Вена, 1791 год.
Сцена первая
Сальери, упорным трудом достигший славы и признания, предается тяжким раздумьям. Его путь к искусству был труден и тернист. Сначала он «поверил алгеброй гармонию», потом стал творить, добился видного положения в музыкальном мире. Но покой его нарушен – явился Моцарт. Все легко дается ему, ибо он гений. Сальери мучительно завидует. К нему приходит Моцарт в отличном расположении духа; с ним старый скрипач, который наигрывал в трактире популярные мелодии из его опер. Но Сальери раздражает неумелая игра старика – он гонит его прочь. Моцарт садится за фортепиано, играет свою новую фантазию. Сальери потрясен ее глубиной, смелостью, стройностью. Решение созрело: Моцарт должен погибнуть – «не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музы́ки».
Сцена вторая
Сальери пригласил Моцарта отобедать с ним в трактире. Но тот задумчив, пасмурен. Недобрые предчувствия угнетают его. Как-то пришел к нему человек, одетый во все черное, и заказал заупокойную мессу – реквием. Сальери предлагает «рассеять пустую думу» стаканом вина и украдкой бросает в него яд. Моцарт выпивает, играет отрывок из реквиема, потом уходит. И вновь мучительными сомнениями объята душа Сальери: неужто, как вскользь сказал Моцарт, «гений и злодейство – две вещи несовместные»?