4345
"Поколение детей в бородах" и метания между арендами: дискуссия о независимом театре
Накануне форума "Площадка vol. 2.0" обсудили с представителями петербургской независимой театральной сцены, с какими проблемами и удачами сталкиваются негосударственные театры.
Правда ли, что театральных коллективов становится всё больше, нужен ли труппе дом, где найти деньги на спектакль и почему выпускники вузов не идут в гостеатры — об этом мы поговорили с Татьяной Вайнштейн ("Скороход"), Олегом Ереминым (Новый Императорский Театр), Наталией Лапиной (Городской театр), Джулиано Ди Капуа ("Театро Ди Капуа") и Ларисой Грачевой (Социально-Художественный Театр, СХТ).
Джулиано Ди Капуа
Как в целом можете охарактеризовать сегодняшнее положение независимых театров? Кажется, что в Петербурге появляется все больше новых театральных имен, открываются площадки. С чем это связано, на ваш взгляд?
Таня Вайнштейн: Последние несколько лет я слабо связана с независимыми театрами Петербурга. Я работаю в Европе, последний год — в Америке. Поэтому мое понимание ситуации несколько внешнее. Так что не уверена в репрезентативности и объективности своего мнения. Но мне кажется, что никакого особого бума независимых театров нет. Это такая постоянная ротация: что-то открывается, закрывается, забывается, растворяется.
Наоборот, мне, как человеку, все еще обрабатывающему входящие заявки в "Скороходе", кажется, что интересных проектов не очень много. Но я сужу по очень узкому сегменту —экспериментальные работы, новые формы. Что происходит с независимыми театром других направлений, не знаю.
Таня Вайнштейн
Олег Еремин: Тяжелое, бедственное, удручающее, почти катастрофическое. Новые открытия в 99 случаях связаны только с одним — никуда не берут. Новых институты выпускают пачками, а старые с такой скоростью не умирают. Только единицы осознанно и самоотверженно не идут в гостеатры, видя что в них происходит на самом деле. Но и их надолго не хватает.
Наталия Лапина: Мне сложно что-то сказать о положении независимых театров — я совершенно непреднамеренно, если не сказать случайно оказалась руководителем одного из них, да к тому же всего год назад. Так что пока не возьмусь анализировать или тем более характеризовать. Что же касается возникновения новых "историй", т.е. новых театров, площадок, имен — это процесс естественный: государственные стационарные театры живут довольно замкнутой жизнью, а как только возникает какое-то явление, желание "сказать слово" — оно требует воплощения. Вопрос в другом: как реорганизовать сложившуюся систему, чтобы независимые проекты не появлялись пачками и так же пачками не гибли, а имели возможность естественного развития в среде театра, который дотируется государством.
Спектакль "Жители разных планет", совместная постановка Городского и Социально-Художественного театров, режиссёр: Наталия Лапина
Джулиано Ди Капуа: Новое поколение детей в бородах. Они в принципе более бесстрашны, чем ребята ближе к сорока. У них предприимчивость отталкивается от других мотивов, чем у выходцев 90-х. Главное не деньги —потому-то они у них и появляются! — и не понты: они стремятся создавать своего рода маленькие миры — можно, конечно, пошло называть это "тусовкой". В них не живут мифы и легенды артистов советского кино и связанное с ними творчество, соответственно, большие театры для них такая же пыль.
То, что все больше людей стремится к независимости и к самовыражению — это прекрасно! Конечно, очень сложно быть самостоятельным, когда ты сам должен принимать решения и сам в ответе за свое творчество и за зрителей. Тут уже не обвинишь "плохого режиссера", "вора-директора" или "глупого худрука". Тут Твой выбор, Твоя воля.
Мне сложно оценивать положение независимых проектов, я же не знаю их бухгалтерии. Это если говорить о материальной составляющей. Мы с нашим театром были приятно удивлены, что можно сделать спектакль в маленькой квартире, получить за него самую высшую театральную премию и опять вернуться и продолжить его играть в маленькой квартире. Прекрасно, что есть такая возможность.
Спектакль "Жизнь за царя" ("Театро Ди Капуа")
Лариса Грачева: Открываются не новые площадки, а новые команды актеров и режиссеров, которые не хотят быть марионетками в театрах Карабасов-Барабасов, в которые, в основном, превращается современный репертуарный театр — производство. Положение независимых театров таково, каким они — независимые театры — его ощущают. Можно страдать от отсутствия собственного дома и зарплаты, а можно наслаждаться свободой творчества и независимостью, за которые ты так боролся.
Как сказал Олег Лоевский в одном интервью: "Понимаете, репертуарный театр растворяет людей. Вот это — проблема! Это проблема, из-за которой я переживал и переживаю на самом деле". Если вы не хотите растворяться, а желаете сохранить свою самость и некие идеалы, обретенные в процессе обучения актерской или режиссерской профессии, то за это и платить нужно, а не плакать о трудном положении независимых театров.
Лариса Грачева и Социально-Художественный Театр
У большинства независимых театров нет своей собственной площадки — спектакли и репетиции проходят в разных локациях, дружественных и арендных. Это плюс или минус для театра?
Таня Вайнштейн: Я думаю, отсутствие своего дома ни для кого не может быть плюсом. Много сил уходит на монтаж, перевозки, адаптацию к пространству. Опять же это ограничивает выразительность визуальную — не придумаешь интересных сценических решений в области дизайна, если всё нужно собирать-разбирать силами артистов. Еще и в один день.
Плюс — только в одном, я думаю: жить независимом театру так тяжело, что занимаются этим только фанаты. И отсутствие своего дома для театра — лишний фильтр, отсеивающий людей другой мотивации.
Наталия Лапина: Для нашего театра это минус, который мы всеми силами пытаемся обратить в плюс. То есть имя Городской для нас сейчас означает, что мы как можно более активно стараемся вписаться в разнообразную городскую среду, играть как можно больше в разных локациях. Но по замыслу мы — театр-дом, и нам бы хотелось, чтобы все было наоборот, чтобы город приходил к нам, в наше гостеприимное креативное пространство.
Наталия Лапина
Олег Еремин: Минус, минус, минус. Хотя бывают исключения.
Джулиано Ди Капуа: Мы выбираем локейшн по эстетической необходимости. На английском такой театр называется site-specific — со спецификой места. Зритель сразу предупрежден, что может придется даже стоять во время действия. Есть такое понятие как иммерсивность — полное погружение в пространство вместе с артистом. Я это люблю. Можно делать это и в коридорах, и на чердаках больших театров — были, кстати, такие опыты в Балтийском доме, в Александринке, даже в БДТ, но похоже нынче это стало опасно — вдруг тебе обвинят в оказании услуг в несоответствии с правилами безопасности. Это очень трудоемко и часто накладно, а по логистике вредно для спины (улыбается). Пока сложно убедить зрителя в том, что это должно стоить дороже, чем приятный трехчасовой сон в вельветовом кресле.
Что касается нас, то, конечно, хотелось бы иметь репетиционную точку. По поводу своей площадки... я думаю это накладывает определенные обязательства. Ты должен играть определенное количество спектаклей в год, немалое, кстати, чтобы все это окупить. Вот и получается, что качество страдает. К тому же тогда нужен целый штат. Хороший директор. С этим большая проблема. Ну и начнется опять воровство, с этим мы уже сталкивались.
Джулиано Ди Капуа
Лариса Грачева: Это ужасный минус. Любой команде нужен дом, хоть на время выпуска спектакля. В метаниях между арендами утрачивается художественное мышление и открывается коммерческое.
Разговаривая о современном независимом театре сложно обойти вопрос его финансирования. Как выживают подобные театры без серьезной государственной поддержки?
Таня Вайнштейн: Понятия не имею. Думаю, что бедствуют, берут кредиты, скидываются, халтурят, ищут поддержки у немногочисленных фондов. Придумывают какие-то очень дешевые сценические решения. Беда не в отсутствии государственной поддержки, а в отсутствии вариантов получить поддержку откуда-то ещё. Нет фондов (есть, но мало), нет практики меценатства, благотворительности, так как нет налоговых льгот благотворителям и т.д.
Наталия Лапина:
Кое-как, с большим трудом. На энтузиазме, изобретательности, воле, любви к делу. На том, чего не хватает многим театрам с государственной поддержкой.
Олег Еремин: Никак. Никакого выживания нет. Рано или поздно они либо умирают, либо становятся государственными.
Олег Еремин
Джулиано Ди Капуа: Как сделать хит, который интересен с финансовой стороны вопроса и за суть которого при этом не стыдно? Хорошо раскрученый проект с московской звездой ведь тоже независимый театр. И москвичи умудряются сделать это даже талантливо — это тебе не пыльная питерская кровать на шестерых. Пока независимый театр существует — значит он как-то выживает. Конечно, все непросто. Но все возможно. Вопрос в том какие запросы у тех, кто в этом театре играет. На дорогие машины и квартиры, конечно, не заработать. Но на все это в принципе честным путем заработать сложно.
Лариса Грачева:
Без государственной поддержки нельзя. Иначе театр покупает тот, кто может, и он — театр не занимается государством и его людьми, а занимается проблемами купца. Островский снова стал современным...
Как вы считаете, у нового поколения театральных режиссеров существуют достаточные условия для развития и работы? И чего им не хватает для развития?
Таня Вайнштейн: Я думаю, не хватает какой-то единой системы. Существует масса практик как интегрировать молодых режиссёров в профессиональный театр: стажировки, работа в качестве ассистирующего режиссёра, профессиональные конференции, предполагающие встречу работодателя и начинающего профессионала. Это и малые сцены, отданные под работы дебютантов. Не так важно, что именно делать, важно, чтобы везде. Тут можно было бы ожидать государственной поддержки новичков.
Есть же в киноиндустрии большая грантовая история для дебютных картин! Пусть бы такая появилась и в нашей сфере. Тогда театры бились бы за начинающих режиссёров, ведь с ними бы приходили дополнительные деньги.
Олег Еремин: Условия есть, но они недостаточные. И никогда не будут достаточными, это утопия.
Не хватает многого: в большинстве случаев мозгов; затем фундаментального серьёзного образования; далее — настоящего, вызывающего уважения таланта, способные есть, и даже встречаются очень способные, но по настоящему одарённых нет; ну и прочее — воспитания, вкуса, а самое главное — масштаба.
Спектакль "Троянки" (Новый Императорский Театр)
Джулиано Ди Капуа: Талантливых менеджеров и денег на рекламу. Для развития всего им хватает. Все у них в порядке. Я уверен, что очень скоро они о себе заявят.
Наталия Лапина: Мне кажется, что у нового режиссерского поколения сейчас очень лояльные условия для старта. По сравнению с началом двухтысячных, когда начинало наше режиссерское поколение. Не было тогда ни альтернативных площадок, ни конкурсов, ни режиссерских лабораторий. А сейчас — и серьезное лабораторное движение, и гранты, и большое количество независимых сцен, и главное (а это как раз практически не изменилось) — столько голодных до настоящего дела и хорошей режиссуры, готовых к экспериментам артистов.
Лариса Грачева: Современным молодым режиссерам не хватает хороших менеджеров или менеджерского образования. Они мечутся в поисках приложения сил или годами ждут предложения. СХТ пошел по пути соединения молодых актеров и режиссеров, у нас больше половины репертуара сделано молодыми режиссерами с молодыми актерами. Я имела возможность приглашать молодых режиссеров, потому что трудилась еще и в режиссерской мастерской В.М. Фильштинского, то есть они были и моими учениками тоже.
Уже упомянутый мною Олег Лоевский пошел по очень интересному пути в достижении этих же целей – дать возможность молодым для взлета, он создал систему театральных лабораторий, благодаря которой молодые режиссёры приезжают в театры разных городов страны и за несколько дней делают эскизы спектаклей, которые потом могут войти в репертуар. Многие молодые режиссёры прошли через эту школу профессиональной выносливости, для многих это был первый шаг в профессию.
Городской театр
Какие события последнего года, связанные с негосударственными театрами в Петербурге вы могли бы отметить? И почему? Какую роль играют такие мероприятия, как форум независимых театров "Площадка"?
Таня Вайнштейн: Наверное, это открытие "Пороха" Инженерного театра Ахе. Ни одна интересная площадка не открылась без них в Питере, и вот, (ура!) они открывают что-то свое.
Про Форум скажу — замечательная история, правильный посыл. Меня только смущает объединение театров в одну программу по административному (независимый, муниципальный, городского подчинения), а не по художественному признаку. Думаю, зрителю все равно, откуда мы получаем или не получаем деньги. Наверное, важнее способ художественного высказывания: то как и о чем мы говорим со сцены.
Олег Еремин: К сожалению, физически нет времени следить. Даже за теми, кто мне не безразличен — Lousers и Karlsson Haus. К сожалению, не знаю, что у них происходит. Поэтому не могу отметить событий. И видимо, ничего серьёзного не произошло, раз об этом не говорят. А причины, почему не происходит, назвал выше.
"Площадка" помогает узнать зрителям о тех самых независимых. А самим театрам поверить в иллюзию, что они кому-то нужны. А как заниматься сегодня театром без иллюзии. Поэтому "Площадка" очень важна.
Джулиано Ди Капуа: Не в курсе общественных инициатив и событий подобного рода. Ну, вот посмотрим, какое значение это имеет. Думаю, что для зрителя имеет значение только хороший спектакль. А в рамках Форума это или само по себе — неважно. Тем более что показ все равно мы проводим самостоятельно, без дополнительной финансовой помощи.
Наталия Лапина: Хорошо иметь возможность встречаться и смотреть друг друга, за что "Площадке" большое спасибо.
Спектакль "Пьесы жизни", СХТ
Лариса Грачева: Премьера нашего социального проекта "Пьесы жизни" с участием наркозависимых людей, с помощью которого мы выявляем путь борьбы с этим ужасным злом. Премьера "Площадки 51" — "Двойник. Радиопьеса". Про роль форума независимых театров "Площадка" мне ничего неизвестно. А есть ли она?
Лариса Грачева, Джулиано Ди Капуа, Прияткина-Вайнштейн Татьяна Дмитриевна, Наталия Лапина, Олег Еремин | |
Форум независимых театров "Площадка Vol.2" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|