Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+


Игорь Волков: биография и фильмы

Полное имя Игорь Волков
Дата рождения 23 мая 1959 г.
Деятельность Актёр
Спектакли показать все
Упоминается в событиях
Спектакль \Спектакль "Бродвейская история"
Биография
 

Звание: заслуженный артист России

В 1986 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина (ВУЗ) при театре им. Евг.Вахтангова по специальности «актер театра и кино». Работал в Молодежном театре БССР (Минск), Московском театре кукол, Ивановском областном драматическом театре, Свердловском театре, Театре драмы и комедии (Санкт-Петербург). В 1989 году был приглашен Юрием Томошевским в   театр «Приют комедианта», где и работает по настоящее время на условиях контракта.  Здесь он сыграл крупные роли во множестве спектаклей, среди которых были «Любовью не шутят» А.Мюссе, «Елка у Ивановых» А.Введенского, «Эскориал» М. де Гильдерода, «Стулья» Э.Ионеско, «Москва-Петушки» по В.Ерофееву. А также создал несколько интересных моноспектаклей – «Веселенькое кладбище» по А.П.Чехову, «Исповедь русского брюзги» по дневникам и запискам Ф.М.Достоевского, «Последний сон Гоголя». 

 Спектакль-бенефис «Веселенькое кладбище», созданный совместно с режиссером Кириллом Черноземовым по мотивам произведений А.П.Чехова, принес Игорю Волкову известность, открыл имя молодого актера для театрального Петербурга. Игорь Волков не понаслышке знающий театральную провинцию, создал образ актера-странника, в котором соединились черты чеховских героев – актеров прошлого века - и современных лицедеев. Актер сумел иронично и легко рассказать о грустном и смешном, о нелепых подробностях театрального быта и самоотверженной любви к искусству, мелочности, меркантильности и одновременно истинном донкихотстве странствующих рыцарей сцены. Свой спектакль Игорь Волков посвятил памяти провинциального актера Иосифа Нахимовича Пругера - одного из таких театральных подвижников.      Появилось несколько рецензий на спектакль в газетах и  в «Петербургском театральном журнале». «Герой «Веселенького кладбища» – вечный скиталец бродячий актер Погостов, вспоминая прошедшую жизнь, насмешливо и вдохновенно играет свое последнее представление, где суждено ему наконец блеснуть в ролях мирового репертуара: прожить сомнения и муки принца Гамлета, предстать пройдохой Хлестаковым, ощутить жуть бессмысленного существования чеховского доктора Чебутыкина…» – так писала об актере критик Татьяна Ткач.

 Спектакль «Веселенькое кладбище» стал лауреатом нескольких престижных театральных фестивалей: Чеховского фестиваля в Москве (1993), фестиваля «Русская классика» (1995 год, Новосибирск), фестиваля моноспектаклей «В начале было слово…» (1994 год, Пермь). Спектакль с успехом был показан во многих городах России, а также в Франкфурте-на-Майне, Бонне, Риге. 

 После   спектакля   «Веселенькое кладбище» актер был приглашен в Александринку. И с 1992 года Игорь Волков является актером Российского государственного академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Дебют на Александринской сцене подтвердил заслуженный успех актера у петербургской публики – за   роль Горацио в спектакле Ростислава Горяева «Гамлет» Игорь Волков получил премию «за роль второго плана» на Смотре-конкурсе «Актер-92». Рядом с основательным цельным Гамлетом Виктора Смирнова Горацио Игоря Волкова был рефлексирующим интеллектуалом, именно Горацио, мечтательный студент с книжкой, казалось бы далекий от всех дворцовых интриг,   видел и осмысливал трагедию происходящего. Но не в силах был повлиять на ход событий.

 Вслед за ролью Горацио   актер получил две   кардинально несхожие меж собой роли: Яго в другом шекспировском спектакле   Ростислава Горяева «Отелло» (1993) и роль графа Альбафьориты   в комедии К.Гольдони «Хозяйка гостиницы» (режиссер Владимир Воробьев, 1992). Но и Яго - усталый от жизни, самолюбивый и уязвленный интриган, - и   блестящий светский щеголь Альбафьиорита отличались прежде всего склонностью к парадоксам и ироничным отношением к жизни – к чужой и собственной.

   В сценической манере Игоря Волкова ощутима школа вахтанговского театра – яркая театральность, отточенность формы, любовь к психологическим парадоксам, этическая оценка   персонажа. В его героях удивительным образом сочетается высокое и низменное, искренность в мгновение оборачивается   лукавым лицедейством, а бесшабашный треп становится исповедью одинокой человеческой души. Интеллектуализм актера и его героев (таких как Эсекс и Бэкон в «Елизавете Английской» Ф.Брукнера (1995), Трилецкий в чеховском «Платонове» (1994), Вершинин в «Трех сестрах» (1996) и т .д.) нередко становится поводом для самопародии и азартной театральной игры.   Доморощенным мыслителем и заказным обличителем оказывался резонер Репетилов в грибоедовской комедии «Горе от ума» (реж. Анатолий Праудин, 1996). Вечно пьяненьким добродушным философом представал Любим Торцов в комедии А.Н. Островского «Бедность не порок» ( режиссер Елена Чёрная, 1996) – пафос защитника справедливости неизменно снижался иронией по отношению к игрушечному мирку спектакля Елены Черной, в котором события пьесы разыгрывались в жанре святочной, лубочной сказки. А хрестоматийно известный Митрофанушка в «Недоросле» Д.Фонвизина (режиссер Нора Райхштейн, 1994) оказался современным молодым человеком – нахальным и обаятельным демагогом, самоуверенно шагающим по жизни навстречу удовольствиям. Игорь Волков, по мнению критика Елены Алексеевой, привнес в спектакль, шедший до того три сезона с другим артистом, новые идеи: «Благодаря ему спектакль обрел смысл, отличный от хрестоматийного, и стиль более свободный, игровой». 

Сегодня Игорь Волков является одним из ведущих актеров Александринского театра. В его репертуаре в последние годы были роли в современной и классической драматургии, среди которых ранее упоминавшиеся Альбафьорита, Горацио, Митрофанушка, Бэкон, Вершинин, Торцов, а также царедворец Румянцев в «Сказании о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф.Горенштейна (режиссер Александр Галибин, 1997), Гоголь в «Женитьбе» (режиссер Александр Галибин, 1998), Жак в драме Ж.-К.Каррьера «Любовный каталог» (режиссер Владимир Михельсон, 1998), монах Мисаил ("Борис Годунов" А.С.Пушкина, режиссер Арсений Сагальчик, 1999), незадачливый мелкий чиновник Разгильдяев ("Вицмундир" П.Каратыгина, режиссер Елена Черная, 1999), чудаковатый философ-"орнитолог" Леонид Зябких ("Орнитология" А.Строганова, режиссер Роман Смирнов, 1999),  чиновник Чукотский в водевиле Александра Белинского "Пара гнедых" (2000),  одинокий странник Лион ("Отголосок" Г.Костера, режиссер Игорь Селин, 2001), Епиходов ("Вишневый сад" А.П.Чехова, режиссер Роман Смирнов, 2001), Хлопов ("Ревизор" Н.В.Гоголя, режиссер Валерий Фокин, 2002), помощник премьер-министра Ричард Уилли ("Тринадцатый номер" Р.Куни, режиссер Владимир Голуб, 2003), три роли (Мефистофель, Жид, Монах)  в "Маленьких трагедиях" А.С.Пушкина (режиссер Григорий Козлов, 2003), частный поверенный Крокстад  ("Нора" Г.Ибсена, режиссер Александр Галибин, 2005).

 Склонность актера к художественному обобщению, метафоричности образа проявилась в спектакле «Русская народная почта» О.Богаева (режиссер Игорь Селин, 1998). Герой Игоря Волкова - забытый богом и людьми старик Иван Жуков, пишущий письма самому себе, - оказывался сродни не только чеховскому Ваньке Жукову, отправляющему сиротские послания «на деревню дедушке», но и многим «маленьким людям» великой русской литературы – от гоголевского Поприщина до полубезумных персонажей Достоевского. В 2001 году два моноспектакля - "Русская народная почта" и "Веселенькое кладбище" были объединены в театральное представление  в  двух отделениях "Комната смеха", которое шло на малой сцене Александринского театра.

 Игорь Волков сыграл более 50-то театральных ролей,  снялся в   10 кино- и телефильмах на Одесской киностудии и Ленфильме. С 1997 по 2003 гг. был ведущим и соавтором сценария телевизионной театральной  программы "Театр и Я", выходившей на Пятом канале (более 30 выпусков).

 Актер много работает в жанре моноспектакля. Он является автором инсценировок собственных моноспектаклей, а также написал инсценировку "Процесс" (по роману Ф.Достоевского "Бесы"), которую поставил Александр Гордон в Театре "Школа современной пьесы" (Москва, 2003 г.).  За «Веселенькое кладбище» и «Исповедь русского брюзги» Игорь Волков становился лауреатом нескольких российских фестивалей   - в Перми, Новосибирске, Москве. А «Последний сон Гоголя» был отмечен на Втором Международном фестивале моноспектаклей «Монокль», проходившем весной 1999 года.

 В 2006 году был награжден Медалью Пушкина

Читать полностью


Последние фильмы и спектакли с персоной
Похожие по амплуа люди
Игорь Волков 1959-05-23 Фото Игорь Волков
Главное
Лучшее за неделю