Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
Ясно  +8…+8°C
Вход Добавить на сайт

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - выставки, режим работы и сайт

+7 (812) 328-14-12
Россия Санкт-Петербург наб. Университетская, д. 3
Адрес СПб, наб. Университетская, д. 3
Район Василеостровский район (Санкт-Петербург)
Метро Василеостровская (1.5 км), Адмиралтейская (875 м)
Телефон +7 (812) 328-XX-XX показать
Сайт http://www.kunstkamera.ru
Работает вт-вск: с 11:00 до 18:00; санитарный день - последний вторник каждого месяца
Теги этнонаукаистория
Вы - владелец этого места?
 
Описание Пожаловаться обновлено 01.08.2017
 

Над городом, задуманным Петром Великим и построенным по его приказу, – три парящих символа: ангел на шпиле Петропавловского собора, кораблик над Адмиралтейством и планетарная (армиллярная) сфера над Кунсткамерой. Три символа – христианской веры, покорения стихий и постижения Вселенной. И хотя армиллярная сфера была утрачена в пожаре 1747 г. и вновь появилась на башне Кунсткамеры только через двести лет, первый общедоступный музей России, несмотря на все перемены, сохранял дух Просвещения, участвуя по мере сил в грандиозном деле инвентаризации Вселенной, завещанном Петром.

Здания Музея расположены в историческом центре Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова. Именно в здании Кунсткамеры в XVIII – XIX вв. располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только нашего Музея, но и Российской академии наук в целом.

Комплекс зданий, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире. Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой. Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.

Одновременно М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки

Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу от 30 сентября 1725 г.. Здание значительно пострадало во время пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани

Первоначальный облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.

В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.  связи с тем, что коллекционные фонды отдела антропологии МАЭ занимали до 1972 г. большую часть подвалов и чердака здания Кунсткамеры, МАЭ в 1973 г. было предоставлено здание Андреевского собора на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании до 1995 г. и находились коллекции и рабочие кабинеты сотрудников отдела. После возвращения Андреевского собора Русской православной церкви МАЭ было выделено здание (первоначально в оперативное управление, а с 2004 г. оно находится на балансе МАЭ РАН) по адресу Средний проспект Васильевского острова, д. 24 (так называемый «дом Аладова»). Это двухэтажное здание, которое часто в архитектурных справочниках называют типичным примером жилой постройки русского классицизма, было возведено в 1806–1809 гг. для подполковника В. Серебрякова, служившего в Адмиралтейств-коллегии. В центре — воротный проезд, оформленный четырехколонным тосканским портиком, поддерживающим балкон. Фасад завершен треугольным фронтоном. Внутри сохранились лестница на сводах и архитектурная обработка внутренних помещений начала XIX века.

В 1830-х годах участок перешел к статскому советнику С.Н. Аладову и принадлежал его семье до 1918 г. В дворовом флигеле (был перестроен в 60-х гг. XX в.; ныне – два дворовых крыла здания) в середине XIX – начале XX вв. жили ряд известных литераторов, журналистов и художников, среди которых можно назвать А.В. Тимофеева (один из поэтов пушкинской поры, печатавшийся в журнале «Библиотека для чтения»), выдающегося русского художника А.Г. Венецианова, академика исторической живописи А.Н. Новоскольцева, известного своими полотнами на библейские и исторические сюжеты.

Читать полностью
Мероприятия в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Упоминается в статьях и новостях Петербурга2 Показать все Kunstkamera: отзывы и комментарии посетителей
Интересность 8
Расположение 7
Интерьер 8
Обслуживание 7
Оценить место   3 голоса
Средняя оценка: 7.5
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 
Санюшка24 декабря 2013 г. 11:01
Самое страшное место это конечно Кунсткамера, зрелище я вам скажу не из самых приятных, и неприятно на все это смотреть с одной стороны, но любопытство берет верх с другой. Во времена Петра I, был издан указ о сохранении родившихся уродов и других необыкновенных вещей. Петр I коллекционировал такие вещи, а так же части уродливых животных в Аптекарской канцелярии. Экспонаты конечно устрашающие, не каждый день такое увидишь. Но несмотря на неприязнь к этим экспонатам они не перестают вызывать интерес у людей, кстати очень интересно наблюдать за реакцией людей, когда они рассматривают тот или иной объект. Дети Горлума это вообще что-то с чем-то, они больше всего и пугают, поэтому людям со слабой нервной системой и психикой смотреть не рекомендую, а тем более водить туда детей. Но детей туда пускают вход свободный, но лично я бы не рискнула травмировать детскую психику.
Ответить
0 / 0
Казарова Лена24 декабря 2013 г. 11:00
Очень-очень давно я хотела посетить этот музей. Но побывавши уже много раз в Санкт-Петертурге, всё никак не могла туда попасть. И вот оно свершилось этим летом! Честно говоря, то ли я так сильно ждала момента, когда туда попаду, то ли не знаю что, но кунсткамера меня не впечатлила. Во-первых, почему-то я была уверена, что она несколько о других вещах, и рассказывать будут также несколько о другом (я пошла туда с экскурсией); во-вторых, мне много говорили, что там страшно, но ничего подобного я не заметила; ну а в-третьих, кроме человеческих уродцев в банках, на что смотреть неприятно, но хотя бы интересно, там ничего нет на чём можно заострить взгляд. Хотя в целом, глядя на обстановку, на статуи стоящие прямо при входе, кажется, что организаторы действительно хотели создать из этого места что-то такое завораживающе-страшноватое. Я бы посоветовала посетить кунсткамеру тем, кто еще не видел, но на что-то особенное не расчитывайте, второй раз вас вряд ли туда потянет.
Ответить
0 / 0
LapoCHka22 октября 2013 г. 17:04
Данный музей я посещала в рамках учебной программы университета. Познавательно в рамках изучения этнографии, но лучше ходить с экскурсией, не одному - больше узнаешь информации полезной. Зал с уродцами интересный, хоть один раз, но взглянуть на них надо!
Ответить
0 / 0
levada22 августа 2013 г. 10:41
В музее скорее больше этнографии, чем антропологии, так как очень много информации о разных народах -быте, культуре, представлены их вещи. Не понравилось отсутствие подписей ко многим экспонатам, особенно на временных выставках. Зал с заспиртованными уродцами всего один, кто идет в кунсткамеру ради них - вам хватит 15 минут. Некоторые залы можно посетить только с экскурсией
Ответить
0 / 0
Анатолий Мохорев24 мая 2011 г. 21:38
18 мая - в День музеев я - Анатолий Мохорев с поэтессой Ниной Кузнецовой-Беловой посетили бесплатно этот великолепный музей. Экспонаты привлекают к себе внимание и мы с удовольствием их смотрели, особенно нам понравились одежды Индии, их труд и сувениры и игрушки. Персонал на наши вопросы отвечал от всей души с улыбкой. Спасибо.
Ответить
0 / 0
Показать еще

Прошедшие события

Показать все

Официальная группа Вконтакте
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

сегодня в 10:50


Телемост соединил Папуа – Новую Гвинею и Россию.

20 сентября 2017 года в пресс-центре ТАСС в Санкт-Петербурге состоялось знаковое событие. В день 146-летия высадки на остров Новая Гвинея знаменитого путешественника и ученого-гуманиста Николая Николаевича Миклухо-Маклая, его потомок и тезка Миклухо-Маклай четвертый протянул виртуальный мост из Папуа – Новой Гвинеи в Россию.

С россиянами общались папуасы, основатель Папуа – Новой Гвинеи сэр Майкл Сомаре и видный общественный деятель этого государства сэр Питер Бартер.

В российской студии собрались журналисты ведущих СМИ, члены «Фонда сохранения этнокультурного наследия имени Миклухо-Маклая» и почетные гости.

Участники телемоста смогли пообщаться и впервые увидеть «Берег Маклая», который называют также райским берегом. На большой поляне на берегу океана собралось около 2,5 тысяч жителей из деревень Горенду, Бонгу и Гумбу, где почти полтора века назад жил и работал великий путешественник и ученый Миклухо-Маклай.

http://www.kunstkamera.ru/news_list/science/2017_09_21/
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

22.09.2017 в 11:56


Андрей Головнёв: «Старая Кунсткамера и новейший Музей антропологии и этнографии вполне гармоничны!»

21 сентября в пресс-центре ТАСС «Северо-Запад» состоялась встреча директора Музея А. В. Головнёва с журналистами. Основной темой разговора стали масштабные преобразования, которые ожидают старейший музей страны в связи с приходом нового руководителя.

Как сообщил А.В. Головнёв, главная цель всех задуманных реформ – найти интересные пути развития, чтобы Кунсткамера воспринималась не как хранилище ценных старых вещей, а чтобы Музею вернуть статус инновационности, с которого, собственно, он и начинался.

- Музей обладает гигантскими ресурсами, в том числе коллекцией, насчитывающей более миллиона уникальных экспонатов, из которых лишь полпроцента выставлены в экспозиции. Наша задача состоит в активации этих ресурсов, в создании новой экспозиции, которая стала бы для посетителя маршрутом открытий - происхождение человека, кругосветное путешествие по народам и культурам, рождение науки о человеке и народах в петровскую эпоху, - поделился с журналистами планами директор МАЭ.

Период «тотальной реэкспозиции» займет не менее 5 лет. Но масштабные преобразования и ремонт не повлияют на работу Музея. Посетители по-прежнему смогут ходить по залам, знакомиться с постоянными экспозициями и наблюдать за процессом обновления.

- Сейчас в Кунсткамере нет экспозиций, которые бы создавались в петровскую эпоху. А, значит, нет таких, которые бы обладали статусом неприкосновенности. Как известно, любая инновация быстро превращается в традицию, - считает А.В. Головнёв.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

21.09.2017 в 11:39


Прямо сейчас в пресс-центре ТАСС директор Кунксткамеры Андрей Головнев рассказывает о перспективах развития музея.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

19.09.2017 в 15:43


Дорогие коллеги, приглашаем вас т принять участие в заседании научного семинара «Наука о Кунсткамере»,
посвященном 370-летию со дня рождения художницы и энтомолога Марии Сибиллы Мериан (1647–1717).
Семинар состоится 28 сентября в 16.00. в МАЭ РАН на экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции».

Программа семинара.

Приветственные слова
- научного руководителя МАЭ РАН, руководителя семинара «Наука о Кунсткамере» д.и.н. Ю.К. Чистова;
- директора Библиотеки РАН И.М. Беляевой;
- Генерального консула Нидерландов в Санкт-Петербурге г-на Ханса Весселинга.

Презентация факсимильного издания книги М.С. Мериан «Метаморфозы суринамских насекомых». Марике ван Делфт, хранитель коллекции редких книг Королевской библиотеки Нидерландов (Гаага).

Мария Сибилла Мериан и Кунсткамера. Дунаева Юлия Александровна (Библиотека РАН), Копанева Наталья Павловна (МАЭ РАН)

Известные издания издательского дома Мерианов в фондах БАН. Стасевич Владислав Александрович (Библиотека РАН)

Представление нового поступления в музейный фонд МАЭ РАН – гравюры «Кайман» из книги М.С. Мериан «Метаморфозы суринамских насекомых».
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

17.09.2017 в 10:44


По случаю празднования 280-летия Василеостровского района в Музее прошла программа «Кунст-камора. 1737», специально созданная к этому юбилею.

Участниками программы стали не только наши современники. В этот день в Музее была воссоздана атмосфера XVIII века. Кунст-камору посетили крестьяне, придворные особы и заморские гости – со времен Петра Первого в музей могли прийти все желающие «без различия чинов и званий».

Роли посетителей ушедшей эпохи успешно исполнили участники фольклорных коллективов «Горница», «Топотушки», студии «Жаворонок», преподаватели и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского музыкального училища им. Римского-Корсакова, а также участники танцевальных коллективов «Рондино», «Les images baroques», «Амариллис», «Исторические танцы на Обводном», школы ирландского танца «Мирквуд».

Листки календаря, доступные всем желающим, рассказывали о событиях, происходивших в Кунсткамере в 1737 году. Участники программы отвечали на вопросы и получали конфеты в награду за правильные ответы. А некоторые счастливчики, таких было пять, выиграли супер-приз: экскурсию на экспозицию «Большой Готторпский глобус». Праздник в Музее удался!
http://www.kunstkamera.ru/news_list/museum/2017_09_14/
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

15.09.2017 в 16:14


15 сентября 1907 года родился выдающийся отечественный ученый Михаил Михайлович Герасимов (1907–1970) – антрополог, скульптор и археолог, создатель метода портретной реконструкции лица по черепу, автор многочисленных графических и скульптурных документальных портретов древних людей и исторических деятелей. Усилиями М.М. Герасимова реконструкция лица по черепу превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

Именно благодаря М.М. Герасимову антропология привлекла внимание тысяч людей, от нее далеких. Ученый родился в Петербурге, работал во многих музеях страны, участвовал в археологических экспедициях. В 1950 г. при Институте этнографии Академии наук СССР была создана Лаборатория пластической реконструкции, работой которой М.М. Герасимов руководил в течение двадцати лет, до самой смерти. Дело его жизни продолжили его ученики.

За годы кропотливой работы М.М. Герасимов детально изучил анатомическую зависимость между строением лицевого скелета и мягких тканей лица и впервые в мире доказал, что, воссоздавая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства. Метод Герасимова универсален. Каждая скульптурная реконструкция – это одновременно и научный документ, и произведение искусства, и образ живого человека.

Эти научно достоверные образы предоставляют уникальную возможность «взглянуть в лицо» далеким предкам, более конкретно и наглядно представить себе процесс становления человека и древнейшие этапы человеческой истории.

К 110-летнему юбилею ученого представляем коллекцию пластических реконструкций Михаила Михайловича Герасимова из собраний отдела антропологии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Это: реконструкции облика обезьян и древних гомининов, древних и средневековых людей, а также несколько реконструкций облика русских князей. Часть работ была выполнена на основании краниологического материала отдела, например, реконструкции внешнего облика мужчин из могильника на Южном Оленьем острове (Онежское озеро), кочевника из Киргизии и др.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

13.09.2017 в 22:33


«Непал — страна богов».

В четверг, 14 сентября, Маргарита Альбедиль, одна из ведущих специалистов по религиям и философии древней и современной Индии, прочитает лекцию «Непал — страна богов» в Государственном музее Востока.

По словам жителей Непала, богов на их земле больше, чем людей, а храмов — больше, чем домов. Индуизм тесно переплетается с буддизмом, поскольку именно здесь родился Будда Шакьямуни — основатель этой религии. В Непале до сих пор сохраняется культ живой богини Кумари, а кое-где встречаются и древние шаманские культы.
Хотите разобраться во всей этой пестрой мозаике? Приходите в Государственный музей Востока! Во-первых, здесь открылась выставка «Сокровища Гималаев», в которой представлены в том числе и предметы из коллекций МАЭ. Во-вторых, есть возможность послушать лекцию «Непал — страна богов», которую прочитает Маргарита Федоровна Альбедиль, советский и российский этнограф, историк и религиовед, автор более 250 научных и научно-популярных публикаций об Индии. Лекция будет полезна востоковедам и тем, кто собирается в путешествие по Непалу.

«Непал — страна богов»
14 сентября, начало в 19:00.
Государственный музей Востока, Никитский бул., д. 12а.

На фотографии: Тибетский храм начала XX века. Фотоахив МАЭ.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

13.09.2017 в 22:26


Приглашаем наших петербургских подписчиков на мероприятие Европейского университета.


14 сентября 18:00 Конференц-зал Европейского университета, ул. Гагаринская, 3А

МИГРАНТЫ В РОССИИ: происходит ли религиозная радикализация?

Факты религиозной радикализации в среде мигрантов, которые приезжают из стран Центральной Азии в Россию, обратили на себя особое внимание в связи с активным рекрутингом «исламского государства» в свои ряды выходцев из этого региона, а также участием последних в серии терактов в Турции. Многие эксперты задались вопросом, можно ли говорить о том, что оказавшиеся в России центральноазиатские мигранты представляют собой благоприятную почву для распространения наиболее экстремальных форм религиозности? Слом социальных структур и привычных практик, социальная изоляция и негативное отношение местного общества в условиях миграции облегчают, как некоторые эксперты полагают, процесс радикализации. В своём докладе Сергей Абашин, отталкиваясь от современных социологических и антропологических исследований, рассмотрит основные особенности миграции из Центральной Азии в Россию, её структуру, динамику, правовой статус мигрантов и условия их жизни, доминирующие стратегии мигрантов и представления о своём будущем. В докладе пойдёт речь о месте религиозности в идентичности и практиках мигрантов, о типах религиозности и о возможности возрастания радикальных настроений.

Регистрация: https://eusp.timepad.ru/event/566450/
Подробности: eu.spb.ru/forthcoming-events
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

13.09.2017 в 19:37


Специалисты Музея принимают участие в мероприятиях Дней Узбекистана в России, которые проходят в Москве 11-15 сентября и приурочены к 25-летию установления дипломатических отношений между странами.
13 сентября заместитель директора МАЭ РАН к.и.н. Юлия Купина и заведующая отделом этнографии Центральной Азии к.и.н. Марьям Резван участвуют во встрече, посвященной культурно- просветительному проекту «Сокровища культурного наследия Узбекистана в музеях мира». В рамках проекта будет издан альбом "Сокровища культурного наследия Узбекистана в собрании Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук". Альбом представит богатый диапазон собраний Музея по культуре народов Узбекистана, в том числе уникальные иллюстративные материалы, редкие образцы текстиля и ковроделия.
В мероприятии принимают участие специалисты из Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Российской национальной библиотеки, Российского этнографического музея, Института восточных рукописей РАН, коллекциям которых посвящены первые пять томов данного проекта.
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

12.09.2017 в 11:45


11 сентября 2017 года стартовала экспедиция к "Берегу Маклая" во главе с Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем. Уже через два дня путешественников и ученых будут встречать в Папуа – Новой Гвинее. Потомка великого «Тамо русс» ждет вся страна.
Впервые в новейшей истории России научно-исследовательская экспедиция, в составе которой видные ученые и кинодокументалисты, посетит знаменитый «Берег Маклая», который сегодня называют райским берегом.
Подробности читайте на нашем сайте http://www.kunstkamera.ru/news_list/science/2017_09_11/
Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии.

10.09.2017 в 22:40


В онлайн библиотеке МАЭ открыт доступ к коллекции «Образы, символы, знаки верхнего палеолита: древности археологического собрания МАЭ».

Каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита из археологического собрания МАЭ РАН «Верхний палеолит: образы, символы, знаки» был выпущен Издательством «Экстрапринт» в 2016г. Ответственный редактор - Г.А. Хлопачев, заведующий отделом археологии МАЭ РАН, кандидат исторических наук.

Выход книги был приурочен к двум значимым для отечественной науки датам: 300-летию Петербургской Кунсткамеры и 120-летию Отдела археологии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН.

Настоящее издание представляет собой подробный научный иллюстрированный каталог предметов искусства малых форм и уникальных находок верхнего палеолита с территории центра Русской равнины и Сибири, хранящихся в археологическом фонде МАЭ РАН. В каталоге содержится подробное описание и атрибуция 150 предметов, являющихся неотъемлемой частью мирового культурного наследия и позволяющих в полной мере составить представление о сложной и загадочной системе образов, символов, знаков древнейшей эпохи истории человечества. Представлены результаты исследований по истории формирования и составу палеолитических коллекций МАЭ. В издание также включен раздел «Научные исследования», в котором собраны статьи известных отечественных и зарубежных специалистов.

Каталог включает в себя шесть тематических разделов: изображение человека, украшения, изображения животных, орудия охоты, орудия труда и геометрические знаки.

Имеющиеся в коллекциях МАЭ изображения человека — это в основном женские статуэтки, так называемые «палеолитические венеры». Самая древняя найдена в результате раскопок ориньякской стоянки Холе-Фельс в Германии и датируется 35 тыс.л.н. В археологическом собрании МАЭ представлены сразу две статуэтки, которые делят между собой почетное право называться первой подобной находкой, сделанной на территории СССР. Одна из них была найдена П. П. Ефименко в ходе раскопок стоянки Костенки 1 в 1923г. Другая, менее эффектная и фрагментированная, происходит из раскопок С. А. Круковского этой же стоянки в 1915г.

Каталог коллекции «Образы, символы, знаки верхнего палеолита: древности археологического собрания МАЭ» адресован историкам, археологам, искусствоведам и всем, кто интересуется древнейшей эпохой истории человечества — палеолитом. Представленные в альбоме предметы искусства малых форм из собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН дают уникальную возможность познакомиться с очень важной частью древнейшего культурного наследия человечества и по-новому оценить место и значение образа женщины в искусстве палеолита Восточной Европы.

http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/06/978-5-88431-302-6/
Главное в Петербурге
Показать еще
Лучшее за неделю
Добавьте концерт группы "Пицца" в свой календарь, а клуб "Космонавт" в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт 30 сентября.

Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть проживание в одном из отелей сети Tallink Hotels.

Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку