Пасмурно  +5…+5°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / Елена Коловская: "От фестиваля этого года жду, как ни странно, гармонии"

20 сентября 2017 г. 16:20 3329 Культура

Елена Коловская: "От фестиваля этого года жду, как ни странно, гармонии"

В рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" художники из 7 стран представят 12 персональных и коллективных проектов, которые посвящены одной теме – "Факты и вымыслы". Поговорили с руководителем фестиваля Еленой Коловской о том, как изменился проект и чего стоит ждать от него в этом году.

Читать нас в Яндекс.Новостях
 

Елена Коловская на открытии 13-го фестиваля "Современное искусство в традиционном музее"

Елена, как появился фестиваль, какие цели ставил перед собой? Оглядываясь назад, какие существенные изменения произошли за эти годы? Может быть, появились новые задачи? Фестиваль 2000-го года и фестиваль 2017-го – какие они?

Наш фестиваль – самый старый музейный фестиваль в городе – гораздо позже появились "Ночь музеев" и "Детские дни", которые, кстати, во многом ориентировались на нас.

Мы придумали фестиваль в 2000 году, когда у современного искусства не было большой аудитории – и еще нам хотелось, чтобы жители Петербурга узнали о небольших музеях, в которых они, скорее всего, раньше не бывали. Задач у фестиваля две: показать новое искусство в необычном для него окружении музейных интерьеров – и привлечь новую аудиторию в музеи, которые не так хорошо известны.

Сложнее ли стало продвигать и развивать современное искусство? В последние годы отношение к нему в обществе довольно неоднозначное.

Мы никогда не испытывали сложностей с продвижением своих проектов – наверное, потому, что хорошо представляем, кто наша аудитория и постоянно придумываем новые форматы – например, недавно придумали Биеннале музейного дизайна.

И общество не однородно – кому-то нужно современное искусство, кому-то подавай "традицию" (кстати, как показывает наш опыт, это не обязательно "поколенческое" различие – у нас есть настоящий клуб пенсионеров-фанатов нашего фестиваля). Самое главное, чтобы человек понимал: если ему что-то не нравится – отсюда не следует, что это не имеет право на существование. Терпеливо объяснять такие вещи – тоже часть нашей работы.

Какие последние художественные проекты и акции в России, в частности, в Петербурге показались вам интересными? И почему?

Важно постоянно расширять территорию современного искусства – чтобы все время появлялось что-то новое, поэтому очень нужны такие проекты, как Новая Голландия или Музей уличного искусства. И очень важно, чтобы крупные музеи тоже предъявляли обществу современное искусство – поэтому так необходимы выставки в Эрмитаже или Пушкинском.

Куратором фестиваля в этом году стала Катрин Беккер, директор Видео-форума в Новой берлинской ассоциации искусств. Расскажите о начале вашего сотрудничества. Как Катрин отнеслась к вашему предложению?

С Катрин мы знакомы очень давно – она училась в России, говорит по-русски и знакома со многими художниками. Поэтому к предложению стать куратором отнеслась очень позитивно. Кроме того, у нее уже был опыт кураторства в России – на III Молодежной биеннале современного искусства в Москве в 2012 году.

Для нас важно, что мы разговариваем на одном языке – с Катей было легко работать, она настоящий профессионал, ко всему относится очень ответственно: ходила во все музеи, участвовала в выборе проектов, обсуждала со всеми художниками их работы, писала тексты...

Катрин Беккер

Какие открытия вы сделали для себя за время подготовки фестиваля? Как Катрин взглянула на петербургские пространства для выставок и арт-проектов? Наверняка, ее взгляд на современное российское искусство несколько иной, чем у наших кураторов.

Мы, как всегда, открыли для себя новые музеи – в этот раз Музей истории фотографии (очень интересный частный музей) и Музей-квартиру Елизаровых (настоящий заповедник 1920-х...).

Катя была во многих музеях Петроградской стороны – на самом деле, первоначальный список был гораздо шире, но в итоге те музеи, которые вошли в программу фестиваля – во многом – выбор куратора. А художники в нашем фестивале не только российские – в этом году у нас будут проекты из Германии, Турции, Ирландии, Австрии...

Расскажите поподробнее о теме фестиваля этого года – "Факты и вымыслы". Что она скрывает за собой? В первую очередь возникают ассоциации с трактовкой истории нашей страны - тогда и сегодня.

Тему фестиваля придумывает куратор – Катя предложила "Факты и вымыслы" – очень, на мой взгляд, удачная тема для музеев. Что в музее факт – а что вымысел? Мы даже затеяли такую игру в соцсетях, где рассказываем разные музейные истории и предлагаем угадать – факт это или вымысел.

Но Катя как куратор видит эту тему шире – здесь речь не только в том, что показывают музеи – но и о том, что рассказывают художники, которые в каждом новом проекте фактически конструируют новую действительность...

Музей политической истории России

Будет ли на фестивале так или иначе отражена главная тема 2017 года – столетие революции?

У нас не было такой задачи – и художников мы об этом специально не просили. Но на Петроградской стороне много музеев, которые с революционной тематикой так или иначе связаны: Музей Кирова, Музей политической истории, Музей Елизаровых, Дом Матюшина... Так что и проекты, которые в них будут показаны, иногда будут с революционным / постреволюционным временем связаны... Но прямых ссылок на революцию 1917 года нет.

Как вы выбирали площадки для выставочных проектов? От чего отталкивались – от музея или от проекта?

Обычно мы делаем так: составляем лонг-лист музеев, куратор их посещает, и в зависимости от темы, которую хочет предложить, сокращает список до шорт-листа. Затем мы объявляем тему, публикуем вместе с ней список музеев – и приглашаем художников присылать проекты. Потом конкурс, отбор с участием куратора – и в итоге составляется программа фестиваля.

Насколько вообще сложно договориться с музеями об организации выставок подобного рода? Приходилось ли искать другую локацию для того или иного проекта в случае отказа одной из площадок?

Не сложно – фестиваль существует уже 17-й год, в музейной среде он хорошо известен, и музеи как раз очень хотят в нем участвовать. То, что мы показываем новое искусство – не препятствие, потому что по условиям фестиваля, художественный проект должен быть обязательно связан с тематикой музея, должен вписываться в музейный контекст.

В этом году все музеи-участники расположены на Петроградской стороне. С чем связан такой выбор?

Начиная с прошлого фестиваля (2015 год), мы решили ограничивать его географию и не "растекаться" по всему городу – это скорее связано с логистикой: транспортная ситуация в городе за 17 лет изменилась драматически, и теперь автобусы между музеями не так "летают", как раньше – гораздо проще объехать все выставки, когда они расположены близко друг к другу. В 2015 году был Васильевский остров, в этом году – Петроградская, через два года будет какой-нибудь район в центре, возможно, Адмиралтейский.

На что вы бы посоветовали обратить особое внимание гостей фестиваля? На какие проекты и специальные мероприятия?

Кроме выставок в 8 музеях, запланированы лекции про авангард в Музее Матюшина, сеансы фильма "Видеограммы одной революции" в Музее Елизаровых, по выходным – арт-медиации на выставке "Настоящая небыль" в Музее политистории, будет также два музыкально-мультимедийных события в Музее Шаляпина (он не входит в фестивальный маршрут, т.к. в нем нет выставки, но участвует в специальной программе). На все события необходима предварительная запись – на сайте фестиваля proartefestival.ru

Какая программа запланирована для детей?

Для родителей, которые готовы знакомить своих детей с современным искусством, разработан специальный "детский маршрут", в который включены 4 музея: Музей космонавтики в Петропавловской крепости, Музей Кирова, Музей фотографии и Дом Матюшина. В любом музее фестиваля можно будет взять бесплатную "книжку-гид" и выполнить вместе с детьми задания, разгадать загадки и ребусы, раскрасить картинки. Некоторые задания в посвящены музейным экспонатам, а другие знакомят ребенка с непростой терминологией современного искусства. Конечно, наш фестиваль не предназначен специально для детей, но детям будет чем заняться.

Что лично для вас – показатель успешности фестиваля? И чего вы ждете от фестиваля этого года?

Для меня показатель успешности – не количество тысяч людей, которые толпой пробежались по музеям. Гораздо важнее, чтобы проекты, которые показываются в музеях, заставили зрителя о чем-то задуматься – о себе, о жизни, об искусстве... Если это происходит, и не один раз – значит фестиваль получился. О том, что думают зрители, мы раньше узнавали из книг отзывов, теперь еще есть социальные сети – так что обратная связь налажена. Для нас также важно, чтобы музеи чувствовали себя комфортно в диалоге с современным искусством, а художники бы чувствовали, что их проекты интересны и вызывают споры. От фестиваля этого года жду, как ни странно, гармонии – он, по-моему, получился очень цельный.

Государственный музей политической истории России (особняк Кшесинской), Музей истории фотографии, Музей-квартира С.М. Кирова, Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина), Музей-квартира Ф. И. Шаляпина, Музей-квартира Елизаровых, Остров Новая Голландия, Музей уличного искусства, 14-й международный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее"
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Укроп на Малой КонюшеннойКафе Укроп на Малой КонюшеннойGorilla ParkПарк развлечений Gorilla ParkЭнергия ВысотыСпортивно-развлекательный центр Энергия ВысотыAngry Birds Activity ParkПарк активного отдыха Angry Birds Activity Park

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Где в Петербурге можно увидеть старинные камины и печи Где в Петербурге можно увидеть старинные камины и печи Из-за петербургского климата печи и камины были неотъемлемой частью как царских дворцов и имений, так и обычных домов. Многие из них – настоящие произведения искусства. Выбрали самые удивительные старинные камины и печи в Петербурге, сохранившиеся до наших дней....
Главное в Петербурге
Добавьте концерт группы "Кипелов" в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на концерт 24 ноября в A2 Green Concert.

Добавьте концерт "Дебюты молодых дирижеров. Азиз Шохакимов" в свой календарь, а Большой зал Филармонии им. Д.Д. Шостаковича в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 23 ноября.