Что бы Вы подумали, если бы Вам предложили посмотреть спектакль по произведению из программы начальной школы советского периода? Правильно, и я задал себе вопрос : « Мне, человеку, прожившему более полувека, это точно нужно ?!» Аркадий Гайдар. «Чук и Гек». Незатейливая история поездки двух мальчишек вместе с мамой к отцу-геологу. История, прочитанная еще в детстве, абсолютно понятная. Нужно ли мне увидеть эту историю на сцене?
С похожими мыслями я с женой шел смотреть на новой сцене Александринского театра спектакль «Чук и Гек» по произведениям А.Гайдара, поставленный Михаилом Патласовым. Но все оказалось не так.
На едином дыхании мы смотрели спектакль - эту страшную «детскую сказку» о нашем прошлом, в котором нужно было «меньше болтать, а больше много и трудно работать, тогда и будут все счастливы». А молодежь должна быть готовой к борьбе с врагами. А где эти враги? Оказывается, везде: на улице, в соседней квартире, а может быть и в собственной семье. На фоне авантюрного путешествия мальчишек к отцу всплывают реальные воспоминания « врагов народа», их жен и детей , как неизвестных нам, так и ставших впоследствии гордостью нашей Родины, о том, как ломались их судьбы, уничтожались родные люди. (Рассказ о «Колымском трамвае» ( Дарья Степанова)-один из самых тяжелых).
А еще идут воспоминания людей, которые занимались выявлением «врагов народа», их арестами, уничтожением в тюрьмах и лагерях. Большинство из них вовсе не раскаиваются в содеянном, полагая, что просто выполняли свою работу, иначе поступить не могли и верили в правое дело. Откровения Расстрельщика (Сергей Сидоренко) - тому подтверждение.
Некоторые палачи, волею судьбы , вдруг становились «врагами народа» и на своей шкуре смогли почувствовать свою беспомощность перед машиной репрессий. Но и те, и другие были гражданами нашей страны.
В финале , празднуя Новый Год, люди в ватниках одевают веселые маски ,танцуют и поют , потому, что они «не болтают, а много и тяжело трудятся, а значит- счастливы».
Смогло ли время переплавить в нас (внуках и правнуках жертв и палачей) воспоминания о тех страшных временах, о которых мы, порой, очень мало знаем? Какие мы сегодня? Может ли такое повториться ? Это только часть вопросов, которые возникают после «занавеса».
Декорации и современное мультимедийное оформление спектакля - на высочайшем уровне (наше мнение как зрителей- лучшее в Петербурге)), придает действию динамичность , «черно-белые» воспоминания жертв и палачей на большом экране трогают душу, производят сильнейшее впечатление.
Игра актеров только подтверждает высокую профессиональную планку Александринского театра. Петр Семак (Рассказчик, Гайдар) с самого начала спектакля « втягивает» зрителя в сюжет и не отпускает до самого конца, не давая отвлечься ни на минуту. Прекрасная игра Ольги Белинской ( Агнесса – жена комиссара НКВД, который вдруг стал «врагом народа»). Она очень эмоционально смогла передать ощущения своей героини, побывавшей «по обе стороны», которая после лагеря и реабилитации узнала, что донос на нее написали простые люди – попутчики по эвакуации.
Реалистична игра Аркадия Волгина (старый кинолог – «дедушка с добрыми глазами»), особенно когда он рассказывает, как они с собачкой охраняли заключенных в лагере и ловили беглецов – такая работа.
Всем актерам огромное спасибо за то, что смогли своей игрой поразить Душу и Разум зрителей. В финале спектакля зрители аплодировали стоя.
Вот Вам и «Чук и Гек!» С Уважением Дмитрий и Людмила Таранковы.
|