Парадный звук: кто обеспечивает качественное звучание парада ВМФ
Все многозвучие праздника, весь парадный звук передают, обрабатывают, усиливают и ретранслируют инженеры-звукотехники. Генеральной репетиции предшествовало 2 сводных, и несколько технических. Для качественного звучания парада задействуется большое количество специальной техники и оборудования: на набережных устанавливаются системы ретрансляторов и усилителей мощности, размещаются более трех десятков акустических систем, прокладывается свыше 7 километров звукового кабеля, расставляются и настраиваются более 16 микрофонов.
Специальные микрофоны с ветрозащитой установлены на зрительских трибунах для звукоусиления трибун и набережной.
Пульт звукорежиссера — сердце парадного звука расположен в специальном звукоусилительном центре, который замаскирован в сквере возле здания Адмиралтейства. Именно сюда, на пульт, поступают все звуковые сигналы, здесь они обрабатываются и с усилением звука транслируются вовне: на Сенатскую площадь, на набережные, передаются в телеэфир. Помимо специальной звуковой аппаратуры комплекс оснащен специальной системой видеонаблюдения: при работе со звуком важно не только слышать, но и видеть все происходящее на площади, в акватории, в Кронштадте – чтобы все события шли своевременно и синхронно.
Правильная расстановка микрофонов – вопрос умения и понимания законов распространения звука. Ведь важно, чтобы микрофоны не просто «не фонили», но чтобы звук не рассеивался, не терялся за трибунами, «не съедался» за красивыми колоннами военных моряков, стоящих на площади.
Отдельная и самая, пожалуй, ответственная задача – обеспечить качественное звучание микрофона на президентском катере, когда Верховный главнокомандующий будет совершать обход кораблей и приветствовать военнослужащих. Это уж точно ювелирная работа, требующая большого мастерства. Тут особенно важен четкий звук и его 100% обеспечение на всем пути следования и во время остановок возле крейсеров: звук не должен пропадать. Для этого специалисты готовят многократное резервирование радиоканалов от любых возможных проникновений извне.
В этом году, впрочем как и в предыдущие годы, праздник будет происходить на еще большей территории: акватория Невы от Благовещенского до Литейного мостов, Комендантская пристань Петропавловской крепости, Зимняя канавка, Стрелка Васильевского острова, Сенатская площадь, водная акватория Кронштадта, — основные точки событий, а еще – прямые включения с главных военно-морских баз страны, где в День военно-морского флота так же проходят парады: Балтийск, Североморск, Владивосток, Севастополь, Астрахань.
Свои сюрпризы обычно преподносит и погода: невский ветер так и норовит сорвать радиопередающие антенны, «задуть» микрофоны, а капли традиционного питерского дождя пытаются проникнуть в отсеки с дорогостоящим звукотехническим оборудованием. Погодные условия вносят свои серьезные коррективы: звук распространяется по-разному при дожде, густой облачности и в яркий солнечный день. Сегодня репетиция проходит с одной звуковой картиной, а в следующий раз эта картина может быть совершенно иная.
Рассказывает звукорежиссер парада Константин Щеголихин:
Качественный звук даже в век передовых технологий — задача сложная. Все звуковые системы регулярно проверяются и перепроверяются сначала на репетициях, затем перед парадом. В день его проведения работа звукотехников начинается с 6.00 утра.
Помимо проверки безотказной работы техники на тренировках отрабатываются слаженность и четкость взаимодействия. Вообще парад - это очень строго выверенный сценарный план. Все связано, не должно быть никаких заминок, задержек, никаких сбоев. Как говорится, «слова «если» и «вдруг» – быть не может».
Пульт звукорежиссера парада Константина Щеголихина. (фото: Дарья Коваленок)
Все микрофоны, установленные в разных точках проведения парада, не находятся в постоянно включенном состоянии. Иначе эфир будет забит посторонними звуками. Каждый из них запускается в работу в положенное время, согласно сценарию. Но, как показывает опыт, иногда, а особенно на репетициях, не столько важно включить микрофон, сколько его выключить. Ведь на параде работают живые люди. Здесь всегда происходит накал эмоций, все работают на пределе. И бывает, что в эфир прорывается острое выражение. Приходится следить и за этим.
Зачастую бывает и так: все, идеально отстроен микрофон. Но вот поменял свое направление ветер, а ведь именно от него зависит распространение звука, и все – можно начинать всю работу заново.
В соответствии со сценарием во время парада мы постоянно регулируем звук микрофонов. На мой взгляд, звук должен быть, прежде всего, комфортным для восприятия, чтобы все было слышно, а слова разборчивы. Не нужно, чтобы "давило", как на концертах.
Рассказывает Борис Хасанов, актер театра Балтийского флота и по совместительству голос парада:
Первый парад в 2017 году мы проводили вместе с Евгением Хорошевцевым. Евгений Александрович – ученик легендарного Юрия Левитана, он на протяжении десятилетий проводит все парады в Москве, все протокольные мероприятия Президента. А с 2018 года я, как диктор, работаю один.
Подготовка к параду начинается заблаговременно. Сейчас уже, правда, мы разработали некую технологию подготовки, начинаем за месяц до парада. А в первые 2 года уже зимой приступили к работе.
Самое важное и самое сложное, пожалуй, соблюдать временные рамки: текст должен четко сопровождать происходящее. Это касается и прохода кораблей, и пролета авиации.
Голос парада – актер театра Балтийского флота Борис Хасанов. (фото: Дарья Коваленок)
Работаю с большим объемом текстов: перерабатываю, заучиваю сложные места. Большое внимание уделяю правильной постановке ударений, правильному произношению морских терминов.
Ну и, конечно, готовлю голос. Даже придерживаюсь определенной диеты: полностью исключаю спиртное, молочные продукты, орехи. Голос готовлю, берегу – ведь мы всегда работаем вживую. Парад сам по себе очень живой процесс, сложный, но увлекательный. Это зрелищное, грандиозное мероприятие. К чести наших военных моряков хочу подчеркнуть, что делают они его великолепно. И на нас, конечно, лежит огромная ответственность. Все должно соответствовать.