Маршрут в Питере: неприличные пословицы о Петербурге, часть II
Количество гопников определяется в лигах
Как все уже догадались, под словом "лига" подразумевается не что иное как Лиговский проспект. Эта магистраль имеет длинную и славную историю, однако нас интересует именно советский период, когда на знаменитой Лиговке, недалеко от перекрестка с Невским проспектом, появилось Городское общежитие пролетариата (сокращенно его называли - ГОП). Обитателями этого заведения становились беспризорники, отлавливаемые городскими властями и помещаемые в общежитие как бы на перевоспитание. Молодые ГОПники, однако, и здесь не давали покоя горожанам, более того - Лиговка с появлением тут гопников превратилась в городской центр сбыта наркотиков, так что простому смертному появляться здесь было опасно. Оставалось только сочинять поговорки.
Ночевать под шарами
В старом Петербурге выражение это означало "быть арестованным", "быть отправленным в полицейский участок". Многие этой участи и не избегали, ведь тому же бездомному в тюрьме могли предложить кров, спальное место и горячий обед. У бытовавшего тогда выражения "посадить под шары" был аналог - "посадить на сеъзжую", то есть в пожарно-полицейскую часть, куда обычно и помещали районных преступников. Каждый такой участок был оборудован пожарной каланчой с установленной на ней мачтой. Во время пожаров на мачте поднимались черные шары, количество которых варьировалось в зависимости от того, в какой части города случалось возгорание. Таким образом, выражение "ночевать под шарами", если разобраться, вполне безобидное, а не то, что все подумали...
Хер голландский
Ну, а слово "хер" - всего лишь траслитерация с немецкого языка. Сейчас объясним, в чем дело. "Herr aus Holland" - так называли первых иностранцев, прибывавших в молодой Петербург из Голландии, herr - в переводе с немецкого означает "господин", "человек". Надо сказать, в северной столице, которую ее устроитель Петр I мечтал превратить в европейский город, обитало множество голландцев - ученых, инженеров, строителей...Как только не потешались над ними местные жители. Возникли, например, такие топонимы, явно вульгарной окраски, как "Голландский дом" или "Голландский квартал", ну а к слову herr наши и вовсе отказались подбирать имеющийся в русском языке эквивалент - "человек" - и предпочли транслитирировать в "хер". Знали бы об этом голландцы...
С бодуна на трахалку
Здесь речь идет о двух дачных поселках, расположенных по обе стороны Сестрорецкого разлива, - Дибунах и Тарховке. Ничего общего, кроме этого озера, у этих поселков не было - располагались они на разных железнодорожных ветках. Однако бывали случаи, когда электричка направлением Зеленогорск-Петербург неожиданно делала страшный крен, поворачивая к станции Тарховка и, конечно, вызывая огромное недоумение у пассажиров. Каламбур, где Дибуны заменяются на "бодун", а ни в чем не повинная Тарховка - на "трахалку", придумал, вероятно, самый злобный из них.
Бенуёвские переделки
Эта поговорка, как ни странно, отсылает нас к классику мировой архитектуры - академику живописи Альберту Николаевичу Бенуа, реализовавшему в Петербурге массу сложнейших архитектурных проектов. Среди них - и реконструкция Гостиного двора. Благодаря этой работе он и стал героем столь вульгарной шутки. Здание Гостиного двора - по своему облику очень строгое, но функциональное - появилось в столице в конце XVIII века. Однако спустя столетие, петербуржцы соскучились по роскоши - проект было решено реконструировать. Эту задачу поручили архитектору Бенуа. К удивлению горожан, на главном фасаде, некогда строгом, без излишеств, после реконструкции появились вычурные декоративные элементы. Общественность посчитала это вмешательством в авторский замысел (изначально здание проектировал Валлен-Делламот) и отреагировала такой небезобидной шуткой.