Звание: заслуженная артистка России
В 1952 году окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского. Она училась на курсе профессора, народной артистки РСФСР Елизаветы Ивановны Тиме. После окончания института Вера Николаевна Вельяминова была принята в Академический театр драмы им. А.С.Пушкина, где ей довелось работать с такими корифеями как Л. П. Штыкан, О. Я. Лебзак, Н. К. Черкасов, А. Ф. Борисов, К. В. Скоробогатов, Р. Ф. Лебедев. На сцену Пушкинского театра Вера Вельяминова вышла еще в студенческие годы. Она была приглашена на эпизодическую роль юной цыганки в спектакль «Живой труп» Л.Н.Толстого. Удивительной силы голос молодой актрисы, ее искреннее, вдохновенное исполнение, сценический темперамент, красота и обаяние сразу же обратили на себя внимание. Старинный цыганский романс, который ее героиня пела в спектакле, становился кульминацией сцены у цыган. Позднее в 1954 г . в том же «Живом трупе» Вельяминова сыграла одну из главных ролей - Машу, а ее сценическим партнером был Николай Симонов, игравший роль Федора Протасова.
Талантливую актрису сразу же стали активно занимать во множестве спектаклей, доверяя ей как эпизодические, так и крупные роли самого разного плана – от лирических до острохарактерных и комедийных. Среди ее героинь были вечно ускользающая девушка-мечта Фрези Грант в романтической сказке А.Грина «Бегущая по волнам» ( 1960 г .), сильная властная королева Мария Тюдор в одноименной драме В.Гюго ( 1964 г .), расчетливая и наглая хищница Паула в спектакле «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана ( 1962 г .), Эвридика в трагедии Софокла «Антигона» ( 1968 г .), Квашня в «На дне» М.Горького ( 1973 г .), Василиса Премудрая в «Живи и помни» В.Распутина ( 1980 г .), бесстрашная капитанша Василиса Егоровна в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина ( 1984 г .), преданно любящая Рахманинова в спектакле «Колокола» Ю.Нагибина ( 1989 г .). Великолепная, яркая, стильная, Вера Вельяминова никогда не боялась быть смешной, давая волю актерской фантазии и придумывая для своих персонажей острый рисунок роли. В «Зеленой птичке» Карло Гоцци ( 1976 г .), поставленной режиссером Николаем Шейко в традиции итальянской комедии масок, актриса сыграла Тартальону – стареющую особу, уморительно смешно и нелепо отстаивающую свое право на молодость и красоту. Но ирония актрисы по отношению к своей героине никак не исключала сочувствия и сострадания.
Всех своих сценических героинь (а их у Веры Николаевны было более семидесяти!) актриса любит, наделяя их своим обаянием и жизненным азартом, будь то аристократка леди Джедберг в комедии О.Уайльда «Веер леди Уиндермир» ( 1998 г .), старая ключница Фоминишна в комедии А. Островского «Свои люди – сочтемся!» ( 1990 г .), вредная Мачеха в «Золушке» ( 1988 г .) или Атаманша в сказке «Горя бояться – счастья не видать» ( 1994 г .). Но, пожалуй, самым дорогим и значимым для Веры Николаевны сегодня является спектакль «Поклонимся великим тем годам…», посвященный Великой Отечественной войне и соединивший в себе песни военных лет, фронтовую лирику, отрывки блокадных дневников, воспоминания актеров старшего поколения. Между сценой и залом каждый раз возникает доверительный диалог - о стремительно меняющемся времени, о памяти, любви и человеческом милосердии. «Военный концерт» александринцы играют почти во всех гастрольных поездках, и везде – от Севастополя до Москвы – это представление встречает горячий зрительский прием. Во многом благодаря мастерству и таланту Веры Николаевны Вельяминовой.
В 2006 году Вера Вельяминова была награждена МЕДАЛЬЮ ОРДЕНА "ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ" II степени.