«Страшно, конечно»: бизнес Петербурга, Москвы и Ленобласти о второй волне коронавируса
25 сентября губернатор Ленинградской области снова переместил Всеволожский район в «красную зону» по коронавирусу. Постановлением правительства вслед за новым статусом для этой части Ленобласти последовали и ограничения: 50% посадки в ресторанах, запрет на проведение массовых мероприятий численностью больше 80 человек и другие ограничения. А 1 октября, в «красную зону», вслед за Всеволожским районом, отправились ещё два — Гатчинский и Выборгский.
Редакция Peterburg2 пообщалась с представителями нескольких сфер бизнеса. Больше всего вопросов возникло, конечно, к общепиту. Рестораны, кафе, точки питания — по планам Смольного, они первые на закрытие в случае ухудшения эпидобстановки. Об этом представители правительства говорили ещё в августе.
Что происходит
Уставшие от ежедневной статистики петербуржцы уже не так пристально следят за положением вещей в городе, как делали это в мае или июне. Кроме того, сейчас люди не находятся на самоизоляции, а работают, учатся — думать о коронавирусе стало просто некогда. При этом вирус не просто никуда не делся. Но за последнее время скорость его распространения действительно сильно подскочила. Снова. И, если число ежедневного прироста заболевших пока что не так сильно волнуют (в мае каждый день прибавлялось по 400-600 человек).
А вот одновременно болеющие в Петербурге — другая, не такая очевидная статистика, за которой мало кто следит. Между тем, Северная столица недавно поставила антирекорд по этому показателю — 30 сентября он составил 10997 человек, тогда как 9 июня (на пике) насчитывалось 10619. На сегодняшний же день (3 октября) эти цифры Петербург оставил далеко позади: 11385 одновременно болеющих коронавирусом показывает штаб.
Голодные игры
Общепит осознает свое шаткое положение. Бизнесмены отмечают — многие не оправились и от первой волны, а вторая, если наступят ограничения, вообще многих добьет. Однако сдаваться не намерены.
На самом деле, конечно же, всё это очень страшно. И, если брать отрасль в целом, я понимаю, что все это добьет очень многих. Я общаюсь с другими игроками рынка. Они ещё после первой-то волны не оклемались. И ищут возможности финансирования, чтобы закрыть убытки, соптимизировать хоть какую-то точку безубыточности и начать работать. Но когда будет вторая история – это может стать концом для очень многих и для отрасли общепита в целом», — рассказывает владелец сети «VЛаvаше» Павел Крупин.
(Источник фото: pixabay.com)
«Думаю, что вторая волна усугубит историю. Вторую волну вряд ли так хорошо все переживут. И первую-то волну немногие пережили. Ещё сильнее очистится рынок. Будет развиваться доставка, как и в первый раз. Рестораны, скорее всего, ограничат, и, если не закроют, то точно будут жестко контролировать. Думаю, что будет разница между Москвой и Петербургом. Москва, вероятно, действительно просто закроет рестораны, а Петербург, возможно, будет вести себя иначе, так как индустрия сильно пострадала», — рассуждает директор по маркетингу Marketplace Дмитрий Колесников.
Представитель «VЛаvаше» отметил, что с ковидными ограничениями в жизнь Петербурга ворвался новый тренд — тренд на стритфуд. Соответственно, сети, оперативно сумеющие перестроиться на работу «на вынос», по его мнению, останутся в выигрыше.
«Это будет рост для стрит-фуда, для тех ребят, кто смог найти оптимизацию, точку роста в коронавирус. Мы это сделали. И, если сейчас опять всех закроют, то мы будем расти, и не думаю, что мы сильно в чем-то потеряем, потому что мы понимаем, как работать. ОКВЭДы розничной торговли у нас уже есть (оперативно поменяли в первую волну, чтобы иметь возможность работать). Так что вновь заработает «сеть магазинов первой необходимости «VЛаvаше», которые будут торговать хлебобулочными изделиями (шаверма) и напитками», — пояснил Павел Крупин.
Его коллега согласился с доводами о необходимости искать в пандемию новые ресурсы для изменений и дальнейшей работы.
Пандемия нам помогла решиться на кардинальные изменения –– мы запустили доставку и собственное мобильное приложение. Раньше нужно было ходить с подносом, выбирать еду на прилавках с открытой кухней, общаться с шеф-поварами, стоять в очереди в кассе и ждать, когда тебя рассчитают. Теперь мы предоставляем быстрый и безопасный сервис. Все бесконтактно. Мы стараемся предоставить самое быстрое обслуживание à la carte в формате fast casual. Эти меры позволили уже в первый месяц после ослабления ограничений восстановить более 50% гостевого потока», — отметил Дмитрий Колесников.
ТРЦ ждут поддержки, кино готовится к трауру
Напомним, не так давно мы проводили опрос среди читателей Peterburg2 о том, верят ли они во вторую волну COVID-19, и в то, что Смольный введет соответствующие ограничения. Большинство горожан заявили, что новые закрытия просто убьют экономику города. С этим согласны представители ТК «Невский Центр». Отметим, что торговые центры — тоже первые в «расстрельном» списке Смольного при ухудшении эпидоставновки в городе.
«Любые запреты или ограничения на ведение деятельности крайне негативно сказываются на работе торгового центра. За период март-июль 2020 года все ТЦ города потеряли до 90% своего обычного дохода, что поставило отрасль на грань выживания. Мы все еще ожидаем, что городские власти пойдут навстречу бизнесу и примут решение о предоставлении льготы по налогу на имущество организаций для всех участников рынка торговой недвижимости, что позволит немного компенсировать колоссальные потери, которые понесла отрасль, — отметила генеральный директор ТК «Невский Центр» Дарья Ветрова. — Введение новых ограничений будет иметь аналогичный эффект, но с учетом нерешенности прошлых проблем может привести к закрытию ряда городских ТЦ из-за объективного отсутствия средств на осуществление операционной деятельности».
(Источник фото: pixabay.com)
Между тем, наши коллеги из РБК накануне разговаривали с представителями сетей кинотеатров. Там уже вовсю готовятся к закрытиям. Причем, судя по разговору, как к похоронам.
«Вторая волна коронавируса, очевидно, добьет отрасль — еще одного карантина кинотеатры не переживут», — подтверждает председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.
Эйфория и спокойствие организаторов мероприятий
А вот в среде организаторов мероприятий Петербурга на удивление спокойно. В профессиональных чатах и в среде концертников царит оптимизм: пока в Петербурге только усиливают контроль наличия масок в метро, концерты отменять и переносить никто не собирается. У многих петербургских организаций запланированы десятки выступлений артистов до начала декабря в залах наполняемостью до 1 тыс. человек. Представитель одного из городских концертных агентств на условиях анонимности рассказала Peterburg2 о том, что происходит в индустрии.
Вообще по Петербургу нас все организации примерно на одной волне. Мы понимаем угрозу – возможно, скоро будут новые закрытия и новая волна, но делаем вид, что у нас все хорошо. Ну, у нас на самом деле пока что всё хорошо. Все делают и планируют мероприятия без изменений. А вот наши московские коллеги тем временем сильно обеспокоены, потому что там ситуация отличается от питерской и значительно. И они готовятся к худшему варианту. Даже сами менеджеры артистов прямо говорят: «Лучше не планировать», — обрисовал ситуацию наш источник. — Если мы все начали все планировать концерты примерно в одно время — конец августа-начало сентября и расписывали всю осень, то сейчас наши московские коллеги говорят, что осень, скорее всего «переедет» на весну-лето следующего года. В то время как мы все еще планируем, все еще делаем и заполняем свободные даты».
Кто ещё может пострадать?
Ответ простой — все сферы бизнеса могут пострадать от коронавирусных ограничений. Самыми уязвимыми остаются, конечно, те, чья работа зависит от офлайна: театры, музеи, выставочные центры, небольшие магазины (непродовольственные), салоны красоты, фитнес-центры и многие другие. Даже представители сотовых операторов волнуются — закрытие салонов сотовой связи может также ударить по бизнесу, если их снова не отнесут к стратегически важным предприятиям.
Во время предыдущих ограничений наиболее сложная ситуация была связана с работой розничной сети. Напомним, что мы развиваем нашу розничную сеть по франчайзинговой модели, а это значит, что все точки продаж – это наши партнеры, а не собственная розница Tele2. В начале режима всеобщей самоизоляции и ограничений связанных с ней достаточно остро стоял вопрос о закрытии части салонов связи, — рассказали нам в пресс-службе Tele2. — Но операторов мобильной связи внесли в список стратегических предприятий, которые оказывают критически важные для населения услуги, поэтому нам удалось сохранить большую часть точек продаж. Не работали только салоны в закрытых торговых центрах или там, где почти не было трафика в связи с закрытием других точек покупательской активности. Сейчас трудно прогнозировать, как будет развиваться ситуация. К настоящему моменту мы адаптировались к новым реалиям, перестроили бизнес-процессы и нашли новые возможности для преодоления вызовов в период пандемии».