06 февраля 2015 14:30      5490   Анна Шева, фото - автора; mikhnov-voitenko, www.p-10, tmizdat.ru

Новый Музей: Сливки "Ленинградского андеграунда"

В Новом музее открылась выставка "Ленинградский андеграунд" - за последний год крупнейшая среди себе подобных экспозиция в Петербурге.
Читать в полной версии

200 произведений 95 художников, участников легендарных, самых первых, авангардистских выставок в ДК Газа и "Невском", - все это разместилось на двух этажах Нового музея. Peterburg2 побывал на выставке и составил гид, посвященный тем, чьи имена уже вошли в хрестоматии по современному искусству - самым выдающимся участникам вернисажа.  

Александр Арефьев

Ленинградский художник Александр Арефьев - личность легендарная: ребенком побывал в эвакуации; дважды сидел в тюрьме - за подделку медицинских документов и хулиганство, отчислялся из вуза, в 70-х эмигрировал за границу, умер - в Париже. Вокруг Арефьева и его идей в свое время объединились представители самой неприкаянной творческой массы северной столицы - художники-авангардисты. Арефьев являлся лидером знаменитого "Ордена нищенствующих живописцев" и, конечно же, сам много писал. Его работы - городские пейзажи (милее всех сердцу художника была Васька и Коломна), жанровые сцены, натюрморты. Петербург в картинах Арефьева - это коммуналки, арки, подъезды, заваленные сырым и серым снегом подворотни, а также тоскливые панорамы с городских крыш, рюмочные и кабаки. И все в нарочито упрощенной стилистике, напоминающей манеру живописцев средневековья. Веселого в творчестве мало, зато искренности - через край. 

Рихард Васми

Рихард Васми - тоже ребенок войны, в 1942-м году был вывезен в эвакуацию из Ленинграда с детским домом, вернулся в родной город уже сиротой: родители художника в блокаду погибли. Ребенок спасся творчеством. В 50-х закончил Ленинградский архитектурный техникум и далее пошел по нонконформистской стезе: присоединился к арефьевскому кругу, нищенствовал в "Ордене", творил, участвовал в квартирных выставках. В творческом портфолио Васми - портреты, натюрморты, исторические композиции, пейзажи, причем, преобладают последние. Темы, поднятые художником, - от бытовых сцен до евангельских сюжетов. Кстати, в 60-е отличился тем, что под влиянием художника Родиона Гудзенко принял католичество. Геометрия работ Васми складывается из трамвайных линий, тротуаров, брандмауэров...На картинах все кажется таким, будто создавал их художник-великан.

Кирилл Лильбок

Лильбок - вместе с Александром Арефьевым и другими студентами СХШ, "исповедовавшими" тунеядство и авангардизм, попал в конце в 40-х годах в волну исключения из учебного заведения. Тесно общался с представителями арефьевского кружка, однако - как сам же потом признавался - ни в чем не участвовал. Художественную школу мастер все же закончил - в 1952 году, работал как художник-оформитель, в конце 70-х эмигрировал и жил в Австарии. Писал в импрессионистическом духе, увлекался символизмом и лирической абстракцией. Мастер вдохновлялся животным миром - на его картинах часто встречаются силуэты птиц и рыб.

Александр Михнов-Войтенко

Даже среди авангардистов художник Михнов-Войтенко считается экспериментатором: перепробовав себя в нескольких профессиях, он не боялся осваивать новые техники и постоянно находился в поиске - себя в искусстве. Родился художник в Херсоне - месте теплом и живописном, однако судьба занесла его в пасмурный Петербург. Здесь будущий художник учился в школе, откуда его, конечно же, не раз исключали, был курсантом артиллерийского училища, студентом педагогического института - осваивал ремесло переводчика, но закончил только постановчный факультет театрального института. Мастер создавал работы в технике нитроэмали, работал как график, писал маслом на холсте, освоил искусство письма темперой. Вершиной творчества считается цикл "Квадраты", созданный в конце 70-х годов прошлого столетия.

Анатолий Белкин

Анатолий Белкин - один из немногих художников поколения выдающихся ленинградских авангардистов, живущий-здравствующий поныне. Все помнят его последнюю выставку - работ-иллюстраций к книге "Великие и мелкие": экспозиция рассказывает о том, как мелкие букашки "затесались" в творчество великих русских литераторов и художников. Истории про Репина и крапиву, Хармса и муху, Достоевского и клопов - все это в книжке Белкина. Художник всегда знал, как порадовать и рассмешить публику. Родился Белкин в Москве, однако художественное образование получил в Ленинграде - в нескольких заведениях. Среди них, естественно, нашлось и такое, откуда Белкина ислючали - а именно с графического факультетра института Репина. Но графиком - и прекракрасным! - Белкин все же стал. Работал в литературных и даже глянцевых журналах, сотрудничал с издательствами, одно время занимал пост главного редактора. Среди последних глобальных достижений - выставка в Государственном Эрмитаже "Золото болот".

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте