Ясно  +11…+11°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Персоны / Ефим Каменецкий

Ефим Каменецкий: биография и фильмы

Полное имя Ефим Каменецкий
Дата рождения 27 июля 1935 г.
Деятельность Актёр, актер: дубляж
Спектакли показать все
Биография
 

Родился в г.Новозыбкове Брянской области.
1958 г. - окончил Государственный Педагогический Институт в Пензе. 
1958  - 1960 гг. – актер Пензенского областного драматического театра им. Луначарского.
1960-1963 гг. – актер Казанского ТЮЗа
1963-1968  - актер Казанского государственного БДТ им. Качалова.
1968-1969  - актер Рижского театра Русской Драмы.
1969-1986  - актер Ленинградского театра им. Ленсовета. 
1986-1987  - актер Малого Драматического театра.
С 1987 г. по настоящее время – актер театр им.В.Ф.Комиссаржевской

В 1977 г. присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР» (1977г.)
В 2008 г. присвоено звание «Народный артист России»
Лауреат Независимой театральной премии им. В. И. Стржельчика 
Лауреат городской премии за спектакль «Интересное кино» в номинации «Лучшие роли сезона

Ефим Александрович родился летом 1935 г. в маленьком городе Новозыбкове. Через несколько лет их семья переехала в Пензу, и именно с этим славным городом связаны все детские и юношеские воспоминания актера. После школы он закончил историко-филологический факультет педагогического института и параллельно занимался в театральной студии при областном пензенском театре. После окончания студии, несмотря на то, что официального диплома о театральном образовании у Ефима Каменецкого не было, его пригласили работать в ТЮЗ города Казань. Через три года в Казани актер поступил в Большой Драматический Театр им. Качалова. В Казани Ефим Каменецкий познакомился со своей будущей супругой, актрисой Галиной Никулиной, которая в то время училась в казанском театральном училище. Вскоре уже вместе они переехали в Ригу, где произошло судьбоносное в своем роде знакомство с режиссером Игорем Владимировым. В 1969 году по приглашению знаменитого режиссера театра им. Ленсовета Ефим Каменецкий переехал в Ленинград. Начался новый этап в жизни. 
В театре им. Ленсовета актер проработал почти двадцать лет. Наверное, не без оснований можно предположить, что годы работы в театре им.Ленсовета были одними из лучших в творческой биографии Каменецкого. 70-80-е годы – «золотое» время театра им. Ленсовета. Такие спектакли, как «Люди и страсти», «Дульсинея Тобосская», «Преступление и наказание», «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой» пользовались бешеной популярностью у зрителей - очередь за билетами занимали с раннего утра. Во многом лицо театра под руководством Игоря Владимирова определял поистине «звездный», легендарный актерский состав: Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Анатолий Равикович, Михаил Боярский. Чудесные партнеры, выдающаяся режиссура, добротный материал дали Ефиму Александровичу роли в спектаклях по пьесам Игната Дворецкого («Человек со стороны», «Ковалева из провинции», «Последний отец»), «Наедине со всеми» Александра Гельмана. Те­атралы по сей день помнят его Порфирия Петровича в спектакле Игоря Владимирова «Преступление и наказа­ние». В конце 80-х годов актер ушел из театра Ленсовета и  около года проработал в труппе Малого Драматического театра. 
В 1987 году, уже зрелым мастером, актер пришел в театр им.В.Ф.Комиссаржевской, где прослужил уже без малого 25 лет. Здесь он оказался в той благодатной среде, в которой решались творческие задачи, близкие его духу. Одной из первых работ в этом театре стала роль Ведущего в «Колыме» И. Дворецкого. В этой молчаливой роли Ефим Каменецкий показал редкое искусство держать паузу, - в тишине передать душевную боль, трагедию сталинского времени, которую пережил его герой. На этой сцене актером было сыграно множество ролей. Каждая из них становилась событием не только в личной творческой биографии артиста, но и художественной жизни города. Памятны его Бельский из «Смерти Иоанна Грозного», Тальберг из «Дней Турбинных», Варенн из «Робеспьера», Панкрасс из «Полоумного Журдена». Высоко оценила критика и Доктора в «Андорре» М. Фриша, Ягужинского в «Шуте Балакиреве» Г. Горина. Несуетность личности актера выражается в каждой, даже маленькой роли. Так, на скудном материале роли слуги и костюмера английского актера Кина из одноименной пьесы Г. Горина Е. А. Каменецкий сыграл жизнь и судьбу скромного служителя сцены, фанатично преданного театру. Рисунок этой роли был столь богат внутренними психологическими нюансами и открытиями, что после премьеры «Кина IV» автор пьесы Григорий Горин сказал артисту: «Спасибо. Извините только, что я ничего этого не написал…».
Тема «художника и власти» получила неожиданное ироническое развитие в легком спектакле-шутке, анекдоте из актерской жизни «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь,  когда в кране идет вода, или Поговорим как художник с художником» по пьесам Р.Андерсон и Л. Зорина на сцене театра «Приют комедианта». Право на свободу творчества отстаивал его герой в пьесе Т. Дорста «Я, Людвиг Фейербах».
Ненавязчивое чувство юмора и художественный такт придают каждой работе особое изящество. Быть психоаналитиком и врачевателем душ для актера такого уровня - задача вполне реальная. Е. Каменецкий - актер универсальный, отлично владеющий искусством отстранения. В последних работах мастер исключительно точно работает в жанре трагифарса. В «Бульварной истории» А. Николаи артист играет счетовода крупной фирмы Луиджи Палья, больного, как и его случайные знакомые по скамейке, одиночеством, «склонного на душевный компромисс, с готовностью идущего навстречу новым друзьям».
Е. А. Каменецкий тонко чувствует литературный материал, его стилистику. Это позволяет ему выступать в качестве автора инсценировок. Так, в Русской Атрепризе им. Андрея Миронова идет спектакль «Скандал в Пассаже», в котором Е. Каменецкий выступил не только как актер, но и как автор пьесы по мотивам сатирических произведений Ф. Достоевского. В спектакле театра «За Черной речкой»  - «Любовь и странствия прапорщика Гринева» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка») он является и актером, и автором инсценировки, и сорежиссером. По заказу одного из Лондонских театров Ефим Каменецкий написал инсценировку по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Одержимость театром в актере не угасает. Творческий режим актера предельно уплотнен. Ефим Александрович участвует во многих театральных проектах города. В «Антрепризе им. Андрея Миронова» он играет Сорина в «Чайке» режиссера А. Товстоногова, в Молодежном театре на Фонтанке, в «Приюте комедианта». В театра «За Черной речкой» его можно увидеть в постановке 2002 года «Осторожно – золотая рыбка!» современного эстонского драматурга Я. Тятте. С бывшими учениками мастер сыграл сказочного старика, демона-искусителя Освальда.  Удивителен его профессор Гейгер в спектакле БДТ им.Товстоногова «Перед заходом солнца». 
Редкой окраски голос и доверительная интонация расширили необычайную популярность за счет радиослушателей. Труд закадрового диктора в документальных фильмах Ефим Александрович превратил в высокое искусство.
Многие запомнили его в работах на телевидении. Знаменитый фильм Ю. Панича «Проводы белых ночей» - одна из тех удач, которые сопровождают работу талантливого актера всегда, особенно в экранизации классики. По мнению многих артистов, лет двадцать назад его заменяло телевидение. Телеспектакли снимали в огромном количестве - чуть ли не 20 в год! Конечно, телевизионный спектакль нельзя было назвать кинематографом, однако типичные "киношные" актеры обливались потом: им было очень сложно выдержать такие "театральные" дубли, по-настоящему просуществовать перед камерами в течение 5-7 минут. Телевидение давало возможности, которые сейчас дает антреприза, ведь вместе работали не только актеры из разных театров, но и из разных городов. Ефиму Каменецкому довелось сниматься с Богданом Ступкой, с Олегом Далем, с Олегом Борисовым, с Натальей Теняковой, с Ефимом Копеляном... Телевидение свело на годы с Александром Демьяненко. 
Педагогическая работа Ефима Александровича представлена уже несколькими курсами выпускников Петербургской Театральной Академии, некоторые из которых стали популярными актерами театра им. В. Комиссаржевской. Е. А. Каменецкий преподавал мастерство в Польше и Англии. А его участие в кино и телесериалах становится гарантом качественной работы, рядом с этим артистом нельзя работать в «полноги» и остальным участникам.
Ефим Каменецкий – один из тех редких актеров, в ком нет «актерства». Он не по-театральному интеллигентен, скромен и удивительно добр. Его глубокие знания, красота душевных качеств и теплое отношение к окружающим не может не подкупать каждого, кто оказывается рядом с ним. Он красив, как может быть красивым человек, искренне любящий мир таковым, какой он есть…

Читать полностью

Упоминается в материалах


Последние фильмы и спектакли с персоной
Похожие по амплуа люди
Ефим Каменецкий 1935-07-27 Фото Ефим Каменецкий
Главное в Петербурге
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку