Достоевский написал мрачную историю из жизни заключенных в 1861 году, вернувшись «из глубины сибирских руд», из Омского острога, где долгие четыре года отбывал каторгу по политическому делу. Лично познав, как низко может пасть человек и как высоко может возвыситься его душа, писатель создал «книгу века». С ее выходом многие современники так и прозвали Федора Михайловича: «Автор "Записок из Мертвого дома"».
О чем история? Перед нами разворачиваются картины каторги в самых разных ее проявлениях. И эти картины нанизываются друг на друга, как звенья кандалов, которые 10 лет носил главный герой повести – рассказчик Александр Петрович Горянчиков, осужденный за убийство своей жены. Отбыв наказание, герой остаток жизни посвящает написанию дневника. Виновные и невинные, холоднокровные убийцы и матерые контрабандисты, лихие воры и интеллигентные фальшивомонетчики, добродушные дворяне и мудрые крестьяне... Злые и добрые, счастливые и раздавленные горем. Каждый обитатель острожного «Мертвого дома» рассказывает о себе всё, как на духу, как перед страшным судом. И эта искренность растворит самую мрачную сажу, за которой скрыта чистая душа. Вот об этом написал Достоевский 160 лет назад. Вот об этом спектакль молодого петербургского режиссера Рачи Махатаева. Спектакль, в котором так много о нашем сегодня: не только «Мертвый дом» – часть России, но и Россия – часть «Мертвого дома». Но еще больше веры и доброты, устремленных через тернии к свету. Прорвемся?