Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

Внимание! Губернатор утвердил новогодние ограничения в Петербурге.
С 4 декабря закрыты все музеи и выставки в торговых центрах.
25-29 декабря и 4-10 января предприятия общественного питания закрыты с 19.00 до 06.00, а 30 декабря - 3 января - полностью.
30 декабря - 10 января не работают музеи и театры, концерты и выставки, зоопарк, экскурсии.

18+


Ирина Лепешенкова: биография и фильмы

Полное имя Ирина Лепешенкова
Дата рождения 3 ноября 1938 г.
Деятельность Актёр
Спектакли
Биография
 

Звание: заслуженная артистка России

Окончив Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии (класс профессора Татьяны Григорьевны Сойниковой) , Ирина Лепешенкова в 1962 году поступила в Ленинградский Академический театр драмы им. А.С.Пушкина.

 Первой ролью Ирины Лепешенковой стала Зина в спектакле режиссера И.С.Ольшвангера «Танцы на шоссе» по пьесе З.Гердта и М.Львовского (1962).   Этот спектакль, пользовавшийся у зрителей большим успехом, недолго шел на сцене Александринского театра, но уже следующая большая роль – Евстолия в спектакле «Чти отца своего»  В.Лаврентьева (1965) принесла актрисе заслуженную известность. Ее героиню отличала абсолютная правдивость, искренность и чистота. Ирина Александровна Лепешенкова наделила Евстолию сильным характером, основой которого стала безоговорочная вера в людей, но вместе с тем и внутренняя твердость целеустремленного человека, который   всегда знает чего он хочет, во имя чего живет, к чему стремится.   

 Именно это умение привнести в свою роль, как в главную, так и в эпизодическую, неповторимое, личностное, отличающее именно ее героиню, всегда было характерно для Ирины Лепешенковой, начиная с первых дней работы в театре. Одна из ее первых эпизодических ролей –   наивная, беззащитная, но такая решительная Валя в спектакле «На диком бреге» Б.Полевого (1964), в другом исполнении   могла и не запомниться зрителем, но сыгранная  именно Ириной Лепешенковой, она стала неотъемлемой составляющей спектакля. То же можно сказать и о другой ее  героине -  Глаше («Гроза» А.Островского, 1963). Роль Глаши была отмечена критикой как один из ярких сценических дебютов сезона: "Одним из первых спектаклей, в котором мы увидели молодую актрису, была "Гроза" Островского. Ира играла свою Глашу несколько необычно. Исчезла забитая, темная дурочка. Глаша - Лепешенкова активна; она остро реагирует на происходящие события: открыто сочувствует Катерине, ненавидит Кабаниху" (А.Вартанян. "Не принимать равнодушие" // "Смена". 5 октября 1965 г.).

 Для ранних работ Ирины Лепешенковой характерно тонкое органичное сочетание лиричности с мягкой комедийностью. Критики сравнивали ее игру с "прозрачной акварелью".  Благодаря этим качествам просто не могли не  остаться незамеченными такие ее замечательные роли, как Майка («Платон Кречет» А.Корнейчука, 1964), Тоня («Семья Журбиных» В.Кочетова, 1964), Полина ("Доходное место" А.Н.Островского, 1969), Лаура ("Болдинская осень" Ю.Свирина, 1969), Эва ("Час пик" Е.Ставинского, 1970), Неле ("Легенда об Уленшпигеле" Ш. де Костера, 1971), Зойка ("Одни, без ангелов" Л.Жуховицкого, 1972), Галя ("Ночью без звезд" А.Штейна, 1974).  О небольшой роли в спектакле "Болдинская осень" рецензент Николай Лукашов  писал: "Без ее крохотного эпизода "Шарманки" немыслим был спектакль "Болдинская осень". Хрупкая девочка поет тоненьким голоском "Черную шаль". Она кажется маленькой балеринкой, марионеткой, выскочившей из ящика старого шарманщика. Бойко, привычно, согреваясь на ходу, она просит милостыню у случайных прохожих в морозный петербургский вечер. И вот - растворилась во тьме, исчезла, а мы еще слышим трепетный высокий голосок уличной артистки." ("Вечерний Петербург", 6 января 1994 года).

 С переходом на возрастные роли дарование актрисы раскрылось с новой, неожиданной стороны - ей оказались близки острая характерность, тяготение к яркой театральности.  Одними из первых комедийных ролей Ирины Лепешенковой стали столь разные, несхожие между собой образы как: Луша ("Дети солнца" М.Горького, 1976) и  Помпея ("Зеленая птичка" К.Гоцци, 1976). "Лушка в "Детях солнца" у Лепешенковой со страхом и любопытством приглядывалась к непонятной жизни господ, туго ворочая кувалдами нелепых мыслей. Носится она по сцене с тяжелым самоваром, наскоком, скособочившись, влетает в распахнутые двери старого дома. "Колода дубовая"у Лепешенковой наделена физическим здоровьем, свежестью, похожа на дымковскую игрушку. Лушка пугает своей непроходимой тупостью, но не отталкивает: ведь эта "лошадь" не лишена неуклюжего обаяния. В "Зеленой птичке" И.Лепешенкова играла ожившую каменную статую Помпею. Помпея метала громы и молнии, пленяла выразительным жестом, услаждала слух пассажами и колоратурами, а потом в мгновенье ока превращалась в рыжеволосую смеющуюся красавицу. Лепешенкова, привольно существуя в праздничной и солнечной атмосфере, сумела стать обольстительной героиней спектакля". (Н.Лукашов. "Под голубыми небесами..."// "Вечерний Петербург". 6 января 1994 г.).

 Среди наиболее значимых работ Ирины Лепешенковой такие роли как: Таня ("Плоды просвещения" Л.Толстого, 1978),  Смельская («Таланты и поклонники» А.Островского, 1980), Анна («Васса Железнова» М.Горького, 1983 - об этой роли критика писала: "Лучшая роль Лепешенковой этой поры - Анна в "Вассе Железновой". Вместо состарившейся приживалки неопределенного возраста мы увидели ее жаждущей жить, скрывающей свою молодость под полумонашеским одеянием. Вместо елейных интонаций мы услышали доверительные. Вместо суетливой, угодливой наперсницы Вассы, "замочной скважины", мы увидели благообразную, будничную, строгую, спокойную, даже чуть медлительную Анну. Хитро и опасно играющая авантюристка, алчущая денег и свободной жизни, казалась самой живучей и сильной в спектакле." - "Вечерний Петербург"),  Императрица ("Капитанская дочка" А.Пушкина, 1995), Царица ("Сказка про любовь" Г.Горбовицкого, 1990), Пионова ("Картины московской жизни" А.Островского, 1993), Царица ("Горя бояться - счастья не видать" С.Маршака, 1994), Джулиана («Божественная Джулиана» Г.Джеймса, 1995), Эмилия ("Зимняя сказка" У.Шекспира, 1995), Пелагея Егоровна («Бедность не порок» А.Островского, 1996), Мария Глебовна ("Старые русские" Б.Рацера, 1997), Анфиса («Три сестры» А.Чехова, 1998), Фекла («Вицмундир» П.Каратыгина, 1999), Бабариха  ("Сказка о царе Салтане" А.Пушкина, 1999), Софья Ивановна («Комедия из нашей жизни» Н.Птушкиной, 2001), Хеновева ("Деревья умирают стоя" А.Касона, 2001), Мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" У.Теккерея, 2003), Манефа ("На  всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского, режиссер Владимир Голуб, 2004), Торговка ("Пигмалион" Б.Шоу , режиссер Александр Белинский, 1998) и, конечно же, ее самостоятельная работа – спектакль «Под голубыми небесами» А.Пьянова (1990), посвященный творчеству А.С.Пушкина. За сорок с лишним лет работы на Александринской сцене Ирина Лепешенкова сыграла около 90 ролей.  Сегодня в репертуаре актрисы роли в спектаклях Валерия Фокина:  Няня ("Живой труп" Л.Н.Толстого, 2006), "Ксения. История любви" В.Леванова (2009), занята в массовых сценах  спектакля "Гамлет" В.Шекспира (режиссер Валерий Фокин, 2010). В спектакле "Счастье" А.Могучего и К.Филиппова играет роль Прапрабабушки Вили (режиссер Андрей Могучий, 2011).

 В 2004 году Ирина Лепешенкова была удостоена почетного звания "Заслуженная артистка России".

Читать полностью


Последние фильмы и спектакли с персоной
Похожие по амплуа люди
Ирина Лепешенкова 1938-11-03 Фото Ирина Лепешенкова
Главное

Прогноз погоды

Облачно

−1°..0°

Лучшее за неделю