Работал старшим инженером, старшим научным сотрудником института "Внииуголь" Минуглепрома СССР, заведующим сектором тяжелой промышленности Научно-исследовательского института труда Госкомитета по труду и социальным вопросам. Разработал Квалификационный справочник должностей служащих угольной промышленности, который используется по сей день.
С 1984 года - заведующий сектором Отдела организации труда и заработной платы в промышленности, заведующий сектором управления трудом Отдела общих проблем труда НИИ труда Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам.
В 1989 году стал заместителем начальника сводного отдела по труду и социальным вопросам, заместителем начальника Отдела совершенствования управления, начальником Управления социального развития и народонаселения Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам. В 1989 году назначен заведующим Сводным экономическим отделом Совета Министров СССР. Главной целью пребывания на этом посту видел сохранение единого экономического пространства СССР.
В 1990 году утвержден в должности заместителя Председателя Совета Министров РСФСР, Председателя Государственной комиссии по экономической реформе. На этом посту подготовил программу трансформации советской экономики в рыночную ("500 дней") и пакет законов к ее реализации. Программа одобрена Верховным Советом РСФСР, Верховными Советами ряда союзных республик, ее поддержали большинство руководителей республик. Однако к осени 1991 года союзное и российское правительства отказались от принятых на себя обязательств по ее реализации. Не согласившись с изменением экономического курса, подал в отставку.
Летом 1991 года по поручению руководства страны разработал программу интеграции экономики страны в мировую - "Согласие на шанс".
В августе 1991 года назначен заместителем председателя Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР.
С 1992 года - председатель Совета Центра экономических и политических исследований. Весной 1992 года под его руководством готовятся комплексные предложения как социально-ориентированная альтернатива проводимым экономическим реформам.
Летом 1992 года руководил подготовкой конкретных предложений по проведению региональных реформ. В частности, в Нижегородской области был разработан и проведен первый региональный выпуск облигаций областного займа, который решил проблему отсутствия наличных денег, крупные производители были освобождены от непроизводственных расходов, предложена схема реформы ЖКХ, внедрена информационная система адресной социальной помощи.
С 1993 по 2003 год - руководитель фракции "ЯБЛОКО" в Государственной Думе.
С 1995 года - лидер Общественного общероссийского политического Объединения "ЯБЛОКО".
С 2001 года по июнь 2008 года - председатель Российской Объединенной демократической партии "ЯБЛОКО".
Дважды (в 1996 и 2000 годах) принимал участие в выборах Президента РФ, занимал соответственно 4-е и 3-е место.
С июня 2008 года – член Политического комитета партии "ЯБЛОКО".
Доктор экономических наук, защитил докторскую диссертацию в Центральном экономико-математическом институте РАН, профессор Высшей школы экономики.
В декабре 2011 года избран депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга пятого созыва по списку партии "ЯБЛОКО".
Член бюджетно-финансового комитета и постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности.
Руководитель фракции "ЯБЛОКО".