Пасмурно  небольшой снег  −3…−4°C
Вход
Добавить на сайт

Отзывы о Музее-усадьбе Г. Р. Державина

Интересность : Место интересное. Всегда здорово, когда можно прикоснуться к чему-то великому, прекрасному, выдающемуся.
Расположение : Располагается в самом центре города. Можно добраться на чём угодно)
Интерьер : Здесь царит особенная атмосфера. Как будто на машине времени перемещаешься в тот период нашей истории. Рисуется образ самого владельца особняка) Экскурсия очень хорошая.
Обслуживание : Могу выразить только слова благодарности тем людям, которые здесь работают.
Интересность : Были не так давно в музее Державина, там оказывается целых 16 интерьерных залов имеется. Все отреставрировано, очень красиво. Можно прикоснуться к ушедшей эпохе, включить воображение и представить, как там се устроено было. Плюс, например, там проходят заседания литературного сообщества, размещена литературная экспозиция. Есть на что посмотреть.
Расположение : Располагается музей на набережной реки Фонтанки, мы вышли на Техноложке и немного прошлись.
Интерьер : Потрямсающей красоты масштаба усадьба, очень понравились залы домашний театр, гостиная, ".диванчик", кабинет.
Обслуживание : Все отлично устроено. есть на что посмотреть.
Адрес

наб. реки Фонтанки, д. 118

карта
Район
Адмиралтейский район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Музее-усадьбе Г. Р. Державина

Общая оценка:8.38 / 10
Интересность 9
Расположение 8
Интерьер 8
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Галерея Марины Гисич Галерея Марины ГисичАмигоИспанский центр раннего развития АмигоМетрологический музей при ВНИИМ им. Д. И. Менделеева Метрологический музей при ВНИИМ им. Д. И. МенделееваМузей Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова Музей Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова
посетитель
7.75 / 10 20 ноября 2018 г. 13:25
Все отлично устроено. есть на что посмотреть.  Потрямсающей красоты масштаба усадьба, очень понравились залы домашний театр, гостиная, ".диванчик", кабинет.  Располагается музей на набережной реки Фонтанки, мы вышли на Техноложке и немного прошлись.  Были не так давно в музее Державина, там оказывается целых 16 интерьерных залов имеется. Все отреставрировано, очень красиво. Можно прикоснуться к ушедшей эпохе, включить воображение и представить, как там се устроено было. Плюс, например, там проходят заседания литературного сообщества, размещена литературная экспозиция. Есть на что посмотреть.  на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 13 ноября 2018 г. 14:31
Могу выразить только слова благодарности тем людям, которые здесь работают. Здесь царит особенная атмосфера. Как будто на машине времени перемещаешься в тот период нашей истории. Рисуется образ самого владельца особняка) Экскурсия очень хорошая. Располагается в самом центре города. Можно добраться на чём угодно) Место интересное. Всегда здорово, когда можно прикоснуться к чему-то великому, прекрасному, выдающемуся.   на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете интересные отзывы о Музее-усадьбе Г. Р. Державина. Наши посетители оценивают Музей-усадьба Г. Р. Державина по интерьеру и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Gorilla ParkПарк развлечений Gorilla ParkУкроп на Малой КонюшеннойКафе Укроп на Малой КонюшеннойAngry Birds Activity ParkПарк активного отдыха Angry Birds Activity ParkЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий

Комментарии посетителей (5)

Оля13 ноября 2018 г. 14:28
Меня впечатлила экскурсия. Если бы не чудесный гид, то, думаю, вряд ли бы произвело на меня всё это такое сильное впечатление. Было интересно посмотреть на кабинет Державина. Прямо-таки представлялось, как вот он здесь сидел, писал, общался с кем-то из выдающихся людей)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Юлияк событию Интерактивная выставка-аллюзия "Шекспир-тайна-400"6 августа 2017 г. 20:51
профанация. экскурсию не проводят, включают аудиозапись, хотя в сб-вс обещали квест, запись плохого качества, на сайтеобещают, что по этому билету можно пройти по всему музею, на практике, требуют покупать отдельно на шекспира, отдельно на остальнуюэкспозицию. персонал хамоватый, посетителей вообще нет, но все чрезвычайно заняты. приветливы только работники гардероба
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Татьяна Ивановак событию Интерактивная выставка-аллюзия "Шекспир-тайна-400"3 июня 2017 г. 21:56
Не скажу, что мне понравилась выставка. Все держится только на качественной работе экскурсовода. Было видно, что ей очень интересна данная тема и рассказ получился очень вдохновленным, что конечно заразительно. Но касательно самой выставки,так и выставкой то там назвать нечего. Понятно, что подлинников там быть не могло, но там и "декораций" мало для запрашиваемой стоимости (((
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Виктор Кахи20 марта 2012 г. 14:39
усадьбу надо посмотреть после просушки и напйти место для С Ч !
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
ольга6 октября 2011 г. 15:43
Очень хороший музей ,чудесные экскурсии!!!
Но...Жуткая истеричка на кассе...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Всероссийский музей А.С. Пушкина

вчера в 13:59


Дорогие друзья! 16 января во всем мире проходит акция День музейного селфи, когда пользователи социальных сетей публикуют фотографии из музеев с тегом #museumselfie Приходите во Всероссийский музей А. С. Пушкина, фотографируйтесь рядом с понравившимися экспонатами и публикуйте их в соц. сетях! Разместить фотографии можно в «ВКонтакте», Facebook, Twitter и Instagram, поставив хэштеги #MuseumSelfie и #ВсероссийскийМузейПушкина Также можно использовать #МузейноеСелфи #КультурноеСелфи #CultureSelfie ‼️В акции принимают участие: 🔹Музей-усадьба Г. Р. Державина 🔹Музей-квартира Н. А. Некрасова 🔹Литературная экспозиция «Пушкин. Жизнь и творчество» 🔹Мемориальный Музей-Лицей Проявляйте фантазию, но не забывайте о правилах: фотографироваться можно только без вспышки, трогать экспонаты нельзя. Международная акция #MuseumSelfie проводится ежегодно, начиная с 2014 года. #музей #музейспб #музеироссии #акция
14.01.2019 в 17:17


В своих работах Валерий Мишин часто обращается к жизни и творчеству Пушкина. Как вспоминает художник, его первая пушкинская работа случилась в начале 70-х годов. «Тогда фраза "Пушкин – наше все" была наполнена глубоким смыслом и почти сливалась с постулатом Ходасевича "Этим именем мы будем аукаться в надвигающемся мраке". Существование цензуры и строгие каноны, которые следовало соблюдать в изобразительном искусстве, сковывали свободу художника, а образ Пушкина, его особенная пластика, яркость личности, глубина постижения сути человеческой природы и творчества, все это давало надежду на возможность искреннего художественного высказывания. Так получилось, что размышления о жизни и творчестве Пушкина прошли через всю мою жизнь. Началось все в 70-е с цикла "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать", где судьбу поэта и ее экзистенциальный смысл я пытался выразить изобразительно, потом, в конце 70-х, начале 80-х был создан цикл силуэтов "Тень поэта", в 80-е годы и иллюстрации к эпиграммам. Издательство "Художественная литература" предполагало выпустить том пушкинских эпиграмм с комментариями Сергея Александровича Фомичева, но быстрая смена исторического пейзажа и закрытие издательства этим планам помешало. В это же время, размышляя о судьбе поэта и культурных смыслах его эпохи, работал я над портретом Пушкина, выполненным в технике цветной литографии. Петербургские пейзажи, связанные с памятью о Пушкине, выполненный в технике многослойной акварели, композиции, навеянные образами "Пиковой дамы", исполненные в смешанной технике – все это работы конца 80-х начала 90-х годов прошлого века. И, наконец, на рубеже веков я приступил к работе над иллюстрациями к "Пиковой даме", которую считаю одним из лучших прозаических произведений русской литературы. В 1999 году издательство "Редкая книга из Санкт-Петербурга" выпустило эту уникальную ручной печати книгу. Иллюстрации выполнены в технике офорта, часть тиража раскрашена акварелью». В фонде печатной графики Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся иллюстрации В. А. Мишина к повести «Пиковая дама», созданные художником в 2001 году. ©Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина #всероссийскиймузейпушкина #художник #искусство #музей #музейспб #музеироссии #АлександрПушкин #Пушкин
14.01.2019 в 14:24


Дорогие друзья! Сегодня юбилей у замечательного художника, поэта и друга нашего музея Валерия Андреевича Мишина. Валерий Мишин родился 14 января 1939 года в Симферополе в семье школьного учителя, в 1962-м окончил Свердловское художественное училище, приехал в Ленинград и поступил на отделение монументально-декоративного искусства Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. «Общежитие училища, — пишет художественный критик Дмитрий Северюхин, — расположенное в самом центре города на набережной Фонтанки, стало для него родным домом, а Петербург (именно Петербург, а не Ленинград), с его неисчислимыми культурными богатствами, парадным блеском дворцов и романтикой старых дворов, с его умонастроениями и магией, оказался местом его постоянной „художественной прописки“. Дружба с поэтами Константином Кузьминским, Виктором Кривулиным, Евгением Пазухиным, Олегом Охапкиным, Тамарой Буковской во многом определила круг его литературных интересов. В середине 1960-х, не оставляя искусства, он начал писать прозу и стихи, отнюдь не предназначенные для официальной публикации, посещал литературные объединения, выступал на квартирных вечерах, печатался в самиздате. Его литературные персонажи, возникшие из самого воздуха современной жизни, философствуют, говорят „за жизнь“, пьют пиво или портвейн, ссорятся и мирятся, попадая в курьезные ситуации. В этих внешне незамысловатых, порой анекдотичных сценках, диалогах и монологах ирония и сарказм соединяются с лирикой, афористические сентенции порой граничат с абсурдом, а элементы ненормативной лексики органично вплетаются в поэтическую языковую ткань». Валерий Мишин занимается станковой, книжной и печатной графикой, живописью, объектом, инсталляцией и экслибрисом. Участник 300 выставок в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, а также за рубежом — в Варшаве, Генте, Лондоне, Майнце, Мехико, Париже, Стокгольме и других. Из них более 20 персональных. Им были оформлены и проиллюстрированы свыше 50 книг. В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся 55 его работ, первая из них поступила в наше собрание в 1974 году. Среди них экслибрисы, композиции, иллюстрации к эпиграммам Пушкина и повести «Пиковая дама». 29 января в 16:00 состоится открытие выставки Валерия Мишина «Опыты на холсте и бумаге. Остаточный реализм» в Большом зале Выставочного центра Санкт-Петербургского Союза художников (Большая Морская, 38). Вход свободный! ©Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина 2. Мишин В. А. Пушкин Александр Сергеевич. 1987 г. Бумага, цветная автолитография 3. Мишин В. А. Экслибрис Т.С. Буковской. 1986. Бумага, литография тоновая 4. Мишин В. А. "Тень поэта". 1982. Бумага, офорт, смешанная техника 5. Мишин В.А. Арист нам обещал трагедию такую...1983. Офорт, смешанная техника #всероссийскиймузейпушкина #художник #искусство #музей #музейспб #музеироссии
14.01.2019 в 10:46


Дорогие друзья! 11 января в Музее-усадьбе Г. Р. Державина открылась выставка «Лоскутные забавы – 2019». Ежегодная выставка работ мастеров квилт-студии «Лоскутные забавы» в музее стала доброй традицией – она проводится здесь уже в десятый раз. Это своеобразный творческий отчёт студии за прошедший год перед постоянными зрителями и любителями лоскутного шитья. На выставке экспонируются коллективные проекты: «Рустик», «Стили лоскутного шитья» и «Всё пошло в дело», занявший 2-е место на конкурсе Фестиваля «Традиция» в 2018 году. Можно также увидеть работу А. А. Никулиной и Л. В. Полохало «Трудовые будни – праздники для нас» - призёра Международного Фестиваля лоскутного шитья в Суздале в 2018 году, занявшую 3-е место среди конкурсных работ. 💥 В рамках выставки состоятся творческие встречи с мастерами студии и мастер-классы для начинающих лоскутниц. Ближайший мастер-класс: 📅 20 января 14:00-16:00 «Всё о жилетах» (мастер Никулина Александра Александровна) Вход на выставку в часы проведения мастер-классов и встреч с мастерами студии – 200 рублей для всех категорий граждан. Подробнее о выставке и мастер-классах http://www.museumpushkin.ru/vystavki1/vremennye_vystavki/loskutnye_zabavy_2019.html #всероссийскиймузейпушкина #усадьбадержавина #мастеркласс #рукоделие #выставка #музейспб #музеироссии #ЛоскутныеЗабавы
12.01.2019 в 14:00


В XIX веке наиболее популярной карточной игрой в России был штосс (разновидность игры фараон) 🃏. В книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)» Ю. М. Лотман так описывал правила: «Играющие делятся на банкомета, который мечет карты, и понтера (понтировать — «увеличивать ставку»). Игра может проходить как один на один, так и с участием нескольких игроков-понтеров. Каждый из игроков получает колоду карт. Понтеры выбирают из колоды одну карту, на которую ставят сумму, равную той, которую объявил банкомет. Далее поочередно открывают карты из колоды банкомета, и совпадение с загаданной картой приносит понтеру победу. Как правило, банкомет и понтеры располагаются по разные стороны вытянутого прямоугольного стола, покрытого зеленым сукном, которое служит для записи ставок и долгов. На этом же зеленом сукне производятся все расчеты». Популярность игры была настолько велика, что ее упоминание мы встречаем во многих классических произведениях, в частности в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме»: О двойка! ни дары свободы, Ни Феб, ни Ольга, ни пиры Онегина в минувши годы Не отвлекли бы от игры. Задумчивый, всю ночь до света Бывал готов он в эти лета Допрашивать судьбы завет: Налево ляжет ли валет? Уж раздавался звон обеден, Среди разорванных колод Дремал усталый банкомет, А он, нахмурен, бодр и бледен, Надежды полн, закрыв глаза, Пускал на третьего туза. (Из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин») «В следующий вечер Германн явился опять у стола. Все его ожидали. Генералы и тайные советники оставили свой вист, чтоб видеть игру, столь необыкновенную. Молодые офицеры соскочили с диванов; все официанты собрались в гостиной. Все обступили Германна. Прочие игроки не поставили своих карт, с нетерпением ожидая, чем он кончит. Германн стоял у стола, готовясь один понтировать противу бледного, но все улыбающегося Чекалинского. Каждый распечатал колоду карт. Чекалинский стасовал. Германн снял и поставил свою карту, покрыв ее кипой банковых билетов. Это похоже было на поединок. Глубокое молчание царствовало кругом. Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз. — Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту. — Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский. Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться. В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его... — Старуха! — закричал он в ужасе. Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно» (Из повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»). ©Изображение из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина 1. Люкшин Ю. К. (1949 г.р.). "Пиковая дама". Илл. Россия, Петербург. 1998 г. Бум., смешан. техника 2. Мишин В. А. Безумный Германн. 2001. Санкт-Петербург. Бумага, офорт с авторской раскраской. #всероссийскиймузейпушкина #карты #ЕвгенийОнегин #музей #музейспб #музеироссии #спб #ПиковаяДама
12.01.2019 в 12:00


Дорогие друзья! Сегодня мы расскажем об одном из развлечений XIX века - карточных играх. «В русской жизни карты одна из непреложных и неизбежных стихий», — писал князь П. А. Вяземский. Карточные игры были очень популярны в России начиная с XVIII века. Без расставленных для гостей зеленых столов не обходились званые вечера. Помещичья семья коротала время в сельской глуши, перекидываясь в картишки. Девушки не только гадали на женихов, но и обыгрывали друг друга в «марьяж», «хрюшки» или «шнип-шнап-шнур». Даже дети нередко играли в «дурачки». Домашние партии велись, как писал Г. Р. Державин, «по грошу в долг и без отдачи». Они были частью семейной жизни: Или, сидя дома, я прокажу, Играя в дурачки с женой; То с ней на голубятню лажу, То в жмурки резвимся порой… (Из стихотворения Г. Р. Державина «Фелица») Азартные карточные игры считались пагубной страстью — пороком, сравнимым разве что с буйным пьянством. Их называли «позором гостиных», «растлением нравов» и «тормозом просвещения». Литературовед и пушкинист Ю. М. Лотман в книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)» отмечал, что азартная игра встречала «решительное моральное осуждение», а в конце XVIII — начале XIX века была формально запрещена как безнравственная. На вечерах у историка Николая Карамзина, к примеру, никогда не играли в карты. Однако во многих других салонах картежные игры процветали. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин вспоминал, что зачастую хозяева салонов жульничали во время партий: заранее обговаривали жесты и «вытягивали» с игроков по сто рублей. Самыми популярными играми в то время были фараон, мушка, вист, пикет и рамс. © Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина 1. Васенина-Прохорова Елизавета Петровна (1967 г.р.) "Пиковая дама". Декупаж. Россия. 2001 г. Бумага цветная, смешан. техника 2. Чернышев А. Ф. (1824-1863). Игра в карты. Группа за карточным столом. Россия. кон.1840-х гг. Бумага, карандаш графит. #всероссийскиймузейпушкина #карты #игра #музей #музейспб #музеироссии #спб #коллекция
11.01.2019 в 12:00


Дорогие друзья! 11 января 1875 года родился композитор Рейнгольд Глиэр. Апофеозом его творчества стал балет «Медный всадник» по мотивам повести А. С. Пушкина. В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся материалы, связанные с этим балетом, – партитура «Медного всадника», фотография Р. Глиэра с подписью, адресованной Всесоюзному музею А. С. Пушкина, а также именной бланк с записью: «Каждого композитора привлекает необыкновенная исключительная музыкальность пушкинского стиха, как бы просящегося на музыку… Когда я писал “Медного всадника”, то все время испытывал такое чувство, будто стою у кристально чистого источника и черпаю силу изобразительной ясности, солнечности. Р. Глиэр». В эпилоге балета Глиэр вставил музыкальный номер, восхваляющий Великий город, и символично назвал его гимном. В 2003 году поэт Олег Чупров сочинил слова, а композитор Григорий Корчмар внес в музыку редакционные изменения. Такая версия произведения стала официальным государственным символом — гимном Санкт-Петербурга. #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #гимн #СанктПетербург #спб #музейспб #музей #музеироссии
10.01.2019 в 14:18


📜 Дорогие друзья! Уже в эту субботу в 16.00 в рамках проекта «Мы проводили вечер на даче» состоится лекция «Утаенная любовь…». Цикл «Легенды и мифы о Пушкине» продолжает рассказ доктора филологических наук, заведующего научно-организационным центром Алексея Викторовича Ильичева об одной из величайших и все еще не разгаданных загадок пушкиноведения — «утаенной любви» Пушкина. ✍🏻 В 1829 году в альбоме московской красавицы Екатерины Ушаковой Пушкин оставил два списка имен любимых женщин, так называемый «донжуанский список», там немного имен: 15 — в первом списке и 22 — во втором. Имя женщины из первого списка, скрытое под буквами N.N., всегда интриговало пушкинистов, и едва ли не каждый из них ломал голову над тем, кто именно была этой «утаенной любовью». Несмотря на целый ряд предложенных исследователями расшифровок, ни одна из них не представляется убедительной в полной мере. Обращаясь к этому удивительному биографическому и литературному феномену, вы вступите в «тайное тайных», глубоко сокровенную жизнь Пушкина, коснетесь тех ее сторон, которые помогут понять и осмыслить самые яркие и романтически возвышенные шедевры его поэзии. Проект проводится в Мемориальном музее-даче А. С. Пушкина Стоимость билета — 200 руб. (количество мест ограничено) Телефон для справок: (812) 476-69-90 Адрес музея: г. Пушкин, ул. Пушкинская, 2/19 #всероссийскиймузейпушкина #Пушкин #АлександрПушкин #дачаПушкина #музей #музейспб #спб #музеироссии #лекция
09.01.2019 в 15:47


Дорогие друзья! Вот и закончились праздничные выходные 😢 Но повода грустить нет! Спешим сообщить вам о новой выставке «Лоскутные забавы – 2019», которая открывается 11 января в Музее-усадьбе Г. Р. Державина! «Лоскутные забавы» – это не только выставка работ мастеров квилт-студии, но и интересные мастер-классы по рукоделию ✌🏻! Расписание и подробная информация уже на сайте http://www.museumpushkin.ru/vystavki1/anonsy_vystavok/loskutnye_zabavy_2019.html #всероссийскиймузейпушкина #усадьбадержавина #рукоделие #выставка #музей #музейспб #спб #музеироссии
08.01.2019 в 12:00


8 января 1815 года состоялся знаменитый лицейский экзамен, где А. С. Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе» перед членами комиссии, среди которых был и Г. Р. Державин. Это событие запечатлено в работе И. Е. Репина «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Работу художнику заказал Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей к своему столетнему юбилею. Картина хранилась в Музее Александровского Лицея, откуда поступила в Пушкинский Дом, а затем — во Всероссийский музей А. С. Пушкина. Картину Репин начал писать уже в день получения заказа. Художник был снабжен необходимыми материалами: портретами лиц, присутствовавших на экзамене, описанием их форменных одежд и регалий, чертежами мебели, планом и размерами актового зала. Художник не раз приезжал в Лицей, и наставники и питомцы учебного заведения помогали ему представить, как проходил экзамен, на котором юный поэт читал свои строки Г. Р. Державину. Фотография, запечатлевшая инсценировку экзамена, и картина в настоящее время экспонируются на выставке «Живем мы памятью Лицея» в Мемориальном музее-Лицее. Сочиняя композицию, Репин также пользовался воспоминаниями Пушкина и его однокашника И. Пущина. Художник работал над образом Пушкина много лет, создав около сотни портретов. По воспоминаниям К. Чуковского, только в этой картине он «переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить целый город». Сам же Репин отмечал, что «лицо и вся фигура мальчика Пушкина на моей картине составляет радость моей жизни. Никогда еще мне не удавалось ни одно лицо так живо, сильно и с таким несомненным сходством, как это, — героя-ребенка». Создавая образ Державина, художник обстоятельно изучил книгу Я. К. Грота «Жизнь Державина», обширные «Записки» поэта и многотомное собрание его сочинений. К. И. Чуковский так вспоминает это время: «Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и “Фелицу”, и “Водопад”, и “На взятие Измаила”, и “Цирцею”, и “Деву за арфою“, и оду “Бог”, и многое другое. В ту пору у него в Пенатах стали часто бывать пушкинисты, особенно Семен Афанасьевич Венгеров и Николай Осипович Лернер, снабжавшие его грудами книг, и он по прошествии нескольких месяцев приобрел такую эрудицию во всем, что относится к лицейскому периоду биографии Пушкина, что, слушая его беседы с учеными, можно было счесть и его пушкинистом». В коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится не только сама картина, но и этюд к ней. ©Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина: 1. И. Е. Репин. «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815г».1911 г. Холст, масло. Надпись: Слева над плечом в центре внизу: «1911г./ Ил.Ръпинъ» 2. И. Е. Репин «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Этюд. Россия, 1911. Картон, масло #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #ИльяРепин #Репин #художник #искусство #музей #музейспб #музеироссии
07.01.2019 в 12:00


Дорогие друзья! Сегодня мы расскажем сразу о двух народных гаданиях, описанных в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Из блюда, полного водою, Выходят кольцы чередою; И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней... Расплавленный воск или олово выливали в холодную воду и обсуждали, что могут значить получившиеся фигурки. Аналогичным было гадание на бумаге: смятые листы поджигали, а потом смотрели на тени от получившихся комочков пепла. И. И. Панаев в «Барышне» иронично писал: «Она любила гадать на Рождество — гаданье она не считала предрассудком. Вместе со своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне: — Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж за военного. Однако пророчество горничной не сбывалось». Еще один распространенный вид святочных гаданий — оклик прохожих. Девушка, выходя во двор вечером или ночью и стоя у калитки, спрашивает у проходящего мужчины его имя. По поверью, это и будет имя будущего мужа. Татьяна на широкий двор В открытом платьице выходит... Чу... снег хрустит... прохожий; дева К нему на цыпочках летит, И голосок ее звучит Нежней свирельного напева: «Как ваше имя?» Смотрит он И отвечает: «Агафон». ©Иллюстрации из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина: Насибулин Энгель Хариевич. "Евгений Онегин". Гадание Татьяны. Иллюстрация. Россия. 1980 г. Бумага; офорт #всероссийскиймузейпушкина #Рождество #НовыйГод #НовыйГод2019 #гадания #литература #АлександрПушкин #Пушкин #ЕвгенийОнегин #Музей #МузеиРоссии
06.01.2019 в 12:00


В волшебные ночи Святок сны считались вещими. Уже в конце XVIII века в России появляются сонники. Первому печатному соннику (1768) предшествовали рукописные версии, попавшие в Россию во второй половине XVII века вместе с литературой, переведенной с польского. Среди более сотни гадательных книг, изданных между 1765 и 1830 годами, восемнадцать являются сонниками. Трактаты по толкованию снов не только выходили отдельными изданиями, но зачастую становились частью более обширных гадательных книг. Сонники были чрезвычайно популярны в конце XVIII — начале XX века. С ними были знакомы даже те, кто с презрением относился к «суевериям». После 1840 года, по мере распространения грамотности и увеличения количества покупателей книг, не проходило года без издания хотя бы одного сонника, предлагавшего изъяснение неизвестного будущего. И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток: И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она. Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла – и что ж? медведь за ней! (из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина) После 1880 года появилось много сонников, на обложках которых изображалась спящая девушка, окруженная приснившимися ей существами и предметами. На обложке «Новейшего полного снотолкователя» (М. Е. Коновалова, 1909) изображена девушка, возле которой сидит медведь, вероятнее всего, заимствованный из сна Татьяны в «Евгении Онегине». (из книги Ф. Вигзелла «Гадательные книги в России») #всероссийскиймузейпушкина #Рождество #НовыйГод #НовыйГод2019 #гадания #литература #АлександрПушкин #Пушкин #ЕвгенийОнегин #Музей #МузеиРоссии
05.01.2019 в 12:00


Одним из самых распространенных гаданий среди девушек было так называемое мистическое зеркало. Ночью девушка должна накрыть стол на два персоны в пустой комнате. Ровно в полночь нужно сесть перед зеркалом, освещенным свечами, и произнести: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Есть вариант гадания, когда два зеркала ставятся друг против друга, образуя зеркальный коридор, освещенный свечами. Суженый должен показаться в зеркале. Это гадание было описано В. А. Жуковским в «Светлане»: Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой: Стукнет в двери милый твой Легкою рукою; Упадет с дверей запор; Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою». Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Тёмно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье... Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи... С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи. Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит... Вот... легохонько замком Кто-то стукнул, слышит; Робко в зеркало глядит: За ее плечами Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами... Занялся от страха дух... Вдруг в ее влетает слух Тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса; Укротились небеса; Твой услышан ропот!» (Отрывок) Писатель И. И. Панаев, соредактор «Современника» и друг Н. А. Некрасова, писал об этом гадании: «…рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться» («Прошедшее и настоящее. (Святки двадцать пять лет назад и теперь))» ©Иллюстрации из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина: 2. Ческий И.В. (1782-1848) с рис. А.В. Нотбека. "Евгений Онегин". Гадание Татьяны. Иллюстрация. Россия. СПБ. 1829 г. Бум, гравюра #всероссийскиймузейпушкина #Рождество #НовыйГод #НовыйГод2019 #гадания #литература #Музей #МузеиРоссии
04.01.2019 в 12:00


Гадали и с помощью животных. Известны как минимум два гадания с петухом, которые были популярны в XIX веке. В одном варианте птицу кормили счетным зерном. На полу рассыпали зерна, которые заранее считали. Ровно в полночь приносили петуха (предпочтительнее черного) и отпускали его. Если петух склевал все зерно — год будет удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, благополучно выйдет замуж. Если петух склевал несколько зерен, то их количество подсчитывали и узнавали, в какой день произойдет загаданное событие. Ну а если петух совсем не клевал зерна, это предвещало неудачу. В другом гадании на полу в комнате раскладывали в трех местах золотые, серебряные кольца, серьги, хлеб, ставили воду. Приносили в дом петуха и смотрели, какую вещь птица клюнет прежде всего. Исходя из того, что «выбрал» петух, узнавали, что сулит будущий год. ©Иллюстрации из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина: 1. Святочное гадание (Илл. к поэме "Светлана" Жуковского) #всероссийскиймузейпушкина #Рождество #НовыйГод #НовыйГод2019 #гадания #литература #АлександрПушкин #Пушкин #ЕвгенийОнегин #Музей #МузеиРоссии
03.01.2019 в 12:00


Дорогие друзья! В старину на Святки (с Рождества по Крещение) было принято гадать✨. Гадания были одним из главных девичьих развлечений, так как многие девушки, ожидая замужества, хотели заглянуть в будущее и хотя бы с помощью нечистой силы узнать, кого судьба пошлёт в мужья, и какая жизнь ожидает впереди: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. (из баллады В. А. Жуковского «Светлана») Святочные гадания подробно описаны в балладе В. А. Жуковского «Светлана» и в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В фонде редкой книги Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится гадальная книга «Руские святки, или Забавныя и приятныя увеселения с 25-го декабря по 6-е января для любезных девушек, милых молодушек и холостых мущин», изданная в 1814 году в московской типографии А. Решетникова. На титульном листе указано содержание издания: «забавныя гадания о Святках, святочныя песни; ворожею, угадывающую судьбу красных девушек и холостых молодцов; именоугадчицу; знаменитую волшебницу; способы гадать на картах; увеселительныя хитрости, производимыя картами и другими вещами; и отборныя руския песни». Вот, например, одно из гаданий на «Исполнение желаний молодых людей»: Летит сокол из улицы, Голубушка из другой, Слеталися, целовалися, Сизыми крыльями обнималися. Да кому мы спели, тому добро; Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется. При всякой подблюдной песне прибавляются сие последние три стишка, во время пения которых девушка, держащая блюдо под платком, дает кому-нибудь из загадавших положить под платок руку и велит ловить какую-нибудь вещь; а чья вещь вынется, “тому предвещанием служить содержание песни”». Вот как описывает Пушкин гадание Татьяны под подблюдные песни: Из блюда, полного водою, Выходят кольцы чередою; И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней: “Там мужички-то все богаты, Гребут лопатой серебро, Кому поем, тому добро И слава!” Но сулит утраты Сей песни жалостный напев; Милей кошурка сердцу дев. ©Иллюстрации из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина: 1–2. Книга «Руские святки, или Забавныя и приятныя увеселения с 25 го декабря по 6 е генваря для любезных девушек, милых молодушек и холостых мущин». — Москва : В типографии А. Решетникова, 1814. #всероссийскиймузейпушкина #Рождество #НовыйГод #НовыйГод2019 #гадания #литература #АлександрПушкин #Пушкин #ЕвгенийОнегин #Музей #МузеиРоссии
02.01.2019 в 13:00


🎻 Концерт «Вальсы. Польки. Танго» 8 января 2019 года в 18:00 Концертный зал, наб. реки Мойки д.12 В исполнении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга прозвучат известные вальсы и польки Иоганна Штрауса, Василия Андреева, Сидни Байнеса, Эмиля Вальдтейфеля, Владимира Беляева и Андрея Петрова. В концерте принимает участие известный петербургский баянист Альберт Хатмуллин —лауреат всероссийских и международных конкурсов, а также премии Правительства Санкт-Петербурга. В его исполнении прозвучат всемирно известные произведения Астора Пьяццоллы и Карлоса Гарделя, среди которых такие шедевры аргентинской музыки, как «Либертанго», «Adios Nonino», «Забвение». Продолжительность 1 час 10 мин., без антракта Стоимость билетов — 400 руб., льготный — 200 руб. Адрес: наб. реки Мойки, 12 #всероссийскиймузейпушкина #мойка12 #концерт #музыка #кудасходить #кудасходитьспб #спб #музейспб #музеироссии
31.12.2018 в 15:00


Дорогие друзья! Всероссийский музей А. С. Пушкина поздравляет всех с наступающим Новым годом! Рассекши огненной стезею Небесный синеватый свод, Багряной облечен зарею, Сошел на землю новый год; Сошел — и гласы раздалися, Мечты, надежды понеслися Навстречу божеству сему. Гряди, сын вечности прекрасный! Гряди, часов и дней отец! Зовет счастливый и несчастный: Подай желаниям венец! И самого среди блаженства Желаем блага совершенства, И недовольны мы судьбой. Еще вельможа возвышаться, Еще сильнее хочет быть; Богач богатством осыпаться, И горы злата накопить; Герой бессмертной жаждет славы, Корысти — льстец, Лукулл — забавы, И счастия игрок в игре. Мое желание: предаться Всевышнего во всем судьбе, За счастьем в свете не гоняться, Искать его в самом себе. Меня здоровье, совесть права, Достаток нужный, добра слава Творят счастливее царей. Отрывок из стихотворения Г. Р. Державина «На Новый год». Декабрь 1780 или январь 1781 #всероссийскиймузейпушкина #НовыйГод #НовыйГод2019 #музей #музеироссии #музейспб #музей
29.12.2018 в 12:45


Друзья! Вот и пришла к нам настоящая снежная зима. Скоро и кабана можно будет положить в желудок. Нет-нет, это совсем не то, о чем вы подумали. Сегодня в рамках проекта «О старинных словах и вещах» мы поговорим с вами об устройстве холодильника XVIII века. В старину холодильники называли ледниками. Помещение для ледника не отапливалось и имело хорошую теплоизоляцию. Иногда использовали подвальные помещения, погреба. Усадьба Г. Р. Державина на Фонтанке построена на берегу, который лишь немного выше уровня воды в реке, поэтому ледник заглублялся в землю не более, чем на половину аршина. Дверь в ледник была достаточно толстой, а потолок делался из пластинника. Пластинник – это самая толстая доска, бревно, с которого сняты два горбыля. Пластинник укладывался на пажоные балки (то есть балки, в которых вырублены специальные пазы), а швы закрывались досками. Такой способ укладки потолочных досок назывался польским. В нижней части ледника делали особый сруб – желудок, который немного заглубляли в землю. Желудок рубили из бревен в обло или в лапу. В желудок укладывали лед. Лед заготавливали зимой на открытых водоемах. Выпиливали довольно большие ледяные глыбы, которые называли кабанами. Итак, кабаны укладывали в желудок, а сверху еще прикрывали соломой. Лед таял так медленно, что его хватало до следующей зимы, благодаря чему в леднике постоянно поддерживалась низкая температура. Колебаний температуры, как в современных электрических холодильниках не было, поэтому продукты в леднике сохранялись хорошо. В державинской усадьбе было несколько ледников. В экспозиции музея представлен самый маленький из них – прикухонный ледник, в котором было только то, что в ближайшей перспективе предназначалось в готовку. Здесь «багряна ветчина», «шекснинска стерлядь золотая», дичь, бочка с солеными грибами… #всероссийскиймузейпушкина #усадьбадержавина #старинныеслова #зима #НовыйГод #НовыйГод2019
28.12.2018 в 12:39


Дорогие друзья! Сегодня мы знакомим с ещё одним изданием, которое рекомендует Шамарина Елена Леонидовна, заведующая Основной литературно-монографической экспозицией «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество». Тархова Н. А. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина. Книга для чтения. М.: Минувшее, 2009. — 784 с., ил. Книга адресована школьникам, но я уверена, она будет интересна и полезна для самого широкого круга читателей, потому что «не содержит никаких домыслов, фантазий, легенд, в ней только реальные факты…». Исследование написано в жанре летописи, в хронологической последовательности. Каждая страница снабжена довольно широкими полями. На них вынесены самые разнообразные примечания, уточнения, объяснения. В конце приводится список рекомендуемой литературы для чтения о жизни Пушкина. #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #книга #НовыйГод #НовыйГод2019
27.12.2018 в 17:20


Дорогие друзья! Хорошая новость! 3 января в 16.00 состоится экскурсия «Хозяйки салонов пушкинской эпохи» в Основной литературно-монографической экспозиции «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество». Друг Пушкина князь П. А. Вяземский называл искусством умение держать салон и полагал, что способна на это только умная, яркая, талантливая женщина, обладающая даром объединять вокруг себя незаурядных людей. Таковыми были петербургские салоны «ночной княгини» Е. И. Голицыной, Е. А. Карамзиной, «черноокой красавицы» А. О. Смирновой-Россет, великосветский салон Хитрово-Фикельмон, где «дипломаты и Пушкин были дома», и московский салон «Северной Коринны» — княгини З. А. Волконской. В этих салонах поэт обрел интересный и во многом полезный для себя круг общения, а их хозяйкам посвятил немало прекрасных строк. Во время экскурсии посетители увидят рукописи и рисунки А. С. Пушкина, живописные и акварельные портреты хозяек салонов и их гостей, виды Санкт-Петербурга, Москвы, Царского Села конца XVIII — 1-й половины XIX в. кисти выдающихся русских и европейских художников. Адрес: наб. реки Мойки, 12 Подробнее http://www.museumpushkin.ru/kulturno-prosvetitelskie_programmy/obrazovatelnye_programmy/epoha_v_licah/ekskursii_hozyajki #пушкин #экскурсии #кудасходить #кудасходитьспб #спб #музейспб #музей #музеироссии #НовыйГод #НовыйГод2019
27.12.2018 в 13:27


Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание, что в праздничные дни режим работы музеев изменен! 📍 28 декабря 2018 года (санитарная пятница) открыты: Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина Основная литературно–монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина Музей-усадьба Г. Р. Державина (Центральный корпус) 📍 29 декабря экспозиции и кассы музеев работают в обычном режиме, кроме 3 этажа музея-Лицея (закрыт с 10:30 до 14:00) 📍 30 декабря закрыты: Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина Основная литературно–монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» Мемориальный музей-Лицей (кроме 3 этажа) Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова 📍 С 30 декабря по 11 января закрыт Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова 📍 31 декабря Музей закрыт, кроме Музея-усадьбы Г. Р. Державина (Центральный корпус) 📍 1 января Всероссийский музей А. С. Пушкина закрыт 📍 2, 3, 4, 5, 6 и 7 января 2019 года открыт Музей-усадьба Г. Р. Державина (Центральный корпус) (касса с 10:30 до 16:00) 📍 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 10 января работают: Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина Мемориальный музей-Лицей 📍 3, 4, 5, 6 января открыта Основная литературно –монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» 📍 9, 10 января закрыты: Основная литературно–монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество» Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова Музей-усадьба Г. Р. Державина (экспозиции) 📍 С 31 декабря по 11 января закрыт Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина #всероссийскиймузейпушкина #музей #музеироссии #музейспб #спб #НовыйГод #НовыйГод2019
26.12.2018 в 19:45


Сегодня сотрудники Всероссийского музея А.С. Пушкина простились с художником-реставратором позолоты Ниной Константиновной Рогозиной. Она ушла из жизни 23 декабря. 25 декабря ей исполнилось бы 89 лет. Трудовая биография Нины Рогозиной началась в Государственном Эрмитаже, куда она пришла после окончания Реставрационного училища по специальности реставратор-позолотчик. Ее главным учителем был замечательный мастер П. И.Смирнов, выходец из знаменитой петербургской мастерской Абросимова. До 1973 года Рогозина работала в Специальных научно-реставрационных производственных мастерских, затем перешла в ЛОСНРПМ (Ленинградские областные специальные научно-реставрационные производственные мастерские), а в 1990-х годах – в «Мастерские Слёзина». С 1993 по 2016 год Нина Константиновна работала художником-реставратором позолоты во Всероссийском музее А. С. Пушкина. Благодаря ее таланту восстановлена красота Петергофа, Павловска, Ораниенбаума и Пушкина, Государственного Эрмитажа и Русского музея, Музея-квартиры А. С. Пушкина, Елагина, Аничкова, Юсуповского дворцов, особняка Кельха, а также иконостасов Петропавловского, Сампсониевского соборов и многих других объектов национальной культуры. Руками Рогозиной в Москве отреставрированы интерьеры Большого Кремлевского дворца, убранство гостиницы «Метрополь», Дом архитекторов, усадьбы «Кусково» и «Останкино». Вместе со своим мужем – реставратором Виктором Петровичем Слёзиным – Нина Константиновна по праву считаются основоположниками первой в стране Школы высшего позолотного искусства. Рогозина первая в послевоенной реставрационной практике применила матирующее покрытие для создания разных фактур на позолоте, изобрела новый левкас на синтетическом связующем, без которого теперь не может обойтись ни один реставратор позолоты. Нина Константиновна до 86 лет продолжала активно работать и делиться опытом с молодым поколением. В 2014 году Нина Константиновна стала почетным гостем на встрече с Главой правительства Дмитрием Медведевым и министром культуры Владимиром Мединским, посвящённой проблеме сохранения и восстановления памятников культуры. Коллектив нашего музея  выражает искренние соболезнования родным и близким Нины Константиновны. Коллеги навсегда запомнят ее как человека большого сердца и золотых рук.
25.12.2018 в 18:00


Дорогие друзья! 11 января в Музее-усадьбе Г. Р. Державина открывается ежегодная выставка работ мастеров квилт-студии «Лоскутные забавы». В залах Музея-усадьбы Г. Р. Державина она проводится уже в десятый раз! Каждая выставка – это своеобразный творческий отчёт студии за прошедший год перед постоянными зрителями и любителями лоскутного шитья. В рамках выставки состоятся творческие встречи с мастерами студии и мастер-классы для начинающих лоскутниц! Адрес: Музей-усадьба Г. Р. Державина, залы 3-го этажа Западного корпуса (наб. реки Фонтанки, 118) Подробнее http://www.museumpushkin.ru/vystavki1/anonsy_vystavok/loskutnye_zabavy_2019.html #всероссийскиймузейпушкина #усадьбадержавина #рукоделие #выставка #музей #музейспб #спб #музеироссии
25.12.2018 в 15:19


Дорогие друзья! Мы продолжаем знакомить с книгами, которые по мнению сотрудников Всероссийского музея А.С. Пушкина помогут лучше узнать творчество Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, открыть для себя новые факты биографии великих писателей. Сегодняшнюю подборку рекомендует Сергей Дмитриевич Дзюбанов, хранитель экспозиции Музея Г. Р. Державина и русской словесности его времени: 📜 Грот Я. К. Жизнь Державина. М.: Алгоритм, 1997. (Сер. «Гений в искусстве».) В 1864–1883 годах академик Грот издал девятитомное собрание сочинений Державина, сопровождавшееся его биографией. Это издание стало замечательным памятником великому поэту. Биография, написанная Гротом, основана на богатейших архивных разысканиях, бесчисленных документах, воспоминаниях современников — некоторых из них Яков Карлович застал в живых. Это самый полный свод фактов из жизни Державина и настольная книга каждого державиноведа. 📜 Ходасевич В.Ф. Державин. М.: Книга, 1988. — 384 с. Представитель Серебряного века русской поэзии Владислав Фелицианович Ходасевич посвятил роман своему любимому поэту Державину. Этот роман является настоящим шедевром в жанре беллетризованной биографии. Ходасевич основывает жизнеописание великого русского поэта на строго фактическом документальном материале, взятом из собственноручных записок Державина, воспоминаний его современников и из фундаментального исследования академика Я. К. Грота «Жизнь Державина». Роман написан прекрасным литературным языком XX века, но в авторское повествование Ходасевич включает многочисленные цитаты из державинских записок и других документов, а также собственные фразы, стилизованные под язык XVIII века и воспринимающиеся как цитаты. Это дает читателю возможность в полной мере ощутить колорит эпохи. Исторические личности показаны автором максимально непредвзято. Главный герой романа – не только поэт, но и человек действия, прямой и несгибаемо честный, смелый, решительный и энергичный, упорный в труде и в достижении цели. Вся жизнь его исполнена движения и борьбы. 📜 Глинка Н. И. Державин в Петербурге. Л.: Лениздат, 1985. — 232 с. Известный исследователь русской культуры XVIII столетия Наталья Ивановна Глинка рассказывает о жизни и творчестве знаменитого русского поэта. С Петербургом связана большая часть жизни Державина. Здесь он начинал службу солдатом Преображенского полка, здесь же достиг вершины служебной карьеры – должности министра юстиции и чина действительного тайного советника. В Петербурге он обвенчался со своей Пленирой – Екатериной Яковлевной, а позднее с Миленой – Дарьей Алексеевной. Здесь он прославился как стихотворец, здесь встречался со своими знаменитыми современниками: военачальниками, писателями, художниками и государственными деятелями, в том числе с А. В. Суворовым, Д. И. Фонвизиным, Н. А. Львовым. Близ Петербурга, в Царском Селе, на склоне лет он увидел и услышал юного Пушкина. Книга содержит перечень державинских мест Петербурга. 📜Г. Р. Державин в воспоминаниях современников / cост. Н. П. Морозова. СПб.: Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2018. – 424 с., ил. В издании впервые собраны воедино воспоминания о гениальном поэте и выдающемся государственном деятеле Г. Р. Державине. Их авторами были писатели (в том числе А. С. Пушкин, П. И. Шаликов, И. И. Дмитриев, С. Т. Аксаков, С. Н. Глинка), близкие родственники, чиновники, знавшие Державина по службе. Публикуемые тексты неравноценны по своим литературным достоинствам, но каждый из них делает общую мемуарную картину ярче и полноценнее. Издание иллюстрировано. #всероссийскиймузейпушкина #Державин #книги #НовыйГод #НовыйГод2019 #подарок
24.12.2018 в 15:00


⚡В декабре специалисты Русского музея обнаружили под верхним слоем картины Кузьмы Петрова-Водкина «Колхозницы» портрет Александра Пушкина, который долгое время считался утраченным. Специально для программы сотрудники Всероссийского музея А.С. Пушкина раскрывают некоторые факты создания картины «Пушкин в Болдине». #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #ПетровВодкин #коллекция #история #музей #музейспб #музеироссии
24.12.2018 в 13:30


24 декабря 1946 года родился советский и российский актёр, поэт Леонид Филатов. Сегодня мы хотели бы вспомнить его стихотворение "Пушкин": Тает жёлтый воск свечи, Стынет крепкий чай в стакане, Где-то там, в седой ночи, Едут пьяные цыгане. Полно, слышишь этот смех? Полно, что ты, в самом деле?! Самый белый в мире снег Выпал в день твоей дуэли. Знаешь, где-то там вдали, В светлом серпантинном зале Молча встала Натали С удивлёнными глазами. В этой пляшущей толпе, В центре праздничного зала, Будто свечка по тебе, Эта женщина стояла. Встала и белым-бела Разом руки уронила, Значит, всё-таки, была, Значит, всё-таки, любила! Друг мой, вот вам старый плед! Друг мой, вот вам чаша с пуншем! Пушкин, Вам за тридцать лет, Вы совсем мальчишка, Пушкин! Тает жёлтый воск свечи, Стынет крепкий чай в стакане, Где-то там, в седой ночи, Едут пьяные цыгане... ©Изображение из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина 2. Рисунок Нади Рушевой. Пушкин с семьёй накануне дуэли. 1968 г. Бумага, чернила, перо #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #НадяРушева #ЛеонидФилатов #музей #музеироссии #музейспб #спб
23.12.2018 в 13:00


✍🏻 Дорогие друзья! Впереди всех нас ждут долгие праздничные выходные. Для тех, кто планирует провести это время с книгой, мы подготовили небольшой список для чтения. Публикации будут выходить на протяжении всей предновогодней недели 🎄. В него вошли издания, которые по мнению сотрудников Всероссийского музея А.С. Пушкина помогут лучше узнать творчество Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, открыть для себя новые факты биографии великих писателей. К сожалению, не все представленные книги можно сегодня с легкостью купить в магазине, возможно, придется обратиться в библиотеку. 💭 Полезные и любимые книги рекомендует Елена Юрьевна Глевенко, специалист тематических программ Музея-квартиры Н. А. Некрасова: 📜 Басина М. Я. Литейный, 36. Ленинград: Детская литература, 1971. Хотя рекомендуемый возраст для прочтения – школьный, богато иллюстрированная книга увлекательна для всех без исключения. В ней рассказывается о длительном и очень интересном периоде жизни Н. А. Некрасова в Петербурге на Литейном проспекте, 36. Именно в этом доме на втором этаже жил великий русский поэт в течение 20 лет и здесь скончался в 1877 году. В этой квартире были написаны лучшие его произведения. Здесь же находилась редакция популярнейших российских журналов «Современник» и «Отечественные записки». Книга настолько живо описывает квартиру на Литейном, ее обстановку, быт, что невольно погружаешься в атмосферу второй половины XIX века. Автор приводит интереснейшие биографические факты из жизни поэта и знакомит нас с участниками замечательного «литературного подворья» – великими писателями, поэтами, драматургами: И. А. Гончаровым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, Л. Н.Толстым, Н. Г.Чернышевским, Н. А. Добролюбовым. На каждой странице – фотографии поэта и его окружения, виды Петербурга, жанровые картины, документы. После прочтения книги хочется больше узнавать о нашем историческом прошлом, о жизни знаменитых литераторов, внесших неоценимый вклад в историю отечественной культуры. 📜 Ломан О. В. Некрасов в Петербурге. Л.:Лениздат,1985. Автор книги – литературовед, много лет проработавшая ученым хранителем музея-квартиры Н. А. Некрасова в Ленинграде, – знакомит читателя с петербургским периодом жизни поэта. Большую часть своей жизни – сорок лет из пятидесяти шести Некрасов прожил в Петербурге. Он увидел наш город, прославленный многими замечательными литераторами, новыми глазами. Автор подчеркивает: поэт, так тонко чувствовавший красоту российских лугов, полей, рек и лесов, не воспел в своих произведениях величие и гармонию Петербурга. Он увидел другой город – богатый, жестокий и равнодушный к бедности и горю, но, несмотря на это, вызывающий восхищение. Книга разделена на главы, которые проводят читателя по памятным некрасовским местам города на Неве, знакомят с интересными фактами биографии поэта, начиная с «первых шагов» в Петербурге и заканчивая трагическими событиями 1877 года в квартире на Литейном, 36. Помимо иллюстраций и библиографии в книге дана таблица исторических и современных адресов Некрасова в Петербурге. Книга эта подарена мне автором – моим учителем и наставником О.В. Ломан в январе 1986 года. #всероссийскиймузейпушкина #Некрасов #книги #НовыйГод #НовыйГод2019 #подарок
21.12.2018 в 16:00


Сегодня в Музее-даче А. С. Пушкина работает смотритель Валентина Александровна Рыбникова. Ее семья жила в этом доме до его расселения музейщиками, в той комнате, где находится кабинет поэта. Ее старшая сестра Евгения Александровна вспоминает: «В 1945 году в доме жили 16 семей, а в подвале было женское общежитие. К нам ходили все подружки, потому что все жили в коммуналках, в тесноте, а наша семья в такой уютной красивой комнате располагалась. В комнате нас было четверо — мама и мы, три сестры. Это помещение, когда мы сюда въехали, было не узнать. Окна выбиты в результате бомбежек, все было заколочено фанерой, только два крайних окна были нетронуты. Комната была 37 метров. У нас была своя печка в углублении комнаты. Историю этого тома тогда почему-то никто не знал, мама только говорила, что здесь жил какой-то профессор до войны. Я прочитала, что это был профессор Л. Р. Коган, литературовед. Профессор Коган в 1937 году провел здесь заседание пушкинского общества по вопросам подготовки празднования юбилея поэта в Детском селе. Заседание было в кабинете профессора, который находился на первом этаже, там, где у Пушкина была гостиная. Кстати, Коган первым поставил вопрос о том, чтобы здесь сделать музей Пушкина. Мы прожили здесь 22 года. Музей открыли, когда мы еще тут жили. В 1958 году были открыты первые четыре комнаты на первом этаже — вводная, буфетная, столовая и гостиная. А в остальных помещениях жили люди. На открытие музея мы пошли прямо в тапочках, спустились на первый этаж. Народу было очень много!». Сама Валентина Александровна до сих пор не верит, что работает там, где прошло ее детство и юность: «Работать я сюда утроилась просто – маршрутка не пришла, и я пошла домой пешком из парка. Иду по другой стороне улицы и, конечно, взгляд цепляется за дом. Смотрю, а на двери какая-то маленькая бумажка. Прочитала, что требуется смотритель. Я пришла и сказала, что хочу здесь работать. Даже сейчас, спустя десять лет, я сюда прихожу домой. Все на работу, а я домой. Сижу каждый день в нашей комнатке и так хорошо». Когда готовился праздник к 50-летию Музея-дачи, Валентина Александровна увидела одну фондовую фотографию и не поверила своим глазам: «Я смотрю, а на меня кто-то смотрит с фотографии – дурные глаза, зажатое выражение лица. Я, опешив, девочкам говорю – "Девочки, это я или не я? ". Вообще первые лет пять не могла поверить, что это мой родной дом. В каждом углу хотелось порыдать». ©Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина: 1. Смотритель В. А. Рыбникова (слева) с сестрой 5. Музей-дача. Бывший дом Китаевой. Реставрация жилого помещения. Кабинет А. С. Пушкина.1950 6. Музей-дача. Общий вид дома. Приложение к исторической справке Инспекции по охране памятников. 1947 7. Музей-дача. Приложение к исторической справке Инспекции по охране памятников. 1947 8. Музей-дача А. С.Пушкина. Общий вид дома со стороны двора. Копия с фотографии ф-16530. Приложение к ист.справке по дому Китаевой. Ленакадемпроект, 1947г. ©2-4 изображения из семейного архива В. А. Рыбниковой #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #ДачаПушкина #музей #музейспб #спб #музеироссии
21.12.2018 в 14:30


Провести первые месяцы супружеской жизни поэт решил вблизи Петербурга, в милом его сердцу и воспоминаниям Царском Селе. «… мне мочи нет хотелось бы … остановиться в Царском Селе. Мысль благословенная! Лето и осень таким образом провел бы я в уединении вдохновительном, вблизи столицы, в кругу милых воспоминаний…». А. С. Пушкин – П. А. Плетневу По поручению поэта П. А. Плетнев снимает в Царском Селе для Пушкиных дачу: восемь комнат в доме вдовы придворного камердинера Я. К. Китаева. Кабинет, расположенный в мезонине дома, является главной достопримечательностью Мемориального музея-дачи А. С. Пушкина. Договариваясь с П. А. Плетневым о найме квартиры в Царском Селе, Пушкин ставил ему единственное условие: «… был бы особый кабинет, а прочее мне все равно». «Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым, (…) книги лежали на полу и на всех полках. В этой простой комнате без гардин была невыносимая жара; но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука». А. О. Смирнова-Россет Летом 1831 года в этом кабинете Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «К гробу полководца», «Чем чаще празднует Лицей», подготовил к печати «Повести Белкина» и альманах «Северные цветы» за 1832 год, посвященный прежнему редактору, недавно скончавшемуся, А. А. Дельвигу. Здесь же появилось «Письмо Онегина к Татьяне» для уже законченного романа «Евгений Онегин». ©Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина 1. Неизвестный художник. Портрет Пушкина А. С. 1831 г. Копия 2. Брюллов А. П. Портрет Пушкиной Н. Н. 1831-1832 гг. 3. Часы с фигурами Амура и Психеи. Нач. XIX в. 4. Кабинет в Мемориальном музее-даче А. С. Пушкина #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #ДачаПушкина #музей #музейспб #спб #музеироссии
21.12.2018 в 12:49


Дорогие друзья! Сегодня Мемориальному музею-даче А. С. Пушкина исполняется 60 лет! Дом был построен в конце 1827 г. для камердинера императора Николая I К. Китаева. Пушкин снимал дачу у его вдовы Анны Кузьминичны. Это был одноэтажный деревянный дом с балконом в мезонине и открытой верандой, украшенной четырьмя белыми ампирными полуколоннами. На веранду вели две боковые лестницы, служившие парадным входом. В 1868 году дом был частично перестоен: он был увеличен на два окна с каждой стороны фасада, открытые прежде веранда и балкон были застеклены и перенесено расположение парадного входа. С этими изменениями дом дошел до нашего времени. После революции на бывшей даче Пушкина размещались разные организации, включая Пушкинское общество, а с лета 1931 года дом стал жилым. Таким он оставался и после войны, когда чудом уцелел в городе, два с половиной года находившемся в оккупации. 21 декабря 1958 года был открыт музей. Он занимал только четыре комнаты, в остальных помещениях еще жили люди. Эта дата считается днем рождения Музея-дачи Пушкина. Первые посетители надолго запомнили живописный портрет Натальи Николаевны в гостиной – копию Ф. В. Сычкова 1899 года с акварели А. П. Брюллова. Эта экспозиция просуществовала до 1976 года, когда музей был закрыт на реставрацию и реэкспозицию. Торжественное открытие Мемориального музея-дачи А. С. Пушкина после ремонта и реконструкции состоялось 6 июня 1981 года, через 150 лет после приезда Пушкина в царскосельский дом. ©Изображения из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина 1. Шибанов А. Дача Пушкина. 1936 г. Позитив ч/б, раскрашенный маслом 2. Музей-дача. Дворовый фасад дома. Приложение к исторической справке Инспекции по охране памятников. 1947 3. Музей-дача. Открытие музея-дачи А. С. Пушкина в доме Китаевой. 21 декабря 1958г. Посетители осматривают музей. 4. Музей-дача. Открытие музея-дачи А. С. Пушкина в доме Китаевой. 21 декабря 1958г. В центре - зав.лит.-моногр. экспозицией Н. И. Грановская и директор ВМП М. Калаушин 5. Музей-дача. Экспозиция музея в доме Китаевой. Гостиная. Тема "Письмо Онегина к Татьяне. Прозаические замыслы". 1958-1959 6. Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина. Наши дни 7. Гостиная в Мемориальном музее-даче А. С. Пушкина #всероссийскиймузейпушкина #АлександрПушкин #Пушкин #ДачаПушкина #музей #музейспб #спб #музеироссии

Главное в Петербурге
Добавьте Big Love Show в свой календарь. Случайным образом мы выберем одного счастливчика, который получит 2 билета на шоу 8 февраля в Ледовом дворце.

Оставьте отзыв на странице фильма "Мэри Поппинс возвращается" и становитесь участником розыгрыша сувениров. Авторы наиболее интересных рецензий получат в подарок один из сувениров к фильму.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку