Сценическая версия повести Гоголя «Записки Сумасшедшего» — сплав драматического, поэтического театра, новой импровизационной музыки и современной хореографии.
История Аксентия Ивановича Поприщина, рассказанная Гоголем, приобретает в спектакле новый динамизм, созвучный пульсу нашей эпохи. Внутренняя жизнь героя, его иллюзии, восторги и страхи, заблуждения и озарения — все это находит в многослойной ткани спектакля самые разные формы воплощения — это и актерская игра Алексея Ильинского, и эмоциональный звуковой фундамент, каждый раз по-новому создаваемый музыкантами, и вибрации вечности, скрытые в звуках поэзии Мандельштама и, наконец, парадоксальный, изменчивый, порой комичный, порой пугающий танец Иллюзии — визуальной персонификации всего того, что видит, слышит и ощущает герой.
Удачное сочетание классики и авангарда создает совершенно уникальное художественное пространство, в котором раскрываются и расшифровываются многие загадки, скрытые в гениальном творении Гоголя, в частности — трагический контраст между миром реальности и миром творческого воображения. Зрителю остается лишь открыть свои глаза и уши, тогда он попадет в особый загадочный мир, в котором сможет разгадать те загадки, которые важны лично для него.
Титулярный советник Аксентий Поприщин, подобно героям новелл Гофмана, существует в нескольких реальностях. Странные голоса, королевская мантия и величественная миссия спасения луны для него также достоверны, как и ежедневная служба в департаменте, потертая шинель и стоптанные сапоги. Столкновение этих реальностей приводит к трагическому финалу.