Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Отзывы о Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Интересность : На самом деле место чудесное, у них все сегментированно, плюс проходят временные выставки и есть постоянная экспозиция. Были там в Академическом музее, смотрели слепки и Петербург в архитектурных моделях, очень эффектно все сделано. Уровень организации выставок, и самого пространства очень высокий. С удовольствием бы повторила свой визит.
Расположение : Расположен музей на Университетской набережной, я помню тогда добиралась с Невского проспекта, села на троллейбус и быстро доехала потом.
Интерьер : Все отреставрировано, выглядит все очень достойно. Много залов экспонатов, картины потрясающей красоты.
Обслуживание : Можно взять экскурсию.
Интересность : Было интересно, без особого восторга. Здание меня впечатлило.
Расположение : Прогулялась пешком около 15 минут. по дороге полюбовалась Андреевским собором
Интерьер : Хороший интерьер, очень понравилось само здание.
Обслуживание : достойный экскурсовод, но я люблю свободное посещение музеев.
Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Адрес

наб. Университетская, д. 17

карта
Район
Василеостровский район (Санкт-Петербург)
Метро
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о научно-исследовательском музее Российской академии художеств

Общая оценка:7.38 / 10
Интересность 8
Расположение 7
Интерьер 7
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
В тишинеМузей В тишинеНиколаевский дворец Николаевский дворецГосударственный музейно-выставочный центр РОСФОТО Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТОГосударственный Эрмитаж Государственный Эрмитаж
посетитель
7.25 / 10 30 марта 2019 г. 13:10
достойный экскурсовод, но я люблю свободное посещение музеев. Хороший интерьер, очень понравилось само здание. Прогулялась пешком около 15 минут. по дороге полюбовалась Андреевским собором  Было интересно, без особого восторга. Здание меня впечатлило.  на страницу отзыва
посетитель
7.5 / 10 23 ноября 2018 г. 19:23
Можно взять экскурсию. Все отреставрировано, выглядит все очень достойно. Много залов экспонатов, картины потрясающей красоты.  Расположен музей на Университетской набережной, я помню тогда добиралась с Невского проспекта, села на троллейбус и быстро доехала потом. На самом деле место чудесное, у них все сегментированно, плюс проходят временные выставки и есть постоянная экспозиция. Были там в Академическом музее, смотрели слепки и Петербург в архитектурных моделях, очень эффектно все сделано. Уровень организации выставок, и самого пространства очень высокий. С удовольствием бы повторила свой визит.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Наши посетители оценивают Научно-исследовательский музей Российской академии художеств по качеству обслуживания и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаПочувствуй себя героем игры Angry BirdsПочувствуй себя героем игры Angry BirdsСамый большой музей любви и эротики 18+Самый большой музей любви и эротики 18+

Комментарии посетителей (8)

Галина Ивановнак событию Выставка "Елена Оганезова, Арменак Оганезов. Скульптура, живопись, графика"9 октября 2020 г. 19:50
Высочайший уровень мастерства. Большая редкость, в наше время, увидеть классическую живопись и скульптуру ,такого уровня , от современных авторов. БРАВО!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Олеся30 марта 2019 г. 13:05
Регулярно проходят выставки, посетила одну из них. Персонал порадовал радушием и энтузиазмом. Здание музея величественное и историческое. Стоит посещать такие места чаще.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алина15 марта 2019 г. 13:50
Поразили не только выставки, но и само здание. Внутри необычные залы, общая творческая атмосфера. Это не столько музей, сколько учебное заведение, Академия Художеств, и жизнь тут кипит, не стоит на месте и это чувствуется. Место в городе красивое, Университетская набережная, виды на Большую Неву, свежесть воздуха. Я люблю тут бывать, слежу за выставками, помимо постоянной экспозиции здесь проходят и временные, приезжают столичные и другие гости, известные художники. С освещением бывают проблемы, хочется света как в лучших музеях нашего города, думаю это подъемные деньги для бюджета.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Сказочникк событию Выставка "Евсей Моисеенко. Живопись. Графика"27 января 2017 г. 11:04
Евсей Евсеевич Моисеенко - великий русский художник первого круга. Достояние мирового искусства. Работы представлены плохо: освещение ужасное. От этого впечатление от выставки крайне негативное. Да, время тёмное, зима и дневного освещения не хватает. Но предложенный организаторами " свет лучины" не даёт даже отдалённого представления о картинах великого мастера. Такого раньше не было в лучшем из лучших "Храмов искусства" России. Что случилось? Экономия? Или только "Моисеенко не повезло? Господин Церетели, не солидно!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Татьянак событию Выставка Никаса Сафронова «Избранное»12 сентября 2014 г. 14:42
Полностью согласна с мнением dariakliuch. Была с мамой. Она очень любит творчество Сафронова. Своеобразная выставка. но состояние здания просто отвратительное. Более того один туалет на ремонте.а на первом этаже в туалет охранник нас не пустил. мало того. что нахамил . так еще и заявил что это только для преподавателей и студентов. Проблемы остальных их не касаются Деньги значит они за выставку с людей берут, а удобств никаких не предоставляют.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
dariakliuchк событию Выставка Никаса Сафронова «Избранное»6 сентября 2014 г. 14:07
31 августа я посетила выставку Никаса Сафронова в музее когда-то прославленной Петербургской Академии Художеств.
Прежде всего, я могу сказать, что выставка мне понравилась. Никас Сафронов безусловно не ординарная фигура среди наших художников. Ему присущ свой, ни на кого не похожий почерк, интересны его картины - как-будто с налетом изморози. По статике, преимущественно присутствующей в его картинах, мне кажется, что художник безумно одинок.
Но что меня больше всего поразило, убило - это состояние здания нашей прославленной Академии Художеств. Здание построено в 1764-1788 гг. в стиле раннего классицизма. Несколько поколений архитекторов, художников и скульпторов учились, преподавали в Академии. Что я увидела в этом когда-то прекрасном здании. Кругом разруха, жуткая лестница, жуткая грязь, даже в выставочном зале грязные окна, грязные шторы, между рамами вековая грязь. Как-будто нет обслуживающего персонала, жуткое безденежье или давно все украдено?
Неужели ректорату не стыдно перед студентами, абитуриентами, перед гостями нашего прекрасного города, перед иностранцами наконец?
СТЫД И ПОЗОР!!!
Коренная Петербурженка, Ключникова И.З. 75 лет
еще раз стыд и позор!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алла Викторовнак событию Выставка Никаса Сафронова «Избранное»5 сентября 2014 г. 12:09
Были те, кто пытался. Опыт говорит, что надо продавать самому автору.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Никитак событию Выставка Никаса Сафронова «Избранное»2 сентября 2014 г. 14:27
А кто- нибудь пытался его картины продать? Специалисты говорят, что при вторичной продаже они ничего не стоят.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Музей Академии Художеств

вчера в 11:16


Друзья, 19 апреля 1834 года в селе Паньково Орловской губернии родился художник-реалист, мастер жанровой живописи Григорий Григорьевич Мясоедов, чьи произведения отличаются не только особенной реалистичностью, но и сложным психологизмом. В 1853–1862 гг. Григорий Григорьевич учился в Академии художеств в классах Т. А. Неффа и А. Т. Маркова. Во время обучения был награжден многочисленными медалями: в 1859 году художник получил две малые серебряные, в 1860 году – большую серебряную, а в 1861 году – малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых в доме помещика». В 1862 году Григорию Григорьевичу была присуждена большая золотая медаль за картину, изображающую сцену из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и звание классного художника 1-й степени. Как один из лучших выпускников Академии художеств, Григорий Мясоедов получил возможность за казённый счёт до шести лет стажироваться за границей: с 1863 по 1868 гг. Г. Г. Мясоедов – пенсионер в Германии, Италии, Испании и Франции. В 1870 году получил звание академика за картину «Заклинания». С 1893 года – действительный член Академии. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Среди основных работ: «Земство обедает» (1872, ГТГ), «Страдная пора. Косцы» (1887, ГРМ), «Осеннее утро» (1893, ГТГ). С конца 1880-х годов жил в Полтаве, где организовал школу рисования. Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911) Старик-крестьянин с косой 1870–1880-е Холст на картоне, масло НИМ РАХ
18.04.2024 в 11:26


«В начале двадцатого века было сформировано некое эстетическое противопоставление Петербурга и Москвы. Петербург был провозглашен городом по преимуществу графичным, Москва — живописным. Подчеркивалось, что для Петербурга главные выразительные средства — это контур, линия и ракурс, в то время как для Москвы были характерны объем, цвет, живописная лепка формы. Из этого противопоставления делаются далеко идущие культурологические выводы, очень часто слишком общие, чтобы быть убедительными . Возвращаясь к сказанному, утверждение того, что Петербург графичен, не бессмысленно — в том случае, если понимать, что графичность растворена в самой атмосфере города. Серое небо, прорезанное контурами башен и куполов, тягучие однотонные воды, покрытые рябью, стены дворцов, декор которых выглядит нанесенным на плоскость рисунком, сентябрьские и мартовские сумерки, очерчивающие образ города с помощью различных градаций темного, — все заставляет воспринимать и описывать город в терминах, подходящих для графики больше, чем для живописи. Атмосфера города физически приводит к графичности сознания. Выразительность здесь ценится больше образности, сдержанности и стильности отдается предпочтение перед щедрой переизбыточностью, а придуманность, в отличие от прочувствованности, кажется более уместной. Графичность также понятие весьма широкое. Графикой, например, считается и рисунок, но графичность Петербурга как раз с рисунком (как его понимали итальянцы) имеет мало общего. Рисунок — это замысел, набросок идеи, иногда, может быть, более существенный, чем ее окончательное исполнение. Рисунок — это движение, процесс, становление, и потому, по преимуществу, рисунок динамичен. Петербург же изначально закончен, через сто лет после своего рождения, после того как в пушкинской поэме его образ был осознан и уже определен на веки вечные, он предстает в образе Медного всадника, осязаемой тяжестью образа доказывая свою идеологическую застылость, не подразумевающую никакого развития. Нет, графичность Петербурга противоречит идее рисунка, утверждающего живость прежде всего. Косые линии дождя, расчерчива расчерчивающие однотонную серость неба, сероватые переливы воздуха на ноябрьской монолитности водяной глади, поверхность льда, усеянная штрихами человеческих фигур между Зимним и Петропавловкой, силуэт голых ветвей на фоне блеклых стен и чугунных оград напоминают о специфическом роде искусства графики — о старой резцовой гравюре. Порывы ветра, подталкивающие вас в спину на невской набережной или мешающие перейти необъятную плоскость Дворцовой площади, сродни усилиям мускулов резчика, выводящего линию на листе металла. Ветер становится той интенцией, что приводит к возникновению резких и острых ракурсов города, а он, сконцентрировавшись, заостряется и утоньшается, превратив свою первоначально хаотичную мощь в линеарную оформленность. Хруст льдинок под ногами, в марте и декабре покрывающих оледенелые тротуары, рождает ощущение ломкости и хрупкости, что сродни сочетанию металла и бумаги, из которых рождается гравюра. Косые линии дождей, висящие в воздухе и разбиваемые ветром, дождей мелких и рассыпчатых, напоминают штриховку, и именно из этой штриховки рождается петербургский фон, как из параллельных и дробных ударов резца рождается удивительная тональность старой гравюры, полная монотонной переливчатости. Сам воздух, своей резкостью раздражающий мозг и легкие, именно вырезает образ города в сознании. И, конечно же, потоки серого цвета и света, серое мерцающее солнце, обесцвечивающее остальные цвета, равняющие их в единую гамму бесконечных градаций так, что кажется: и желтый, и белый, и красный, и голубой — все передано лишь одним-единственным цветом, имеющим бесконечное количество оттенков, разнообразных в своем едином однообразии. Что может рождаться в душах тех, кто оказывается в этом странном пространстве, где острота и резкость подчеркнуты серой монотон монотонностью в обесцвеченном мире металла и бумаги? Вне всяких сомнений это будут видения, и зримость их будет обманчива — как серый свет пасмурного дня, видения души, с трудом пробуждающейся от сладости кошмаров, мучающих ее и днем и ночью». Аркадий Ипполитов. Ожидатели августа. Дмитрий Алексеевич Белоцветов (1940—1981) Ленинград. Мойка 1979 Офорт НИМ РАХ
18.04.2024 в 10:28


Друзья, 18 апреля ежегодно отмечается Международный день памятников и исторических мест, девизом которого являются слова: «Сохраним нашу историческую родину». Этот праздник установлен в 1984 году, чтобы повысить осведомленность общества о мировом культурном наследии и привлечь внимание к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. К культурному наследию относят предметы материальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, являющиеся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны памятников истории и культуры в нашей стране является Федеральный закон N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который направлен на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности. Евгений Иванович Катонин (1889–1984) У Академии 1939 Офорт НИМ РАХ
16.04.2024 в 12:31


Друзья, пополнение в наших сувенирных магазинах: детская раскраска «Музейная ботаника», которая знакомит с редкими образцами ботанической иллюстрации из собрания Музея Академии художеств. Раскраска выполнена в удобном формате на специализированной бумаге, что позволяет при выполнении задний использовать краски или карандаши по желанию. ☑️Количество иллюстраций  — 8. ☑️Стоимость издания — 200 рублей.
15.04.2024 в 14:15


Друзья, 15 апреля во всем мире отмечается Международный день культуры. Эта дата появилась благодаря деятельности русского художника, философа и путешественника Николая Константиновича Рериха, который разработал и инициировал подписание уникального правового международного документа — Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, так называемого Пакта Рериха. Он был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Идея создания подобного документа возникла у Николая Рериха после Русско‑японской войны 1904 года и была вызвана широким использованием тяжелых орудий в ходе военных действий, что серьезно угрожало сохранности культурного наследия. Пакт Рериха сыграл важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм в области охраны памятников культуры: 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, в тексте которой указано, что руководством для ее принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные в Пакте Рериха. Статья I Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников гласит, что: «Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон. Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений. Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время». Николай Константинович Рерих (1874—1947) Ярилина долина 1908 Картон, пастель, уголь, карандаш НИМ РАХ
14.04.2024 в 13:08


Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что сегодня, в связи с проведением концерта к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей «Я пережила Освенцим», с 14:30 до окончания мероприятия, вход на выставку «100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…» будет осуществляться через гардероб музея для посещения Рафаэлевского зала, а для продолжения осмотра экспозиции в Тициановском зале — через служебный вход музея. Приносим свои извинения на доставленные неудобства!
13.04.2024 в 18:14


Друзья, сегодня в нашей рубрике «Автопортрет» рассказываем о Николае Александровиче Павлове — гравере и рисовальщике, педагоге. Учился в саратовском Боголюбовском рисовальном училище, в Государственных свободных художественных мастерских у П.С. Уткина. В начале 1920-х гг. Николай Александрович приехал в Петроград и поступил в Высший художественно-технический институт. Занимался у Е.С. Кругликовой, Д.И. Митрохина, В.М. Конашевича, освоил технику офорта, развивал традиции классической гравюры. Его дипломной работой стала серия «Десять лет Советской власти в ее типических проявлениях». Автор больших эстампов «Ленинградский судостроительный» (1935), «Тяжеловозы» (1933) и др. Иногда вводил в свои литографии и гравюры цвет. Мастер городского пейзажа, портрета, создал серию портретов современников — скульптора А.Т. Матвеева, живописцев А.И. Савинова, А.А. Осмеркина, а также тех художников, которые одновременно с ним преподавали на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры (в частности, К.И. Рудакова). Во время блокады Ленинграда художник выполнил серию рисунков, в которых нашли отражение быт жителей осажденного города, а также виды Ленинграда с памятниками скульптуры и архитектуры. После окончания войны вновь обратился к жанру портрета, к пушкинской теме. В 1933–1936 гг. работал в Научно-исследовательском институте живописи, скульптуры и графики. С 1961 года преподавал в ленинградском государственном педагогическом институту им. Герцена, заведующий кафедрой, с 1965 года – профессор. Среди основных работ: эстампы «Литейный цех» (1929), «Аврора на Неве в 1917 г.» (1934), «Памятник В.И. Ленину» (1935), серии офортов и литографий «А.С. Пушкин» (1936, 1937), «Ленинград» (1956), портреты С.М. Кирова (1935, 1936). Николай Александрович Павлов (1899–1968) Автопортрет 1927 Холст, масло НИМ РАХ
12.04.2024 в 10:35


Друзья,  сегодня мы отмечаем День космонавтики: 12 апреля 1961 года в 09:06 с космодрома Байконур стартовал первый в истории космический корабль-спутник «Восток», открыв новую эру космических полетов.  Михаил Афанасьевич Таранов (1909–1973) Мысль о космосе Заставка к XVI главе книги В. А. Сафонова «Загадка жизни» Бумага, гуашь НИМ РАХ
11.04.2024 в 11:50


Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что сегодня, с 12:30 до 15:00, вход на выставку «100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…» будет осуществляться через гардероб музея для посещения Рафаэлевского зала, а для продолжения осмотра экспозиции в Тициановском зале — через служебный вход музея. Приносим свои извинения на доставленные неудобства!
10.04.2024 в 13:55


Друзья,   сегодня в нашей рубрике «Ad futuram memoriam»  — фотопортрет Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой и фрагмент воспоминаний, посвященный Илье Ефимовичу Репину, из ее «Автобиографических записок» .   «В этот день он обратился ко мне с неожиданными и удивившими меня словами. Мы все гурьбой, окончив работу, шли из мастерской к выходным дверям. Он громко окликнул меня. Все остановились, и между ним и мной образовалось пустое пространство. — Я вот что хочу сказать, Остроумова: не бросайте живопись, я вас об этом прошу. Я, совершенно сконфуженная, ответила, что не собиралась этого делать. — Да, я знаю, как женщины... Выйдут замуж, муж, семья, а живопись и забыта... Я серьезно говорю: не бросайте живопись! — и махнул рукой. Репин задумал работать вместе с нами, в нашей мастерской. Я так об этом пишу Аде Труневой: „ … Репин целую неделю работал в нашей мастерской, наравне с нами, женскую модель. Что за дивный этюд он написал. В первый же день все ученики побросали свои работы, столпились сзади... и затаив дыхание смотрели, как он работает. А Репин был такой милый и деликатный; когда он отходил от работы, чтобы посмотреть издалека (а делал он это очень часто), он не оборачивался назад, чтобы не конфузить своих зрителей. Какой это гениальный художник! Он одухотворяет в полном смысле холст, не видишь ни холста, ни красок, а только живую натуру. Мне стало ясно, как я заблуждалась все эти годы, пока я в мастерской. Первый этюд я сделала на настоящей дороге, но потом мало-помалу свихнулась и совсем запуталась. Этот этюд меня поразил как громом и, если можно так выразиться, с силой швырнул на настоящую дорогу. Какой он мастер и как глубоко понимает натуру! Он, значит, любит своих учеников, если теряет время, чтобы как можно нагляднее показать нам и двинуть нас вперед. Милый Репин! Я его то люблю, то ненавижу! Интересно его видеть, когда он работает. В блузе, лицо совсем меняется, ничего он не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем, и вместе с тем он почему-то во мне возбуждает жалость. Он пишет очень большими кистями, но он такой виртуоз! Кисть необыкновенно слушается его. Он ею пишет и большие массы тела, и тут же ею ставит блик в глазу или вырисовывает форму очень тонко, и она все делает, что он ни захочет. Они какие-то волшебные у него! Окончив работу, он уходит, оставляя ее некоторое время в классе, тогда мы все толпой набрасываемся на этюд, рассматриваем его вблизи, почти нюхаем его, трогаем кисти, палитру, краски, и, я тебя уверяю, Адюня, мне кажется, что его палитра и кисти — живые существа...“».   Неизвестный фотограф А. П. Остроумова-Лебедева 1946  Фотография НИМ РАХ
04.04.2024 в 19:06


Друзья, сегодня в Голубом зале музея открылась выставка талантливого петербургского художника и реставратора, нашего коллеги, Сергея Николаевича Гривы. Сергей Николаевич — выпускник Института архитектуры, скульптуры и живописи имени И. Е. Репина, заслуженный работник культуры Российской Федерации, долгие годы возглавлял отдел реставрации в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств, продолжает работать в реставрационных мастерских музея и преподавать на кафедре реставрации Института имени И. Е. Репина. На выставке представлены живописные натюрморты и пейзажи, созданные автором за последние десятилетия, в 1990–2020-х годах. Продолжая традиции ленинградской школы живописи, особое внимание художник уделяет пейзажу. В камерных, небольших по размеру полотнах мастера нашли отражение лирическая красота вечернего заката и полуденная дымка жаркого летнего дня, зеркальный блеск озерной глади и буйство штормящего моря. С любовью и мастерством Сергей Грива передает в своих картинах красоту любимого города и впечатления от поездок в Пушкинские Горы, Алупку, Симеиз, Турцию. Значительное место в творчестве художника занимает натюрморт. Представленные на экспозиции «Натюрморт с рыбой» и «Натюрморт с омаром» отражают интересы автора как реставратора полотен голландских мастеров. «Героями» его картин становятся совершенно неприметные вещи: хозяйственная утварь, старые часы, фрукты и овощи. Продолжая традиции классической живописи, Грива передает лирическое начало в повседневном. Особое место в его творчестве отведено цветам. Мастер видит изысканную красоту в простых полевых цветах и щедро делится этим восхищением со зрителем. Выставка будет работать до 28 апреля.
04.04.2024 в 12:46


Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что сегодня, с 14:00 до конца дня, вход на выставку «100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…» будет осуществляться через гардероб музея для посещения Рафаэлевского зала, а для продолжения осмотра экспозиции в Тициановском зале — через служебный вход музея. Приносим свои извинения на доставленные неудобства!
03.04.2024 в 09:57


Друзья, сегодня рассказываем о сложнейшей реставрации уникального музейного экспоната из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств — о живописном полотне «Избиение младенцев», написанным Лукой Джордано (1632–1705). Этот представитель неаполитанской школы живописи обучался у Хосе Риберы и испытал влияние Пьетро да Кортона и венецианских мастеров XVI века. В Музее Императорской Академии художеств произведения Луки Джордано появились в 1758 году, когда Иван Иванович Шувалов передал свою коллекцию из ста картин европейских художников основанному при его деятельном участии первому высшему художественному учебному заведению страны. После 1917 года история академического музея сложилась трагическим образом: он был закрыт и расформирован, а уникальная коллекция раздроблена. Те выдающиеся произведения, на которых учились будущие великие русские художники, переправлялись не только в различные музеи страны, но и в непрофильные организации и учреждения, но в 1935 году из Эрмитажа в Музей Академию художеств возвращаются некоторые копии, а также передается ряд оригиналов западноевропейских художников из эрмитажного собрания. Большинство картин было в плохой сохранности, холсты, накатанные на валы, имели повреждения в виде прорывов. После окончания Великой Отечественной войны в Музее Академии художеств открыли собственную реставрационную мастерскую, куда поступили несколько картин для консервации. В их числе было и большое полотно Луки Джордано «Избиение младенцев» (250 × 325 см). Картину дублировали на новый холст, а на лицевую сторону поставили профилактические заклейки. Эта работа проводилась в 1951 году как временная мера до того момента, когда произведение поступит на серьезную длительную реставрацию. Этого по разным объективным и субъективным причинам не случилось до 2022 года, в конце которого реставраторы музея 1-й категории Ольга Константиновна Харитонова и Павел Романович Александров приступили к работе над этим полотном. В 2023 году реставраторами были проведены анализ химического состава грунтов и красок, исследование в ультрафиолете, в инфракрасных лучах, проведен комплекс фотофиксации до начала реставрации. Исследование в УФ-лучах проводится для определения поздних надлаковых и межлаковых записей (неавторские нанесения краски) и показывает наличие авторского рисунка и авторских исправлений, находящихся под живописным слоем. По результатам исследования были выявлены многочисленные неавторские записи красочного слоя по всей поверхности полотна, следы поздней перегрунтовки поверх авторской живописи. Реставраторам предстояло провести укрепление красочного слоя по всей поверхности, промывку от поверхностных загрязнений, удаление поздних неавторских записей красочного слоя, перегрунтовок и многочисленных временных профзаклеек по местам отставания красочного слоя. В настоящий момент наши коллеги завершают работу над раскрытием авторской живописи. Им предстоят мероприятия по подведению грунта по местам утрат красочного слоя, снятие авторского холста со старого дублирования и дублирование на новый холст. После этого музейный предмет будет замонтирован на новый подрамник. Только после этого реставраторы смогут приступить к сложнейшей работе по восстановление утраченного живописного слоя.
01.04.2024 в 20:32


Друзья, 1 апреля рассказываем о весьма «дружеской» шутке Константина Алексеевича Коровина и Федора Ивановича Шаляпина, которая в августе 1905 года попала даже на страницы газеты «Русское слово» под заголовком «Тайна одного привидения». «Помню однажды летом в деревне Владимирской губернии в моем доме, который стоял у большого леса, где протекала внизу речка Нерль, часто приезжали ко мне мои друзья. И вот однажды вечером, когда у меня гостили Федор Иванович Шаляпин, художник Валентин Александрович Серов, композитор Корещенко, архитектор Мазырин и архитектор Кузнецов, Мазырин рассказывал за вечерним чаем, что он спирит, и вот в Москве был замечательный спиритический сеанс. Среди других спиритов и медиумов участвовал и он. Мы все очень заинтересовались. — Послушайте-ка, Анчутка-то, оказывается, спирит, — сказал Шаляпин. — Это вещь серьезная. Мазырина прозвище было Анчутка. Еще давно его прозвали так в Школе живописи, ваяния и зодчества, где он проходил курс вместе со мной и был мой школьный товарищ. Был он небольшого роста, румяненький, и если бы на него надеть платок, то был бы просто вылитая девица. — И ты веришь, — спросил я его, — что спиритизм это не ерунда? — Не только верю, — сказал Мазырин, — но совершенно убежден. Последнее явление на сеансах в Москве, где присутствовали и иностранцы, была, брат, материализация духа. — Это что же такое? — спросили его. — Это трудно вам объяснить, — ответил он. — Да притом я вижу, что вы смеетесь, а смешного здесь мало. — Ну что же, ну что же было? — спрашиваем. — А вот что. Вот когда мы сели все за стол и положили руки, то стол постепенно начал двигаться, потом прыгать, так что мы за ним все бегали, не отнимая рук, а потом он поднялся на воздух и стукал по полу. А по азбуке выходило «Аделаида». А Аделаида была тетка покойная хозяйки дома . — А гитара, которая стояла в углу комнаты далеко, поднялась, полетела по воздуху и надо мной прозвонила: трам-трам-трам . — А вот тут у нас, — говорю я, — в лесу есть курган, древний курган, должно быть. Весь он зарос густым ельником, высокий. И там вот ночью огонь показывается и ходит. И видение в белом. Много раз видели. Вот сейчас я позову — у меня здесь два приятеля-охотника пришли узнать, так как на завтра мы на охоту пойдем, — так вот они вам расскажут, какая здесь штука кажется. Я позову охотников. Один из них был Павел Груздев, а другой Герасим Дементьевич Тараканов. Охотники — народ смышленый. Пошел я к ним и сказал: — Вот что. У кургана, где огонь кажется, там жуткое место. Надо взять, Герасим, у меня банку, знаешь — сухой спирт, который я беру на ночь рыбу ловить. Ты пойдешь туда, от дорожки-то направо кургана, да возьми с собой простыню — я тебе дам, — зажги в кустах спирт, а перед ним встань сам, да простыню-то над собой — вот так — руками высоко подними. Да немного качайся. А когда я крикну: «Идет», ты вперед так перед огнем-то прыгни и опять стой на месте. Когда Шаляпин к тебе близко подойдет, то ты кинься на него. А ты, Груздев, затуши спирт. Поняли? Они смеются . Приближалось уж позднее время. Охотники пошли спать, а я рассказал всем, кроме Анчутки, что будет видение. В половине двенадцатого ночи мы все сходим с террасы. Темная июльская ночь. Тишина. Большой сосновый лес темнеет кучками среди мелкого леса. Мы тихо идем дорожкой. Поворачиваем по тропинке в сторону кургана. Вдруг… — Смотрите, смотрите, — кричит Анчутка. Среди кустов, таинственно мелькая беглым пламенем, горит и как бы движется синий огонь. — Сомкнёмся скорее, сомкнёмся! — кричит Анчутка. — Явление чрезвычайное. Это я сейчас же сообщу… Материализация духа! И он заставляет нас взять друг друга за руки. Перед огнем, как из земли, выросла высокая таинственная освещенная фигура. Было, действительно, фантастично и неожиданно. Шаляпин задумчиво молчал, скрестив руки и опустив голову. Шаляпин пошел к видению. Анчутка бросился бежать. — Стой, — кричим мы, — ты куда? Бежать? Ты все затеял — стой! И мы поймали архитектора Мазырина. Фигура светилась. Шаляпин шел к ней. — Не ходи, — кричал Анчутка, — не ходи. Это материализация. Задушит. Непременно задушит. Пойдемте отсюда скорей. — Стой, — говорит ему Василий Сергеевич и держит Анчутку. — Это ты все. Ты — медиум… Твои штуки… с чертом работаешь… — Нет, нет, — говорит Анчутка, запыхавшись. — Нет, не я. Это вот он, это Федор Иванович. В нем это есть… Должно быть, он. Он все молчит… он — медиум! Шаляпин подошел к видению и упал. Упал так, как умеет падать Шаляпин: привык на сцене. К нему бросился призрак, и все погасло. Настала тьма. Анчутка кричал: — Он погиб… — и хотел убежать опять. — Стой, — кричали ему. — Ты все затеял. Идем… Мы подошли к Шаляпину. Он лежал у дорожки на траве. Мы поднимали его. Он загадочно молчал. Анчутка держал его под руку и, волнуясь, говорил: — Успокойся, успокойся, пожалуйста. Это материализация. Это ничего… успокойся… — В чем дело? — сказал Шаляпин. — Что ты дрожишь? — Да ведь как же, ты упал. Я испугался. Задушит! — Когда упал! Да ты бредишь! Пришли домой, сели у меня в большой комнате за стол. В открытом вороте рубашки Шаляпина были на шее два красных пятна. Анчутка отозвал меня в коридор и с испуганными черненькими глазами говорил мне: — Посмотри… Ты видел. На шее пятна. Он его душил. Хорошо, что мы пришли вовремя. Я сейчас еду. Я сегодня же к утру все доложу нашему спиритическому обществу. Мы все сюда приедем. Как ни уговаривали мы Анчутку остаться, он не мог успокоиться и уехал рано в Москву, когда мы спали. Через три дня, утром, получая газеты со станции, мы прочли в «Русских ведомостях», в «Русском слове», в «Новостях дня» сообщение «Видение Шаляпина». Опять через два дня сообщалось, что швейцарские спириты выезжают в Россию на место спиритической материализации видения…». К. А. Коровин. Воспоминания. Александр Яковлевич Головин (1863—1930) Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» 1905 Картон, пастель, белила, темпера 225 x 109 НИМ РАХ
30.03.2024 в 12:18


❗️Важная информация! Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что в связи с терактом в московском «Крокус Сити Холле» в Музее Академии художеств введён особый режим безопасности: посетители с рюкзаками и другими объемными вещами не допускаются в музей, камеры хранения временно недоступны. ‼️На концерт «Amber clouds» мы также не сможем допустить посетителей с рюкзаками. Пожалуйста, оставляйте их дома. Надеемся на ваше понимание.
29.03.2024 в 13:30


Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание, что в субботу, 30 марта, вход на выставку «100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…» будет осуществляться через гардероб музея для посещения Рафаэлевского зала, а для продолжения осмотра экспозиции в Тициановском зале — через служебный вход музея.
28.03.2024 в 19:42


Друзья, cегодня в Парадных залах музея открылась выставка «100 лет. Владимир Ветрогонский. Продолжение…», посвященный творческой и педагогической биографии блестящего мастера отечественной графики второй половины ХХ века, жизнь и творчество которого были неразрывно связаны с Академией художеств, — Владимира Александровича Ветрогонского, и приурочен к столетию со дня его рождения. В Тициановском зале представлены произведения художника, иллюстрирующие его путь в искусстве, начиная с дипломной работы и до последних лет жизни. Основную линию экспозиции составила, пожалуй, самая значительная тема, которая интересовала Владимира Ветрогонского на протяжении нескольких десятилетий, — тема заводов и масштабных строек, проникнутая духом индустриального романтизма. Автор создает большие серии литографий и линогравюр, работа над которыми продолжалась часто на протяжении нескольких лет. Самая первая крупная серия — «Заводские будни», за которую автор получил звание кандидата искусствоведения в 1955 году и золотую медаль Союза художников СССР, становится своеобразной визитной карточкой художника. В экспозиции представлены листы из этой серии. В их числе работы «Сталь пошла», «Ночь. Огни завода», «На заводских путях». В Рафаэлевском зале экспонируются работы учеников Владимира Александровича, которые стали продолжением творческой жизни художника. Ровно пятьдесят лет Владимир Александрович Ветрогонский преподавал на графическом факультете. Все эти годы он стремился передать ученикам то, чему учили его в Академии. Он говорил: «Ощутить пульс современности — вот чему я стараюсь научить молодых. Я не за холодное академическое мастерство. Овладение грамотой необходимо, но это лишь первая ступень». Экспозиция Рафаэлевского зала демонстрирует дипломные и творческие работы тех его учеников, которые, как и их учитель, активно занимаются педагогической деятельностью на графическом факультете Санкт-Петербургской академии художеств и в других художественных вузах Петербурга. Выставка будет работать до 28 апреля.
28.03.2024 в 08:44


Друзья, сегодня, 28 марта, исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося мариниста и пейзажиста, профессионального моряка и военного гидрографа, академика «по живописи морских видов» Алексея Петровича Боголюбова. В семнадцать лет, окончив в звании мичмана Морской кадетский корпус, Боголюбов в течение двенадцати лет служит на флоте, но в 1850 году он оставляет службу и начинает обучение в Академии художеств у В. П. Виллевальде и М. Н. Воробьева. Во время обучения, в 1852 году, был награжден малой золотой медалью за картины «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты» и «Отбытие из Лиссабона герцога М. Лейхтенбергского». В 1853 году — удостоен большой золотой медали за три вида города Ревеля, «Вид взморья в Петербурге в летнюю ночь» и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника. В том же году Алексей Петрович выходит в отставку и назначается художником при Главном морском штабе. В 1854—1858 гг. — пенсионер Академии художеств за границей. Посетил Германию, Францию, познакомился с известными художниками А. Ахенбахом, А. Каламом, О. Верне, Л. Э. Изабе. В 1858 году получил звание академика. В 1859—1860 гг. продолжил пребывание за границей за счет Государственного казначейства. В 1860 году Алексей Петрович Боголюбов был удостоен звания профессора за произведения, выполненные за границей. В 1871 году — избран членом-корреспондентом Академии Рафаэля в Урбино. С 1872 года жил за границей, в основном во Франции. Его парижская мастерская стала центром притяжения для многих русских художников. В 1873 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1878 году организовал «Кружок русских художников в Париже», в 1893 году был избран действительным членом Академии художеств, а в 1896 — награжден орденом Почетного легиона. В 1885 году А. П. Боголюбов основал Радищевский музей в Саратове, ставший первым в русской провинции общедоступным художественным музеем, и Боголюбовскую рисовальную школу. Среди основных работ художника: «Ярмарка в Амстердаме» (1859, ГРМ), «Ипатьевский монастырь близ Костромы» (1861, ГТГ), «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 г.» (1866, ГРМ), «Гангутский бой» (1876, Центральный военно-морской музей). К 200-летию Российского флота по заказу главного морского штаба художник выполняет серию из 100 полотен, посвящённых самым ярким его баталиям, именно поэтому А. П. Боголюбова ещё называют историографом русского флота. Панталеон Юзеф Шиндлер (1846—1905) Портрет А. П. Боголюбова 1880 Холст, масло НИМ РАХ
27.03.2024 в 15:20


Друзья, сегодня мы отмечаем Всемирный День театра и поздравляем не только тех, кто причастен к этому высокому искусству, — служителей Мельпомены, которым мы желаем новых премьер, ярких ролей, благодарных зрителей и несмолкающих аплодисментов, но и нас, зрителей, без которых театр невозможен. «В первый раз меня свели в театр, когда мне было лет пять. Вероятно, это вышло случайно, — получена была от театрального начальства ложа на дневное представление, и вот те из нашей семьи, кто пожелали воспользоваться ею, потащили с собой меня — крошку, хотя то, что предстояло увидеть и услышать, вовсе не было рассчитано на детские вкусы. В Мариинском театре, до которого от нашего дома было рукой подать и где обыкновенно тогда давались русские оперы и драмы, на этот раз давался концерт какого-то странствующего дамского оркестра, и мне пришлось вынести тогда длинную серию увертюр, попурри, вальсов и чуть ли не целую симфонию. Однако, хоть это и было скучновато, я все же был так заинтересован всем тем новым, что меня окружало, начиная от впустившего нас в ложу ливрейного капельдинера и кончая чудесным занавесом, о котором дальше я скажу несколько слов, что я вынес это испытание с честью и, кажется, ни разу не вздремнул и не попросился домой. Когда занавес поднялся, то на сцене оказалась целая гора белых, пышных по тогдашней моде платьев, из массы которых торчали инструменты, среди которых мое особенное любопытство привлекли страшные, похожие на жуков контрабасы и роскошные «золотые» арфы. Во время же антракта перед декорацией, изображавшей парк с высокими кипарисами, два клоуна тешили публику своими шутками. Всего важнее для меня было то, что я был, наконец, в театре. Я знакомился с самой атмосферой театра, с общим его видом. С жадностью разглядывал я во всех подробностях своеобразное, сверкающее огнями и позолотой великолепие этого раскрывающегося передо мной, над и подо мной простора . Было как-то особенно жутко и сладостно ощущать себя в нем, в этой круглой зале в пять этажей с рядами каких-то стойл-коробочек в каждом из них. Над голубыми портьерами царских лож толстые белые амуры держали золотые короны и гербы с орлами, а с круглого потолка, на котором были изображены пляшущие девы, светила большущая, горевшая бесчисленными огнями люстра. Таинственной казалась мне та черная дыра, из которой она свешивалась и куда, по рассказам папы, ее снова после представления убирали для чистки и зажигания. Поразил меня тогда и запах театра. Тогда театры освещались еще газом, и характерным запахом для них была та смесь всяких людских испарений, над которыми доминировал именно газовый дух. Долгое время и после того, как было введено электричество, остатки этого запаха, казалось, наполняли коридоры и залы казенных театров, а теперь запах газа неминуемо вызывает во мне с особой остротой воспоминание о театрах моего детства и юности». А. Н. Бенуа. Мои воспоминания.
26.03.2024 в 12:59


Друзья, 25 марта 1871 года родился Игорь Эммануилович Грабарь — живописец, искусствовед, педагог, историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии художеств СССР. И. Э. Грабарь занимался в мастерской П. П. Чистякова и в Академии художеств у И. Е. Репина (1893—1896). Художник придавал исключительное значение творческой и педагогической деятельности П. П. Чистякова, считая, что она знаменовала собой новый этап в развитии русской живописи и, в частности, оказала решающее влияние на формирование творческих индивидуальностей И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Эта точка зрения нашла свое отражение в искусствоведческих трудах Грабаря: «Введение в историю русского искусства». В 1896 —1898 гг. Игорь Эммануилович учился в Мюнхене в школе А. Ашбе, а после посещения Парижа, где он пытался сравнить принципы работы художественных школ Франции и Германии, обойдя все известные академии, записавшись в академию Жюльена и занимаясь в школе Коларосси, славившуюся постановкой рисования набросков, Игорь Эммануилович пришел к заключению, что система Ашбе практически идеальна, надо лишь настойчиво и неукоснительно следовать всем ее положениям (например, принципу «мерке» — проверке пропорций натурщика на глаз путем измерения углем или кистью соотношения отдельных частей). Пребывание в Германии оказало огромное влияние на И. Э. Грабаря не только в том, что касается изучения рисунка и анатомии, но и в значительном расширении и обогащении его кругозора. В Мюнхене он впервые узнал, что кроме масляной и акварельной техники существуют и другие ее виды и особенно заинтересовался темперой, фреской. Также. И. Э. Грабарь, занимавшийся в Национальной библиотеке Мюнхена, изучал историю техники живописи — от античных времен до XVII века. Он увлекся историей скульптуры и архитектурой; многократно посещал Глиптотеку, в которой были сосредоточены лучшие в мире образцы античной пластики. Ходил в политехникум на занятия строительного искусства — и лишь отъезд в Россию помешал держать экзамен на звание архитектора. И. Э. Грабарь был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1913–1925 гг. возглавлял Третьяковскую галерею. Инициатор и создатель Центральных реставрационных мастерских в Москве: в 1918–1930 годах — директор, с 1944 года — научный руководитель. Преподавал в Московском университете, Московском художественном институте, с 1944 года — директор Института истории искусств АН СССР.
25.03.2024 в 11:57


Друзья, сегодня — День работника культуры. Мы поздравляем с профессиональным праздником всех, кто сохраняет культурное наследие нашей страны и продолжает традиции отечественной культуры, всех, кто изучает и преумножает культурное достояние нашей Родины. «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Если у людей, населяющих какую-то географическую территорию, нет своего целостного культурного и исторического прошлого, традиционной культурной жизни, своих культурных святынь, то у них (или их правителей) неизбежно возникает искушение оправдать свою государственную целостность всякого рода тоталитарными концепциями, которые тем жестче и бесчеловечнее, чем меньше государственная целостность определяется культурными критериями. Культура — это святыни народа, святыни нации. Что такое, в самом деле, старое и уже несколько избитое, затертое (главным образом от произвольного употребления) понятие “Святая Русь”? Это, разумеется, не просто история нашей страны со всеми присущими ей соблазнами и грехами, но — религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, места поклонений и места, связанные с исторической памятью. “Святая Русь” — это святыни нашей культуры: ее наука, ее тысячелетние культурные ценности, ее музеи, включающие ценности всего человечества, а не только народов России. Ибо хранящиеся в России памятники античности, произведения итальянцев, французов, немцев, азиатских народов также сыграли колоссальную роль в развитии российской культуры и являются российскими ценностями, поскольку, за редкими исключениями, они вошли в ткань отечественной культуры, стали составной частью ее развития . Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания… Мне представляется необходимым рассматривать культуру как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части». Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Русская культура // Культура как целостная среда. Неизвестный фотограф Кабинет научных сотрудников Музея Академии Художеств (стоят А. В. Смирнов, Соколова, сидят: Л. Д. Беляева, Н. Е. Саваж, Л. Н. Инге) 1930-е Фотография НИМ РАХ Неизвестный фотограф Устройство архитектурного Музея Академии художеств Выставка Русской классики 1935 Фотография НИМ РАХ
24.03.2024 в 13:27


Уважаемые посетители, в связи с терактом в московском «Крокус Сити Холле» в Музее Академии художеств введён особый режим безопасности: посетители с рюкзаками и другими объемными вещами допускаться не будут, камеры хранения временно недоступны. Надеемся на ваше понимание.
24.03.2024 в 09:25


Уважаемые посетители, 24 марта — День общенационального траура в память жертв варварского теракта в «Крокус Сити Холле». Союз музеев России и ИКОМ России выступили с предложением в знак памяти и скорби объявить 24 марта в 12.00 (МСК) минуту молчания. Музей Академии художеств присоединяется к общероссийской музейной акции памяти: в 12:00 на одну минуту будут приостановлены все экскурсии и звуковое сопровождение — в знак скорби по всем погибшим сотрудники учреждения, участники экскурсий присоединятся к минуте молчания.

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю