30 марта 2017 12:40      10137   фото: Варвара Кожевникова, Оксана Васько, Ники V. Demented

Хореография по Кафке и честный диалог: что происходит с современным танцем в Петербурге

Независимые фестивали, спектакли по произведениям Камю и Кафки, вечера современного танца в "Ткачах", мастер-классы зарубежных хореографов и творческие лаборатории - поговорили с представителями нескольких петербургских танцевальных компаний о том, как развивается современный танец в нашем городе.
Читать в полной версии

КАННОН ДАНС

Наш "Дом танца" в своё время давал крышу не только для компании основателя "Каннон Данс" – Натальи Каспаровой, но и для многих других хореографов, среди которых есть и такие известные имена, как Саша Кукин, Володя Варнава, Алиса Панченко, Ксения Михеева, Анна Закусова. Поэтому выступления наших резидентов-хореографов проходят ежемесячно на разных городских театральных площадках.

Каспаров Вадим, директор школы танца "Каннон Данс"

Однако есть площадки, которые оптимально соотносятся к эстетике современного танца, такие как Новая сцена Александринского театра, где мы уже несколько лет проводим фестиваль Open Look, или Эрарта Сцена, театр Плоды Просвещения и даже Эрмитажный театр.

Как создавалась компания

Дом танца "Каннон Данс" возник в тот период, когда о модерне и джазе никто особо не думал и не говорил. В этом году нам 20 лет, а создавались мы именно в те 90-е, когда разруха была во всем. Именно тогда художественный руководитель школы Наталья Каспарова решила, что хочет посвятить себя современному танцу, что именно этот жанр ей близок, и она готова свои умения и знания применить на практике. В Санкт-Петербурге практически не было школ и вузов, где бы обучали современному танцу на нужном уровне. Мы поставили цель воспитывать свои кадры. Я понял, что проще весь мир привезти в Россию, чем самим искать себя на Западе. Так и сделали. Начинали мы с джаз танца. Первым хореографом, который дал нужный импульс нашей работе был Фил ЛаДука из США. Он привез бродвейские танцы и степ – это были самые первые шаги "Каннон Данс" в организации событий в области современного танца.

Вадим Каспаров

Я сам никогда не занимался танцем и в целом не претендую на звание хореографа или педагога по танцу. Учился в Институте физкультуры им.П.Ф.Лесгафта. Наталья всё свое детство занималась художественной гимнастикой. Не все знают, что художественная гимнастика как спорт появилась в стенах Института Лесгафта в 1934-х годах. И одним из важных моментов в его появлении стал приезд в Россию американской модернистки Паулин Конер, которая давала мастер-классы по модерн танцу для студентов кафедры гимнастики. После её отъезда студенты продолжали занятия, и впоследствии появилась художественная гимнастика. Ведь предметы: обруч, шарфы, ленты – это все атрибуты модерн танца 20-х годов.

Принципы танцевальной компании

Общность интереса к  эстетике контемпорари танца и желание творить именно в этой форме.  Подготовка профессионального танцовщика требует времени, это не год и не два. В последние годы мы разработали принципы взаимодействия с новым поколением и прежде чем вводить их в основные проекты, мы работаем с ним в "Мастерской Натальи Каспаровой", в которой проходит стажировка и шлифовка техники. В России так или иначе современный танец живет всё еще на птичьих правах. И пока не создаётся система работы с хореографами и труппами. В этом есть как плюсы, так и большие минусы. Главный минус – это нестабильность. Сегодня у тебя есть деньги и исполнители, а завтра их нет. Многие танцовщики работают freelance и могут поехать в любое место, где им больше нравится, так как стабильной работы в России практически нет.
 
Какие проблемы поддержки со стороны государства существуют (если они есть) и как вы их решаете?

На самом деле организациям культуры в Петербурге сильно повезло, что наш Комитет по культуре имеет программу поддержки негосударственных театров, проектов. Думаю, главная проблема в том, что финансирование даётся только на один год и это лишает нас горизонта долгосрочного планирования на несколько лет вперед. И, конечно же, отсутствие собственного помещения. У нашего Дома танца пока так и нет собственного Дома с большой буквы. Мы вынуждены арендовать помещения у коммерческих структур и это, к сожалению, всегда ненадежно в перспективе.

Дом танца, который проводит несколько фестивалей в год и занимает самую активную позицию в продвижении современного танца, работает как экспертная организация и информационный центр для всех желающих уже много лет пытается найти для себя удобное пространство для профессиональной деятельности. Но мы верим, что всё будет хорошо и рано или поздно нам найдут точку опоры на карте города!

Как присоединиться

Просто прийти в "Каннон данс". Каждое лето на фестиваль Open Look в Петербург приезжает танцевальное сообщество России. Иностранные педагоги занимаются со всеми, на классы приходят люди разного уровня подготовки. Главная цель компании – не развлечение, а вовлечение в разнообразный мир танца и профессиональное развитие. Большое количество  учеников начинали с любительских классов, а сейчас работают в танцевальных компаниях. И на протяжении года мы постоянно привозим педагогов, у которых в России есть возможность поучиться только у нас.

 

PG PROJECT 

О компании

В PG PROJECT 2 руководителя — режиссёры и хореографы Сергей Медведев и Наташа Беспалова. Они познакомились в Хабаровске во время обучения в университете, там же поставили первый совместный спектакль. У Сергея и Наташи театральное образование: актёр театра и кино и режиссёр. После этого было принято решение продолжить работать вместе и создавать свой проект. После переезда в Петербург перенимали танцевальный опыт у российских и зарубежных педагогов современной хореографии.

Репертуар театра составляют 4 спектакля: "Чума" по мотивам романа А. Камю, "Превращение" по мотивам повести Ф. Кафки, Don’t и "Конец".  Премьера "Чумы" состоялась в Петербурге на площадке "Скороход", затем труппа представляла постановку на российских и международных фестивалях. В апреле театр едет с этим спектаклем на гастроли на Дальний Восток. "Превращение" пока что показывали только однажды — на фестивале современной хореографии WORK IN PROGRESS 22 марта в формате незавершенной постановки, в сокращённом варианте. Подобный формат популярен в Европе и делает возможным диалог режиссёра с аудиторией ещё до премьеры. К тому же, хореограф и артисты могут "прощупать" игру конкретных моментов на сцене и что-то усовершенствовать после такого предпоказа. Премьера "Превращения" состоится в 2017 году.

Принципы танцевальной компании

Мы работаем в жанре физического театра, основной принцип работы — импровизация и работа режиссёра с танцовщиком. Мы очень многое берем от людей, с которыми работаем — это главный источник вдохновения и основной материал. Нам не интересно просто красиво двигающееся тело — это эстетично и выдержано, но не цепляет за живое и не волнует так, как может взволновать обычное и самое простое прикосновение. Мы много времени уделяем работе с внутренними ощущениями, которые рождают движение, благодаря им складывается язык существования танцовщика в заданных обстоятельствах.

Представители PG PROJECT

Какие проблемы поддержки со стороны государства существуют (если они есть), и как вы их решаете?

Главные проблемы: отсутствие площадок для танцевальных компаний, грантов на постановку спектаклей, организацию гастролей, открытие своей площадки для развития труппы и подготовки молодых танцоров. Обычно большие деньги выделяются на классический театр и балет, а contemporary только начинает масштабно развиваться в России.

Как присоединиться

Прослушивание проходит раз в год — в сентябре. Компания регулярно проводит открытые классы труппы, на которых можно не только смотреть на работу над постановкой, но и репетировать вместе с артистами, пробуя свои силы. Для тех, кто хочет профессионально развиваться в современном танце и театре, ознакомиться с материалом и методами работы PG PROJECT или не прошёл прослушивание в труппу, Сергей и Наташа запустили стажёрскую группу — курс для студентов профильных направлений и продвинутых танцоров.

DANCE COMPANY TESOTA

О компании

Постоянная площадка Dance Company TESOTA – Ресторанный Цех ТКАЧИ. Здесь молодые хореографы показывают танцевальные спектакли, от небольших зарисовок до серьёзных, больших по времени постановок.

Руководитель Сергей Сицинский задумывался о собственном театре ещё в университете. Танцы в его жизнь вошли с детства. Сперва это были бальные танцы, в его родном городе, в 2006 году стал Чемпионом России в европейской программе. Потом поступил в СПбГУП, где педагоги познакомили Сергея с современной хореографией. Для совершенствования себя и театра он постоянно ходит на классы и лабаратории к иностранным педагогам, солистам театров и с удовольствием участвует в их постановках. А также отправляется в танцевальные лагеря, которые проходят на базе известных компания (DASS Бельгия и Израиль). На последнем курсе учёбы им был объявлен кастинг, куда пришли, в основном, студенты его же университета (СПбГУП), совсем юные и с горящими глазами. Объединив усилия двух танцевальных компаний через два месяца состоялась первая премьера на большой сцене. У театра нет государственной поддержки, поэтому справляются своими силами, благодаря финансовой помощи руководителя.

Принципы танцевальной компании

1. Важен каждый член компании, его индивидуальное развитие, в чём мы все, по возможности, содействуем. 2. В спектаклях мы редко используем придуманные истории. Изучаем себя с помощью различных психологических и танцевальных тренингов и из этого строим наши работы.

Представители Dance Company TESOTA

Как присоединиться

Кастинги проходят перед каждым новым спектаклем компании, куда может записаться любой желающий. Информацию можно получить в группе проекта VK. Также солисты театра ведут уроки по направлению contemporary, у них периодически проходят открытые уроки.

STAGE DANCE FILM THEATRE

О компании

Театр работает в синтезе танцевальной техники контемпорари и сценического искусства танцора для работы в танцевальном театре и кино. Компания в существующем сейчас составе сформировалась в середине 2016 года. Художественный руководитель, режиссер — Виталий Ким. Со-руководитель компании — Евгения Ким. Хореографы-постановщики — Виталий Ким, Ксения Михеева, Никита Маркелов. До компании у каждого был долгий собственный путь в профессии. Затем они объединились на основе принципов компании, в первую очередь, чтобы создавать произведения искусства, поощрять любовь к искусству, провоцировать на создание произведений искусства как можно больше людей. Направлять фокус внимания людей на качество, понимание и сопереживание искусству.

Принципы танцевальной компании

1. Искусство для нас – точка профессионального и личностного роста и самосовершенствования. 2. Диалог со зрителем – честный. 3. Максимальная отдача энергии и сил для достижения первых двух принципов.

Евгения Ким, Со-руководитель STAGE DANCE FILM THEATRE

Как присоединиться

Первый принцип касается не только танцевальной, театральной и  кино-деятельности компании, но в том числе и взаимодействия с учениками — студентами учебного проекта компании — WORK.STAGE. Здесь работают как с новичками в танце, так и с подготовленными танцорами. И на определенном этапе разделяют студентов на тех, кто готов идти дальше и погрузиться в профессию, пройти непростой процесс подготовки, связанный не только с техникой танца, но и с собственными реакциями, эмоциями, с работой на сцене и тем самым искренним диалогом со зрителем. А для тех, кто танцует ради личного самосовершенствования, или планирует поступать в мировые колледжи и компании, специалисты продолжают техническую подготовку и радуются их личным достижениям и победам.

LILIYA BURDINSKAYA DANCE COMPANY

О компании 

Компания основана в 2010 году хореографом и танцовщицей Лилией Бурдинской.  Лилия получила образование в Великобритании: в Школе классического балета Николая Легата и в Лондонской школе современного танца The Place, которая считается одной из ведущих школ мира в области современного танца. Девушка танцевала солисткой в национальной танцевальной компании Уэльса Diversions, работала в проектах Мерса Каннингема, Триши Браун и многих других именитых хореографов мира. Лилия - основатель проекта Human architecture LAB, в рамках которого проводит перформансы в сотрудничестве с художниками и другими хореографами.  Компания Лилии Бурдинской не поддерживается ни государством, ни частными спонсорами. На данный момент можно с уверенностью утверждать, что эта компания сделала себя сама, благодаря усилиям всех участников компании.

В Санкт-Петербурге спектакли компании проходили на Малой и Большой сцене МДТ, малой сцене Молодежного театра на Фонтанке, в Театре на Литейном, в Эрарте, Скороходе, ЛенДоке, а также в зале компании на Белинского 9.  В мае 2017 года в рамках Дягилевского фестиваля в Перми состоится мировая премьера новой постановки Лилии "Распад Атома", которая затем будет показана в Москве на фестивале "Территория" в театре Наций, а также на других мировых фестивалях. 
 
Принципы танцевальной компании

Лилия Бурдинская - из поколения молодых хореографов, формирующих реальность российского современного танца. Она обладает собственным танцевальным почерком, который требует от исполнителей специальной физической подготовки. Компания развивает собственную философию, танцевальные идеи, наполняя поэтизмом хореографический язык. 

Представители LILIYA BURDINSKAYA DANCE COMPANY

Как можно присоединиться

В Liliya Burdinskaya Dance Company проходит мастер-классы как от Лилии и танцовщиков, так и от приглашаемых культовых хореографов и перформеров. Информация о них распространяется в основном в социальных сетях. Помимо мастер-классов компания проводит творческие лаборатории и audition, как на участие в единичных проектах, так и на расширения состава труппы. 

СДВИГ

О компании

Студия перформативных искусств "Сдвиг" основана участниками проектов площадка "Скороход" и центра современного танца ByeBye Ballet Александром Кондратенко и Марией Гороховой и функционирует на основе трёх платформ: современного танца, перформанса и образования. В рамках площадки здесь принимают на резиденцию независимых артистов, танцевальные труппы и участников отдельных проектов. Своей задачей компания ставит поддержку независимых артистов, работающих в области современного танца, танцевального театра и перформанса. Резиденты имеют возможность репетировать и показывать свои работы непосредственно на площадке.

Программа студии включает в себя как показы известных европейских перформеров, так и разработку и презентацию работ местных молодых художников; обучающие курсы в области современного танца, импровизации и перформанса; лекции и форумы по теории современных перформативных искусств, междисциплинарные коллаборации; также студия открыта для проката.

Проект никак не поддержан государством, мы функционируем на собственные средства.  У петербургского Комитета по культуре существуют только два гранта, которые более-менее подходят под нашу категорию. Один из них осуществляет поддержку проката спектаклей, второй – проведение фестивалей. Всего два на целый год, на все независимые организации Петербурга. Без сомнения, было бы большой победой увеличение количества грантов от города, а также развитие частной инициативы в области субсидирования культурных проектов. На данный момент вопрос вложения средств в культуру развит довольно слабо, а между тем, это позволило бы сделать многим проектам качественный скачок.

Представители студии "Сдвиг"  

Как присоединиться

Стать резидентом студии можно, отправив описание проекта на электронную почту компании. Также, здесь регулярно проводятся классы и мастер-классы для танцовщиков, к которым может присоединиться любой желающий. В периоды создания постановок, которые продюсирует студия, проводятся открытые утренние классы с труппой, к ним также можно присоединиться пройдя небольшую регистрацию.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте