3022
Вспомнить все: десять отечественных сериалов из прошлого
Мир снова охвачен сериальным бумом: на смену многолетним "мыльным" эпопеям и бесконечным ситкомам приходят качественные истории с обозримым финалом. Российское телевидение пока не очень успевает за модой, растягивая и продлевая успешные проекты на немыслимое количество сезонов. И пока все обсуждают редкие прорывы Первого канала и ТНТ, Peterburg2 предлагает вспомнить самые успешные отечественные сериалы прошлого десятилетия.
Первая молодежная история на российском ТВ вышла по-советски наивной. Юрий Беленький, в следующее десятилетие обеспечивший добрую половину контентна на "России", угадал, что будет интересно мальчишкам, девчонкам, а также их родителям в далеком 1999-ом. Тысячи школьников по всей стране после уроков мчались к телевизорам, чтобы послушать музыкальное переложение "Мир состоит из гор…" Беллы Ахмадулиной и проследить за нехитрыми перипетиями в семье физрука и секретарши в приемной директора. И еще один весомый аргумент: из "Простых истин" выросло отличное поколение сегодняшних сестер Арнтгольц, Вячеслава Манучарова и даже Данилы Козловского.
Цикл многосерийных фильмов от Светланы Дружининой затрагивает очень интересный период нашей истории: действие первого сериала закручено вокруг мифического завещания Петра Великого. Версию Дружининой восприняли неоднозначно. С одной стороны, в 2000-м телевидение еще не прощупало заманчивую, но топкую почву исторических сериалов, и потому красивая картинка с хорошими актерами (Наталья Егорова, Николай Караченцов, Сергей Шакуров, Инна Чурикова и др.), не лишенная достоверности (во многом сценарий просто цитирует знаменитые лекции Ключевского) вызывала симпатию. Однако каждый сезон (а последние "Тайны.." показали в 2011-м) становился все более схематичным в плане исторических характеров, но удачно вписывался в общий мелодраматический ряд отечественных сериалов. Впрочем, сама Дружинина назвала "Тайны дворцовых переворотов" "повестью о нелегкой женской доле", и у нас нет оснований ей противоречить.
Потрясающая любовная партия, разыгранная на троих – героев Алексея Гуськова, Марата Башарова и Ольги Будиной. История в условиях Дальнего Востока, где стараниями режиссера Александра Митты чего только не намешано – любовь, дружба, предательство на фоне одичалого патриотизма и внутренней борьбы. Драматический коктейль в год премьеры (2000), кажется, ни у кого не вызвал нареканий и даже был удостоен государственной премии. Впрочем, здесь еще стоит поспорить, что поразило чиновников больше – напряженный любовный треугольник или полуголая Рената Литвинова в бане, где она "летает и в раю".
Как известно, режиссер Владимир Бортко славится экранизацией классической литературы, а телеканал "Россия" спросом на такой продукт. Недавний "Тихий Дон" с космическим бюджетом показал, что не всегда потенциал канала идет во благо, но вот Бортко пока ни разу не ошибся. "Идиот" стал настоящим откровением текстов Достоевского в кино: князь Мышкин словно и был писан для того, чтобы в 2003-м его сыграл Евгений Миронов. Да и оргкомитет премии Солженицына, наградивший команду сериала за "вдохновенное прочтение романа, вызвавшее народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в её нравственном служении", врать не будет.
В основу сериала Андрея Эшпая легли произведения Анатолия Рыбакова, одного из первых, кто в писательской среде обратился к культуре поколения 30-х годов. К созданию ТВ-версии подошли основательно: зрителю показали сталинские кабинеты, быт сибирской деревни, печально известные застенки, множество разных московских квартир и советскую провинцию. Откровением сериал не стал, зато нежные Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов вкупе с мастодонтами отечественного кино запали в сердце зрителя мгновенно.
Одна из первых оригинальных отечественных киноновелл по крайней мере стала успешной с точки зрения бизнеса: компании "Амедиа" удалось продать сериал 34 странам. Это еще и первый опыт работы СТС и "Амедиа", без которого не случилось бы доброй части сегодняшних оригинальных сериалов в России. Историю "Бедной Насти", растянутую на сто с лишним серий, вроде бы и хочется похвалить за красивых женщин, благородных мужчин и впечатляющие интерьеры, но и закрыть глаза на сумбурную смесь эпох не получается.
Ах, как Безрукова мы любим! По крайней мере, в "Участке". Считается, что сериал о новом участковом, его собаке и жене стал первым утверждающим словом Первого канала на минном поле отечественных сериалов. 12-серийный микс детектива и комедии не раз повторяли после премьеры в 2003-м, и ясно, почему: очень уж прошибает на слезу в самом конце, где герой Валерия Золотухина умирает, глядя на красивую долину местной реки. Да-да, и "отчего так в России березы шумят" мы тоже узнали из "Участка".
Грустная история семьи из шахтерского городка, на которую вдруг сразу обрушиваются смерти, болезни, проблемы с законом и деньгами и еще много всего. Говорят, первый блок "Громовых" отсняли еще в 2003, чтобы соотечественникам стало легче жить, глядя на чужие беды. И вправду, такая плотность несчастий на одного героя способна тронуть даже самое черствое сердце. А уж если вы обиженная дефолтом в 90-е домохозяйка… Словом, "Громовы" - прекрасная иллюстрация трудной жизни, да еще и с щемящим саундтреком.
Еще одна теленовелла по литературным мотивам – одноименной трилогии Василия Аксенова. По-честному, в этом сериале прекрасно все – от подбора актеров до восстановленной в мельчайших интерьерных деталях даче в Сосновом бору. Прекрасная и яркая история семьи хирурга Градова, с подводными камнями, случайностями и очарованием старой Москвы.
Три сезона приключений подростков, случайно или целенаправленно попавших в суворовское училище. В "Кадетстве" собраны все лучшие идеалы юных суворовцев, решивших стать офицерами, но не обошлось и без темных проявлений человеческой натуры и всяких неприятных атрибутов переходного возраста. Сериал вряд ли будет интересен сегодняшнему поколению 14-летних, но в 2006-м зашел на ура: кажется, желающих променять школьную скамью и плац и казарму в России поприбавилось.
Рекомендованы для посещения Петербургом2