изданные автором около 20 фотоальбомов весьма убедительны. На этой выставке мы видим особую тему - время в работах Антощенкова 70-80-х годов.
Чем больше занимаешься фотографией, тем отчетливее понимаешь, что ощущение времени, возможно – самое главное. Именно это качество позволит фотографии остаться в истории. Все остальное можно будет сфотографировать и спустя 20, 50 или 100 лет с помощью еще более совершенной техники.
Фотография, тем более фотография развивающегося города – это документ. Но далеко не всегда фотодокумент фиксирует свое время. Нужен особый дар автора, или, возможно, автор должен осознать и сформулировать такую задачу. Уже тогда, в середине 70-х годов, обходя с фотоаппаратом улицу за улицей, дом за домом, двор за двором, филигранно подбирая для каждого сюжета эффектное освещение с помощью схем положения солнца в зависимости от времени суток и времени года, Владимир Семенович понимал, что работает для будущего. Это ощущение пришло к нему вовремя, в возрасте около 40 лет, как и к другим мастерам. Похоже, этот возраст имеет особое рубежное значение в творчестве фотохудожника. Например, в альбоме Картье Брессона «Landscape and Townscape» из 105 фотографий, включенных в издание, лишь 8 созданы до 1948 года, когда автору исполнилось 40 лет, и 94 фотографии созданы в следующие 30 лет.
Лучше всего время передается в сюжетах с людьми. За последние 40 лет в Петербурге изменилась не только одежда, изменилась походка и жесты людей, изменились и выражения на лицах вместе с их ощущениями в связи с социальными трансформациями. Известный литовский фотохудожник Антанас Суткус, много снимавший человека в эпоху Советской Литвы, признался лет 10 назад, что снимать людей на улице ему стало совсем неинтересно. Даже не фотографу очевидно, что искренность и непосредственность, естественная открытость к общению сменились маской, отгораживающей и защищающей человека в современном мире условно западных ценностей.
Антощенков относительно немного снимал людей, но его сюжеты с людьми очаровательны своим точным ощущением ушедшей эпохи. Фотографии запечатлели сохранившиеся деревянные дома в центре Петербурга, точильщика со своим незамысловатым снаряжением, сохнущее белье на веревках, и такой неожиданно милый артефакт, как бидон для молока. Сегодня, со стремительным наступлением цифровой и информационной эпохи, нас поражают объявления на стенах и телефонные будки, еще совсем недавно бывшие так нужными. Совсем скоро люди будут изучать эти удивительные черты эпохи с благодарностью к авторам фотографий.
Фотографии Антощенкова сочетают созерцательно-отстраненный взгляд профессионального архитектора с мягким юмором и теплотой коренного жителя, при этом фотографии удивительно поэтичны, и, кроме поэзии городской среды и архитектуры, которую автор неустанно выявляет, в них есть и поэзия времени.