16 мая 2022 11:45      2930

Штрафы для водителей в России хотят привязать к прожиточному минимуму

Проблема роста количества штрафов за нарушения водителями правил дорожного движения в России растет год от года.
Читать в полной версии

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов рассказал, как изменить эту плачевную ситуацию к лучшему.

Штрафной рекорд

Штрафов становится больше с каждым годом. Только за прошлый год их количество выросло на 10% — в 2021 году их было 179,5 миллиона. И эта цифра включает в себя не только санкции за превышение скорости. Такой показатель стал своего рода рекордом за всю историю современной России.

Нарушения скоростного режима — одни из самых частых, которые допускают отечественные водители. За год было 124 миллиона таких случаев. А за игнорирование разметки и дорожных знаков — 13,6 миллиона штрафов. За проезд на запрещающий сигнал светофора — 5,2 миллиона, а за парковку в неположенном месте — 2,9 миллиона.

Основная причина такого роста, по мнению Давыдова, заключается в том, что штрафы за нарушения очень занижены.

«Как известно, любая валюта со временем обесценивается. По этой причине штрафы как мотивация не нарушать закон постепенно утрачивают свою силу, поскольку их значимость для населения уменьшается», — заметил Давыдов.

Штраф за превышение скорости в России не менялся с 2002 года — он составляет 500 рублей. А прожиточный минимум за это время вырос почти в семь раз. Кроме того, если водитель оплачивает его оперативно, ему еще и снижают эту сумму.

Идея Дмитрия Давыдова

Одномоментным повышением штрафа проблему не решить, уверен Давыдов. Любое повышение будет обесцениваться за счет инфляции и других экономических изменений, которые происходят каждый год. Поэтому имеет смысл ввести показатель, который привяжет сумму штрафа к величине прожиточного минимума. Тогда наказание будет соразмерно текущей экономической ситуации в стране.

Идею Дмитрия Давыдова поддержал ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.
«Если вы ездите как придется, то тогда платите за это больше. Возможно, вы станете чуть более аккуратными и осторожными на дорогах», — он аргументировал свою позицию он в беседе с АБН.

Реакция госорганов

Предложение Давыдова рассмотрели в Минфине, но в своем ответе на него сослались на позиции по этому вопросу МВД и Минюста.

В Минюсте сослались на положение КоАП, где отмечается, что штраф не может быть выше установленной нормы. А появление специального показателя, по мнению сотрудников ведомства, не даст «дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности».

Давыдов не согласен с такими доводами и приводит контраргументы. По его словам, обесценивание валюты не дает установленным 20 лет назад штрафам сохранять за собой функцию наказания. Возможности же оценивать степень общественного вреда, о которой так переживают в ведомстве, его идеи никак не затронут.

«Наоборот, у власти появится дополнительный рычаг — инструмент, который будет автоматически увеличивать сумму штрафа по итогам инфляции и девальвации. Если же увеличение со временем покажется слишком высоким для конкретного нарушения в переводе на рубли, то штраф всегда можно понизить», — пояснил автор «20 идей».
В МВД предложение назвали «механическим увеличением штрафов», которое не способно быть эффективным. Также там отметили, что нужно искать более комплексный подход к решению проблемы.

Автор «20 идей» на это отвечает, что отказывается считать свой подход «механическим увеличением». Он подчеркнул, что речь как раз о детальной проработке и анализе экономической обстановки — в том числе показателей цен и платежеспособности населения. При этом идеи Давыдова уже поддержали в экспертном сообществе.

Диалог между автором предложения и Минфином — это позитивный шаг к решению проблемы. Если его поддержат общественность и законодатели, идея может получить и поддержку государства, а тогда выгоду от внедрения инициативы смогут почувствовать все — как водители, так и пешеходы.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте