Ясно  +14…+18°C
Вход Добавить на сайт
Число просмотров данной страницы 12 512

Государственный музей политической истории России (особняк Кшесинской) - выставки, режим работы и сайт

+7 (812) 233-70-52
Россия Санкт-Петербург ул. Куйбышева, д. 2-4
Адрес СПб, ул. Куйбышева, д. 2-4
Район Петроградский район (Санкт-Петербург)
Метро Горьковская (383 м)
Телефон +7 (812) 233-XX-XX показать
Сайт http://www.polithistory.ru
Работает пн-ср, пт-вск: с 10:00 до 18:00
Теги история
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 01.03.2017
 
Государственный музей политической истории России является преемником Государственного музей Революции (ГМР), созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Инициаторами создания музея выступили видные деятели партии большевиков, народнического движения, представители и гуманитарной интеллигенции. В первую коллегию музея вошли Г.Е.Зиновьев, А.В.Луначарский, М.В.Новорусский, А.М.Горький, О.Ф.Ольденбург, В.И.Срезневский, П.Е.Щеголев. Официальное открытие музея состоялось 11 января 1920 года в залах первого и второго этажей Зимнего дворца.

Государственный музей революции стал первым в стране историко-революционным музеем. Уже к середине 20-х годов он располагал уникальной коллекцией революционных знамен, ценнейшим собранием листовок различных политических партий, плакатами, вещественными реликвиями того времени. Филиалами музея в эти годы стали усадьба Аракчеева в Грузино, Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, мемориальные музеи В.И.Ленина: музей-квартира на ул.Широкой, д.48; комната и кабинет в Смольном; "Сарай" и "Шалаш" в Разливе. В 1937 году все мемориальные музеи были переданы филиалу Центрального музея В.И.Ленина.

Двадцать пять лет местом расположения государственного музея революции был Зимний дворец. В 1955 году музею передаются два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф.Кшесинской, - свидетель важных исторических событий. В марте - начале июля 1917 г. Здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков. Другой особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф.Мельцера для крупного лесопромышленника барона В.Э.Бранта. В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин), в котором разместился музей революции, преобразованный в государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. Его открытие состоялось 5 ноября 1957 года. В 1972 году музей был передан в ведение Министерства культуры СССР и стал филиалом Центрального музей революции СССР. В конце 1970-х годов научный коллектив и администрация приступили к созданию принципиально новой концепции музея.Проект реконструкции музея 1981-1987 гг. и его технико-экономическое обоснование предусматривали создание нового музейного комплекса в три очереди. 5 ноября 1987 года была открыта первая очередь экспозиции, но уже в 1989 году было принято решение ее закрыть как не соответствующую реалиям времени, и разработать новую концепцию научной, экспозиционной и просветительной деятельности музея. За 1989-1992 годы коллектив без привлечения дополнительных средств осуществил поэтапную реэкспозицию во всех залах музея. Музей не только ни на один день не закрывал двери для посетителей, но и обеспечил экспозиционно-выставочный показ прежде никогда не освещавшихся тем в истории России.

В соответствии с новой концепцией в августе 1991 года Министерством культуры СССР было принято решение о преобразовании статуса музея и переименовании его в Государственный музей политической истории России. С 1992 года музей перешел под юрисдикцию Министерства культуры Российской Федерации. Государственный музей политической истории России на сегодняшний день один из немногих музеев, которые осуществляют документирование и экспозиционный показ процессов политической, экономической и социальной жизни общества в России XIX-XXI веков. По сути своей деятельности и уровню взаимоотношений с музеями России ГМ ПИР с полным основанием можно считать культурно-историческим, научно-методическим и консультационным центром федерального уровня.

Читать полностью
Мероприятия в Государственном музее политической истории России (особняке Кшесинской)


Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Государственный музей политической истории России (особняк Кшесинской): отзывы и комментарии посетителей
Интересность 0
Расположение 0
Интерьер 0
Обслуживание 0
Оценить место   
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Людмила Савельева23 мая 2015 г. 23:57
В данном музее проходил выпускной вечер для 4-го класса, был заключен договор с организацией, которая договаривалась обо всем с музеем. Программа называется "Колесо времени" проходила 22 мая 2015 года. Группу школьников и сопровождающих родителей встретила представитель организации и передала нас экскурсоводу. До родителей не было донесено где им можно находится, а где нет. По договору родители не должны были вместе с детьми находится в сельском и гимназическом классе, но. гимназический класс является проходным помещением и когда мы (родители) проводили детей в сельский класс и пошли обратно, сотрудник музея (он же играет там роль учителя) отчитал нас как провинившихся школьников за то, что мы уходим гулять по музею и насильно оставил нас в гимназическом классе, нам поставили стулья и все дети и родители сидели вместе. Я повторяю: сотрудник музея оставил всех родителей в гимназическом классе. Когда данная программа подошла к концу разразился скандал, что родителей тут быть не должно было и нужно оплачивать присутствие в гимназическом классе, хотя входной билет был куплен на всех родителей. В качестве сухого остатка, присутствие родителей в гимназическом классе пришлось оплатить, впечатление о празднике было испорчено, сотрудник музея, ведущая праздник - экскурсовод говорила с детьми и родителями как сквозь зубы, очень тихо и откровенно раздраженно, даже не смотря на то, что была произведена доплата за присутствие в гимназическом зале. (И куплены входные билеты за полную стоимость.) Есть вопросы и к организаторам данного мероприятия, но это в другом отзыве. Данный отзыв только о сотрудниках музея.
Ответить
0 / 0

Прошедшие события

Показать все

Официальная группа Вконтакте
Музей политической истории России

сегодня в 13:48


Петроград, Каменный остров, 1920 год. На фото - угощение горожан бесплатным чаем на церемонии открытия домов отдыха и гигантская скульптура рабочего.

В 1920 году власти Петрограда приняли решение организовать на Каменном острове дома коллективного отдыха трудящихся. Национализированные дачи и особняки отремонтировали и открыли дома отдыха и санатории для рабочих, а Каменный остров стал называться Островом Трудящихся.

Торжественное открытие домов отдыха состоялось летом 1920 года с народными гуляниями, театрализованным представлением и концертом.
Вот как советская художница Валентина Ходасевич описывала подготовку к открытию в своей книге «Портреты словами»: «Первая большая площадь после въездной аллеи с моста на остров названа Площадь народных собраний. В центре – постамент и леса. Скульптор Блох лепит из гипса десятиметровую фигуру «Пролетарий» и говорит, что решил «переплюнуть» размерами «Давида» Микеланджело. <…> Первое, что встречало миновавших мост, соединяющий город с Каменным островом, – массивная деревянная арка с рострами, прапраправнучка римских триумфальных арок (архитектор И. А. Фомин). Отряды идущих растянулись по всей аллее, первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно. Приехавшие члены Петросовета, районных советов депутатов и наши руководители из тройки помрачнели и говорили между собой: «Надо срочно сделать выводы, так оставлять нельзя. Что же вы смотрели, товарищи?» (Но ведь пока были леса, многого не было видно.) Блоха обязали за ночь, чего бы это ни стоило, надеть на «Пролетария» фартук. Фартук сделали из листов фанеры с угловатыми складками, а кое-что пришлось отбить. Наутро у Блоха был сердечный припадок».

Очевидно, Ходасевич имеет в виду памятник «Освобожденному труду», который сохранился на фотографии.
Музей политической истории России

24.07.2017 в 11:53


#репрессии #большойтеррор
В экспозиции нашего музея есть много вещей, принадлежавших узникам сталинских лагерей. На фото - платок, вышитый батальонным комиссаром Северного флота Константином Киприяновым (Кировск, Мурманская область, 1938 г.)
С этим флагом Киприянов, приговоренный к смерти «за измену Родине», готовился встретить казнь. Интересен символический ряд рисунка: прикованный к цепи орел через решетку смотрит на солнце, а за пределами тюрьмы, в другой части полотна, изображен военно-морской флаг и красная звезда. Этим рисунком автор выразил горечь от того, что оказался отрезан от жизни и борьбы, он словно убеждает, что всегда оставался верен Родине и коммунистическим идеалам.
В 1940 году Киприянову удалось выйти на свободу, он умер в 1956 году.
Музей политической истории России

20.07.2017 в 13:20


#Календарь1917
20 июля (7 июля по старому стилю) 1917 года Александр Керенский возглавил Временное правительство. Сразу после этого он переехал жить в Зимний дворец, взяв с собой свой штат и охрану.
11 июля 1917 г. в Зимнем состоялось первое заседание кабинета министров в Малахитовой гостиной, где раньше собирались члены царской фамилии перед торжественными выходами во время праздничных церемоний.

Переезд Керенского во дворец стал поводом для критики и вызвал громкий протест как противников министра-председателя, так и его сторонников. Скоро по Петрограду пошли слухи, что Керенский спит на бывшей кровати императрицы. «Главе правительства бы, наверное, простили, если бы он использовал Зимний для совещаний и официальных приемов, но то, что он поселился в царских покоях, было вызывающе. Над Керенским открыто посмеивались», - пишет старший научный сотрудник Эрмитажа Анна Конивец.

Журналистка и революционерка Лариса Рейснер так описывала происходящее в Зимнем: «Первые дни революции мало повредили дворцу. Но затем в дом Растрелли въехал Керенский. Лучшие комнаты, самые строгие музейные залы он занял под бюро печати, канцелярию – словом, присутственное место. Все осталось нетронутым, но все затерто, закурено, зашаркано, оглушено пишущими машинками и закапано чернилами. В десяти покоях, выходящих на площадь, водворился караул. Его меняли чуть не каждый день (наш премьер никому не доверял свою особу), и каждый новый отряд хозяйничал по-своему. Грязные тюфяки на полу, продырявленные картины, бутылки и бутылки, и все это не где-нибудь, но вокруг своей «особы», на ее глазах и с ее ведома. О частной жизни Керенского во дворце, о бесчисленных признаках бестактности по отношению к собственности Романова мы не станем здесь говорить. Бог с ним. Все это дурно пахнет. Но вот мелочь, пустяк, а какой характерный. У Николая II был собственный бильярд. При отъезде в Тобольск шары слоновой кости, как личное имущество, были уложены и приготовлены к отправке. Министр приказал их вернуть и, как говорят сторожа, “собственноручно изволили забавляться”. И так во всем. Начиная с уборной и кончая библиотекой. Мы бы хотели знать, зачем нужно было вселяться в Зимний дворец? Зачем нужно было есть и спать по-царски…»

Источники:
А. Конивец "Кругом измена и трусость, и обман!" Зимний дворец// сборник «Вокруг Зимнего».
«А.Ф. Керенский: pro et contra», антология.

На фото – Керенский в библиотеке Николая II
Музей политической истории России

19.07.2017 в 13:15


#Деньвистории
На этих двух фотографиях - парадная лестница особняка балерины Матильды Кшесинской в Петрограде в июле 1917 и сто лет спустя.
На историческом фото запечатлен разгром правительственными войсками штаба большевиков 19 июля (6 июля по старому стилю) 1917 года. Не сохранилось ни одного более раннего снимка, запечатлевшего внутренние интерьеры и обстановку в особняке Кшесинской в период пребывания там большевиков (с марта по начало июля 1917 года), поскольку они не пускали к себе "буржуазную прессу".

В начале июля противостояние между Временным правительством и партией Ленина обострилось. Часть ее лидеров (в том числе Льва Троцкого) арестовали, а Ленин тайно покинул Петроград и укрылся в поселке Разлив под Сестрорецком.

После разгрома солдатами большевистской штаб-квартиры журналисты, включая известного петроградского фотографа Якова Штейнберга, получили возможность заглянуть в особняк. Один из журналистов так описал увиденное: "Во всех помещениях царит полный хаос. Стильная мебель запачкана, поломана, многие мелкие вещи унесены. Повсюду валяются тряпки, листы бумаги, шкафы поломаны". Фото Штейнберга опубликовал журнал "Огонек" в №28 за июль 1917 года с подписью "Вид мраморного вестибюля, каким его оставили большевики в момент своего панического бегства".

Ворвавшиеся в особняк Кшесинской солдаты Временного правительства искали, кроме прочего, "германские миллионы" - печать того времени сообщала, что большевики получили от немцев огромные суммы. При разгроме погиб весь архив газеты «Солдатская правда», редакция которой находилась здесь же. Были уничтожены более 10 тысяч солдатских писем в редакцию – именно они на фото под ногами солдат.

Штейнберг и ранее снимал в особняке Кшесинской, но при других обстоятельствах: в феврале 1916 года он сделал большую фотосессию балерины к 25-летию ее работы на императорской сцене.

Хозяйка особняка навсегда покинула свой дом 27 февраля 1917 года, опасаясь расправы из-за близости к императорской семье - в юности у Кшесинской был роман с наследником престола и будущим императором Николаем II, а отцом ее сына стал великий князь Андрей Владимирович Романов. Сейчас в здании находится Музей политической истории России. #тогдаисейчас #Календарь1917 #Ленин #Троцкий #Революция #Кшесинская #Матильда #НиколайII
Музей политической истории России

17.07.2017 в 15:17


Дом Ипатьева в Екатеринбурге, где в ночь на 17 июля 1918 года была убита царская семья. Эта фотография была сделана в 1918 году. #Деньвистории
Музей политической истории России

17.07.2017 в 12:10


100 лет назад Виктор Булла сделал свою знаменитую фотографию обстрела мирной демонстрации на углу Невского и Садовой. Тогда правительство запретило ее публиковать. Что происходило в Петрограде в те драматические дни, расскажет наша новая выставка одного экспоната. #календарь1917
Музей политической истории России

13.07.2017 в 12:40


#ДеньВИстории
160 лет назад в июле 1857 года вышел первый номер журнала «Колокол». В течение 10 лет его издавали в эмиграции писатель и философ Александр Герцен и его друг – поэт Николай Огарев.

В 1850 г. суд приговорил Герцена к лишению прав состояния и вечному изгнанию из России. Он поселился в Лондоне, где основал Вольную русскую типографию для печати запрещенных в России произведений. «Колокол» выступал за освобождение крестьян, упразднение цензуры, отмену телесных наказаний. Издание публиковало открытые письма императору, а также информацию, которой власти не хотели делиться с народом – например, «Колокол» получил и раскрыл данные государственного бюджета страны за 1859 и 1860 годы, а тогда этот документ утверждался царем и не был публичным.

Эпиграфом к «Колоколу» стала фраза Vivos voco! (Живых зову!) Герцен писал, что «это те рассеянные по всей России люди мысли, люди добра всех сословий, мужчины и женщины, студенты и офицеры, которые краснеют и плачут, думая о крепостном состоянии, о бесправии в суде, о своеволии полиции, которые пламенно хотят гласности, которые с сочувствием читают нас».

«Колокол» распространяли в России подпольно, его читали все - от Александра II и высших сановников до гимназистов, об издании спорили и передавали его из рук в руки. Письма с информацией о злоупотреблениях высокопоставленных чиновников стекались к Герцену и Огареву со всех концов России, поэтому у «Колокола» даже появилось обличительное приложение «Под суд!». «Колокол» выходил от одного до четырех раз в месяц, в пик популярности его тираж достигал 3 тысяч экземпляров.
Этот снимок из коллекции нашего музея был сделан двоюродным братом Герцена, известным фотографом Сергеем Левицким. У Левицкого было свою фотоателье неподалеку от Казанского собора, которое считалось одним из лучших в столице. Противник ретуши, он оставил много фотопортретов знаменитых русских ученых, писателей, художников XIX столетия.
Музей политической истории России

12.07.2017 в 17:19


12 июля свой профессиональный праздник отмечают фотографы.
Благодаря уникальной коллекции снимков, сделанных семьей Карла Буллы, мы можем увидеть, как жил Петербург в конце XIX и в первые десятилетия XX века .
Карл Булла считается родоначальником российского фоторепортажа, так как первым получил разрешение снимать на улице. Он не пропускал ни одного важного события в столице, будь то празднование 300-летия династии Романовых, спуск на воду крейсера «Аврора» или наводнение. Городские праздники, портреты политиков и знаменитостей, кадры императорской семьи и повседневной жизни Петербурга – наследие Карла Буллы насчитывает более 200 тысяч негативов и снимков.
Его сыновья Александр и Виктор тоже стали знаменитыми фотографами, им принадлежат уникальные кадры революционных событий в Петрограде 1917 года. Братья снимали жизнь страны в первые десятилетия советской власти, но в 1930-е годы оба были репрессированы. Виктор был арестован по доносу и расстрелян, а Александр отправлен в ссылку на строительство Беломорканала, там он и умер.
На фото - Дворцовая площадь в Петрограде, 1921 г. Авторы – братья Булла
Музей политической истории России

11.07.2017 в 12:18


#революционеры
В июле 1790 года за издание «Путешествия из Петербурга в Москву» был арестован и заключен в Петропавловскую крепость Александр Радищев (1749-1802).
Он был признан виновным в издании книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный… стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства». Автор «Путешествия…» был приговорен к смертной казни, которую Екатерина II заменила 10-летней ссылкой в Сибирь.
Радищева называли «первым русским революционером», а его книга оставалась запрещенной вплоть до начала XX века. Просветительские идеи Радищева были настолько смелыми для своего времени, что Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева». Книга обличала царившие в России крепостнические и самодержавные порядки. Запрет на ее издание был окончательно снят только в период первой русской революции 1905-1907 гг.
Впервые книга была напечатана в домашней типографии Радищева в конце мая 1790 года. Автор договорился со знакомым книготорговцем Зотовым, что имя Радищева не станет достоянием гласности. Всего было напечатано 650 экземпляров, а для продажи в лавку Зотова поступило 26 книг, которые быстро распродали. Значительная часть первого издания «Путешествия…» была уничтожена, но книга активно распространялась в рукописных копиях.
В экспозиции нашего музея представлена рукописная версия «Путешествия…» 1790 года.
#КоллекцияГМПИР
Музей политической истории России

10.07.2017 в 12:03


#МузейныеСреды
Экскурсия "Человек и власть в России в XIX-XXI столетиях"
12 июля (среда), 18:00

Экскурсия посвящена взаимоотношениям человека и государства в переломные моменты отечественной истории. Экспонаты и арт-объекты центральной экспозиции музея помогут понять, как влияли на ход истории поступки властителей и обыкновенных граждан страны.

Посещение – по входному билету в музей. Дети до 18 лет, студенты и пенсионеры – бесплатно.

Предварительная запись по тел. 233-70-52.
Музей политической истории России

07.07.2017 в 15:18


Ждем лета. А это пляж у Петропавловской крепости 80 лет назад. #КоллекцияГМПИР
Главное в Петербурге
Показать еще
Добавьте фестиваль Усадьба Jazz в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на фестиваль 29 июля.

Добавьте фестиваль "Ночь света в Гатчине" в свой календарь, а ГМЗ "Гатчина" в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на мероприятие 12 августа.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку