В особняке Румянцева открывается выставка «Я3», которая представляет творчество 30 современных петербургских художников, а также три работы известной ленинградской художницы, ученицы Павла Филонова – Татьяны Глебовой (1900-1985) из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Выдающийся историк живописи, эксперт, музейный деятель Макс Фридлендер справедливо отметил: «Мы верим в то, что у всякой творческой личности есть некое неизменное ядро. Мы исходим из того, что художник, что бы он ни переживал, какие бы импульсы ни получал, куда бы ни переезжал, в глубине души всегда остается одним и тем же, и это неизменное «нечто» проступает во всех формах его самовыражения».
Живописцы Павел Антипов, Борис Аникин, Юлия Бехова, Игорь Болотов, Анастасия Базанова, Юлия Вальцефер, Евгения Груздева, Раушана Губайдуллина, Виктор Егоров, Александр Зимин, Дмитрий Иванов, Александр Кириллов, Надежда Касаткина, Владимир Кожевников, Андрей Мамаев, Станислав Мирошников, Елена Орлова-Афиногенова, Елена Прудникова, Павел Покидышев, Александр Перепелицын, Николай Романов, Георгий Рашков, Нина Рыжикова, Илья Хохрин, Ольга Шведерская, Дмитрий Яковин и скульпторы Алексей Архипов, Евгений Бурков, Светлана Мельниченко представят свое творчество на выставке тремя произведениями: автопортретом, работой, которую выбрал сам художник, и произведением, которому отдал предпочтение куратор проекта.
Таким образом, каждый из художников предстанет перед зрителем своими тремя «Я» - «Я» в кубе».
Автопортрет – это особый жанр. Он очень отличается от портрета. Как пишет Джон Берджер, «Реакция художника на свое лицо, которое он видит, меняет это лицо. Иначе говоря, лицо предлагает себе то, что ему нравится, что оно в себе любит. Лицо управляет собой. Большинство автопортретов благодаря такому сговору, в который вовлечены взгляд автора – наблюдателя и ответный взгляд автора – портретируемого, – вызывают сложное чувство, словно мы наблюдаем запутанную драму, в подробности которой нас не посвящают».
Произведение, выбранное художником для выставки, является своеобразной презентацией творческих принципов и достижений мастера и наиболее полно, по мнению самого художника, отражает его творческое "Я".
Выбор куратора - это взгляд на творчество художника извне, со стороны критиков, со стороны зрителя.
Вот как пишет об идее выставки куратор проекта, музеевед, менеджер антикварной, коллекционной и выставочной деятельности, член Санкт-Петербургского Союза художников, Ольга Прожерова: "Выставки автопортретов очень редкое явление, но они есть. Мне же захотелось показать творчество каждого художника многограннее. Сама подготовка выставки превратилась в уникальный творческий процесс. Всегда было интересно знать, и в этом я не одинока, какое своё произведение сам автор считает самым-самым. Иными словами, как он сам видит свое творчество. А для каждого автора оказалось очень важным и волнительным, какую же работу выберу для проекта я".
Не секрет, что произведению искусства нужен зритель. Как пишет Сергей Даниэль: «Стоит специально отметить, что слово «произведение» обычно означающее результат совершившегося творческого процесса, сохраняет в себе и значение действия: «произвести что-либо», «произвести на свет». Искусство является произведением общения, как в значении результата, так и в значении направленности действия на созидание человеческих отношений. Таким образом, нет ничего удивительного в возможности диалога с картиной. Неестественным скорее представляется равнодушие к подобной возможности». Именно к диалогу, созерцанию, сопереживанию и созиданию приглашает эта выставка.