Интересность : Музей вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, спасли коллекцию музея Ленинградского завода художественного стекла. С другой стороны, завод безвозвратно потерян, закрыт в 1996 году, несмотря на былые заслуги - это грустно.
Расположение : Располагается в Кухонном корпусе Елагиноостровского дворца - музея. Помимо этой выставки, можно посмотреть и другие.
Интерьер : Ходить по выставке не сильно увлекательно, детям младшего возраста будет скучно. Для подростков и взрослых есть разные формы подачи - экскурсия, стеллажи, медиаматериалы.
Обслуживание : Сотрудники ведут себя спокойно, наверное сказывается работа с хрупким материалом.
Пользователь
2019-02-27 11:31
Интересность : Достаточно интересная экспозиция. Такое количество изделий из стекла никогда раньше не приходилось видеть.
Расположение : Располагается музей в Елагиноостровском дворце-музее. Кроме данной выставки, здесь можно посмотреть и другие.
Интерьер : Атмосфера пронизана хрупкостью, тонкостью. Даже дышать страшно, находясь на этой выставке.
Обслуживание : Сотрудники музея вежливые, грамотные, открытые. Пообщаться с ними одно удовольствие.
Сотрудники музея вежливые, грамотные, открытые. Пообщаться с ними одно удовольствие. Атмосфера пронизана хрупкостью, тонкостью. Даже дышать страшно, находясь на этой выставке. Располагается музей в Елагиноостровском дворце-музее. Кроме данной выставки, здесь можно посмотреть и другие. Достаточно интересная экспозиция. Такое количество изделий из стекла никогда раньше не приходилось видеть. на страницу отзыва
посетитель
8.25 / 107 февраля 2019 г. 13:53
Сотрудники ведут себя спокойно, наверное сказывается работа с хрупким материалом. Ходить по выставке не сильно увлекательно, детям младшего возраста будет скучно. Для подростков и взрослых есть разные формы подачи - экскурсия, стеллажи, медиаматериалы. Располагается в Кухонном корпусе Елагиноостровского дворца - музея. Помимо этой выставки, можно посмотреть и другие. Музей вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, спасли коллекцию музея Ленинградского завода художественного стекла. С другой стороны, завод безвозвратно потерян, закрыт в 1996 году, несмотря на былые заслуги - это грустно. на страницу отзыва
Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места.
На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Музее художественного стекла.
Наши посетители оценивают Музей художественного стекла по качеству обслуживания и
другим параметрам.
Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Была с мужем в подобных музеях в Европе. К счастью, там производства и с более давней историей до сих пор работают, их посуда стоит дорого, ее достают по праздникам и бережно хранят. А наш Ленинградский завод художественного стекла со всеми рабочими местами закрыт и даже коллекцию оригинальной посуды с трудом взяли в городской музей. Смотрю на эту выставку с ностальгией - сколько творческих и профессиональных начинаний недавнего прошлого потеряно, а новое строить некому - старая смена уходит, а молодая не соответствует не их уровню образования, ни опыта, не имеет профессиональных амбиций.
Дорогие друзья! Обратите внимание!
05 июля 2025 г. до 12:00 вход в Парк закрыт.
Все мероприятия до 12:00 отменены.
22.05.2025 в 11:00
Владимир Павлович Жохов - художник, спортсмен, окончил кафедру художественной керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, учился в институте им. П.Ф. Лесгафта в школе тренеров на кафедре лыжного спорта. До преклонных лет зиму Жохов проводил, катаясь на коньках и лыжах, а летом гонял на роликах. Ироничный, с лукавой хитринкой в глазах он выражал свои мысли особым языком, в котором звучали и народная мудрость, и глубина не сразу прочитываемых смыслов.
После института художник с 1967 по 1995 гг. работает на стеклозаводе Неман, Белоруссия. Проектирует изделия для массового производства, разрабатывает сувенирную продукцию, где особенно хороши многочисленные фигурки животных, создает выставочные произведения. Художественное стекло Жохова становится страницей истории белорусского, советского стеклоделия. Его произведения хранятся в музеях страны. В Елагиноостровский дворец-музей автор передал в дар сорок шесть стекольных изделий - это один из самых больших даров нашему музею.
Десятилетия работы с горячим стеклом Жохов внимательно наблюдал за действиями стеклодувов, постигал возможности материала, особенности приемов работы с ним. В каждом его произведении есть свой секрет, особая хитрость. Композиция «Русское поле» из семи вертикально вытянутых высоких бутылей - просто на первый взгляд, пока не обращаешь внимание на задорные пробки в форме цветов. И вот тут-то загадка, а как сделаны выдувальщиком эти удивительные по технике исполнения цветы? Рассказывая о них, Жохов таинственно улыбался и замолкал.
Юмор автора читается в стеклянном Кубке «Медведь» - награде в соревнованиях по спортивной борьбе. Медведь - герой народных сказок, любимый персонаж старых мастеров-выдувальщиков, приемы их работы угадываются в кубке Жохова. В простодушном мишке чувствуется богатырская сила, которая эффектно оттеняется хрупкостью тонкостенного стекла, демонстрируя высочайшее мастерство стеклодува.
В.П. Жохов художник современный, интересующийся новыми тенденциями в искусстве. В композиции «Адам и Ева», - минималистичной, условной, ощутима перекличка с пластическими поисками К. Бранкузи, одного из основателей стиля абстрактной скульптуры.
Для многих визитной карточкой автора стала композиция «Венеция». Она изящна, невероятно чиста и прозрачна, ритмично разыграна и построена всего на 2-х формах: диск и конус. Игра в перевертыши: низ становится верхом, верх - низом. Венеция с ее призрачной таинственностью, водой и флером ускользающей мечты живет в образе, эффектно созданном В.П. Жоховым.
Про вазу «Эврика», лукаво поглядывая на собеседника, художник замечал: «…пусть кто-нибудь догадается, как сделано больше двадцати разновеликих граней на ее поверхности?» - и в этом весь Жохов - искать, удивлять, увлекать любимым материалом - стеклом.
Произведения автора можно увидеть в экспозиции Музея художественного стекла.https://elaginpark.org/to-do/muzey-khudozhestvennogo-stekla/
Фото:
1. Русское поле. 1973
2. Кубок по борьбе «Медведь». 1972
3. Адам и Ева.1970
4. Фестиваль песни и пляски. 1971
5. Венеция. 1973
6. Эврика. 1975
09.05.2025 в 09:00
В этом году мы отмечаем восемьдесят лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Четыре года отступая, сопротивляясь, упорствуя, с Востока на Запад шли русские, армяне, евреи, белорусы, киргизы, татары и другие народы многонационального Советского Союза. Среди них были кадровые военные, рабочие, инженеры, учителя, художники, люди разных профессий – они защищали Родину. В их рядах воевали и те, кто создавал историю Ленинградского завода художественного стекла.
В 1941 уходит добровольцем на фронт А.А. Кирьёнен, командует стрелковым батальоном, тяжело ранен. С 1943 по 1948 – заместитель главного инженера на заводе «Красный май». С 1948 до 1969 – главный инженер Ленинградского завода художественного стекла и сортовой посуды. В 1958 г. получает патент по разработке на ЛЗХС сульфидно-цинкового стекла вместе с инженером Е.А. Ивановой.
От Ростова-на-Дону до Берлина прошел будущий Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, заслуженный художник РСФСР, а тогда артиллерист-разведчик стрелковой дивизии двадцатилетний мальчишка – орденоносец А.А. Аствацатурьян. С 1965 по 1990 работал на ЛЗХС, с 1975 по 1985 – главный художник завода. Всю жизнь он помнил войну, всю жизнь хотел и не смог сделать то художественное произведение, которое впитало бы в себя пережитое на фронте. Как говорил он сам – «беру карандаш и вижу весь ужас войны… не могу».
В советско-финскую кампанию началась война для курсанта-радиста Юрия Мунтяна, а закончилась для командира передвижной военной радиостанции 1-го Украинского фронта Ю.А. Мунтяна в Венгрии в 1945 г. После войны в 1951-1960 гг. – художник ЛЗХС. Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Юрий Афанасьевич посвятил жизнь любимому материалу – стеклу, но только в конце творческого пути он смог создать пронзительные, ясные, лирические образы в память о боевых товарищах…
С начала войны ушли на фронт Б.А. Смирнов, Э.М. Криммер, и воевали в рядах ВВС Балтийского флота. Занимались разработкой маскировки для военно-стратегических объектов. В период наступления – демаскировкой объектов противника. Б.А. Смирнов летал с разведсамолетами в Германию. После войны оба работали на ЛЗХС, заслуженные художники РСФСР, Лауреаты Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
Н.Г. Эйсмонт в 1941-1942 гг. разрабатывал маскировку для промышленных объектов и тыловых рубежей. В 1950-1952 гг. – главный художник Ленинградского завода художественного стекла и сортовой посуды.
В.И. Тумский с 1941 по 1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне, был на 3-м Украинском фронте в разведроте. Награжден Орденом Отечественной войны I степени. В 1951 г. приехал по приглашению на ЛЗХС. Разведчик, а в мирное время один из лучших алмазчиков завода, В.И. Тумский с удовольствием рассказывал о хрустале, алмазных гранях, и не хотел вспоминать войну.
П.А. Порохов, потомственный стекольщик, в 1940 г. начал работать на Ленинградской зеркальной фабрике в экспериментальном цехе по производству художественного стекла. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Красного Знамени. С 1951 по 1964 год – высококлассный гравер экспериментальной бригады ЛЗХС.
Свой вклад в Победу внесли выдающиеся стеклодувы ЛЗХС М.С. Вертузаев и его племянник Б.А. Еремин. Последнего в срочном порядке сняли с эшелона, отправлявшегося на фронт, и эвакуировали в глубокий тыл в Пензенскую область, в Никольск, где на заводе «Красный Гигант» варили оптическое стекло для танков.
Ф.С. Энтелис инженер-технолог с начала войны вступил в ополчение, провел блокадную зиму в Ленинграде. По вопросу предложенных им стеклянных противотанковых бомб был командирован в Москву. По «Дороге жизни» через Ладогу отморозил ноги и после лечения был демобилизован. С 1948 по 1952 гг. возглавлял заводскую лабораторию ЛЗХС. Технологически разработал и осуществил создание уникальных стеклянных колонн станции метро «Автово», посвященной Победе в Великой Отечественной войне. Лауреат Государственной премии СССР.
Немногие, кто прошел войну воплотили в художественных образах то, что было пережито. Слишком сложна и остра до боли тема.
Но те, кто родился после войны, осмысляя рассказы родных и близких, собственные переживания, создали замечательные произведения на эту тему. Среди них художники ЛЗХС Ю.М. Бяков, А.П. Лаврова, Н.М. Гончарова, Н.Б. Тихомирова, О.Б. Киричек и другие.
Их работы можно увидеть на выставке «Опаленные огнем…» в Елагиноостровском дворце-музее, посвященной восьмидесятилетию Победы https://elaginpark.org/events/vystavka-opalennye-ognem-/
Фото:
1. Ю.А.Мунтян. Памяти юных бойцов. Стекло цветное (селеновый рубин) и бесцветное, гутная техника. 1991 г.
2. Ю.А. Мунтян (в центре).
3. Б.А. Смирнов.
4. А.А. Аствацатурьян, 1946 г.
5. В.И. Тумский (сидит в центре). Чехословакия, 1945 г.
6. Э.М. Криммер.
7. Б.А. Еремин с семьей в день ухода на фронт.
8. П.А. Порохов.
9. Станция метро "Автово", 1949 г.
08.05.2025 в 12:27
🔊Друзья!
Приглашаем на экскурсии на Елагином острове:
Музей художественного стекла:
09.05.2025 г. (пятница)
13:00 - Экскурсия «Лед, рожденный в огне». Билеты только в кассе дворца в день мероприятия.
10.05.2025 г. (суббота)
16:30 - Экскурсия «Лед, рожденный в огне». Билеты только в кассе дворца в день мероприятия.
16.05.2024 (пятница)
14:00 - Экскурсия «Художественное стекло от мастеров Ленинградской школы до современных авторов». Билеты на сайте.
29.05.2024 (четверг)
14:00 - Экскурсия «Художественное стекло от мастеров Ленинградской школы до современных авторов». Билеты на сайте.
Елагиноостровский дворец:
09 мая 2025 г. (пятница)
12:00 – «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж). Билеты только в кассе дворца в день мероприятия.
13:00 – «Возрожденный из пепла Феникс». Билеты на сайте.
14:00 – «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж). Билеты только в кассе дворца в день мероприятия.
16:00– «Возрожденный из пепла Феникс». Билеты на сайте.
10 мая 2025 г. (суббота)
13:00 – «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж). Билеты только в кассе дворца в день мероприятия.
11 мая 2025 г. (воскресенье)
12:00 – «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж). Билеты только в кассе дворца в день мероприятия.
14.05.2025 (среда)
16:00 - Экскурсия «Елагиноостровские интерьеры». Билеты на сайте.
23.05.2025 (пятница)
16:00 - Экскурсия «Елагиноостровские интерьеры». Билеты на сайте.
25.05.2025 (воскресенье)
12:00 - Экскурсия «Елагиноостровские интерьеры». Билеты на сайте.
29.05.2025 (четверг)
15:00 - Экскурсия «Елагиноостровские интерьеры». Билеты на сайте.
31.05.2025 (суббота)
13:00 - Экскурсия «Елагиноостровские интерьеры». Билеты на сайте.
Билеты доступны
https://elaginpark.tn-cloud.ru/?id=1&sid=1
Стоимость экскурсионного обслуживания для индивидуальных посетителей
Экскурсия «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца»
Входной билет в Музей: взрослые - 200 руб., пенсионеры, школьники 1-11 класса, учащиеся – 150 руб., льготные категории - бесплатно.
Экскурсионное обслуживание: взрослые - 300 руб., пенсионеры, школьники 1-11 класса, учащиеся, льготные категории - 150 руб.
Экскурсия «Кабинетная история»
Входной билет в Музей: взрослые - 100 руб., пенсионеры, школьники 1-11 класса, учащиеся – 50 руб., льготные категории - бесплатно.
Экскурсионное обслуживание: взрослые - 300 руб., пенсионеры, школьники 1-11 класса, учащиеся, льготные категории - 150 руб.
Экскурсия «Лёд, рожденный в огне»
Входной билет в Музей: взрослые - 200 руб., пенсионеры, школьники 1-11 класса, учащиеся – 100 руб., льготные категории - бесплатно
экскурсионное обслуживание: взрослые - 250 руб., пенсионеры, школьники 1-11 класса, учащиеся, льготные категории - 150 руб.
01.05.2025 в 09:00
Со школьных лет многие петербуржцы старшего поколения помнят веселый задорный Первомай. Многолюдные демонстрации, бумажные цветы на ветках, песни, призывные лозунги, несущиеся из громкоговорителей - весенний праздник, который ждали и радостно отмечали.
Зародилось это движение в США и имело социально-политический характер. 1 мая 1886 г. началась забастовка рабочих в Чикаго: они требовали восьмичасового рабочего дня и улучшения условий труда. В память об этом событии в 1889 г. Парижский конгресс II Интернационала установил День международной солидарности трудящихся, который должны были отмечать ежегодно 1 мая. В нашей стране первую праздничную сходку рабочих в мае 1891 г. устроил марксист Михаил Бруснев в Санкт-Петербурге. Ежегодным и официальным праздник стал после Октябрьской революции и в 1918 получил название День Интернационала. Его смыслом стало пробуждение пролетариев к свету и знанию, объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества.
В 1970-х за праздником закрепили новое название - День международной солидарности трудящихся. В 1992 г. День солидарности трудящихся переименовали в Праздник весны и труда. Один из самых знаменитых первомайских лозунгов «Мир! Труд! Май!» - измененная строка из стихотворения Маяковского «Солнечный флаг».
XX век - время повсеместного промышленного развития выдвинуло на первый план нового героя - человека труда. В искусстве появилась тема, которой не было ранее - тема борьбы рабочих за свои права. Объединенные производственными коллективами, пролетарии всех стран стали основной движущей силой революций, что смело империи и поменяло социальный облик мира. Композиция Ю.М. Бякова «Ода революции» - яркий пример отражения глобальных исторических событий в искусстве. Созданный художником образ чрезвычайно выразителен, экспрессивен, символичен. Он понятен людям всех континентов. Объемно-пространственная, композиция задумана и решена автором оригинально, смело, масштабно. На круглом диске-основе, особым образом размещены три стекольных разновеликих пласта. На одном из них в центре изображена фигура пролетария, разрывающего цепь. Она дана крупно, в сложном, выразительном ракурсе, максимально передающем движение. Матовая гравировка великолепно моделирует объемы тела и передает напряжение мышц. Наложение изображений: шрифтов, фигуры, стяга рождает ощущение вихреобразного действия. Рубиновый цвет вносит торжествующе-драматический аккорд в художественный образ. В искусстве мирового стекла «Ода революции» Ю.М. Бякова - ведущего художника Ленинградского завода художественного стекла - одно из ярчайших, наиболее точных по раскрытию социальной темы произведений.
12.04.2025 в 09:00
Весь мир 12 апреля отмечает День космонавтики – памятную дату первого полета человека в космос, и один из самых романтичных праздников. Тысячелетиями смотрели люди на звезды, тысячелетиями думали о внеземных цивилизациях, грезили о межпланетных путешествиях. 12 апреля 1961 года на земную орбиту был выведен первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту – Юрием Алексеевичем Гагариным. Мечта фантастов стала реальностью. Тогда, в середине XX века, это событие потрясло умы всего человечества. Люди слушали радио, выходили на улицы, смотрели в небо, а там, в далеком пространстве облетал вокруг Земли первый в истории мира космонавт. И это было реальное Чудо.
Тема космонавтики захватила умы художников. Ей посвящено множество произведений искусства. Не остались в стороне и художники по стеклу. В собрании Елагиноостровского дворца-музея хранится коллекция работ заслуженного художника России А.А. Аствацатурьяна. Фронтовик, прошедший с пехотой войну, уже зрелым человеком получивший образование на кафедре художественной керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, он был увлечен темой Космоса, возможностями науки и силой духа первопроходцев неведомых пространств.
Для воплощения достижений технического прогресса нужны были новые художественные формы, отличные от традиционных приемов работы в стекле. Аствацатурьян создает масштабные композиции «Полет» (1971-1972), «Космос» (1975), «Старт» 1977, «Космос» (1988), где одним из первых в мировом стекле применил склейку, с помощью которой он собирает их из отдельных деталей, словно конструируя промышленные объекты. Крупные модульные объемы лаконичны в своих структурах, брутальны. В композиции «Полет» художник использует оптические эффекты хрусталя, энергию цвета, ритмику форм. «Космос» (1975) и «Старт» интересны как арт объекты в их взаимодействии с пространственной средой. «Космос» (1988) более лирическая композиция. Голубой хрустальный объем, погруженный в прозрачную чашу подобен планете Земля, вокруг которой в необитаемом пространстве движутся корабли, спутники, орбитальные станции. Строгая графика космических аппаратов сродни проектным чертежам, и удивительным образом взаимодействует с прозрачностью, воздушностью стекла, рождая ощущение невесомости, парения.
Произведения А.А.Аствацатурьяна тяготеют скорее к архитектонике современной архитектуры, всегда интересны своими художественными приемами и решениями, в них ярко отразилась космичность мироощущения, свойственная времени, устремленного к новым открытиям, к новым неизведанным далям.
30.03.2025 в 09:00
30 марта отмечается Международный День защиты Земли. Земля - чудесное место для жизни, богатое природой и животным миром, но множество наших действий наносят непоправимый урон планете. День защиты Земли призван изменить потребительский взгляд людей на окружающий мир. Художники не остаются в стороне от этого движения.
В 1980 г. появляется одна из ярчайших композиций ведущего художника Ленинградского завода художественного стекла А.П. Лавровой «Планета Земля» – шесть хрустальных дисков диаметром 40–41 см, значительного веса и объема, оформленных оригинальными авторскими графическими композициями. Для их выполнения гравировкой из-под колеса мастер А. Соловьев использовал для поддержки тяжелых хрустальных форм резиновые ремни. Матовой гравировкой, а где и легкой штриховкой, созданы изображения мезозоя, кембрийского периода, океана, насекомых, птиц – обитателей нашей планеты, как живших в древности, подобно динозаврам и мамонтам, так и существующих по сей день. Художник проделал большой объем работы по изучению и отбору материала для изображения доисторических животных, птиц, рыб, растений, выразительно проработанных в деталях. Лаврова не зря выбрала простые формы и бесцветное стекло, - это позволяет ей сосредоточиться на изображении. Чтобы рисунок лежал на форме, она сразу работала на стекле, сначала покрывая белилами, грунтовала стекло, и по сухому графиту рисовала, закрепляла изображение победитом. При гравировке А. Соловьёв начинал с крупных пятен, далее продолжал ювелирно прорабатывать всевозможные детали, фактуры. Композиция строится на совмещении двух планов - верхнего и нижнего, с расчётом на прозрачность стекла и совмещение изображений. Внутри в перспективе задано спиральное движение с точкой схода в центре. Возникает ощущение бескрайности космического пространства и плывущей в нём живой планеты Земля.
Заключительный объект «Планеты Земля» - синтез символов эпох: египетские пирамиды, Колизей, православный, готический соборы, «Джоконда» Леонардо да Винчи, Эйфелева башня.
Виртуозная совместная работа художника и гравера позволила создать произведение, отражающее философский замысел Лавровой - уникальность Земли, многообразие и непрерывную цепь развития цивилизации, поиск временных связей и их смыслов. Образ многогранный, запоминающийся.
Произведения Лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина А.П. Лавровой можно видеть в постоянной экспозиции Музея художественного стекла https://elaginpark.org/central-park/museums/muzey-khudozhestvennogo-stekla/
Фото: А.П. Лаврова. Композиция «Планета Земля». 1980. Хрусталь, гравировка.
14.03.2025 в 10:51
Друзья, мы видим все ваши обращения по поводу сбоев в работе сайта!
Наши специалисты пытаются устранить проблему, но пока не дают прогнозов😐 Хорошая новость - страница с билетами в музеи, на Шоу "Секрет стеклодува", каток, выставки и экскурсии работает, ссылка: clck.ru/3HXjzw
Приносим извинения за доставленные неудобства и надеемся на скорейшее решение проблемы.
12.03.2025 в 16:04
📝Отзыв наших гостей о новой программе: «Такой формат экскурсии уникален, и в других музеях его нет. Нам очень понравилось!… Задействованы и тактильные ощущения, и визуальные, и звуковые.»
📌Продолжение отзыва по ссылке: https://otzovik.com/review_17059116.html
05.03.2025 в 09:00
Cлева: О.Б.Киричек. «Орхидеи». 1984. Хрусталь, гравировка.
Справа: О.Б.Киричек «Парк». 1985. Хрусталь, гравировка, пескоструйная обработка.
5 марта отмечает свой день рождения один из ведущих отечественных художников по стеклу - Ольга Борисовна Киричек.
Жизнелюбивый, творческий, деятельный человек, Ольга Борисовна родилась и выросла в Ленинграде, где с самого детства впитывала культуру, эстетику исторического Петербурга. В 1978 году окончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, кафедру художественной керамики и стекла, с 1978 по 1997 гг. работала на Ленинградском заводе художественного стекла. Пять лет трудилась на участке пескоструйной обработки, что позволило ей мастерски овладеть приемами холодной обработки стекла. Потом была принята в художественную лабораторию ЛЗХС. Школа маститых художников, в окружение которых она попала, помогла быстро вникнуть в суть производства, включиться в творческую работу.
В авторских произведениях О.Б. Киричек успешно нашел свое применение ее интерес к гравировке. Одна из ее самых выразительных композиций - «Орхидеи» - сейчас находится в постоянной экспозиции Музея художественного стекла. На крупных уплощенных стенках сосудов свободно, декоративно-нарядно располагаются стилизованные цветы орхидей. Они эффектно компонуются на гладких поверхностях хрусталя, охватывая объемы бесцветных форм, скользят в диагональном движении. Культура эпохи модерна угадывается в стилистике автора. Объемы ваз сознательно уплощены, чтобы приблизить друг к другу круговой рисунок цветов, искусно выполненных матовой гравировкой. Орхидеи парят в хрустальном пространстве, полном воздуха и света.
Ее композиция «Парк» элегантна, поэтична, образна. В ней чувствуется флер очарования садов и парков Петербурга, органичное единство природы и классической архитектуры. Художником найдено оригинальное, точное воплощение задуманного образа – стройный силуэт амфоры словно накрыт небесным сводом и парящей в воздухе листвой. Тонировка пескоструем предает ему весомость, ощущение каменной поверхности, прозрачный цилиндрический объем почти не видим, его иллюзорность усиливает матовая гравировка веток и листьев. О. Киричек великолепно работает с художественным пространством, наполняя его особым лирическим настроением.
После остановки завода в 1997 г. казалось, что уход из профессии неизбежен. Было трудное время, но О.Б. Киричек – человек энергичный, сильный по характеру, нашла свой путь в работе со стеклом – фьюзинг, моллирование. И сейчас она продолжает активно участвовать в художественной жизни Петербурга, вот уже 20 лет является постоянным участником выставок «Стекло и керамика в пейзаже». С 24 мая по 29 июня этого года в Малом выставочном зале Конюшенного корпуса будет проходить выставка ее работ «Лабиринты творчества». Не сомневаемся, что художник порадует нас новыми яркими образами и творческими открытиями!
Увидеть работы О.Б. Киричек можно в постоянной экспозиции Музея художественного стекла https://elaginpark.org/central-park/museums/muzey-khudozhestvennogo-stekla/
17.02.2025 в 12:51
Кто зимой не мечтает о лете, о его буйных красках, веселой россыпи солнечных зайчиков, ароматах цветов, листвы, травы. Как часто природа становится источником для творческого вдохновения художников! Вот и наш автор – художник по стеклу Е.Ю.Есикова не устает восхищаться красотой земного мира. В ее творчестве есть значительная серия работ, которая создавалась на протяжение долгих лет и посвящена цветам, точнее цветочным букетам.
Но вначале несколько слов об их авторе. Елена Есикова, как и ее талантливый супруг художник по стеклу Константин Литвин – однокурсники. В 1982 году окончили ЛВХПУ им. В.И.Мухиной. Долгие годы работали на расположенном в Вышнем Волочке стеклозаводе «Красный Май», где с 1987 по 1906 Л.Н.Литвин был главным художником производства. Заслуженные художники России, медалисты Российской академии художеств, СХ России.
Бóльшая часть произведений создавалась Литвиным и Есиковой совместно. Однако, и авторские вещи только Есиковой, и только Литвина, мы встречаем в их обширном творческом наследии.
В коллекции Музея художественного стекла есть две стекольные композиции Е.Есиковой - «Постимпрессионизм» и «Пуантилизм». Обе на тему цветочных букетов и выполнены на заводе «Красный Май», который в советское время славился варкой богатейшей палитры цветных стекол. В этих букетах мы видим богатство красочных оттенков: оранжевые, кобальтовые, травянисто зеленые, желтые, - они наполнены радостью, наслаждением жизнью. Но какой индивидуальный, выразительный, эмоциональный подход к их созданию у автора! Обе композиции - отклик Есиковой на увлечение французской живописью рубежа XIX – XX вв.
В «Постимпрессионизме» она обыгрывает живопись Ван Гога – сочную, пастозную, энергичную. В прототипе цветов дикие ирисы, которые растут вдоль рек и озер. Есикову вдохновила живая пластика цветов, но если дикие ирисы в природе сине-лиловых оттенков, то здесь автор, вспоминая Ван Гога, переводит стекольную палитру в жгучие оранжево-желтые цвета. Для каждого букета, а их художник создала несколько десятков, своя особая форма сосуда. В данной композиции букет в кобальтовом кувшине, формы которого навеяны деревенской французской посудой.
В композиции «Пуантилизм» Е.Есикова шуточно превращает цветок в точку на стебельке, обыгрывая название одного из стилей французской живописи - пуантилизма, произошедшее от французского слова «точка».
Простая форма оранжевого горшка оттеняет эффектный взрыв разноцветных точек на длинных стеблях, стремительно вылетающих из емкого сосуда. Работу можно увидеть в экспозиции Музея художественного стекла. https://elaginpark.org/events/ekspozitsiya-i-krasota-i-vdokhnovenie-/
06.02.2025 в 12:57
Александр Алексеевич Иванов – петербургский художник, новатор, человек непростой судьбы, много сделавший для того, чтобы стекольное искусство продолжало жить в непростые постперестроечные времена.
После закрытия почти всех стекольных заводов, художники потеряли производственную базу, и, казалось бы, нет далее возможностей работы в любимом материале. То, что было развито в Европе – студийное стекло, для СССР не было характерно. Но А.И.Иванов первым еще в 1971 году сначала сам организовал свою стекольную студию, затем стал привлекать к работе в ней молодых авторов, и всячески пропагандировал возможности студийного производства. Своей энергией, энтузиазмом он привлек внимание многих. С этого момента началось студийное движение по всей России, давшее направление дальнейшему развитию отечественного художественного стекла.
Выпускник ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, заслуженный художник России, медалист Академии художеств СССР, он работал на заводе «Красный гигант» в г.Никольск Пензенской области, многократно участвовал в творческих командировках на керамико-скульптурную фабрику г.Львова.
Когда после развала СССР последовало закрытие стекольных заводов, практически пропали возможности работы с выдувным стеклом, для Иванова, как и для многих художников, это была реальная трагедия. Однако, сильный по характеру, целеустремленный человек шел дальше и своим примером показывал новые возможности работы со стеклом. Он обратился к столь сейчас популярной технике – фьюзинг – спекание стекла. Поставил в своей мастерской специальную печь и начал творчески экспериментировать с новыми приемами работы. Как результат вышел на создание крупных, выразительных художественных произведений и образов.
В собрании Елагиноостровского дворца-музея хранятся уникальные произведения А.А.Иванова «Турнир» и «Волки».
Остро драматичная композиция «Волки» в технике спекания отдельных кусочков нарезанного стекла в единый пласт выполнена смело, точно по рисунку, эффектно. Целостным силуэтом решены фигуры воющих волков, графика веток под их лапами словно ножами режет фигуры зверей. Напряжения добавляет густой холодный кобальтовый цвет стекла.
В композиции «Турнир» А.А.Иванов ставит перед собой и решает непростую задачу: из плоских пластин стекла выйти на объемные формы. В том, как ему это удается помогает его сметливый технически ум, опытные руки мастера. Объемно-пространственная композиция оригинальна по замыслу, воплощению, содержательному наполнению. Тема средневекового турнира подобно спектаклю разыгрывается перед нами, захватывая исторической достоверностью и невероятным воплощением в плоском стекле. Работу "Волки" можно увидеть в Северной анфиладе Музея художественного стекла.
https://elaginpark.org/events/ekspozitsiya-i-krasota-i-vdokhnovenie-/
На фото: А.А. Иванов. Волки. 2005 г. Спекание, дерево, металл.
А.А. Иванов. Турнир. 2008 г. Спекание, склейка, металл, дерево, веревка.