Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

18+

Отзывы о Российский этнографический музей

Интересность : Музей для обязательного посещения бабушек и дедушек с внуками и внучками.
Расположение : На метро и 10 минутная пешая прогулка.
Интерьер : Замечательные интерьеры и экспозиция.
Обслуживание : Обслуживающий персонал приветлив и хорошо выполняет свою работу.
Интересность : Классное место для тех, кто увлекается историей и культурой различных народов. Можно очень много для себя узнать. Во всяком случае – для меня было много интересных открытий)
Расположение : Располагается очень удобно, в самом центре. Можно добраться от "Гостиного двора" или "Невского проспекта". Буквально 10-15 минут пройти нужно.
Интерьер : Атмосфера очень приятная. Много увлекательных предметов одежды, посуды, музыкальных инструментов, фотографий. Можно составить полное представление о том или ином народе.
Обслуживание : Люди, которые работают в музее очень мне понравились. Отлично выполняют свою работу, приветливые, улыбчивые. Всё покажут и расскажут.
Интересность : Я большой фанат этого музея) С самого детства сюда ходила, а теперь и своего ребёнка вожу)
Расположение : Располагается в самом центре, буквально в двух шагах. Можно дойти очень быстро и не устать)
Интерьер : Можно узнать очень много из истории, этнографии. Интересные экспонаты, можно разглядывать часами. Всем рекомендую.
Обслуживание : Люди, которые здесь работают, — приятные. Экскурсоводы очень интересно рассказывают, незаметно время пролетает.
Интересность : Узнала много интерестного
Расположение : Мне нравится его расположение!!!
Интерьер : Очень нравиться и очень красиво
Обслуживание : Нам попался очень хороший экскурсовод
Интересность : прекрасная выставка, будет длиться еще несколько месяцев
Расположение : Через Михайловский сквер пешком минут 10
Интерьер : Светло, уютно, чисто, гармоничное сочетание во всем.
Обслуживание : Спасибо экскурсоводу за обилие подаваемого материала по выставке.
Интересность : Как сейчас помню урок истории в 5 классе по теме цивилизаций Майя и Инков. Наконец, по прошествии 20 лет сумела увидеть наглядно реальные артефакты древней цивилизации.
Расположение : От станции метро Невский проспект можно дойти минут за 10, если не меньше.
Интерьер : Безумная красота интерьера завораживает. В сочетании с выставкой "Золото империи инков" так вообще превосходно.
Обслуживание : Экскурсия прошла увлекательно и интересно. Спасибо экскурсоводу.
Адрес

ул. Инженерная, д. 4/1

карта
Район
Центральный район (Санкт-Петербург)
Узнать, как пройти, проехать или посмотреть мероприятия в этом месте.

Актуализировать данные и увеличить число посетителей

Отзывы посетителей о Российском этнографическом музее

Общая оценка:9.21 / 10
Интересность 9
Расположение 9
Интерьер 9
Обслуживание 9
Оставить отзыв
Места поблизости
Михайловский дворец. Русский музей Михайловский дворец. Русский музейКорпус Бенуа Корпус БенуаМузей-квартира И. И. Бродского Музей-квартира И. И. БродскогоХрам Воскресения Христова (Спас на Крови) Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)
посетитель
9 / 10 31 марта 2019 г. 19:05
Экскурсия прошла увлекательно и интересно. Спасибо экскурсоводу. Безумная красота интерьера завораживает. В сочетании с выставкой "Золото империи инков" так вообще превосходно. От станции метро Невский проспект можно дойти минут за 10, если не меньше. Как сейчас помню урок истории в 5 классе по теме цивилизаций Майя и Инков. Наконец, по прошествии 20 лет сумела увидеть наглядно реальные артефакты древней цивилизации.  на страницу отзыва
посетитель
8 / 10 30 марта 2019 г. 15:24
Спасибо экскурсоводу за обилие подаваемого материала по выставке. Светло, уютно, чисто, гармоничное сочетание во всем. Через Михайловский сквер пешком минут 10 прекрасная выставка, будет длиться еще несколько месяцев  на страницу отзыва
посетитель
10 / 10 18 марта 2019 г. 19:13
Нам попался очень хороший экскурсовод Очень нравиться и очень красиво Мне нравится его расположение!!! Узнала много интерестного  на страницу отзыва
посетитель
9 / 10 12 ноября 2018 г. 17:19
Люди, которые здесь работают, — приятные. Экскурсоводы очень интересно рассказывают, незаметно время пролетает. Можно узнать очень много из истории, этнографии. Интересные экспонаты, можно разглядывать часами. Всем рекомендую. Располагается в самом центре, буквально в двух шагах. Можно дойти очень быстро и не устать) Я большой фанат этого музея) С самого детства сюда ходила, а теперь и своего ребёнка вожу)  на страницу отзыва
Галина 10 / 10 11 марта 2018 г. 15:01
Люди, которые работают в музее очень мне понравились. Отлично выполняют свою работу, приветливые, улыбчивые. Всё покажут и расскажут.  Атмосфера очень приятная. Много увлекательных предметов одежды, посуды, музыкальных инструментов, фотографий. Можно составить полное представление о том или ином народе.  Располагается очень удобно, в самом центре. Можно добраться от "Гостиного двора" или "Невского проспекта". Буквально 10-15 минут пройти нужно.  Классное место для тех, кто увлекается историей и культурой различных народов. Можно очень много для себя узнать. Во всяком случае – для меня было много интересных открытий)  на страницу отзыва
посетитель
9.25 / 10 17 декабря 2013 г. 21:10
Обслуживающий персонал приветлив и хорошо выполняет свою работу. Замечательные интерьеры и экспозиция.  На метро и 10 минутная пешая прогулка. Музей для обязательного посещения бабушек и дедушек с внуками и внучками.  на страницу отзыва

Отзывы помогают нам определиться с выбором, принять правильное решение о посещении того или иного места. На Peterburg2 вы всегда найдете развернутые отзывы о Российском этнографическом музее. Наши посетители оценивают Российский этнографический музей по интересности и другим параметрам. Вы можете пожаловаться нам на отзыв или комментарий
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Парк активного отдыха GorillaParkПарк активного отдыха GorillaParkПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытийАктивный отдых для детей с Angry BirdsАктивный отдых для детей с Angry BirdsГалерея авангарда ДОК АРТГалерея авангарда ДОК АРТ

Комментарии посетителей (12)

Маринак событию Выставка "Катар между морем и пустыней. Искусство и наследие"28 июля 2021 г. 13:56
22/07 купила билеты на экскурсию по выставке "Катар" на 16-30. экскурсовод закончила экскурсию в 17-40, на второй этаж не пошла - предложила самостоятельно ознакомиться . однако ровно в этот момент - за 20 минут до закрытия - служба охраны выключила освещение и выгнала всех посетителей. Учитывая, что билет обошелся в 700 рублей, а для семьи, соответсвенно, в больше 2 тыс., это было обидно
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Екатерина29 мая 2021 г. 13:15
Ходила в Этнографический музей, замечательные экспозиции, если бы не одно но... в музее ведутся ремонтные работы, из-за чего очень много пыли, на полу не пойми что, застелено чёрной клеенкой, очень скользко, как заходишь, сразу взгляд падает на ремонтные работы
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Рузаннак событию Ночь музеев 2021 в Российском этнографическом музее25 мая 2021 г. 12:07
Посетили Этнографический музей. Понравилось, как сотрудники музея помогали сориентироваться, помогали найти нужные залы. Экспозиция замечательная, советую всем сходить!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ольга26 сентября 2019 г. 14:44
Музей действительно и большой, и заметный. Но внутрь попала спустя много лет. Может сказывается близость Русского музея, куда все идут. Там была много раз, а потом уезжала. Этнографический музей посвящен народам России, на самом деле он очень интересный, обязателен для школьной программы в качестве наглядного пособия и факультативов. И для семейного посещения отлично подойдет, и взрослым будет интересно. Я с мужем довольно долго ходила, рассматривала, читала. Даже не представляла таких деталей быта наших предков, а ведь это так важно знать и помнить, живая история, о которой забываем.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Дмитрий Гиппиус20 мая 2019 г. 0:41
Я понимаю, что Первый секретарь посольства Перу Хуан Монтойя должен был лично откорректировать все тексты на стендах, убрать опечатки, а на этикетках у экспонатов везде заменить дикий англицизм "хризоколла" на слово "бирюза".
Но когда я услышал от экскурсовода, что многоствольная флейта - это "шумовой инструмент", - мне стало стыдно перед перуанцами.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ксения31 марта 2019 г. 18:59
Выставка "Золото империи инков: Бог. Власть. Вечность.2000 лет великой цивилизации», которая проходит сейчас в музее приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений между Россией и Перу и посвящена истории развития этой страны на протяжении 2000 лет.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Виктория30 марта 2019 г. 15:21
Посетила выставку "БУКВА НА ВЕЩИ" в музее. Безумно интересна и познавательна. Предметы бытовой культуры, имеющие знаки и надписи, тексты на бытовых предметах , чем доводили все изделие до совершенства.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина12 ноября 2018 г. 17:10
Мне кажется, что музей полезен для подрастающего поколения. Здесь можно увидеть, как люди начинали становиться частью социума. Очень интересно. Особенно с экскурсией.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Галина11 марта 2018 г. 14:56
Классный музей. Мне очень нравится изучать различные культуры, узнавать что-то новое для себя, необычное, поэтому с большим удовольствием отправилась сюда. Я была на неделе, посвящённой Якутии. Очень здорово, увидела яркие и красивые национальные костюмы, традиционные музыкальные инструменты, узнала об истории и современном состоянии этой страны. Приходили вместе с ребёнком, ему тоже очень понравилось, попросил прийти сюда снова) Мне кажется, очень полезный музей. Народу здесь не очень много, а зря) Располагается очень удобно, в центре, недалеко от "Невского проспекта" и "Гостиного двора". Рекомендую! Не пожалеете)
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
prudк событию Выставка современного израильского искусства "Не сотвори себе кумира"13 июня 2014 г. 22:10
Совершенно безобразным образом посетителей просто обманывают, не говоря им о том, что выставки нет! есть компьютер, и можно щелкать мышью и читать о выставке......Т е. мы специально приехали с 83летним папой, заплатили за вход, вскарабкались на второй этаж и....... так нельзя. буду во всех соц. сетях оставлять этот отзыв. надувательство чистой воды.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Сергеев Валерий Николаевич17 декабря 2013 г. 21:18
ПОЖЕЛАЮ Вам и дальше развивать интерактивную часть своей экспозиции.
Детям это под силу и очень нравится. Да и взрослым...
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Елена Бобровак событию Фрагменты. 7-я глава проекта «Путешествие в Россию»5 марта 2011 г. 16:46
Уважаемые посетители, обратите внимание на то, что выставка открывается 22 марта в 16:00. Вход на открытие по предварительной аккредитации и приглашениям. Также вы сможете оставить заявку на включение вас в список на открытие на нашей встрече вконтакте.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Новости официального сайта и группы ВКонтакте
Российский этнографический музей

вчера в 19:09


24 октября в 15.00 «Мастерство украинской вышивки» Лекция и мастер-шоу от исследователя вышивки и хранителя фонда текстиля Российского этнографического музея. Одна из крупнейших коллекций предметов украинской традиционной культуры хранится именно в нашем музее. Украинская вышивка чрезвычайно богата и вариативна, мастерство украинских вышивальщиц было по достоинству оценено научными сотрудниками с самых первых дней формирования музейного собрания. В рамках встречи мы: - поговорим о роли вышивки в культуре украинцев второй половины XIX – начала XX века - рассмотрим круг декорируемых вышивкой предметов - затронем вопрос связи вышиваемого узора с назначением изделия - поговорим об основных используемых в работе материалах - продемонстрируем выполнение одной из самых широко распространенных техник вышивки. Билеты можно приобрести по ссылке: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5691/24.10... Ведущие встречи: Ганина Любовь Геннадьевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии, хранитель фонда текстиля, и Хохлова Екатерина Николаевна, исследователь и преподаватель вышивки, автор курса «Вышивка: от традиции к современности». Количество мест строго ограничено, успевайте!
18.10.2021 в 19:09


«Призовут — не тужим, Родине послужим» Амулеты для призывников. Призыв на воинскую службу – волнительное событие в жизни не только новобранца, но и его близких. Чтобы вдали от родного дома служивый чувствовал поддержку семьи, проводились различные обряды, создавались фигурки-обереги, которые «дожидались» солдата дома. Полагали, что меры магико-охранительного свойства помогут молодому человеку быстро освоиться в новой обстановке и, с честью отслужив, вернуться домой невредимым. В коллекциях Российского этнографического музея есть амулеты, приобретенные в 1946-47 годах в деревне Большая Юнда Балезинского района Удмуртской АССР во время экспедиций сотрудника музея Татьяны Александровны Крюковой. Исследователь отмечала, что подобные амулеты изготавливали на проводы в армию или на войну. Брали монетку*, которую оборачивали нескольким лоскутками из хлопчатобумажной ткани разных цветов. Солдат, уходя на службу, прибивал амулет к матице в избе. В этот момент присутствующие исполняли прощальную песню и желали новобранцу здоровья. По возвращении амулет снимали. * В амулетах, хранящихся в музее, используются монеты достоинством 20 копеек, 1932 и 1936 годов. Автор текста: заведующий отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Колчина Елена Викторовна.
17.10.2021 в 19:09


Охота в Коми. У коми-зырян, проживающих в зоне рискованного земледелия, охота являлась одним из важнейших видов хозяйственных промыслов. В северных районах Коми края охота, как и промысел ценных пород рыб, вплоть до начала XX в. носила не только потребительский, но и промысловый характер: боровая дичь, приобретаемая торговыми агентами у коми охотников промысловиков, в замороженном виде поставлялась на рынки Петербурга и Москвы. Охотничий промысел делился на два периода: осенне-зимний и весенне-зимний. Осенью коми охотники уходили на промысел сразу после Покрова Пресвятой Богородицы(1/14 октября) и промышляли до Николина дня (день памяти св. Николая Мирликийского – 6/19 декабря). Весенне-зимний промысел начинался сразу после Крещения (Богоявление Господне (по коми Вежа лун) – 6/19 января) и продолжался до праздника Святой Пасхи, за неделю до этого охотники возвращались домой. Осенью добывали в основном диких копытных животных (олени, лоси), а также медведей и рябчиков. Зимой же главной добычей становилась пушнина. Уходя на дальний промысел, охотники брали с собой деревянный календарь «пу-святцы», – шестигранный бипирамидальный брусок с насечками на ребрах: в середине утолщенный и разделенный на две равные части. На каждом ребре помещалось по два месяца, которые отделялись друг от друга нарезкой посередине бруска. Общее число насечек соответствовало количеству дней в году, церковные праздники были обозначены специальными значками – «пасами». Прошедшие дни отмечали, залепливая зарубки воском или лиственничной смолой. Деревянные календари-святцы бытовали также у русского промыслового населения на европейском Севере и Сибири, а также у эвенков. В промысловых избушках у коми иногда имелись также небольшие божницы, где располагались медные образки или же вырезанные самими охотниками резные иконы с Голгофским крестом. По представлениям коми охотников, такая резная икона с Голгофским крестом является лучшей зашитой от пожара, молнии и других стихийных бедствий в лесной охотничьей избушке. Автор текста: научный сотрудник высшей категории отдела этнографии народов поволжья и приуралья Чувьюров Александр Алексеевич. 1. Тип молодого зырянина, собравшагося на сенокос. В правой руке у него грабли. Поверх белой рубахи из самотканой материи – «шабура» – одет «лаз» – нечто в роде жилетки из кожи, для защиты от дождя. Лаз представляет из себя длинный прямоугольный кусок с круглым отверстием посреди для головы. По концам он привязывается к поясу. На плече висит ружье, круглая «порошница», «дроб-доз» – дробница и другие принадлежности охоты. Коми-зыряне. Дер. Бадьiоль. Фото С.И. Сергеля. 1906 г. 2. Резная икона с Голгофским крестом (колл. № 4466-44). Приобретена Л.Л. Капицей в 1926 г. в с. Усть-Щугор во время экспедиции Коми Автономную область. 3. Календарь-святцы (колл. № 4466-36). Действителен на 1926 год. Приобретена Л.Л. Капицей в 1926 г. в с. Сарьюдiн во время экспедиции Коми Автономную область.
16.10.2021 в 15:09


День туркменской культуры в Российском этнографическом музее. *Верный ответ на последний вопрос: кожаный предмет, украшенный кисточками и заклепками, служит для перевозки пиал. Мы рады назвать счастливых победителей конкурса, хотя каждый из вас проявил глубокие знания туркменской культуры! 1 билет на авторскую экскурсию «В гостях в туркменском доме» по выставке «Туркмены. В гармонии с красным» в 12.00 получает 1 билет на лекцию Л.Ф. Поповой «Образы Туркмении в этнографической фотографии» в 12.15 достается 2 бесплатных входных билета в музей 17 октября получает Ждем вас завтра, 17 октября, в музее (кодовую фразу для получения призов вышлем вам в личные сообщения)!
14.10.2021 в 20:30


ЭтноЛекторий в этом сезоне в 2 раза интереснее, чем в прошлом. Вы скажете, такое невозможно, ведь лекции специалистов РЭМ всегда бесподобны, как может быть еще интереснее? А мы ответим, что в этом сезоне ЭтноЛекторий представляет 2 разных, но взаимодополняющих тематических цикла: — «Традиционные ремесла народов России» — «Красота по-…. (традиционные представления о женской красоте в культурах народов Евразии)» По вторникам с 19.00 до 21.00 мы говорим о красоте, размышляем о её представлениях у разных народов, узнаём, как эта красота создается и сохраняется. Сохраняйте расписание ЭтноЛектория, чтобы ничего не упустить: https://vk.com/@ethnomuseum-etnolektorii Стоимость лекции – 250 рублей. Билет можно приобрести онлайн и в кассе музея.
13.10.2021 в 20:09


24 октября в 15.00 «Мастерство украинской вышивки» Лекция и мастер-шоу от исследователя вышивки и хранителя фонда текстиля Российского этнографического музея. Одна из крупнейших коллекций предметов украинской традиционной культуры хранится именно в нашем музее. Украинская вышивка чрезвычайно богата и вариативна, мастерство украинских вышивальщиц было по достоинству оценено научными сотрудниками с самых первых дней формирования музейного собрания. В рамках встречи мы: - поговорим о роли вышивки в культуре украинцев второй половины XIX – начала XX века - рассмотрим круг декорируемых вышивкой предметов - затронем вопрос связи вышиваемого узора с назначением изделия - поговорим об основных используемых в работе материалах - продемонстрируем выполнение одной из самых широко распространенных техник вышивки. Билеты можно приобрести по ссылке: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5691/24.10.2021/00:00 Ведущие встречи: Ганина Любовь Геннадьевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии, хранитель фонда текстиля, и Хохлова Екатерина Николаевна, исследователь и преподаватель вышивки, автор курса «Вышивка: от традиции к современности».
12.10.2021 в 20:09


Из письма 1930-го г. Евгения Робертовича Шнейдера, написанного во время экспедиции к удэгейцам, ученому секретарю Аркадию Игнатьевичу Зарембскому: "Многоуважаемый Аркадий Игнатьевич! Пользуюсь случаем своего выезда из таежных дебрей, чтобы сообщить о своей работе. По прибытии весной в г. Хабаровск, я, благодаря содействию Комитета Севера, получил достаточное количество продовольствия на летний период и отправился на реку Хор. Местом своей (вначале стационарной) работы, я избрал стойбище Джонго, где и работал все время и еще проработаю до зимней охоты. Главное внимание за истекший период я обратил на изучение языка, правда, никогда не упуская случая фиксировать в записях сезонные хозяйственные явления и этнографические особенности, всплывавшие в результате близкого общения с населением. … В начале или середине ноября я двинусь с Удэ в тайгу для изучения беличьего и соболиного промысла. Пробуду на охоте вероятно до января, февраля. К сожалению, в течение зимы не смогу дать о себе никаких сведений, т.к. с внешним миром сношение для меня прервется совершенно. Шлю привет товарищам по работе, Ваш Шнейдер" На фото: Мальчики, стреляющие из лука. Нанайцы. Дальневосточный край, Николаевский-на-Амуре окр. Экспедиция Е.Р. Шнейдера. 1927 г. Сотрудниками Российского этнографического музея подготовлена тематическая экскурсия по выставке «Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского этнографического музея в первой трети ХХ века», в которой посетители смогут узнать об особенностях полевой работы этнографов и формировании коллекций музея в этот период.
11.10.2021 в 18:27


17 октября Российский этнографический музей приглашает гостей в путешествие по Туркмении! В Мраморном зале мы установим настоящую туркменскую юрту, и каждый гость сможет ощутить себя истинным кочевником. Вас ждут авторские экскурсии, лекция Ларисы Фёдоровны Поповой, просмотр фильма «Мой Туркменистан» и многое другое. Изучить программу праздника вы можете по ссылке: https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/sobytiya/den-turkmenskoj-kultury/ *Участвовать в бесплатных событиях сможет каждый, кто приобретет входной билет в музей. Ждём вас!
10.10.2021 в 20:04


Если Вы ещё не побывали на выставке Российского этнографического музея «В гармонии с красным: туркмены», то постарайтесь это сделать в ближайшее время. Вы погрузитесь в яркий мир национального колорита, где присутствуют все оттенки красного. В отделе книжного фонда хранятся издания, которые подробно освещают историю и символику туркменских ковров и ковровых изделий, национальных костюмов и отдельных предметов одежды. Красный цвет считался у туркмен символом молодости, здоровья, огня очага и солнца - всего, что дает человеку жизнь. Для окрашивания пряжи до XX в. туркмены использовали исключительно натуральные красители, такие как марену, живокость желтую, корни гранатового дерева, околоплодники грецкого ореха, кошениль и другие. Благодаря этому рождались все оттенки красного: от бело-розового до чернильного, это определяло стойкость окраски и придавало особую шелковистую блесткость цвета. «Вода - жизнь туркмена, конь - крылья туркмена, ковёр - душа туркмена». Туркменские ковры ценятся за их качество, насыщенные цвета и прекрасные геометрические и цветочные узоры. Традиционные цвета туркменского ковра - насыщенный пылающий красный, коричневато-красный, красновато-коричневый, красновато-фиолетовый, коричневато-лиловый до темно-бордового. Ковры украшены чёрно-белыми узорами и имеют геометрический орнамент. Чёрный цвет - это обыкновенно цвет линий, которыми один орнамент отделяется от другого. К повторяющимся элементам относится «гёль» - восьмиугольная фигура, также присутствуют кресты, ступенчатые пирамиды и зигзаги, а также стилизованные изображения животных (бараны, верблюды, лошади). На вертикальной полосе туркменского флага и на кольцевой полосе красного круга государственного герба Туркмении помещены пять главных гёлей знаменитых туркменских ковров: ахалтеке, салыр, эрсары, човдур, йомут. Гёли отражают национальное единство Туркмении. Трудно переоценить значение ковровых изделий в быту туркмен. Насчитывается свыше восьмидесяти наименований ковровых изделий, используемых не просто как украшение, а имеющих определенное утилитарное назначение. Начиная с первых дней появления на свет, ковёр сопровождает туркмена на протяжении всей его жизни: детей укладывают спать в ковровую люльку - «салланчак»; большими коврами (халы) украшают жилье, застилая полы и навешивая их на стены, вход в жилище украшают ковровыми изделиями «гапылык» (П - образной формы) и «эцси» (занавес на дверной проём), на пороге натягивают «гермеч», площадь вокруг очага застилают «ожак башы»; домашнюю утварь хранят в «торбах» - настенных ковровых изделиях; в дорогу берут «хоржун» - переметную сумку; зерно хранят в «чувалах» - мешках, фураж для коня насыпают в «ат торба»; в праздники коня украшают (наседельник), «кейнекче» попона «гевусбент» (украшение на грудь коня); украшение верблюда составляют «дуехалы» (изделия треугольной формы, которые прицеплялись по бокам животного), «дуедызлык» (на колени), «манлайлык» (на лоб); невесту привозят в «кежебелик» (свадебный паланкин); соль хранят в «дуз торба» (специальный мешочек), веретено держат в сумочке «икселик», для хранения одежды используют «гарчын», для молитвы - «намазлык», в качестве чехлов для оружия и музыкальных инструментов используют «тупен гап» и «дуга гап», и многое другое. Даже провожая на последний путь, туркмена заворачивают в ковёр - «аятлык». Туркменский национальный костюм имеет тысячелетнюю историю. Самая постоянная и обязательная часть головного убора мужчин, девушек и детей -полусферическая тюбетейка из красного шелка - тахья, расшитая мелким геометрическим узором. Автор текста: Заведующая библиотекой РЭМ Иванова Светлана Михайловна
09.10.2021 в 16:04


Сегодня в Российском этнографическом музее мы празднуем День чтения. А как обстояли дела с чтением в России полтора века назад? В конце XIX – начале ХХ веков уровень грамотности среди русских крестьян сильно разнился. Отличалось и отношение к чтению. Учителя и священники отмечали, что есть деревни, где чтением интересуются и неграмотные, а в других «и грамотного с палкой за книгу не посадишь». «Не мужицкое это дело», – порой отзывались крестьяне о чтении, или: «Когда читаешь, так не отстать, а прочитаешь, так жаль станет: столько времени попусту убил». И напротив, книги часто становились предметом гордости, их бережно хранили в коробьях или сундуках. Крестьяне читали в одиночку и совместно. Даже в трактирах порой можно было наблюдать, как один крестьянин, окруженный односельчанами, вслух читает газету. Чаще для чтения крестьяне собирались в избах небольшими группами. Пожилые люди больше интересовались церковными книгами, молодые предпочитали книги светские – исторические рассказы, описания природы, рассказы из военного быта, повести, небольшие романы. Говорили, что от Жюль Верна и Майн Рида «ажно дух захватывает». В XIX в. в деревнях появляются первые избы-читальни. В 1920-1930-х гг. они являлись важной частью сельской жизни, их деятельность была связана и с актуальным для того времени политпросветом, и с общим распространением грамотности.
08.10.2021 в 13:09


Шнейдер Евгений Робертович Сферой научных интересов Евгения Робертовича Шнейдера (1897–1938) были археология, палеоэтнология и этнография тюркоязычных народов Южной Сибири и Казахстана, тунгусо-маньчжурских народов Дальнего Востока, а также лингвистика. Уже во время обучения на историко-филологическом факультете Томского государственного университета в 1921–1922 гг. он участвовал в экспедициях под руководством С.А. Теплоухова в Минусинский край. Переехав в Петроград, в 1922–1924 гг. являлся студентом археологического отделения Петроградского университета. В 1923 г. по рекомендации С.А. Теплоухова был принят в ЭО РМ. До 1932 г. Шнейдер – научный сотрудник, помощник хранителя отдела Сибири ЭО РМ, а также ассистент антропологического отделения ЛГУ. В период работы в музее – участник ряда экспедиций в Южную Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток. Благодаря его деятельности в собрание музея поступило более 3000 предметов по археологии, палеоэтнографии, этнографии хакасов, негидальцев, нанайцев, удэгейцев, богатейшие фотоколлекции и этнографические зарисовки. В 1932 г. Е.Р. Шнейдер был переведен в научно-исследовательскую ассоциацию Института народов Севера на должность старшего научного сотрудника лингвистической секции. Он создал первую удэгейскую письменность, опубликовал ряд важных лингвистических работ. В 1937 г. Евгений Робертович был арестован как участник организации «Российский общевоинский союз» и шпион в пользу Германии, а в 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. В 1957 г. по постановлению военного трибунала Ленинградского военного округа он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». На тематической экскурсии по выставке «Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского этнографического музея в первой трети ХХ века» вы сможете подробно узнать об особенностях полевой работы этнографов и формировании коллекций музея в этот период. На фото: 1. Е.Р. Шнейдер среди удэгейцев. Дальневосточный округ, Хабаровский край. 1930–1931 гг. 2. Семья председателя тузсовета. Удэгейцы. Дальневосточный край, Хабаровский окр. Экспедиция Е.Р. Шнейдера. 1928 г.
07.10.2021 в 19:27


ЭтноЛекторий 12 октября в 19.00 Лекция доктора исторических наук, научного сотрудника главной категории отдела этнографии русского народа Изабеллы Иосифовны Шангиной «Русская народная вышивка в собрании РЭМ» Билеты: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5691/12.10.2021/00:00 Российский этнографический музей, собрание которого формировалось свыше ста лет, обладает прекрасной коллекцией вещей русского народного быта, украшенных вышивкой. Это предметы женского и мужского костюма: рубахи, сарафаны, юбки, передники, головные уборы, а также вещи домашнего обихода полотенца, скатерти, подзоры простыней. Большая их часть датируется серединой – второй половиной XIX века. Вышивка на них разнообразна по техническим приемам, цветовой гамме и орнаменту.
07.10.2021 в 10:57


Хорошие новости! Прямо сейчас мы можем присоединиться к трансляции важного события - Первого музейного форума Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Прямая трансляция по ссылке ☝🏻https://facecast.net/v/tg259i В рамках форума в атриуме Тульского Кремля откроется выставка "Путь навстречу: единство культурных традиций народов стран-участниц ШОС". Подробно о выставке можно будет узнать на сайте музея: https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/sobytiya/vystavka-k-otkrytiyu-muzejnogo-foruma-shanhajskoj-organizacii-sotrud Музейный форум ШОС состоится под председательством Статс-секретаря – заместителя министра культуры Российской Федерации Аллы Юрьевны Маниловой.
06.10.2021 в 18:36


У коми-зырян, как и русских, в прошлом бытовала традиция установки обетных и охранительных крестов в сельских поселениях. По своему функциональному назначению охранительные кресты близки к обетным: защита сельского социума от бедствий. Различие между обетными и охранительными крестами состоит в том, что если первые устанавливаются в память о реально произошедшем бедствии и нередко непосредственно в момент кризиса (как средство, способствующее его преодолению), то вторые не имеют привязки к конкретному факту, играют профилактическую роль (защита от этих бедствий). Два охранительных креста были зафиксированы Т.А. Крюковой в 1935 г. во время экспедиции в Усть-Куломский район: обетный крест в сс. Дон и Усть-Нем. В коллекционной описи к фотографии из с. Дон приводится следующая запись: «Крест деревянный, восьмиконечный, врытый в землю, стоит у задней стены деревянной избы, около изгороди. <…> Такие кресты в дореволюционное время ставились хозяевами (во дворе, около дома или на поле) “по обету”, якобы для излечения от болезней или для отогнания нечистой силы от дома (например, в случае если в доме “чудится”, т.е. слышатся непонятные звуки); во время крестных ходов около таких крестов служили молебны с водосвятием». Такую же форму имел и крест из с. Усть-Нем и установлен с той же целью для защиты сельской округи от различных бедствий. Судя по фотографиям, надписи на этих крестах отсутствовали. В 1959 г. Т.А. Крюковой и М.А. Браун во время экспедиции в Коми АССР был сфотографирован обетный крест в с. Ижма. Съемка выполнена в двух видах. К первой из двух фотографий прилагается следующее пояснение: «крест деревянный – предмет религиозных верований – поставлен на месте возникновения пожара (как оберег), от которого пострадало село в нач. XX в.» ко второй дается следующее описание – «Крест деревянный большой (предмет религиозных верований), на котором прикреплены лоскутки ткани, с изображением на некоторых из них креста (старообрядческого). Эти лоскутки являются предметами жертвоприношений различных людей. Со слов пожилой женщины известно, что она “повесила на крест свой любимый шелковый платок, чтобы сын с войны домой вернулся”. Аналогичные по форме кресты бытовали и в других ижемских селах (с. Сизябск). Автор текста: Чувьюров Александр Алексеевич, научный сотрудник отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья
02.10.2021 в 18:27


5 октября в Российском этнографическом музее начнутся занятия авторского курса «Вышивка: от традиции к современности»! Курс включает 7 тем по 2 занятия. Каждая пара занятий посвящена одному виду вышивки и включает в себя погружение в историко-культурный контекст, изучение образцов вышивки, разбор традиционной технологии, практику и составление своего дизайна. 05.10, 19.10 – «Красота украинской вышивки»: знакомство с орнаментом и технологией вышивки на примере одного из экспонатов выставки «Мастерство украинской вышивки». 09.11, 23.11 – «Шёлковые нити»: знакомство с орнаментом и технологией вышивки на примере одного из экспонатов выставки «Шёлковая тема». 07.12, 21.12 – «Красное-прекрасное»: знакомство с орнаментом и технологией вышивки на примере одного из экспонатов выставки «Туркмены. В гармонии с красным». Стоимость абонемента на 2 занятия (одна тема) – 2 400 руб. Курс рассчитан на увлеченных и интересующихся ручной вышивкой, вне зависимости от наличия практического опыта. Количество участников в группе: 7-10 человек (12+). Занятия проводятся по вторникам с 18.00 до 21.00. Все материалы предоставляются организаторами. КОЛИЧЕСТВО МЕСТ ОГРАНИЧЕНО!!! Абонементы можно приобрести в кассе музея заранее. Задавайте вопросы по телефонам: + 7 921 967 52 79 (Мария Александровна) и +7 921 312 54 55 (Екатерина) и по почте: m.yanes@ethnomuseum.ru
02.10.2021 в 13:37


Прядение с прялкой и без Летом 2015 года состоялась Этнографическая экспедиция научных сотрудников Отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ Заньковской Анастасии Анатольевны и Калининой Ольги Владимировны в Ловозерский район Мурманской области, район компактного проживания кольских саамов. Во время выезда сотрудникам удалось зафиксировать традицию прядения шерсти саамскими женщинами без прялки, а также приобрести редкую разновидность прялки – складную. Саамские женщины пряли овечью шерсть с прялкой или без в зависимости от наличия или отсутствия оной. Так, наша собеседница, Татьяна Гавриловна Галкина, продемонстрировала нам способ прядения на веретене без помощи прялки. Такую же технологию мы наблюдали и на фотографии Анны Ефимовны Новохатько (Юрьевой). Пряли на руках, при помощи веретена. На наш вопрос, всегда ли и все ли пряли без прялки, Татьяна Гавриловна ответила, что она пряла без прялки, и ее мама тоже. А мать мужа пряла с прялкой, складной. По счастливому совпадению, именно такую прялку удалось приобрести для саамской коллекции РЭМ во время этой экспедиции. Данный образец представляет собой пример мобильной прялки, которую удобно было брать с собой во время сезонных перекочевок. Ввиду полукочевого образа жизни прялки изготавливались или очень легкими, тонкими, или складными, или прямо на месте стоянки из подручных материалов (досок и т.п.), иначе обходились и вовсе без нее. Автор текста: Анастасия Заньковская, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-запада России и Прибалтики РЭМ.
01.10.2021 в 18:27


5 октября в 19.00 Лекция Дмитрия Баранова «Этнография Космоса: традиционные практики путешествий в "другие миры"» Билеты по ссылке: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5691/05.10.2021/00:00 Лекция посвящена 60-летию первого полета человека в Космос и предлагает сравнение этого события с бытовавшими у разных народов традиционными практиками выхода за пределы «своего» мира. Космос и шире – другие миры, – в этнографической перспективе предстают как часть культуры, как своего рода зеркало, смотрясь в которое человечество на протяжении всего своего существования пытается понять или обрести свое место в этом мире. В лекции речь будет идти, в частности, о так называемых посредниках между мирами: шаманах, колдунах, пастухах, странниках, чья роль в традиционном сообществе определяется способностью путешествовать между мирами и осуществлять между ними регулярную коммуникацию. Кроме того, особенное внимание будет уделено характеристике специальных навыков, знаний, экипировки и инструментария, необходимых для успешного путешествия между мирами. Лектор – кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа Дмитрий Александрович Баранов.
01.10.2021 в 13:27


Программа выходного дня «Солнышко» в Российском этнографическом музее Приглашаем детей 3–6 лет и их родителей посетить цикл экскурсий «Солнышко»! В течение трех лет мы вместе будем открывать удивительный музейный мир, знакомиться с традиционной культурой разных народов, учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, сравнивать и делать выводы. Экскурсии проводятся каждую вторую и четвёртую субботу месяца (кроме новогодних праздников). Предварительная запись обязательна. Группа формируется на учебный год. Записаться можно по телефону: +7 (812) 570-53-20 Ждём вас в музее! С полным перечнем программ для детей вы можете ознакомиться в статье: https://vk.com/@ethnomuseum-programmy-rossiiskogo-etnograficheskogo-muzeya-dlya-detei
28.09.2021 в 19:36


2 октября в Российском этнографическом музее - День музыки «Слушаем. Играем. Звучим!» В разгар золотой осени, когда душа настроена на лирический лад, Российский этнографический музей приглашает гостей отправиться в большое музыкальное путешествие. Ценители народной музыки увидят редкие образцы музыкальных инструментов малочисленных народов России, расширят представление о сольных и ансамблевых формах музицирования. Самые маленькие гости смогут поиграть и позвучать в залах музея на интерактивной экскурсии «Вокруг света - с музыкой!» вместе с сотрудником Музея музыки Шереметьевского дворца. Украшением музыкальной программы станет концерт знаменитого инструментального ансамбля «Эссе-Квинтет» от концертной организации «Петербург-концерт». Каждый гость в этот день сможет пройти квест «Найди меня – узнай меня» и услышать звучание необычных музыкальных инструментов: https://rossiyskiy-etnograf-event.timepad.ru/event/1796115/ Расписание праздника: 11:00-11:45 Игровая экскурсия «"Струны кантеле явились…" Традиционная музыкальная культура коренных народов Северо-Запада России» 7+ Стоимость: 200 руб. Билеты: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5689/02.10.2021/11:00 12:00 - 13:00 Интерактивная экскурсия «Вокруг света - с музыкой!» 7+ Бесплатно, по регистрации: https://rossiyskiy-etnograf-event.timepad.ru/event/1795770/ 14:00 – 15:00 Экскурсия «У каждого скомороха свои погудки». Музыкальные инструменты в традиционной культуре народов России. Экскурсию проведет научный сотрудник высшей категории, хранитель музыкальной кладовой Отдела специализированного хранения Айшат Ахмедовна Гаджиева. Стоимость: 200 руб. Билеты: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5690/02.10.2021/14:00 14:30 – 15:30 Интерактивная экскурсия "Вокруг света - с музыкой!" 7+ Бесплатно, по регистрации: https://rossiyskiy-etnograf-event.timepad.ru/event/1795876/ 16:00 – 17:00 Экскурсия «У каждого скомороха свои погудки». Музыкальные инструменты в традиционной культуре народов России. Экскурсию проведет научный сотрудник высшей категории, хранитель музыкальной кладовой Отдела специализированного хранения Айшат Ахмедовна Гаджиева. Стоимость: 200 руб. Билеты: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5690/02.10.2021/16:00 17:00-17:45 Игровая экскурсия «"Струны кантеле явились…" Традиционная музыкальная культура коренных народов Северо-Запада России» 7+ Стоимость: 200 руб. Билеты: https://tickets.ethnomuseum.ru/ru/tickets/5689/02.10.2021/17:00 Мастер-класс 17:00 – 17:45 Вокальный мастер-класс "Музыкальная Россия" 5+ Бесплатно, по регистрации: https://rossiyskiy-etnograf-event.timepad.ru/event/1795893/ Концертная программа 13:00-13:40 Концерт «Музыка без границ» инструментального ансамбля «Эссе-Квинтет» СПб ГБУК «Петербург-концерт» 7+ Бесплатно, по регистрации: https://rossiyskiy-etnograf-event.timepad.ru/event/1796093/
27.09.2021 в 18:37


Изначально флаги были эмблемами правящих родов и военачальников. Также они употреблялись как знак принадлежности к некой общности: религиозному или купеческому объединению, торговому дому или цеху. Переворот в культуре использования флагов произошел в XVIII веке после Французской революции, когда появился «национальный флаг», который выражал достоинство нации, и с которым каждый гражданин себя отождествлял. Сегодня национальный флаг – главный символ любого современного государства, свидетельствующий о его независимом статусе. Финляндия провозгласила о своей независимости 6 декабря 1917 г. Молодое государство не имело своего символа, кроме появившегося в 1556 году герба, представлявшего красный щит с золотым коронованным львом, держащим меч в правой лапе. Его изображение на красном полотнище стало первым государственным флагом независимой страны, который просуществовал до мая 1918 года. В январе–мае 1918 года в стране разгорелась гражданская война. Красный цвет потерял свою популярность, ассоциируясь с коммунистическими идеями и став символом более чем 30 тыс. жертв. По этой причине в стране разгорелись споры, касающиеся флага, в первую очередь его цвета. Еще в XIX веке в литературе поэты Захариус Топелиус и Юхани Ахо воспевали синий и белый цвета, которые, по их мнению, отражают красоту родной земли: «Синий – для синих озёр, а белый для снежных полей описанья». Что касается вида флага, то тут царило единодушие. Страна желала войти в семью Скандинавских государств, это намерение надлежало обозначить с помощью традиционного для региона «скандинавского креста». Два молодых художника Бруно Туукканен (Bruno Tuukkanen) и Эеро Снеллман (Eero Snellman) предложили свой эскиз государственного флага Финляндии: белое прямоугольное полотнище с синим крестом, разделявшем его на четыре равные части. В пересечении креста расположен герб Финляндии – коронованный лев с мечём в правой лапе. Этот вариант был утвержден парламентом 29 мая 1918 года. Но 17 июля 1919 года Финляндия стала президентской республикой и корона над головой льва стала неуместна. 12 февраля 1920 её было решено убрать. Тогда же изменили и оттенок креста, сделав синий более темным. Окончательно сине-белый флаг стал общенациональным во время Зимней войны на рубеже 1939-40-х годов. 1 июня 1978 года был принят действующий сегодня закон «О флаге Финляндии», окончательно закрепляющий все изменения, принятые в феврале 1920 года. Автор текста: Докучаева Мария Алексеевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ. Иллюстрации: 1. Почтовая открытка с изображением флага Финляндии. (информационный портал finna.fi). 2. Герб Финляндии с короной, находившийся на флаге страны в 1918-1920 гг. (информационный портал finna.fi). 3. Фотография Бруно Туукканена. 1920 г. Finnish Heritage Agency. Historian kuvakokoelma. Inventory ID HK19500101:126. 4. Фотография Эеро Снеллман. 1923 г. Finnish Heritage Agency. Historian kuvakokoelma. Inventory ID HK19710314:324.
25.09.2021 в 19:36


Пояс – это один из древнейших оберегов. В мифологическом сознании народа пояс играл роль оберега, защиты человеческого тела. Он являлся неотъемлемым элементом народного костюма. Пояс поддерживал одежду, покрывающую нижнюю часть тела или не давал распахнуться одежде, покрывающей верхнюю часть тела. Наибольшим разнообразием отличались тканые пояса. В зависимости от районов бытования они варьировали по ширине и длине, цветовой гамме; в каждой местности были свои способы компоновки геометрического или растительного орнамента. В традиционном костюме латышей и литовцев народов бытовали пояса, которые можно считать символами традиционной культуры этих народов. У латышей – это лиелвардский пояс. Этот тип поясной одежды включен в культурный канон Латвии. Свое название пояс получил по названию г. Лиелварде, расположенного в 55 км от Риги. Именно в этом месте был обнаружен самый древний образец этого изделия. Подобные пояса изготавливали в волостях Юмправас, Кастранес, Менгелес, Рембате. Лиевардийский пояс считают одной из загадок традиционной культуры латышей. На поясах этого типа встречается до 22 различных комбинаций элементов орнамента: фигуры в виде сложных ромбов, квадратов, косого креста, свастики, лучевой розетки, S видных фигур, трилистников и пр. В основе пояса были белые льняные или хлопчатобумажные нити, в утре красные или бордовые шерстяные нити. Откуда появился этот пояс и что означал его орнамент неизвестно. Эту загадку пытались разгадать ни одно поколение исследователей. Однако это всего лишь гипотезы. Неугасаемый интерес современников к специфической орнаментике поясов данного типа сделал пояс из Лиерварде героем современного мифотворчества. Подобный по разнообразию орнамента женский пояс был и у литовцев в XIX в. (Пруссия). Однако этот вид одежды менее известен, чем пояс из Лиелварде. В собрании РЭМ пояс с неповторяющимся орнаментом представлен одним экземпляром. Он поступил в музей в 1910 г от известного исследователя Э.А. Вольтера. Пояс соткан из хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Нужно отметить, что это не цельный предмет, а его часть (Дл. – 158 см.; шир. – 2 см.). На поясе выткано 40 различных геометрических орнаментальных композиций. Орнамент насыщен солярной символикой и одно изображение женской фигуры. Подобных поясов в других районах Литвы не зафиксировано. Вероятно «прусский» пояс как и пояс из Лиелварде в XIX в. был связан с каким-то обрядом типичным для той территории, где он бытовал. Автор текста: Королькова Л.В., научный сотрудник отдела Северо-Запада и Прибалтики РЭМ.
24.09.2021 в 16:44


ЭтноЛекторий. 28 сентября (вторник) 19.00 - 21.00. Лекция «Красота по-….. (традиционные представления о красоте человека у народов Евразии» У каждого народа существуют свои мифопоэтические и обыденные представления о красоте человека – привлекательных внешних данных и нравственных характеристиках. Через систему запретов уже во время беременности женщины «корректировали» облик будущего ребенка. В традиционной культуре народов Поволжья и Приуралья существовали свои способы достижения идеального визуального облика женщины: создание определенных пропорций фигуры посредством способа ношения костюма, формирование прически, использование народных гигиенических и косметических средств и многое другое. Лектор – заведующая отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Елена Викторовна Колчина. Лекция состоится 28 сентября (вторник). Начало в 19:00 Стоимость лекции – 250 руб. Билет приобретается в кассе музея за 30 минут до начала лекции.
23.09.2021 в 18:36


Колокольный ман Колокола играли большое значение в истории России и жизни крестьян. С помощью колокольного звона возвещали о начале церковной службы, свадьбе и похоронах, войне и рекрутском наборе, пожаре, указывали дорогу в пургу и шторм. Как неотъемлемая часть православия колокол выступал символом благочестия и святости. Русские крестьяне верили, что его звон способен отогнать нечисть, исцелить болезни и заставить говорить только правду. Несмотря на это, колокольня по ночам считалась опасным местом, так как служила прибежищем «колокольного мана» («мертвеца», «мужика»). Так назывались умершие грешники, нередко колдуны, которые не находили упокоения в земле. Ночью они вставали из могил и сидели всю ночь на колокольне. Если кто осмеливался залезть туда ночью, то мертвец мог его и убить. Но по некоторым рассказам колокольный ман был не так злобен и помогал церковному сторожу звонить к заутрене. Особые отношения сторожа с мертвецами отразились в рязанском поверье, согласно которому каждую ночь он гонит их подобно стаду на водопой: «Как вдарит он в полночь в колокол, – так все они из могилок подымаются и, – прямо к речке. Напьются, – и, как только зачнет кочет полночь опевать, – опять в свои могилки кидаются». Автор текста: Станислав Петряшин, научный сотрудник отдела этнографии русского народа РЭМ.
20.09.2021 в 18:52


20 и 28 сентября отмечаются праздники: 20 сентября - День адыгов 28 сентября - День национального адыгского (черкесского) костюма Эти памятные даты имеют локальный характер, но представляют интерес для развития культуры и национального самосознания всего российского народа. Адыги (черкесы) представляют собой такие народы Северо-Западного Кавказа как адыгейцы, кабардинцы, черкесы, черноморские шапсуги. В странах Ближнего Востока адыги входят в состав культурной элиты. Культура адыгов не один раз получала высокую оценку как образец для подражания со стороны соседних народов и как интереснейший и сложный комплекс норм обычаев и изящнейших предметов бытовой материальной культуры с точки зрения этнографов. Адыгский (черкесский национальный костюм, как мужской и женский, оказал большое влияние на северокавказский тип одежды, включая казачий костюм, хотя, конечно, каждый народ региона внес в его эволюцию свой вклад. Традиция адыгского костюма живет сегодня в изделиях народных художников и современных модельеров, они вызывают живой интерес и у этнографов. В собрании Российского этнографического музея предметы адыгской культуры начали поступать с начала ХХ века и являются прекрасным образцом для представления различных традиций национальной культуры. Автор текста: Владимир Дмитриев, научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана РЭМ.
20.09.2021 в 12:44


Друзья! По техническим причинам Российский этнографический музей 21 сентября будет закрыт. Приносим извинения за неудобства. Будьте внимательны, планируя визит!
17.09.2021 в 18:36


Российский этнографический музей и рады пригласить вас на цикл лекций в рамках HSE OPEN DESIGN DAYS. Плакат. Знак. Книга. На лекции можно прийти по входному билету в музей и по Пушкинской карте: https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/vizit-v-muzej/bilety-i-l-goty/ Вносим в календарики: 19 сентября. 13:00 «Визуальные коммуникации культурных институций. На каком языке дизайна говорят со своими аудиториями музеи, театры, фестивали» Лектор: Митя Харшак Дизайнер, доцент НИУ ВШЭ, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, учредитель и главный редактор журнала «Проектор», член жюри международного конкурса European design awards (2020/2021) от России. 14:30 «Иммерсивные пространства — трансформация, погружение и взаимодействие» Лектор: Андрей Пунин Художник, архитектор, куратор выставочных проектов, руководитель творческой мастерской «ARKI», член Союза архитекторов России, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. 16:00 Структуры в графическом дизайне» Лектор: Сергей Клещев Дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Работал в ИД Коммерсантъ, студии Артемия Лебедева, Высшей Школе Экономики, INSTID(UK). Соучредитель дизайн-студии S-E-V-E-R. 26 сентября. 13:00 «Арт-конструктор, как эффективный инструмент в погоне за прибылью» Лектор: Андрей Люблинский Дизайнер, художник, лауреат многих профессиональных премий. С 1997 года активно сотрудничает с галереями, музеями и другими институциями в качестве художника и куратора. В его творческой биографии около 40 персональных и более 100 коллективных выставок в России, Европе и США. 14:30 «История знака от древности до наших дней» Лектор: Василий Шишкин Дизайнер, автор свыше 1000 товарных знаков, победитель российских и международных конкурсов дизайна, автор эмблемы празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Организатор выставок «Знак» и «Шрифт», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. 16:00 «Как мы разрушили стереотип мемориального парка — с юмором, но уважением к истории» Лектор: Владимир Чувашёв Архитектор, дизайнер, художник, руководитель студии «Чувашёв и партнёры», специализируется на реализации и проектировании разносторонних проектов — от градостроительных до дизайна мебели.
16.09.2021 в 19:23


Кашубская вышивка. В Российском этнографическом музее идет подготовка к выставке «Балтика – перекресток культур», которая откроется в конце сентября. Выставка будет посвящена традиционной культуре тех народов, чья история и культура неразрывно связаны с Балтийским побережьем. Тематическая направленность выставки предопределила ее географический охват: на ней будут представлены предметы не только с территорий, прежде входивших в состав Российской империи, но и из других областей, в частности, из Поморского воеводства Польши. Издревле в этом регионе у берегов Балтийского моря проживали кашубы – один из польских субъэтносов. Посетители выставки смогут увидеть традиционные кашубские костюмы, керамику, а также образцы кашубской вышивки из частных коллекций. Экспонирование этих предметов оказалось возможным благодаря содействию директора Польского института в Санкт-Петербурге Эвы Зюлковской. На выставке также будут представлены памятники из польских коллекций РЭМ. В их числе можно будет увидеть уникальный экспонат – декоративную тканую салфетку, вышитую кашубскими мастерицами г. Гданьска к семидесятилетию И.В. Сталина. Отличительная черта кашубской вышивки – цветочные узоры, выполненные на сером льняном холсте в гамме желтого, синего, черного, красного, зеленого цветов и их оттенков. Чаще всего эта вышивка встречается на декоративных салфетках и скатертях и изображает изящно прорисованные ветви с различными цветами, бутонами и листьями, симметрично расходящиеся из центра. Кашубские вышивальщицы утверждают, что мотивы вышивки и ее цветовая гамма обусловлены любовью к родной земле и ее природе: синий цвет символизирует море и озера; голубой – небо; желтый – зрелые хлеба; зеленый – густые леса; черный – плодородную почву, а красный – кровь, пролитую кашубами для за свою землю. Устойчивую стилистику кашубская вышивка приобрела в XIX веке на фоне роста этнического самосознания кашубов. В XX веке она получила новое развитие, обусловившее ее вариативность. Ее мотивы в настоящее время широко используются в дизайне изделий широкого потребления и сувенирной продукции. Автор текста: Михайлова Алена Алексеевна, научный сотрудник отдела этнографии народов Белоруссии, Украины, Молдавии.
15.09.2021 в 18:30


Одним из символов культурного ландшафта Центрального Кавказа являются знаменитые средневековые оборонительные башни. Их, в частности, строили в Сванетии – регионе, расположенном на южном склоне Большого Кавказского хребта на северо-западе Грузии. Многие путешественники XIX–начала XX в. отмечали, что благодаря поднимающимся в небо на 20–25 м (как правило, башни были от 3 до 5 этажей, иногда и до 8) прямоугольным в плане оборонительным башням, сванские деревни выглядели очень живописно. Как правило, башня составляла общий жилой комплекс с каменным двухэтажным домом, на первом этаже которого зимой размещались хозяева и скот, последний был отделен деревянной перегородкой. На втором этаже летом жили члены семьи, хранились продукты и заготовленный корм. Во время набегов (по преданиям с севера) жилым помещением становился первый этаж башни, здесь в середине находился открытый очаг и не имелось ни дверей, ни окон, ни бойниц. Вход в башню располагался на втором этаже, поэтому использовались приставные лестницы, или со второго этажа дома к двери вёл крытый коридор. В остальных этажах башни делали по две бойницы, а в самом верхнем, перекрытом двускатной крышей, машикули по четырем сторонам, прикрытые козырьком карниза. Отсюда можно было кидать заранее заготовленные камни. Чем выше была родовая башня, тем знатнее считалась семья. Этажи соединялись деревянными лестницами, представлявшими собой бревна с зарубками, небольшие люки в перекрытия располагались в противоположенных углах башни. Толщина стен к верху уменьшалась. В XIX в. башни не строили и уже никто не помнил, как это делалось. В это время эти постройки стали использоваться как хозяйственные помещения, впрочем, в них еще можно было найти заготовленные для обороны камни. Иллюстрации: из собрания РЭМ. Автор текста: Гуляева Е.Ю., научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана РЭМ.
14.09.2021 в 19:30


В XIX – начале XX в. пояс сарткели был яркой деталью женского костюма грузинок и армянок Восточной Грузии, в частности г. Тифлиса – столицы имперского Кавказа. Его повязывали поверх приталенного распашного платья картули каба так, чтобы концы спускались спереди до самого подола. Постепенно появились пояса другой конструкции: к узкому поясу пришивались две широкие ленты. Шили пояса из бархата и других шелковых тканей, использовали муаровые ленты, концы нередко украшали вышивкой золотом или шёлком. Узор, как правило, был растительного характера. Очень часто пояс и нагрудная вставка гулиспири под глубокий вырез платья составляли комплект: их шили из одной и той же ткани и вышивали сходным образом. Тифлисская мода влияла на женский костюм других регионов Кавказа. Пояс тифлисского типа можно было увидеть на имеретинках западной Грузии, армянках из г. Александрополя и Карабаха. Иллюстрации: из собрания РЭМ. Автор текста: Гуляева Е.Ю., научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана РЭМ.

Главное

Прогноз погоды

Пасмурно  небольшой дождь

−1°..+3°

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю