1091
В Санкт-Петербурге по 20 октября действует выставка "Антимифы"
В арт-центре Пушкинская-10 ждут жителей и гостей Северной столицы на выставку "Антимифы".
Мифы и утопии, конструируемые человеческим сознанием, при попытках их претворения в жизнь, нередко приводили к жертвам и гуманитарным катастрофам. За красивыми идеями и риторикой, за словами, скрывалась страшная изнанка. Давид Плаксин делает сущность мифа видимой, когда каждая буква слова приобретает форму, выражающую реальную сущность этих явлений. Чтобы понять подход, который избрал Плаксин для осуществления серии «Слова», необходимо начать с начала. В начале своей работы Давид Моисеевич обращался к натюрморту, к предмету.
Работы Плаксина театральны: знакомые и привычные объекты: дерево, овощи, рыбы – под внимательным взглядом художника, словно вынесенные в специально созданное для них пространство и преломленные светом софитов, обретают новую фактуру. Художник выделяет в форме предмета доминанты и доводит их до абсолюта.
Печальная ирония и тонкий интеллектуальный подход к предмету превращают его в метафорический образ. Иссохшие деревья высятся словно искореженные фигуры с перекрученными мышцами. А пень превращается не то в плаху, не то в саму жертву, приговоренную к казни. Плаксин размышляет о природе человеческого страдания, и размышления эти не отпустят его до последних дней.
Давид Моисеевич известен как мастер книжного дизайна, оформления и книжной графики. Это оказывает влияние и на его станковую живопись – он смотрит на слово как на предмет и также трансформирует его. Он работает с живописью как график, и сам подчеркивает это. Так появляется живописная серия «Слова», которая будет представлена на выставке. В первую очередь это слова и понятия, как писал сам художник,- «затертые советской пропагандой до неузнаваемости», это остросоциальное послание, не теряющее актуальности и сегодня.
Искусствовед Эраст Кузнецов отмечал: «...это приближает его композиции к плакатам, но лишь отчасти, потому что суть их по-прежнему составлял не призыв, а горькая констатация порядка вещей». Еще в 1970-80-х Давид Моисеевич работает над темой «Реквием», и одна из этих работ создавалась во время войны в Афганистане. Но, как и другие, она стала больше чем работа о жертвах одной войны, став реквиемом всем погибшим.
В 1990 году, тогда же, когда он работает над серией «Слова», Плаксин снова пишет «Реквием», который эстетически совпадает с серией, и словно подводит ей итог. На выставке также будет представлена черно-белая серия, над которой художник начал работать незадолго до смерти. Сначала он посвятил её Холокосту, но сама работа над ней привела его к идее общности человеческого страдания. Перед смертью мы все равны, страдание уравнивает всех.
Эти работы отличает цветовой минимализм и тщательная проработка мельчайших элементов портрета. Страдание стоит вне времени. В поисках подходящих образов Давид Моисеевич просматривал сотни фотографий из концлагерей, различных военных конфликтов, репродукции работ классиков живописи. Он находил все больше общего в лицах и не переставал удивляться тому, как современны лица, смотрящие с картин XVI века.
Работы Плаксина всегда являлись серьезным концептуальным высказыванием: подходя к разным образам и предметам, он всегда выходил на совершенно новый, порой неожиданный для темы, философский уровень. В то же время для Плаксина было очень важно мастерство. «Первоклассный рисовальщик», – так он говорил про любимых художников. Плаксин и сам был первоклассным рисовальщиком.
Арт-центр Пушкинская-10, Выставка "Антимифы" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|