«Астрача, 1941» – единственный в восточной части Ленинградской области музей, посвящённый Великой Отечественной войне и рассказывающий о Тихвинской наступательной операции.
Музей Астрача, 1941
|
|
|||||||||||||||||||
Дата открытия на сайте: 21.11.2022
Прошедшие события, Астрача 1941
Официальная группа Вконтакте

Музей "Астрача, 1941"
вчера в 14:53
🔥 Стояли палатки в астрачском лесу...
Эти невзрачные "железяки" с остатками древесины внутри, часто встречаемые в околоастрачских лесах, - составные части от так называемых "полустоек" солдатской плащ-палатки. Верхние "железяки" - это "трубки полустоек", нижние - "конусы полустоек" (см. фото 1).
Мы привыкли говорить именно в такой последовательности: сначала "плащ", а потом - "палатка", а в функциональном смысле обычно представляем её себе именно в "плащевом" варианте - на солдатских плечах. В то же время ключевое слово здесь - "палатка".
31 января 1938 года из нескольких предложенных вариантов утверждается именно этот образец солдатского снаряжения под названием "палатка-плащ-накидка".
(Он просуществовал в почти неизменном виде в армии СССР, а потом и Российской Федерации до недавнего времени).
Итоговая форма для палатки-плащ-накидки РККА была выбрана в форме квадрата из хлопчатобумажной ткани защитного цвета с размером стороны 180 см и весом полотнища - 1,4 кг (см. фото 2).
Одним человеком она могла использоваться как собственно плащ-накидка или индивидуальный тент (см. фото 2, 4(1)), а в случае необходимости на ней можно было переносить раненых и даже переправляться через водные преграды, предварительно набив внутрь сено.
В то же время, соединив несколько полотнищ плащ-палаток "скооперировавшимися" для этого солдатами, можно было сделать вполне жизнеспособную палатку достаточного размера для одновременного укрытия нескольких человек.
Для сооружения разных вариантов укрытий к полотнищу плащ-палатки прилагалась так называемая "палаточная принадлежность", носимая одним солдатом: две "полустойки", верёвка и два "приколыша" (деревянный и металлический).
Вот так выглядит "палаточная принадлежность" в идеальном сохране (см. фото 3).
"Каждая часть стойки, представляет собой круглый, конусообразный отрезок дерева ... с двумя металлическими оковками. На стойки употребляется только совершенно сухая первосортная береза или дерево другой твердой породы. Нижний конец каждой части стойки внутри имеет конусообразную сверловку, а снаружи на него плотно надета специальная металлическая трубка .... Верхний конец имеет конусообразную заточку и на расстоянии 35 мм от конца на нем плотно надет металлический конус ..." (Палатка-плащ-накидка. - М.: Воениздат, 1938. - С.9).
Полустойки вставлялись одна в другую, образуя палаточные стойки требуемой высоты, а приколыши - это те же палаточные колышки в современном понимании слова.
P.S. На фото 1 в левой "трубке" сверху выглядывает застрявший "конус", а значит это остатки от стойки палатки в собранном состоянии. А это, в свою очередь, значит, что палатки в лесу собирались, несмотря на холод и снег ноября-декабря 1941 года.
#Астрача1941

21.11.2025 в 16:01
🔥 22 ноября - 84-я годовщина с начала действия ледовой трассы "Дорога жизни"
В этот день по ладожскому льду прошла первая автоколонна из блокадного Ленинграда.
За два дня до этого по льду Ладожского озера на Большую землю из осаждённого Ленинграда ушёл первый санный обоз за мукой - из Коккорево в сторону Кобоны.
Этот обоз вернулся только через двое суток, доставив 63 тонны муки. Столь долгое время движения обоза объяснялось тем, что в некоторых местах лёд был еще был очень тонок. Поэтому перед таким участками сани разгружались и преодолевали эти участки порожняком. А потом мешки с мукой возницы по тонкому люду переносили поштучно на руках, заново загружали сани, и обоз трогался дальше.
А в ночь на 22 ноября (после возвращения санного обоза) в путь отправилась колонна автомобилей ГАЗ-АА с прицепленными сзади санями. Это были машины 389-го отдельного автомобильного батальона.
Чтобы снизить риск обнаружения колонны (трасса проходила в полутора десятках километров от позиций противника), машины двигались с погашенными фарами. Ориентироваться можно было только по телефонному кабелю, проложенному накануне вдоль маршрута от Коккорево до Кобоны взводом связи 64-го дорожно-эксплуатационного полка.
Командир автоколонны начальник штаба 389-го автобатальона капитан БИРЮКОВИЧ лежал на крыле медленно движущейся первой машины и всматривался в темноту впереди, одной рукой слегка держась за телефонный провод.
(В течение 4-х суток этот провод был единственным ориентиром для транспорта, двигавшегося по ледовой дороге).
Вечером того же дня колонна доставила на западный берег Ладоги - в Осиновец - 70 тонн муки. Так ледовая трасса "Дорога жизни" начала свою работу.
#Астрача1941

19.11.2025 в 11:55
🔥 Где находился Николо-Беседный мужской монастырь
Многих интересует вопрос, где конкретно находился Николо-Беседный мужской монастырь, а в военное время одна из усадеб совхоза "1-ое мая".
Во избежание сомнений публикуем для сравнения немецкий аэрофотоснимок от 23 июля 1943 года и фрагмент современной карты. Монастырские (и более поздние совхозные) постройки на аэрофото выделены кружком.
На фото 2 - увеличенный фрагмент предыдущего немецкого аэрофотоснимка с монастырскими (и более поздними совхозными) постройками.
#Астрача1941
Музыкальная зима в Петербурге: сюрпризы, премьеры и громкие шоу
Главные события осени в Петербурге: концерт UMA2RMAN, шоу Татьяны Навки и фестиваль Beat Weekend
Сезонный гид по Петербургу: от белых ночей до зимних катков
Топ-события Петербурга на этой неделе: концерт Евы Польна, кинофестиваль Beat Weekend и шоу Ильи Соболева
Жители Ленобласти продолжают экономить на проезде в автобусах
Корпоратив в Петербурге: от классики до безумства
Прогноз погоды
-9°..-5°
Лучшее за неделю














Комментарии посетителей (1)
Никогда не было просто сохранить память о героях войны. Это и предметы, и предыстория, и порой случайные обстоятельства, и мотивы людей, и понимание крайней необходимости поступить так или иначе - много из чего получается общая картина в данном случае героической обороны и освобождения Тихвина.
Вещи останутся и еще обязательно найдутся, история написана и напишется. Благодаря Наталье и ее соратникам. И у нас на Новгородчине тоже есть люди, которые ищут и находят родственников солдат по результатам раскопок. Мерецков это и наш генерал, правда это было после Тихвина... Но начало событий было там!
Всякое событие давних времен имеет значение, также как любое событие сегодняшнего дня отзовется в будущем. Оно непременно наступит. Чтобы понять, какое оно будет, нужно съездить в Астрачу, или другое место рядом, и если повезет, то картину будущего без единого слова можно услышать после такой экскурсии, какая была у нас. Ну и спасибо, конечно, хотя это почти ничего не сказать.